Концерт как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей
Автор: Горбатых Алла Николаевна Должность: преподаватель высшей категории по классу фортепиано Учебное заведение: МАОУДО " Детская музыкальная школа №1" Населённый пункт: г. Набережные Челны РТ Наименование материала: статья Тема: Концерт как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей Раздел: дополнительное образование
Концерт как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей.
Горбатых А.Н.
преподаватель высшей категории
по классу фортепиано
МАОУДО «Детская музыкальная школа №1
г. Набережные Челны РТ».
Обучение
игре
на
музыкальных
инструментах
всегда
было
особенно
драматическим. История сохранила жуткие рассказы о том, как колотил отец
юного Бетховена, как били и запирали в чулане маленького Паганини. Похоже,
этот
«обычай»
как-то
въелся
в
кровь
педагогам-музыкантам.
Складывается
впечатление, что музыкальная педагогика у нас остается авторитарной, но это
абсолютно не так! Массовый характер детского музыкального образования у
нас в стране побуждает педагогов к поиску таких путей обучения, которые
сделали бы процесс приобщения к музыке и овладения навыками игры на
музыкальном инструменте доступными ребенку с самыми обычными данными.
Надо помнить, что процесс обучения должен быть посильным и радостным, так
как интерес к занятиям у ребенка, как правило, угасает, если постижение основ
музыкального искусства сопряжено с непомерной затратой усилий. Ведь на
свой первый урок музыки шести-, семилетний ребенок приходит с сияющими
глазами, с огромным ожиданием, с безграничной любовью к незнакомому миру
звуков и только от нас, преподавателей зависит, как мы сможем распорядиться
этим
запасом
детского
восторга.
У
ребёнка
мало
знаний
и
опыта,
но
его
эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обострённо чувствует
добро и зло, фальшь и искренность. Обучение музыке способно сохранить в
детях эту свежесть и обострённость чувств. "Каждому ребёнку необходимо,
чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны,- писал
известный американский педагог Б.Спок.— Дети с неразвитой эмоциональной
сферой вырастают холодными и замкнутыми". Одним из важнейших средств
эмоционального развития становится музыка, для которой язык эмоций родной.
Семилетняя
девчушка
Миляуша,
играет
пьесу
"Болезнь
куклы"
из
"Детского
альбома"
П.Чайковского,
и
её
глаза
погрустнели,
она
с
каждым
исполнением
пьесы
вновь
и
вновь
переживает
за
бедную,
больную
куклу.
Обращаясь
непосредственно
к
чувствам,
музыка
развивает
у
детей
эмоциональную
чуткость,
способность
сострадания
чужому
горю,
чужому
несчастью.
Серёжа,
8
лет,
прослушав
пьесу
Шумана
"Первая
утрата",
нарисовал
рисунок: птенчик выпал из гнезда и лежит под деревом. Прилетели птички,
папа и мама. Они сидят, нахохлившись, на краю гнезда и тоскуют.
Катя, 9 лет, играя пьесу с недетским названием «Секунда» Н.Жиганова,
услышала в ней проказы маленького домовенка, из прочитанной ею детской
книжки, и ярко, артистично показала его в музыке.
Слушая музыку, исполняя её, пытаясь выразить чувства, охватившие их
при этом, даже немного выдумывая, дети учатся доброте, душевной тонкости.
Это
значит,
что
потребность
выразить
свои
переживания
и
узнать
переживания, уже прожитые другими людьми является корнем мотивации к
занятиям искусством.
В психологии выделяют внутреннюю и внешнюю мотивации. Внешняя –
это чаще всего «кнут и пряник». Что в педагогике является «кнутом», а что
«пряником»? Обе роли чаще всего выполняет оценка. Но уповать на силу такой
внешней
мотивации
не
стоит,
поскольку
с
возрастом
ученики
все
меньше
значения придают формальным оценкам. Что же тогда? Развитие внутренней
мотивации
учеников.
Откуда
же
произрастает
внутренняя
мотивация?
Из
стремления
подражать
тем
людям
и
общностям,
которые
по
каким-либо
причинам привлекательны для ребенка, и обретение себя, в этом сообществе.
Ни
одна
сфера
не
дает
такой
возможности
в
утверждении
собственной
индивидуальности
ребенка,
как
искусство
(ведь
нельзя
в
математике
или
биологии по-своему трактовать законы и формулы). И это важнейший мотив,
приводящий подростков в субкультуры, отвечающие их индивидуальности и
потребности в идентификации.
К
каждому
ученику,
преподаватель
современной
школы
находит
свой
отдельный
подход,
свой
собственный
лад,
язык
общения.
На
уроке
царит
атмосфера доверия и понимания. Мы не наказываем ребенка за то, что он – ещё
ребёнок. Мы даем руку помощи, как друзья: опирайся, пока тебе нужно. Я в
тебя верю – ты обязательно окрепнешь. И ребенок, почувствовав нашу помощь,
начинает с нами благодарно сотрудничать. Вместе с огромными успехами, в
человечке растет самоуважение и вера в собственные силы.
Как закрепить и не растерять в рутине образовательного процесса пиковые
состояния
творческой
увлеченности?
Это
важнейший
вопрос
педагогики
искусства.
Необходимо эти состояния использовать как ступеньки к еще большему
росту
в
творчестве.
Наибольшие
пики
во
«флоу-состояниях»
(состояние
легкости,
«полета»)
бывают
в
ситуациях
публичных
творческих
актов
–
выступлениях, концертах, спектаклях и т.д. Сила такой публичности в том, что
стрессовый фактор, подобно аварийной системе, растормаживает все скрытые
ресурсы,
подчас
спящие
в
ученике,
и
полученный
суммарный
эффект
характеризуется
колоссальным
«энерговыигрышем»
(понятие
введено
и
разработано В.Е. Вифляевым), ощутимым и в теле, и в душе, и в разуме.
Становятся доступными новые ощущения, переживания, осеняют новые мысли,
идеи, образы. То есть ученик со сцены может выйти удивленным открытию
самого себя, способного на большее, нежели он предполагал. А ведь именно это
состояние
Г.Г.
Нейгауз
называл
«островом
радости»,
к
которому
каждый
человек искусства стремится всю жизнь!
Лучшая мотивация обучения для маленьких музыкантов - это концерт . Как
только планируется новый концерт — сразу занятия начинают идти веселее и
продуктивнее. Концерт также хороший повод поделиться со всеми новыми
достижениями и радостью музицирования, а родители могут увидеть, чему
новому научились их дети. Концерты моих учеников это всегда не только
сольные выступления, но и всевозможные ансамбли. Организация тематических
концертов в нашей школе любимое занятие и преподавателей, и учеников .
Каждое выступление учащегося должно быть в радость. Участвуя в концертах,
дети получают удовольствие от общения с музыкой, они видят, как приятно для
окружающих их умение играть на инструменте – все это служит формированию
мотивации, благодаря которой возрастает интерес к занятиям музыкой. В ходе
подготовки
к
концертам
ребята
разучивают
фортепианные
пьесы,
в
соответствии с темой концерта, оттачивают исполнительские навыки, добиваясь
артистичного,
эмоционального,
выразительного
исполнения.
Проводятся
репетиции в концертном зале, обсуждение будущих выступлений, знакомства с
историей
того
или
иного
героя,
прослушиваются
аудио
или
видео
записи
выбранных сочинений.
Людям обычно очень трудно заставить себя делать какую-то вещь каждый
день,
если
они
не
имеют
достаточно
весомых
причин
для
этого.
Все
препятствия в жизни становится намного легче преодолеть, когда появляется
цель и она становится достаточно важной для нас.
Так,
на
Новый
год
состоялся
костюмированный
концерт
«Маскарад
музыкальных героев». Сказочник представляет героев маскарада: баба яга и
мужик, возвращающийся с работы, воробей и кукла, мотылек и клоун и другие.
Или
инсценированный
концерт
«Венские
классики».
Именно
в
Вене
организовывались
в
светских
домах
музыкальные
собрания,
которые
назывались
«академиями».
Дети
изображают
аристократическую
знать,
которую принимают сегодня во дворце австрийского императора. Неспешно
идет беседа о молодом В.Моцарте, о состязаниях М.Клементи и В.Моцарта, о
несокрушимой воли и стойкости Л.В. Бетховена. О волнении дети просто и не
вспоминают, так они вживаются в роли! Обязательно пишется яркая афиша,
готовятся дипломы и сувениры участникам концерта, родители записывают
концерты на видео.
А чтобы повысить интерес зрителей к концертным выступлениям, нужно
постараться провести их нестандартно. Например, сопровождать выступления
учащихся презентацией или слайд – шоу в программе Microsoft Power Point.
Концерт
с
мультимедийным
оформлением,
воспринимается
зрителями
с
большим
интересом.
Оно
помогает
более
точно
и
полно
раскрыть
тему
концерта, расширить кругозор учащихся и зрителей. Мы с успехом проводим
такие
концерты
и
с
каждым
разом
наши
презентации
становятся
ярче,
интересней,
разнообразней
и
увлекательней.
Создавая
новые
проекты,
мы
открываем новые возможности создания слайд – шоу. Так известно, что у детей
преобладает наглядно-образное мышление, поэтому под исполнение инвенций
И.С.Баха на экране показываем слайд-шоу фресок соборов, картины известных
художников.
Сольный концерт – это серьёзный итог работы преподавателя и ученика.
Сыграть сольный концерт может далеко не каждый учащийся музыкальной
школы. Во-первых, это объёмная программа, состоящая не менее, чем из 6-8
произведений.
Во-вторых,
юный
музыкант
должен
обладать
выдержкой,
умением держать себя на сцене, чтобы не "растерять" то, что было сделано в
классе. В-третьих, самое главное! Юный музыкант должен иметь определенный
"груз" за плечами: пианистическая техника, музыкальность, свое слышание
музыкального произведения, умение донести до слушателя музыкальный образ,
созданный совместно с преподавателем.Готовясь к сольному концерту, ребенок
идет на очередной рекорд, соревнуясь сам с собой. То есть выполняет рутинную
работу с превеликим удовольствием! Чего, собственно говоря, мы и добивались.
А сколько гордости, и какой заряд позитива получает «герой» концерта! Это
отличный трамплин для дальнейших успехов и увлеченных занятий музыкой!
В
Европе
есть
старая
добрая
поговорка:
чтобы
стать
по-настоящему
образованным,
нужно
получить
минимум
три
диплома:
прародителей,
родителей и свой. Помощь родителей нужна и даже очень! И в первую очередь
для
того,
чтобы
помогать
поддерживать
интерес
у
ребенка.
Конечно,
замечательно, когда мама или бабушка (а тем более папа!) могут помочь сделать
домашнее задание и исправить ошибки, но даже простое внимание и поддержка
имеют большое значение, особенно на начальном этапе. С другой стороны, если
родители не учились музыке то, что мешает им начать вместе с ребенком? Мы
же
учимся
делать
множество
вещей
во
взрослом
возрасте,
осваиваем
компьютерные программы, например, и не говорим, что уже поздно Конечно
ребенок очень скоро начнет обгонять их, а потом еще и учить, и ошибки
исправлять, но это же замечательно!
Знаменитый японский педагог-новатор
Шиничи
Сузуки,
обучавший
малышей
игре
на
скрипке,
предлагал
также
краткий
курс
игры
на
скрипке
для
родителей,
и
считал
обязательным
совместные прослушивания музыки и участие мам в домашних занятиях. Так
был организован концерт «Семейный ансамбль», где дети играли в 4 руки со
своими мамами, бабушками или сестрами .
И
так:
выступления
на
концертах
повышает
интерес
к
занятиям
в
музыкальной школе. Это мощный мотивирующий фактор, когда по окончанию
концертов преподаватель фиксирует внимание только на удачах, открытиях,
новых
ощущениях,
переживаниях,
которые
можно
попытаться
повторить,
закрепить. Тогда эйфорическая мотивация сделает свое дело – закрепит именно
такой
способ
переживания
полета
и
счастья
и
будет
манить
ученика
к
повторному проживанию, к поиску новых пиковых переживаний, к занятию
этой деятельностью и этим искусством как способом самовыражения и формой
интеллектуально-творческого прорыва. Это все, конечно, неосознаваемо самим
учеником, но педагог на то и педагог, чтобы вести к таким состояниям и тем
самым поддерживать внутреннюю мотивацию.
Используемая литература :
1.
Ганзбург, Г.Г. «Ваш ребенок и музыка» Харьков, 2006г, гл.8,9
2.
Торопова, А. В. «Мотивация к занятиям искусством», газета «Играем
с начала», 2011-09-01