Первые навыки педализации на раннем этапе обучения
Автор: Агапова Татьяна Владимировна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств рабочий поселок Средний" Населённый пункт: Иркутская область Усльский р-он поселок Средний Наименование материала: Методическая разработка Тема: Первые навыки педализации на раннем этапе обучения Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств рабочего поселка Средний»
Первые навыки педализации на раннем этапе обучения
Создала: Агапова Татьяна Владимировна
преподаватель высшей категории
по классу фортепиано
Относительно
употребления
педали
на
раннем
этапе
обучения
игре
на
фортепиано
существует
множество
мнений.
Среди
противников
–
автор
«Методики обучения игре на фортепиано» профессор А.Д. Алексеев. «В
течение первого года обучения детям трудно справляться с педалью даже
тогда, когда их ноги достают до нее. Приступать к изучению педализации
следует
лишь
того,
как
ученик
получил
известную
пианистическую
подготовку».
Но
тогда
как
же
быть
с
известным
высказыванием
А.
Рубинштейна «Педаль – душа рояля»? Выходит, мы целый год, а даже и два
должны учить ребенка играть на инструменте, заведомо лишенном души! А
далее,
когда
репертуар
начинает
складываться
из
произведений,
которые
исполнять без педали невозможно, спохватываемся и начинаем «натаскивать»
на конкретную педализацию в конкретном произведении вместо того, чтобы
как
можно
раньше
воспитывать
у
него
педальное
чутье,
слуховой
контроль,понимание цели и результата управления педалью. По словам того
же
А.
Рубинштейна,
«Хорошая
педализация
–
¾
хорошей
игры
на
фортепиано», то и внимание ей должно уделяться соответствующее. При
этом возраст ребенка, его физические данные – не помеха, ведь педагог
может подобрать репертуар, доступный любому возрасту. А для удобства
игры
с
педалью
использовать
специальные
приспособления.
Несколько
вариантов таких приспособлений дает в своем сборнике «Первая встреча с
музыкой»
А.Д.Артоболевская
(кстати,
сторонница
раннего
применения
педали в работе с учеником). По мнению Г. Г. Нейгауза «педаль надо уметь
брать так, как умеешь брать пальцами ноту или аккорд – на лету». Заметьте,
«надо уметь». Это значит – надо обучать специально, так же, как учим мы
детей извлекать звук, овладевать различными техническими приемами игры.
Работу
над
педализацией
я
начинаю
с
первых
уроков
так
же,
как
над
основными игровыми приемами и веду ее по двум направлениям:
1.
Развитие техники педализации;
2.
Воспитание слухового контроля за педалью (это крайне важно, так как
«Воспитанное
ухо
сумеет
дать
верный
приказ
ноге
и
рукам»
Н.
Голубовская).
При
первой
встрече
с
учеником
рассказываю
ему
о
возможностях
инструмента, в том числе и о «тайнах» педали. Правая педаль помогает
достичь
большей
певучести,
объединить
то,
что
невозможно
соединить
руками
(связующая
функция),
правая
педаль
может
так
же
по-разному
окрасить звучание инструмента (колористическая функция). Рассказываю о
назначении левой педали, о смысле применения средней педали (модератора,
либо в некоторых инструментах- педали Стенвея).Рассказ о возможностях
педалей
обязательно
иллюстрирую
подходящими
музыкальными
фрагментами. Ребенок слышит насколько обогащается звучание инструмента
с педалью, у него появляется желание самому играть и играть непременно с
педалью. Возможно ли это? Да возможно. У детей младшего возраста руки
довольно неплохо подготовлены к занятиям на фортепиано(лепка, рисование,
настольные и спортивные игры, конструкторы, формируют комплекс умелых
и довольно быстрых движений руками от плеча до кончиков пальцев). А
опыта движений ногами, аналогичных движениям при педализации, дети не
имеют. Поэтому в комплекс музыкальной гимнастики для рук и корпуса я
обязательно ввожу упражнения для ног с педалью. Поначалу надо показать
ученику, в каком положении должна находиться нога на педали. Подошва
прикрывает лапку педали, а не всю педаль, и отрегулировать силу давления
ноги на педаль(здесь педагогу придется не полениться и рукой понажимать
на стопу ребенка, стоящую на педали). При этом можно рассказать, что если
грубо давить на педаль или резко ее отпускать, то педаль начнет «рычать»,
будет очень недовольна. Изображаю сама «шумную» педаль с множеством
наслоившихся
обертонов,
затем
показываю
аккуратную
«мирную»
педализацию, в том же самом музыкальном отрывке. После того, как у
ученика появится сноровка в постановке ноги на педаль и правильное ее
нажатие, можно приступать к упражнениям.
«Тик
–
так»
-
нога
на
лапке
педали,
нажать
педаль
–
«тик»
и
при
фиксированной пятке носок отводить вправо, опуская всю ступню на пол.
Справа от правой педали «так». Затем возвращаем педаль в первоначальное
положение. Упражнение повторять несколько раз, следя чтобы прикосновение
подошвы к педали и к полу было бесшумным. Цель – умение приготовить
ногу к педализации, если педаль берется в нескольких отдельных фрагментах
произведения. Развивается подвижность стопы.
«Солнце»
-
при
фиксированной
пятке
делать
круговые
движения
стопы,
вокруг педали по часовой стрелке (солнце всходит) и против часовой (солнце
заходит).
Цель
–
подвижность
стопы.
Освобождение
мышц
бедра
и
щиколотки.
«Дворники» - при фиксированной пятке прикоснуться к поверхности педали
подошвой и не нажимая, скользить по ее поверхности поочередно вправо и
влево (имитация движения автомобильных стеклоочистительных щеточек по
стеклу).
Цель
–
ощущение
подошвой
поверхности
педали,
подвижность
щиколотки, опора на пятку без излишнего давления от бедра.
«Кузнечик» - нажать педаль, зафиксировать ногу в этом положении, затем
быстро, но не резко поменять педаль и так несколько раз(имитация скачков
кузнечика). Цель – подготовка к запаздывающей смене педали.
«Этажи»
-
коснуться
подошвой
педали
и
короткими
фиксированными
движениями опускать ногу на педаль до самого «донышка». Таким образом,
нога как бы останавливается на разных «этажах», опускаясь все
ниже, а
затем так же по «этажам» поднимается. Цель – умение пользоваться разными
вариантами неполной педали и определить окончание педального люфта. В
дальнейшем можно пользоваться «этажами» в упражнении
«Найди педаль»: опустить ногу на педаль, слегка нажать лапку (как бы на
один этаж) и, удерживая педаль в таком положении, взять любой звук в
среднем регистре штрихом staccato, если при этом звук останется, значит,
педаль «ответила», а если исчезнет – нужно повторить все этажом ниже. И
так до тех пор, пока на каком – либо «этаже» звук, извлеченный staccato, не
останется на педали.
«Заячий хвостик» - нажать педаль примерно до середины ее хода и на этом
уровне делать быстрые, мелкие вибрирующие движения подошвой. Педаль
как бы «трепещет», как заячий хвостик, при этом не касаясь «донышка» и
«потолка». Необходим слуховой контроль – избегать гула и стука педали, и
подошвы.
Цель
–
развитие
мелкой
техники
педализации.
«Какие
незаменимые
услуги
оказывает
педаль,
если
уметь
ею
пользоваться
мимолетно, шестнадцатыми, даже тридцать вторыми!» Г. Г. Нейгауз.
Фантазия
педагога
может
подсказать
несметное
количество
подобных
упражнений для развития ловкости ноги при педализации для того, чтобы
ученик
не
думал,
каким
способом
ему
нажимать
педаль,
а
делал
это
автоматически,
подчиняясь
исключительно
своим
чутким
ушам.
Ибо
«подлинная
артистическая
техника
начинается
там,
где
кончается
ее
осознание,
а
в
фокусе
внимания
–
одна
только
художественная
цель,
творческое намерение» Н. И. Голубовская. Чтобы ученик умело и органично
включал
педаль
в
арсенал
средств,
выражающих
художественную
идею
произведения, необходимо вместе с учеником работать над педализацией,
«быть его дополнительными ушами, подталкивать его воображение, помогать
разбираться, что мешает его звуковому намерению». Трудно не согласиться с
этим призывом Н. И. Голубовской, а согласившись, начните с начала, с
первых встреч с учеником.