"Организационно - педагогические условия формирования личности детей и подростков"
Автор: Габузова Виктория Рафаэльевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г.Курска" Населённый пункт: г.Курск, Курская область Наименование материала: Статья Тема: "Организационно - педагогические условия формирования личности детей и подростков" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец пионеров и школьников города Курска»
Статья на тему
«Организационно-педагогические условия
формирования личности детей и подростков»
Автор – составитель:
Габузова Виктория Рафаэльевна,
педагог дополнительного образования .
Курск
Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является
развитие духовной культуры личности в ходе управления педагогическим
процессом. В этом случае педагог должен учитывать потребность в свободе
самореализации ребенка. Под потребностью в свободе самореализации, прежде
всего, понимается свобода выбора форм жизнедеятельности, цели и способов ее
достижения, направлений и сфер существования. Свобода самореализации
ребенка связана с его возможностями и склонностями. Ребенок полностью
открывает себя только в условиях, отвечающих его склонностям. И именно в
таких условиях рождается Личность.
Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая
деятельность ребенка. К творческой деятельности относят такую деятельность
человека, которая, перерабатывая прежний опыт человека, создает нечто новое,
прежде неизвестное. Основу творческой деятельности составляют воображение
и фантазия.
Развитие воображения и фантазии - одна из основных задач
художественного образования в школе, помогающая формировать
художественную культуру личности ребенка, умение поддерживать и обновлять
культуру своей страны, постоянно совершенствуясь как личность. Чтобы
ребенок научился творчески мыслить, важно, как можно больше знакомить его с
богатым наследием искусства и опытом человечества. Для этого необходим
процесс переживания и сопереживания, что можно добиться средствами
изобразительного искусства, литературы, театра и музыки. Знакомство с
богатством мировой культуры и искусства также является одним из важных
путей формирования духовной культуры личности. Однако, высоко оценивая
роль эстетического восприятия, нельзя забывать и о важности умений и навыков
в развитии творческих способностей ребенка. Процесс овладения умениями и
навыками можно рассматривать как овладение одним из средств культурного
развития личности, которое ведет к обогащению и перестройке психических
свойств ребенка и оказывает существенное влияние на целостное формирование
личности.
В последнее время в обучении используется средо-ориентированный
подход, который позволяет ученику заниматься самообучением и
саморазвитием. При такой организации обучения происходит повышение
внутренней активности ребенка, которое выражается в дальнейшем
сотворчестве учителя и ученика.
Одной из задач, решаемых в рамках средо-ориентированного подхода,
является анализ влияния среды на развитие ребенка как личности.
Художественно-эстетическая среда рождает в ребенке восприятие красоты,
умение демонстрировать свое творчество, сравнивать его с эталонами; дает
возможность включения в общую творческую среду, требуя от ребенка
осознания красоты окружающей действительности. Помимо этого, социальная
среда устанавливает взаимосвязь искусства с окружающей действительностью,
обеспечивает использование продуктов творчества в жизни общества, его
исторических процессах. Своими умениями и навыками ребенок без
определенного намерения отражает идеологическую и культурную
направленность общества, окружающего его. Находясь в поиске внутреннего
содержания собственного мира, ребенок присваивает ценности, свойственные
той стране, тому региону, где он живет. Отсюда и возрастающий интерес к
национальной культуре, способной значительно повысить духовный потенциал
личности ребенка.
Важно правильно выбрать развивающую среду, найти такие методы и
формы, которые помогли бы ребенку раскрыть себя как творческую личность.
Но самое главное состоит в том, что учитель всегда должен развиваться вместе с
ребенком, превосходить его уровень и быть постоянно в творческом поиске.
Педагог, обучая учеников творить, сам, прежде всего, должен быть Творцом,
уметь нетрадиционно мыслить и находить нестандартные способы решения
проблем. Деятельность педагога - это его развитие и саморазвитие,
поступательное движение вперед, повышение квалификации, поиск нового и
совершенствование старого. Когда эти качества объединяются в педагоге, то
значит, он состоялся как Личность, он может и должен вести детей вперед.
Детский театральный самодеятельный коллектив имеет большие
воспитательные возможности, если он создается как театр самих детей, а не
театр для детей. В таком коллективе гармонично сочетаются творчество и труд
всех и каждого во имя искусства, появляется возможность научить ребят
свободному общению, уважению и вниманию к другим, требовательности к
себе. В системе художественного воспитания личности в театре - студии
выделяем три уровня: созерцательный, искусствоведческий и деятельный.
Неразрывная связь и единство личного и коллективного порождает этику,
которая становится условием существования ребенка в театральном коллективе.
Синтетическая природа театрального искусства усиливает воспитательный
эффект. Работа над образом роли становится одновременно работой над собой.
Стараться не форсировать этапы творческого развития; постепенность и
многоступенчатость в преодолении навыков по актерскому мастерству - один из
главных принципов нашей студии. Начало занятий в студии всегда трудоемкий
процесс, но ребенок приходит не на пустое место, в микросреду, в которой уже
есть свои традиции и правила поведения. У нас есть архив и видеотека со
снятыми спектаклями, гастрольными поездками, фестивалями, фотоматериалы
и газетные статьи - все это помогает новичку войти в мир, который его ожидает.
И вот наступает такой момент, когда студиец понимает, что он сможет сам
безбоязненно выйти на сцену и сыграть роль. У всех это наступает по-разному:
способности и стремления в этом случае должны совпадать с возможностями
ребенка.
В коллективе каждый ребенок занимает свой статус, однако есть
возможность менять его в зависимости от потребностей студии - "Сегодня ты
играешь, а завтра ты билеты отрываешь". Студиец учится быть полезным всеми
своими природными качествами. Но основа любого театрального коллектива -
это учеба и практика, это каждодневный труд.
Показ спектакля - это отчет о работе и пропаганда коллектива. На этом
этапе можно видеть творческий и педагогический результат. Не преувеличивая
воспитательных возможностей студии, можно говорить о педагогическом его
влиянии, когда после спектакля растет уверенность в себе каждого его
участника. Таким образом, коллективный характер синтетического театра-
студии "Арлекин" позволяет ребенку серьезней отнестись к формированию
своего характера, как человека - творца. Студийная форма занятий способствует
рождению в коллективе доброжелательности, раскованности каждого ребенка,
приносит колорит психологических взаимоотношений (меняется отношение
ребенка к родителям, педагогам и сверстникам).
Атмосфера соучастия приходит из состояния напряженной мыслительной
работы, разнообразных физических нагрузок (сценическое движение, танец,
речевые упражнения, игровой тренинг) и внимания педагогов к каждому
студийцу. Идея коллективного творчества в детском театре находит свое
абсолютное воплощение в студийных формах работы.
"Студио" - переводится с латинского как "усердно работаю". Вот почему в
условиях микросреды, созданных в театральном коллективе можно и нужно
через это "усердие" помогать ребенку проявить устойчивый интерес в
предметной деятельности. Начинать что-то новое всегда трудно, поэтому
знакомство с традициями можно считать первым этапом воспитания творческой
личности.
Если рассматривать режиссера, как дирижера, а студийцев, как музыкантов,
то зрители - это инструменты, а спектакль - мелодия. Можно смело сказать, что
мелодия зависит от создателя, в нашем случае от истоков коллектива, от его
фундамента. Традиции необходимы хотя бы потому, что в них вложена идея
создания коллектива единомышленников: студийная песня, Гимн, посвящение в
студийцы, совместные праздники, День театра, творческие лагеря и
лаборатории, открытые уроки и участие в театральных фестивалях. В традиции
студии так же можно включить показы спектаклей (не реже двух раз в месяц),
благотворительные выступления на площадках города и области, в детских
домах, в воинских частях.
Шацкий в своей статье «Школа для детей или дети для школы»
указывает на необходимость рассмотрения коллектива как самоценную
педагогическую среду: «В области социальной жизни детей нам следовало бы
приучаться рассматривать всякую группу детей, работающую в классе,
живущую в детском доме, как детское сообщество, руководимое в своем
развитии некоторыми, пока еще для нас неясными закономерностями». Таким
образом, он опровергает предшествующие ему принципы работы социальных
педагогов как работы индивидуальной, и расширяет область социальной
педагогики до уровня группы (социально-средового). «Ложность нашего
представления, – пишет он далее, – состояла в том, что мы принимали класс как
собрание отдельных единиц, каждая из которых пришла за собственным
делом…»
А. С. Макаренко уже конкретизирует мысль Шацкого о детском
сообществе. Он пишет: «Главнейшей формой воспитательной работы я считаю
коллектив». Далее он определяет примеры социальной роли коллектива: «Я
считаю, что дисциплина является не средством воспитания, а результатом
воспитания», где под дисциплиной он подразумевает нормы общественного
поведения в коллективе.
Но наибольший вклад, на наш взгляд, в понимание коллектива как
инструмента социально-педагогического воздействия внес педагог И. П.
Иванов, в том числе известный как основатель Фрунзенской коммуны и
коммунарского движения в Советском Союзе. Одной из педагогических
инноваций Иванова стало понятие Коллективного Творческого Дела (КТД) и
переведение КТД в систему работы детского коллектива.
Основа системы КТД охватывает как уровень технологии деятельности, так
и уровень ценностей. И первое, и второе входят как основные понятия в раздел
социальной педагогики. На уровне технологии Иванов предлагает разбить
любое дело на три этапа: коллективное планирование (придумывание,
разработка), коллективная реализация и коллективный анализ. Коллективность
на технологическом уровне дает возможность повышать эффективность
деятельности, вводя ребенка в состояние успешности и защищенности путем
интеграции мыслей и действий различных людей. Впоследствии подобные
подходы будут широко пропагандироваться как основы не только
конструктивной деятельности, но и основных методов совместной работы
вообще. Один из разработчиков метода взаимодействия (метода коллективной
работы, взятого на вооружение западными крупнейшими компаниями) М. Дулил
писал: «Семьи, организации, городские структуры становятся все более
зависимыми друг от друга, соединенные сложной системой отношений, связей,
взаимодействии. Поэтому очень важно проводить собрания. Результатом
собраний может и должен стать продукт коллективной мыследеятельности,
превосходящий по своим результатам сумму отдельных усилий каждого
человека». Не трудно увидеть, что подобная технологическая цепь может быть
применима к любой деятельности.
На ценностном уровне Ивановым определяются основные принципы
работы его коллектива, как «приносить радость людям» (причем не вообще, а
каждым свои конкретным делом), то есть фактически речь идет об определении
социального адресата деятельности; коллективность, как метод заботы друг о
друге, как метод выстраивания деловых и уважительных отношений,
направленных в конструктивное русло и творчество, как основной метод
формирования активной (гражданской) позиции.
- Творчество как метод критического мышления, с одной стороны, и
социальной направленности, с другой. (Конкретное дело – как результат
творчества. «Каждое дело с пользой, каждое дело – людям, каждое дело –
творчески – иначе зачем?»)
Отдельно хочется отметить, что в задачу социальной педагогики входит не
только (и не столько) приведение индивида к социально принятым нормам, но и,
на наш взгляд, в первую очередь, привитие ценностных ориентиров, которые
могут отличаться от принятых в обществе. С одной стороны, ребенок должен
уметь жить, общаться и работать в том обществе, которое объективно
существует вокруг него, с другой стороны, иметь представление, как можно
улучшить это общество и иметь активную жизненную позицию для реализации
своих идей методами приемлемыми в современном обществе.
Таким образом, социальная педагогика должна включать в себя как
адаптационные методики, так и методики развития критического мышления.
С недавнего времени в область внимания социальной педагогики попадает
такое явление, как детские и молодежные объединения, которые
рассматриваются в методике работы социального педагога как средство
социально-педагогического процесса.
Под детским объединением понимается реальное формирование, в которое
самостоятельно или вместе с взрослыми добровольно объединяются
несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей
их социальные потребности.
Детским объединениям присущи следующие основные функции:
развивающая – обеспечивает гражданское, нравственное становление
личности ребенка, развитие его социального творчества, умение
взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и
каждого цели,
ориентационная – обеспечение условий для ориентации детей в
системе социальных, культурных и нравственных ценностей,
компенсаторная – создание условий для реализации потребностей,
интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других
общностях, членами которых он является.
Одним из основных принципов работы детских объединений является
самодеятельность как деятельность, совершаемая по личному почину, во время
которой проявляются такие качества человека, как творчество,
самостоятельность, ответственность, инициативность; это деятельность,
направленная на реализацию общественно ценных и личностно значимых
целейxiii.
К основным методикам работы с детским объединением относят:
формирование социальной практико-ориентированной среды,
коллективное планирование, проведение и анализ дела,
делегирование полномочий в рамках коллектива.
В рамках нашего исследования особый интерес представляют именно
методики работы с детскими объединениями. Игровые обязательства принятые
друг перед другом, и перед педагогом, обеспечивают повышение
внимательности и работоспособности.
Формирование социальной практико-ориентированной среды на базе
детского коллектива включает в себя участие актеров и других участников
спектакля не только в деятельности театральной студии, но и в других делах
организации, каждое из которых, в том числе и готовящийся спектакль, имеет
четкого социального адресата. Таким образом, нивелируются такие принципы,
как деятельность ради деятельности, деятельность ради обучения. Наличие
социального адресата вкупе с анализом его потребностей формирует
гражданское сознание, тем самым, развивая социальные навыки ребят.
Проектный подход к деятельности основывается на планировании,
реализации и анализе каждого дела, как организации, так и каждого индивида.
Проектный подход реализуется, как в качестве подготовки к участию в
спектакле, так и при непосредственной подготовке к спектаклю. Спектакль
является одним из дел театрального направления деятельности организации,
поэтому навыки, полученные ребятами в рамках реализованных ими проектов
до спектакля, способствуют их лучшей подготовке к реализации спектакля.
Делегирование полномочий при подготовке непосредственно спектакля
реализуется через разбиение технологического цикла подготовки на
независимые друг от друга на определенном этапе подготовки блоки. К
примеру: разработка светового решения спектакля, которая осуществляется
командой учащихся – «светотехников», написание стихов и песен к спектаклю,
постановка танцев. Каждая группа или индивид, которые взяли на себя
определенный блок несут ответственность перед всем коллективом за
своевременность и качество реализации своего блока.
Те блоки, которые могут или обязаны быть реализованы командно
готовятся по методике КТД, то есть коллективно планируются, реализуются и
обсуждаются. К примеру, конкретный танец ставит один конкретный хореограф,
однако решение о том, каким образом строится этот танец, его стилистика и
сюжет, есть плод коллективного планирования; корректировка промежуточных
результатов также осуществляется коллегиально.
В рамках програмы работа с ребятами строится на их осознании того, какой
опыт был накоплен человечеством в широком смысле слова, и ребятами,
которые до них занимались театральной деятельностью в рамках работы
организации в области театральной деятельности: что из этого опыта они
используют в своей работе, как оценивают уровень продукта своей деятельности
в ряду аналогичных продуктов. С ребятами проводится работа по определению
социального адресата спектакля и места, которое он занимает в рамках
творческой деятельности объединения.
Набор актерских,речевых и пластических тренингов , на наш взгляд, может
проходить в живой и занимательной форме, с одной стороны, а с другой –
развивать комплекс необходимых для актеров театральных навыков, таких как
развитие внимания, чувства партнера, развитие пластики и воображения,
речевого аппарата. С точки зрения возрастной психологии, актерские тренинги
очень подходят для работы с подростками, так как основной мотив участия в
тренингах основывается на детской игре, а не на осознании их необходимости
для постановки спектакля, что способствует раскрепощению ребят, снятию
зажимов.
Через эту линию ребята готовятся к культурным взаимоотношениям полов,
проходят через первые межполовые конфликты в игровой форме.
Развитие личности является одной из основных целей образования и
проходит не спонтанно, а в результате педагогического управления. Основой для
целеполагающей деятельности учителей должна стать свобода самореализации
ребенка, которая связана с потребностями и возможностями обучающихся.
Под потребностью в свободе самореализации своих сущностных сил
понимается - свобода выбора формы жизнедеятельности, цели и способов ее
достижения, направлений и сфер существования. Значительно больше
возможностей самореализации представляет творческая деятельность.
Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая
создает нечто новое. Человеческий мозг способен комбинировать, творчески
перерабатывать прежний опыт человека и создавать из элементов этого
прежнего опыта нечто новое, прежде неизвестное.
Таким образом, деятельность человека можно разделить на два вида:
воспроизводящую, связанную с опытом и памятью человека, и
комбинирующую, связанную не с воспроизведением имеющихся в памяти
образов, а с созданием новых образов на основе их комбинации. Именно вторую
деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга,
психология называет воображением или фантазией, она и составляет основу
творческой деятельности человека.
Сам процесс воображения достаточно сложный психологический процесс.
Он состоит из многих компонентов. Но исходя из уже сказанного, можно
выделить одно правило: чтобы на занятиях у детей заработал процесс
воображения, необходимо как можно больше знакомить их с богатым наследием
театрального искусства и опытом человечества. Но показа недостаточно для
активизации воображения. Необходим процесс переживания или
сопереживания, нужно «разбудить ребенка». Для этих целей необходимо
воздействовать на эмоции ребенка средствами музыки и литературы, т.е. в
процесс возникновения фантазии должны подключиться различные виды
искусства: театр, хореография, изобразительное искусство, литература, музыка
одновременно.
Все выше сказанное помогает активизировать чувства детей, раскрепостить
их фантазию. Но для реализации творческих образов, зародившихся в уме детей,
им необходимы практические умения и навыки, которые накапливаются в
длительном процессе обучения театральному искусству. Поэтому, высоко
оценивая роль эстетического восприятия на занятиях в развитии воображения,
нельзя забывать о значении умений и навыков в развитии творческих
способностей детей.
Если следовать концепции Л.С.Выготского, овладение театральным
искусством можно рассматривать как овладение одним из средств культурного
развития личности, относящихся к сфере развития высших психических
функций. Театральное искусство не только выражает определенные результаты
психического развития ребенка, но и само обеспечивает это развитие, ведет к
обогащению и перестройке психических свойств и способностей. В этом
развитии переплетается присвоение общих человеческих свойств и
способностей, овладение собственно культурой и влияние характера ведущей
деятельности на специфику развития театральной деятельности в тот или иной
период социального развития ребенка.
Возрастающий интерес к национальной культуре повышает духовный
потенциал страны. Дети без всякого специального намерения своим
творчеством отражают идеологическую и культурную направленность
общества, учатся оценивать действительность, подражая оценкам взрослых.
Путь развития каждой культуры своеобразен, поэтому наряду с системой
общечеловеческих ценностей, ребенок, развиваясь, присваивает ценности,
свойственные той стране, тому обществу, в котором он живет. Усваивая
ориентации окружающих людей, ребенок вырабатывает и свою личную
позицию, свои частные идеалы.
Эффективное художественно-эстетическое развитие личности ребенка на
занятиях изобразительным искусством обусловлено, в первую очередь,
использованием в образовательной системе богатства мировой культуры и
искусства.
Изучение философских, эстетических, искусствоведческих основ
народного творчества не только повышает уровень художественно-творческого
развития детей, но и одновременно продолжает гуманистическое и
национальное воспитание подрастающего поколения.
Знакомство с искусством, приобщение детей к художественной
деятельности является одним из признанных в педагогике путей формирования
личности, развития ее задатков и качеств.
Средо-ориентированный подход в обучении позволяет перенести акцент в
деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на
личность ученика в область формирования «обучающей среды», в которой
происходит его самообучение и саморазвитие. При такой организации
образования включаются механизмы внутренней активности обучаемого в его
взаимодействиях со средой.
Основные практические задачи, решаемые в рамках средо-
ориентированного подхода:
- конструирование многообразия обучающих сред,
- определение их общего и локального обучающего эффекта и его
повышение,
- анализ влияния среды на последующее поведение, на развитие субъекта.
Управление формированием образовательной среды как деятельность
связано с понятиями гуманизации и гуманитаризации образования.
Гуманитаризация общества не исчерпывается превращением
«информационно-словесного» способа образования в творческий. Важным
направлением этого процесса является гуманитаризация содержания
образования, выражающаяся в возрастании роли дисциплин, формирующих
духовную культуру личности
Только в условиях, отвечающих его склонностям, ребенок открывает себя.
Рождается Творец, рождается Личность. Способные дети, чьи задатки педагог
смог рассмотреть сквозь призму своей работы, наблюдая и исследуя детский
коллектив, в своем развитии, движении вперед стремятся до предела насытиться
информацией, а затем выдать ее в практической деятельности через
опосредованный продукт сотворчества учителя и ученика.
Эстетическая среда, включающая в себя как материальную, так и
духовную, социальную, рождает в ребенке восприятие красоты, умение
демонстрировать свое творчество, сравнивать с эталонами, впоследствии дает
возможность включения в общую творческую среду. Погружение в мир
искусства уже требует от ребенка осознания красоты окружающей
действительности. Материальная среда: художественный материал, эстетика
оформления - стимулирует интересы ребенка. Духовная - это мир чувств
взаимоотношений, знакомство с лучшими духовными образцами искусства,
такими как музыка, литература, театр и т. д., представляют ребенку возможность
«оживлять» образы, одухотворять красоту, давать ей развитие и творческое
созидание. Социальная - устанавливает взаимосвязь в искусстве, выход
творчества во внешнюю социальную среду, внесение образа в развитие
общества, его исторические процессы. Находясь в поиске внутреннего
содержания собственного мира, ребенок сам ставит перед педагогом ответные
задачи, требующие творческого вмешательства.
Важно правильно выбирать развивающую среду для ребенка, найти такие
методы и формы, которые бы помогали ребенку раскрыть свои способности,
проявить одаренность, найти свой творческий путь. Но самое главное правило в
том, что учитель всегда должен следовать за учеником, в этом заключается его
педагогическая мудрость и такт.
Педагог, обучая творить учеников, сам прежде всего должен быть Творцом,
уметь нетрадиционно мыслить и принимать творческие решения проблем.
Трудолюбие педагога - это его развитие, поступательное движение вперед,
повышение квалификации, поиск нового, совершенствование старого. Для
одаренных детей педагог должен стать «впередиведущим» на
профессиональном пути мастерства; обучить творчеству и передать свою
любовь к данному виду деятельности. Когда эти качества собираются в одном
человеке, педагоге, то значит он состоялся как личность, он может и должен
вести детей вперед. Одаренный педагог - личность сложная, многогранная,
находящаяся в постоянном развитии и взаимодействии с учениками и
окружающими. Главное в профессии одаренного педагога - развиваться вместе с
ребенком, стремиться к его уровню, превосходить его и быть постоянно в
творческом поиске.
Сущность творческого развития участников театра-студии как интегрального
качества личности состоит в синтезе профессионализма педагога-режиссера, его
творческой неповторимости, высокой духовности и включает взаимосвязанные
между собой педагогическую, организаторскую, творческую деятельность;
Педагогическими условиями творческого развития участников театра-студии,
помимо выше указанных, является учет теоретических положений
разработанной концепции в сочетании с реализацией общих требований
технологического процесса: преемственность и взаимосвязь деятельности
театра-студии; накопление в процессе обучения учащихся в театре-студии опыта
творческой деятельности, коррекции основных компонентов мастерства на всех
этапах;
Условиями, обеспечивающими эффективность творческого развития личности
участника театра-студии является: соответствие личностных ориентации
обучающихся социокультурным потребностям, организация непрерывного
процесса творческой подготовки на всех этапах; наличие максимально
насыщенного компонента содержания образования; возможность творческой
самореализации будущих специалистов непосредственно в работе с
самодеятельными исполнителями.
Социально-педагогические аспекты проблемы использования самодеятельного
школьного театра-студии в творческом развитии его участников до сих пор
затрагивались фрагментарно. Неисследованными остаются многие проблемы
творческого развития детей, самореализации их творческих способностей в
детском творческом коллективе.