Автор: Митряева Анна Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Зашижемская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: село Зашижемье Наименование материала: Внеклассное мероприятие для детей младшего школьного возраста Тема: Деревенские посиделки Раздел: начальное образование
МОУ «Зашижемская СОШ», Республика Марий Эл.
Митряева Анна Александровна, учитель начальных классов.
Деревенские посиделки
Музыкально – литературная композиция для детей младшего школьного
возраста
Это внеклассное мероприятие, которое знакомит детей с народными
традициями, песнями, играми, шутками.
Цель: изучение фольклора с детьми младшего возраста.
Оборудование: класс украшен в фольклорных традициях, предметы быта и
прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные
кружева, деревянные расписные и гончарные изделия, русские народные
игрушки прикладного искусства, самовар, чай, блины, калачи.
Приглашённые: бабушки в старинных русских костюмах, гости.
Ведущая (хозяюшка) в русском народном костюме обращается к детям, тоже
одетых в русские костюмы.
Хозяюшка В старые времена был такой обычай у русских людей: как
заканчивали полевые работы - собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали –
коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как
говорится в русской пословице, « от скуки бери дело в руки». Вот и
проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на
полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да
плошки вытачивают.
Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у
них и спорилась.
И мы собрались сегодня в моей горнице на посиделки. Деревенский
народ весёлый, песни петь любит да в игры играть, хороводы водить. А как
коротали долгие зимние вечера в старину расскажут наши бабушки.
Бабушки сидят за рукоделием: кто прядёт, кто вышивает, кто вяжет и по
очереди не торопясь ведут свойрассказ. Девочки тоже сидят за рукоделием
и слушают бабушек.
Бабушки ( под тихую народную музыку) : В каждой деревне, в каждом селе
были свои посиделки. Роднило их всех одно – собирались, чтобы себя
показать, да на других посмотреть, переброситься частушкой , посоперничать
в потехах и забавах.
Посиделки устраивались в каком-либо доме с просторной горницей и
гостеприимной хозяйкой, которая сама любила попеть , рассказать какую-
нибудь небывальщину, вспомнить про свою молодость, поговорить про
горести и про радости.
На посиделки приходили и девушки, и парни после трудового дня, и это
было праздником для крестьянской молодежи. Невсегда родители отпускали
их, поэтому дома нужно было хорошо поработать, чтобы заслужить
праздничный отдых. А если родители и отпускали, то обязательно давали с
собой работу: напрясть пряжу из шерсти, связать кружево, и т.п. Юноши тоже
без работы не сидели, они плели лапти и др.
Была у ребят и другая забота: нужно было угодить хозяйке, помочь ей по
хозяйству, принести воды, наколото дров, растопить печь…
На посиделки каждый должен был что-нибудь принести: дров для печи,
керосина для лампы, муки для блинов …
Ну, а когда работа закончена, можно было повеселиться. Молодые люди
играли в жмурки, танцевали русский перепляс, пели песни…
На посиделках велись и серьезные разговоры. Мечтали о лучшей жизни, о
том, чтобы обучиться грамоте, ведь грамотных людей на селе было немного.
Долг платежом красен. Летом хозяйке, пускавшей молодежь на посиделки( а
проходили они только долгими зимними вечерами) помогали работать в
огороде и в поле.
Двое детей рассказывают:
Мальчик Под малиновым кусточком
Шелкова трава растёт,
Под рябиновым кусточком
Цветик розовый цветёт.
Под калиновым кусточком
Наша Катя платье шьёт.
Девочка (сидя на скамье с рукоделием):
Иголка, иголка,
Ты тонка и колка,
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик.
Хозяюшка В народе говорили: «Какова пряха, такова на ней и рубаха»
Девочки инсценируют песню и исполняется танец «Прялица»
Хозяюшка Много сложено пословиц о трудолюбии. Давайте их вспомним.
Я буду по очереди буду говорить начало пословицы, а вы мне будете отвечать
ее окончание.
Без труда… (не вытащишь рыбку из пруда).
Дело мастера… (боится).
Без дела жить - … (только небо коптить).
Маленькое дело лучше… (большого безделья).
Есть терпение - …(будет и умение).
Хозяюшка А я вам другую пословицу напомню:
«Спишь, спишь и отдохнуть некогда». Прокого это сказано? (Дети отвечают)
Сценка (заняты трое детей)
Первый Не колода- лодырь, не пень,
Второй А лежит целый день.
Первый Не жнёт и не косит,
Вместе А обедать просит.
Второй Тит, иди молотить!
Тит Живот болит. (Отворачивается, лёжа на скамье.)
Первый Тит, иди кашу есть!
Тит Где моя большая ложка?
Садится, показывает ложку.
Первый и второй (вместе). Хочешь есть калачи, не сиди на печи!
Хозяюшка Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах, щелкают
орешки да творят насмешки.
Гости исполняют шутливые диалоги:
1.
– Федул, что ты губы надул?
- Кафтан прожег.
- Можно ли зашить?
- Иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
2.
– Фома, что из леса не идешь?
- Да медведя поймал.
- Так веди его сюда.
- Так он не идет.
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!
3.
– Что ваши девчата делают?
- Шьют да поют.
- А матушки?
- Порют, да плачут.
Хозяюшка Не засиделись ли мы за работой? Заведём – ка мы хоровод!
Бабушки вместе с ребятами водят хоровод (русская народная песня
«Виноград у нас в бору растёт»).
Хозяюшка Загадаю вам загадку, а отгадка в моей горнице находится:
«Сама не ест, а всех кормит». (Ложка)
Мальчики четвёртых классов исполняют танец с ложками (русская народная
песня «Мой муженька - работёшенька).
Хозяюшка Попробуйте отгадать вторую мою загадку:
Кто любит морковку Портит в огороде грядки
И прыгает ловко, И удирает без оглядки?
(Заяц)
После того, как дети отгадывают загадку, один из старших мальчиков
наряжается зайкой, остальные мальчики встают вокруг него в круг. Дети,
стоя в кругу, произносят текст:
Заинька, по сеничкам Серенький, по сеничкам
Погуляй, погуляй, Погуляй, погуляй!
Ребёнок – заяц прыгает на обеих ногах внутри круга, как бы ища выход.
Заяц (останавливается и говорит)
Некуда заиньке выскочить,
Некуда серенькому выпрыгнуть.
Дети (хлопая в ладоши)
Заинька, попляшешь, так и выпустим!
Заинька, попляшешь, так и выскочишь!
Ребёнок – заяц приплясывает и выскакивает из круга.
Хозяюшка Вот и славно мы поработали и отдохнули, пора и за стол
садиться. (Всех приглашает к столу пить чай с блинами и баранками).
Хозяюшка Засиделись мы, заигрались. Вечер поздний. Пора нам
расходиться. Прощайте. Заходите на огонёк в другой раз.
Литература
1.Бахтин В. От былины до считалки. М.: Детская литература, 1988.
2.Бекина С. Гармошечка – говорушечка. М.:Музыка, 1987.
3.ВетроваВ. Ладушки, ладушки… М.: Знание, 1995.
4.Занимательноеазбуковедение. / Сост. В. Волина. М.: Просвещение, 1991.
5.Лазутин С.Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы.
М.: Высшая школа, 1990.
6. Русский фольклор./ Сост.В. Аникин. М. Худ. Литература, 1986.