Напоминание

"Растим граждан и патриотов России"


Автор: Еремеева Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Школа-интернат №3 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Город Ртищево
Наименование материала: Программа патриотического воспитания
Тема: "Растим граждан и патриотов России"
Раздел: начальное образование





Назад





Частная общеобразовательная школа-интернат № 3

среднего общего образования ОАО «РЖД»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель директора по ВР Директор школы-интерната №

3

школы-интерната № 3 ОАО «РЖД» ОАО «РЖД»

____________ /Макарова Н.А./ _________________ /Герасимова Ж.Н./ _______________ /Изотова

Е.Н./

Протокол № _________ от Приказ № ______ от

«___» ________________ 2016г. «___» ___________________ 2016г. «___» ________________

2016г.

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № _____ от «___» _______ 2016г.

г. Ртищево

2016-2017 учебный год


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ

Еремеевой Елены Александровны

( Iквалификационнаякатегория)


Программа воспитания школьников

«Растим граждан и патриотов России»


Паспорт программы.

Наименование

Программа воспитательной работы класса

«Растим граждан и патриотов России»
Сроки реализации 2016-2017 учебный год Исполнители и со- искатели Педагоги, учащиеся 1 –б класса, родители, социальные партнёры Частное общеобразовательное учреждение Школа-интернат №3 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские же- лезные дороги». Законодательная база разработки программы Закон «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС НОД; Концепция духовно-нравственного развития и воспита- ния; ООП НООШколы-интернат №3 среднего общего образо- вания открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Полное название учебного заведе- ния Частное общеобразовательное учреждение Школа- интернат №3 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Адрес школы г.Ртищево, ул. 8 Марта д.1-а тел./факс: 9-12-37, 9-22-53 , 8-845-404-29-15 Электронная почта inter_gd@mail Организационно – правовая форма Частное учреждение Учредитель Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»

Содержание

1.

Пояснительнаязаписка.

2.

Цели и задачи.

3.

Основные ценности содержания образования.

4.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспита-

ния обучающихся.

5.

Портретученика.

6.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности учащихся.

7.

Ожидаемые результаты реализации программы.

8.

Основныенаправленияработы.

9.

Направления.

10.Тематический план к программе.

11. Планирование индивидуальной работы с обучающимися.

12. Планирование работы с родителями.

13.Организационно-координирующая работа с учителями предметни-

ками, администрацией, педагогом-психологом, социальным педаго-

гом и другими специалистами.

14.Заключение.

15.Литература.


Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соот- ветствии с требованиями: - Закона «Об образовании РФ»; с ФЗ №273 от 29.12.2012г. -Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова- ния; - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос - сии; - ЩЩП НОО Школа-интернат №3 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспита ние в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащих- ся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями уча щихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: учреждениями до - полнительного образования, культуры, общественными и религиозными организациями, музеями, СМИ.
Духовно-нравственное воспитание
– педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечело - веческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонациональ- ного народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие
– осуществляемое в процессе социализации последова- тельное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных мо- ральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, госу- дарству, Отечеству, миру в целом.
Цели и задачи

Цель:
воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоко- нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В процессе деятельности школы по воспитанию духовно-нравственной личности млад- шего школьника решаются следующие
Задачи:
• формирование доступных младшему школьнику знаний о духовных ценностях, пред- ставленных в культуре народов России (языке, общественных явлениях, особенностях труда, народных традиций, фольклора, искусства); • осознание принадлежности к родному народу, стране, государству, • интерес и чувство сопричастности современным событиям и истории России; • развитие толерантных чувств, уважительного отношения к другой национальности, вере, религии; • воспитание психологических феноменов идентификации и децентрации (умения встать на место другого человека, объективно оценить чужое и свое поведение, признать право другого на мнение, поведение, оценки); • развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом); • развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ро- лей «ученика», «члена коллектива (семейного, школьного и др.); • воспитание способности к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения;
• сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нрав - ственным ценностям;

возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.
Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени начального

общего образования, – это:

Ценностьмира
– 1) как общего дома для всех жителей Земли; 2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями; 3) как принципа жизни на Земле. •
Ценность человеческой жизни
– как возможность проявлять, реализовывать человеч- ность, положительные качества и добродетели, все ценности. •
Ценность любви к Родине, народу –
как проявления духовной зрелости человека, вы- ражающемся в осознанном желании служить Отечеству. •
Дар слова
– как возможность получать знания, общаться •
Ценность природы
- осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для пережива- ния чувства красоты, гармонии, её совершенства. •
Ценность семьи
какобщности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопод- держка. •
Ценность добра
– как проявление высшей человеческой способности – любви, состра- дания и милосердия. •
Ценность познания мира
– ценность научного знания, разума, осуществление стрем- ления человека к постижению истины. •
Ценность красоты
как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир». •
Ценность труда и творчества
— как стремления к созидательной деятельности, наце- ленной на создание условий для реализации остальных ценностей. •
Ценность свободывыбора
– как возможность совершать суждения и поступки в рам- ках норм, правил, законов общества. Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализа- ции этих ценностей на практике. Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются тре- бованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся началь- ной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми яв- ляются следующие ценности: • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отече - ству); • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институ- там государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, досто- инство); • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отече- ством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, тру - долюбие, бережливость); • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
• традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государ- ственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах; • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный вы- бор, смысл жизни, эстетическое развитие); • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человече- ства, международное сотрудничество).
Портрет ученика
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализа- ции общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника: • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками; • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней; • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собесед - ника, высказывать свое мнение); • любознательный, интересующийся, активно познающий мир; • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятель - ности; • любящий свой край и свою Родину; • уважающий и принимающий ценности семьи и общества, традиции и опыт своего наро- да; • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и шко- лой; • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение; • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих, активно участвующий в спортивной жизни школы, города.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности учащихся распределяются

по трём уровням.

Первый уровень результатов
— приобретение учениками социальных знаний (об обще- ственных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседнев - ной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимо- действие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образова - нии) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повсед- невного опыта.
Второй уровень результатов
— получение учениками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реаль - ности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаи - модействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) пер- вое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов
— получение учениками опыта самостоятельного обще- ственного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социаль- ным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспита- тельные эффекты: • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания является знание о ценностях; • на втором уровне повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств должны перерасти в целостное отношение к себе; • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нрав- ственно - ориентированной,социально - значимой деятельности. Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей усваиваются обучающимися и становятся их лич- ностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относитель- ной полноты. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последова- тельным, постепенным.
Ожидаемые результаты реализации программы
Одним из важнейших результатов реализации данной программы является гармонично развитая, высоко духовная личность, способного к самоадаптации и самореализации. - формирование навыков и привычек нравственного поведения; - обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств; - накопление и обогащение опыта нравственного поведения подростка путем организа- ции их практической деятельности; - формирование у детей младшего школьного возраста ответственности за свое здоро- вье, стремление к физическому совершенствованию; -стремление работать над собой, добиваться успеха; -развитие у детей качеств, необходимых для деятельности в сфере «человек-человек»; -формирование у младшеклассников соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и госу- дарством, - формирование у учащихся толерантного поведения.
Основныенаправленияработы:

«Я, моя семья».


«Я и
моё Отечество».



«Я и я».



«Я и культура».



«Я и моездоровье».



«Я и планета».


«
Поликультурное воспитание
».


«Научно – исследовательское».



«Мир профессий глазами детей».


Направление «Я, моя семья».

Содержание раздела:
ребенок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что озна - чает его фамилия, чем занимались его бабушка и дедушка, семейные традиции, уметь лю- бить и беречь своих близких, подготовка к выполнению основных социальных ролей: до- чери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.
Задачи:
• Воспитывать у детей любовь к своим родным и близким, дорожить дружбой. • Организация и совместное проведение досуга детей. • Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление кон- фликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе « педагог-ученик- родитель».
Формы работы:
тематические классные часы, совместные праздники детей и родителей, праздники, посвященные знаменательным датам календаря, родительские собрания, инди - видуальные и групповые консультации.
Предполагаемый результат:
Создание классной книги «Генеалогического дерева». Вы- ставка рисунков «Моя семья».
Направление «Я и моё Отечество».

Содержание раздела:
предусматривает: осмысление ребенком себя как части своей Роди- ны, ее гражданина и патриота; развитие у детей эмоционально-нравственного отношения к «малой Родине», уважения к ее истории, гордости социально-культурными достижения- ми, изучение российской символики и законов страны.
Задачи:
• Научить детей интересоваться историей своего края, места, где они живут приобщать - ся к духовным и национальным традициям. • Воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом. • Воспитание достойного гражданина своей страны.
Формы работы:
тематические уроки, тематические классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, акции, утренники, линейки к памятным датам, встречи с ветеранами и людьми, прославляющими Ртищево.
Предполагаемый результат:
Знание государственной символики страны, гимна.
Направление «Я и я».

Содержание раздела:
создаёт условия для творческого самовыражения личности детей; формирует стремления к усвоению правовых знаний, осознание гражданской ответствен - ности за свое поведение, за поступки и правонарушения окружающих; р азвивает толе- рантности в общении учащихся.
Задачи:
• формировать представления о различии хороших и плохих поступков; • знакомить с правилами поведения в школе, семье, общественных местах, и закреплять их знание; • знакомить с правилами вежливого поведения, культуры речи и закреплять их знание; • стимулировать проявление доброжелательного отношения к сверстникам и младшим; • воспитывать почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим; • развивать умение пользоваться «волшебными словами», быть опрятным, чистым, акку- ратным; • воспитывать стремление поступать правильно; быть выдержанным, прислушиваться к мнениям других; • формировать умение признаваться в плохих поступках и анализировать их.
Формы работы:
тематические классные часы, тесты, психологические практикумы, часы откровенного разговора, конкурсы, тренинги.
Предполагаемый результат:

Воспитание гуманности, понимания ценности человеческой жизни, справедливости, ува- жения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопережива- нию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собствен- ного достоинства, самодисциплине.
Направление «Я и культура».

Содержание раздела:
знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и ху- дожниками, с национально-прикладным искусством; разучивание забытых народных игр; ознакомление с историей возникновения народных праздников. Развитиелюбви и бережногоотношения к родномуязыку.
Задачи:
• Культура личности и ее интернациональное воспитание. • Воспитание личности в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения между предста- вителями различныхэтносоциумов. • Формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческо- му саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры. • Воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, ху- дожественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать по- нимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Формы работы:
беседы, тематические классные часы, посещение кинотеатра, экскурсии на выставки, творческие конкурсы, посещение кружков, секций.
Предполагаемый результат:
Умение школьников видеть прекрасное в окружающей дей- ствительности, участие детей в художественной самодеятельности, в факультативах и кружках. Повышения уровня воспитанности (опираться на результаты мониторинга).
Направление «Я и моё здоровье».

Содержание раздела:
помогает понять, как нужно заботиться о своём организме, чтобы не болеть, расти крепким и сильным, что во многом здоровье зависит и от самого челове - ка. Приобщать к занятиям физической культурой и спортом. Познакомить с правилами ЗОЖ: гигиена тела и жилища, правильное соблюдение режима труда и отдыха. Научитьзаботиться о душевномздоровье и хорошемнастроении.
Задачи:
• Развитие духовных и физических возможностей личности.

Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.
Формы работы:
беседы, тематические классные часы, встреча с медработниками, пред- метные утренники, спортивные соревнования.
Предполагаемый результат:
Физическое развитие учащихся, выработка у них потребности в здоровом образе жизни. Воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спор- тивных достижений, а с целью ежедневногооздоровления своего организма (опираться на результаты мониторинга здоровья ВСОКО).
Направление “Я и планета”.

Содержание раздела:
предусматривает: развитие у детей бережного отношения к окружа- ющей среде; осмысление ребенком себя как части планеты Земля. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и завсюПланету.
Задачи:
• формирование гражданского отношения к планете Земля. • воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
• формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источни - ку радости и творчества людей .
Формы работы:
экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, ма- рафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.
Предполагаемый результат:
Учащиеся осознают, что настоящему гражданину следует знать, что такое духовная и ма - териальная культура, духовность человека. Они должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин лю- бит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира и Земли.
Направление «Поликультурное воспитание».

Содержание раздела:
поликультурное воспитание строится вокруг следующих ориенти- ров: - социокультурной идентификации личности; - освоения системы понятий и пред- ставлений о поликультурной среде; - воспитания положительного отношения к культурно- му окружению; развития навыков социального общения.
Задачи:
 овладение основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на осознание эффективности комфортного поведения в многоэтническом социуме на пользу развития России;  воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим усло - вия для самореализации личности;  приобщение к основам мировой культуры, и воспитание уважения к представителям других народов;  формирование культуры межнациональных отношений учащихся;  воспитание личности в духе мира, взаимопонимания с другими народами, осознания необходимости сохранения культуры мира;
Формы работы:
беседы, презентации, ток-шоу, диалоги, дискуссии, моделирование, роле- вые игры, рефлективные методы, исторические рассказы, изучение обычаев этикета, лек- ции, эвристические беседы.
Предполагаемый результат:
Учащиеся развивают духовно-нравственную и гражданско-культурную личность, для ин- дивидуальной-творческой личности, самореализуются и самоопределяются в культурной среде, в жизни, общении. Учащиесядолжны стремиться к сохранению дружбы, доверия, согласия и стабильности в нашем общем доме.
Направление «Научно – исследовательское».

Содержание раздела:
пробуждает у младших школьников интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру, интенсивно стимулирует исследовательскую активность младшего школьника, поддерживает в ребенке жажду новых впечатлений, любознатель- ность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, выводит личность ребёнка в режим саморазвития, развивает творческие способности, подготавливает к оформлению исследовательских работ.
Задачи:
• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. • Приниматьсамостоятельныеаргументированныерешения. • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Формы работы:
игры, работа в библиотеке, интеллектуальные головоломки, практиче- ские занятия, работа в компьютерном классе, дискуссии, эвристические беседы, мозговые атаки, проектирование, презентации.
Предполагаемые результаты:
В ходе обучения ребенок может научиться:
• аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал; • первый опыт публичного выступления, способствующим формированию культуры речи; • использовать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками, как в малых группах, так и в коллективе, способствующие развитию личности ребенка и формирова- нию классного коллектива; • приобретение опыта создания презентаций; • применять полученные знания и умения в различных видах практической деятельности; • адекватно оценивать результаты собственной деятельности;
Направление«Мир

профессий глазами детей».

Содержание раздела:
позволяет выработать у школьников и их родителей понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного от- ношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.
Задачи:
- Создать в школе специальную среду, позволяющую воспитывать уважительное отноше- ние к людям всех профессий; - Cформировать у младших школьников представление о многообразии профессий в современном мире; - Обучить школьников через профессиональные пробы практическим навыкам по самооб- служиванию в условиях дома, школы; - Разработать и обеспечить педагогическое сопровождение процесса профориентационной работы в начальной школе.
Формы работы:
- творческие конкурсы, внеклассные мероприятия, встречи с людьми разных профессий, тестирование, экскурсии на предприятия города и в учебные заведе- ния, тематические классные часы, проведение тематических родительских собраний.
Ожидаемый результат.
Школьник будет понимать, насколько многообразен мир профессий, какие личностные и профессиональные качества нужно воспитывать в себе для успешного освоения выбран - ной профессии .
«Растим граждан и патриотов России»

Блок I. «Я и семья».

пп

Наименованиетемы

Датапоп

лану

Факти

ческая

дата

Беседа

Дискуссия

Презентация

Практикум

Сюжетно-

ролеваяигра

Коллективно

групповая

работа

Использование

ИКТ
1
«Я – будущаянадеждасемьи».
03.09.16. 1 2
«Чтотакоечестьфамилии».
06.10.16. 1 3
«Моибабушка и дедушка».
10.11.16. 1 4
«Любовь к Родине начинается в

семье».
07.12.16. 1 1 5
«Семейноедрево».
13.01.17. 1 1 6
“Я и мои родственники”, “Об

отце говорю с уважением”.
04.02.17. 1 1
7
«Милымженщинампосвящаетс

я».
03.03.17. 1 1 8
Фотографииизсемейногоальбом

а.
04.04.17. 1 1 9
«Почемуменятакназвали».
01.05.17. 1
Блок II. «Я и моё Отечество».

пп

Наименованиетемы

Датапо

плану

Факти

ческа

ядата

Беседа

Дискуссия

Конкурс

Практикум

Сюжетно-

ролеваяигра

Коллективно –

групповаяработа

Использование

ИКТ
1
Знакомство с историейшколы.
14.09.16. 1 2
«80 летСаратовскойгубернии».
13.10.16. 1 3
«Чтотакоепатриотизм?»
09.11.16. 1 1 4
«Россия – россияне», «Земля –

земляне».
29.12.16. 1 5
Конкурс загадок «Вопросы

Деда Всеведа».
13.01.17. 1 6
Есть такая профессия – родину

защищать.
17.02.17. 1 1 7
Экскурсии в городской краевед-

ческий музей.
01.03.17. 1 8
«Я противвойны».
07.04.17. 1 1 9
Этих дней не смолкнет слава.
05.05.16. 1 1
Блок III. «Я и Я».

пп

Наименованиетемы

Датапоп

лану

Факти

ческа

ядата

Беседа

Дискуссия

Тренинг

Практикум

Сюжетно-

ролеваяигра

Коллективно-

групповаяработа

Использование ИКТ
1
«Чем школьник отличается от

дошкольника?»
17.09.16. 1 2
Каксловонашеотзовется.
12.10.16. 1 3
Плохие и хорошие поступки.

Что такое «хорошо» и что такое

«плохо»?
10.11.16. 1 1 4
Зачем быть вежливым. Кого на-

зывают вежливым?
21.12.16. 1 1 5
Отзывчивость и доброта.
18.01.17. 1 6
Неразлучные друзья – взрослые

и дети.
20.02.17. 1
7
Дружба – это…

Как выбирать друзей?
10.03.17. 1 8
О лени и лентяях. Кем и каким

я хочу быть?
13.04.17. 1 1 9
Правда и ложь.
12.05.17. 1 1
Блок IV. «Я и культура».

пп

Наименованиетемы

Датапо

плану

Факти

ческа

ядата

Беседа

Дискуссия

Тренинг

Практикум

Сюжетно-

ролеваяигра

Коллективно-

групповаяработа

Использование ИКТ
1
«Как мы пытаемся понять дру-

гих?»
21.09.16. 1 2
Русские народные традиции,

игры и забавы.
15.10.16. 1 1 3
В гости к С.Я. Маршаку.
12.11.16. 1 4
Экскурсия на Родину Деда Мо-

роза в Великий Устюг.
14.12.16. 1 5
Дети и конституция. Кто защи-

щает наши права?
20.01.17. 1 1 6
«А и сильные и могучие богаты-

ри на славной Руси».
08.02.17. 1 7
ШирокаяМасленица.
19.03.17. 1 1 8
Что посеешь, то и пожнешь.
19.04.17. 1 1 9
Акция «Салют, Победа!»
04.05.17. 1 1
Блок V. «Я и моё здоровье».

пп

Наименованиетемы

Датап

оплан

у

Факти

ческая

дата

Беседа

Круглыйстол

Тренинг

Практикум

Сюжетно-

ролеваяигра

Коллективногрупп

оваяработа

Использование

ИКТ
1
«Каксохранитьсвоёздоровье?»
07.09.16. 1 2
Беседа по технике безопасности

на осенних каникулах.
22.10.16. 1 3
«Спорт – этозалогздоровья».
11.11.16. 1 4
«Какие лекарственные расте-

ния ты знаешь».
24.12.16. 1 5
«Я здоровье берегу, сам себе я

помогу».
21.01.17. 1 6
Конкурс рисунков на тему «Мое

здоровье».
25.02.17. 1
7
Основы правил дорожного дви-

жения, безопасный путь до

школы.
22.03.17. 1 1 8
«УрокиМойдодыра».
21.04.17. 1 1 9
Техника безопасности на лет-

них каникулах.
25.05.17. 1
Блок VI. «Я и планета».

пп

Наименованиетемы

Датапоп

лану

Факти

ческа

ядата

Беседа

Круглыйстол

Конкурс

Практикум

Сюжетно-

ролеваяигра

Экскурсии

Использование

ИКТ
1
«Я - жительпланетыЗемля».
24.09.16. 1 2
«Вот и осень к нам пришла».
27.10.16. 1 1 3
«Мы в ответе за тех, кого при-

ручили».
23.11.16. 1 1 4
«Природа в поэзии».
09.12.16. 1 1 5
«Берегиприроду - нашдом».
25.01.17. 1 6
Акция «Кормушки для зимую-

щих птиц».
01.02.17. 1 1 7
«Краснаякнига».
24.03.17. 1 1 8
«Природаглазамидетей».
25.04.17. 1 1 9
«В гости к зеленой аптеке».
23.05.17. 1 1 1
Блок VII. Блок «Поликультурное воспитание».

пп

Наименованиетемы

Датапоп

лану

Факти

ческая

дата

Беседа

Круглыйстол

Конкурс

Практикум

Сюжетно-ролеваяигра

Коллективногрупповаяр

абота

Использование ИКТ
1
«Всеразные – всеравны!»
09.09.16. 1 2
«Жизньбезконфликтов»
29.10.16. 1 3
«Что вы знаете о националь-

ных играх?»
26.11.16. 1 4
«Школанациональногоэтикета

».
02.12.16. 1 1 5
"ПланетаТолерантность"
27.01.17. 1 6
«Что

значит

быть

полезным

людям?»
10.02.17. 1
7
«Вежливость нужна не только

королям»
30.03.17. 1 1 8
«Национальный быт и старин-

ные ремесла».
28.04.17. 1 1 1 9
«Кто мы, живущие в России?»
04.05.17. 1 1
Блок VIII.«Научно – исследовательский».

пп

Наименованиетемы

Датапоп

лану

Факти

ческа

ядата

Беседа

Дискуссия

Презентация

Практикум

Сюжетно-ролеваяигра

Коллективно-

групповаяработа

Использование ИКТ

1

Могу ли я бытьвнимательным?
22.09.16. 1
2

Опыт «Вредна ли Кока - кола?»
07.10.16. 1 1
3

«Помогизимующимптицам».
09.11.16. 1 1
4

Опыт «Вареное и сырое яйцо».
15.12.16. 1 1
5

«Вреденилиполезенкомпьютер

».
19.01.17. 1 1
6

«Почему при встрече люди го-

ворят «Здравствуйте?»
03.02.17. 1 1
7

Кто живет в подводном цар-

стве?
17.03.17. 1 1
8

Умеюли я сочинять?
05.04.17. 1
9

Почему я так люблю сказки?
16.05.17. 1 1
Блок IX. «Мир профессий глазами детей».

пп

Наименованиетемы

Датапо

плану

Факти

ческа

ядата

Конкурс

Дискуссия

Презентация

Практикум

Экскурсия

КВН

Использование

ИКТ

1

« Профессиимоихродителей»
30.09.16. 1
2

« Все работы хороши - выби-

рай на вкус!»
21.10.16. 1
3

Станция «Загадочная о желез-

ной дороге».
30.11.16. 1
4

« Когдатыстанешьвзрослым»
13.12.16. 1 1
5

« Кем я вижу себя в будущем»
28.01.17. 1
6

« Все профессии нужны, все

профессии важны»
24.02.17. 1 1
7

Конкурсстихов о профессиях
16.03.17. 1
8

Кроссворды о

многообразиипрофессий
24.04.17. 1
9

« Самаялучшаяпрофессия»
19.05.17. 1 1

Блок X.Планирование индивидуальной работы с обучающимися.

Планирование работы по профилактике правонарушений.

Цель:
ориентированно формировать успешную личности ребёнка независимо от его по- тенциальных стартовых возможностей, создать максимально оптимальные условия для полноценного развития потребностей в физическом, духовно – нравственном, личностном, творческом совершенствовании.
Задачи:
• привлечение учащихся к укреплению правопорядка в школе • повышение самосознания учащихся через различные формы • повышение правовой грамоты учащихся через беседы с общественностью • социально - педагогическаяпопредупреждениюправонарушений • коррекционная работа с детьми девиантного поведения.
Формыработы:
• Изучение индивидуальных особенностей учащихся специфики условий и процесса их развития; • Установление межличностных контактов с каждым ребенком; • Создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей учащихся, реализации социально ценных личностно значимых интересов и потребностей школьников; • Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адап - тации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими членами школьного сообщества, выполнение норм и правил поведения в учебном заведении и за ее пределами; • Взаимодействие с родителями, администрацией, социально - психологической и другими службами образовательного учреждения с целью проектирования индиви- дуальной траектории развития учащихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности; • Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию; • Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет их личностных достижений.


Мероприятия

Сроки
1. Посещение на дому учащегося с целью исследования условий проживания, обучения учащегося. Август-сентябрь 2016г.; Май-июнь 2017г. 2. Составление плана работы с учащимися, ежемесячная коррекция Сентябрь 2016, ежемесячно 3. Ознакомление учащихся с информацией: -права и обязанности учащихся; -расписание работы кружков, секций; Началогода Понеобходимости
-план мероприятий на год; -социальнаяслужба в школе. 4. Распределение поручений для учащегося, контроль вы- полнения обязанностей Началогода 5. Изучение конвенции ООН о правах ребенка и четкое соблюдение этих прав в школе. Ежедневно 6. Проведение профилактических бесед с родителями Понеобходимости 7. Проведение развлекательных мероприятий: дискотек, творческих вечеров, клубных часов и других развлека- тельных мероприятий. Понеобходимости 8. Привлечение к дежурству по школе, столовой. Понеобходимости 9. Организация встреч с сотрудниками железнодорожных организаций по профориентационной направленности. Понеобходимости 10. Выявление неблагополучных семей и направление ин- формации в соц. службу для принятия к ним мер профи- лактического характера. Понеобходимости 11. Проведение бесед, лекций на правовые темы на роди- тельских собраний и с учащимися школы (знакомство с Уставом школы, правами и обязанностями школьников) Ежеквартально 12. Проведение индивидуальных бесед с учащимися класса. Поплану 13. Изучение конвенции ООН о правах ребенка и четкое соблюдение этих прав в школе. Поплану 14. Организация встреч с представителями различных учебных заведений. Профориентационнаяработа. Поплану 15. Проведение работы по поликультурному воспитанию, толерантному отношению к людям разных националь- ностей, вероисповеданий и т.п. В течениегода 16. Занятость в системе ДО. Организация мероприятий по про- грамме «ЗОЖ». Поплану 17. Диагностика и социально - психологическое консульти- рование родителей и детей. В течениегода 18. Тесное сотрудничество с социальным педагогом и пси- хологом школы. В течениегода
Правовойвсеобуч:
• Проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информации учащихся. • Разъяснение учащимся ответственности за неподобающее поведение на улице. • Проведение бесед и лекций по правовым вопросам с привлечением специалистов врачей, психолога. •
Блок XI.Планирование работы с родителями.

Цель:
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в семейном воспи- тании, получении ими практических навыков, способствующих эффективному, социально- поддерживающему и развивающему поведению в семье и в процессе взаимодействия с ребёнком.
Задачи:


Просветительская –
всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей че- рез систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, собе - седований, организацию родительских лекториев, консилиумов, круглых столов.
Консультативная –
совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков. Оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социально-сре- довых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаи- моотношения с ребёнком (подростком).
Коммуникативная –
обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опы- том культуры взаимодействия ребёнка и родителей.
Воспитательная


формирование педагогической грамотности родителей в воспитании своих детей; у детей чувства гордости и уважения за свою семью.
Работа с семьёй:
• Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей. Работа с ними. • Организация консультаций педагогов, социального педагога, медицинских работни- ков, психолога, работников, психолога, работников милиции для родителей через ро - дительское собрание, Совет профилактики. Что касается родительских собраний, то они должны соответствовать следующим пе - дагогическим требованиям:  способствовать формированию сплоченного родительского коллектива, акцент на со- циально-правовой ответственности родителей за воспитание детей;  обеспечивать преемственность в решении воспитательных задач;  обеспечивать оптимальные условия для получения родителями психолого-педагогиче - ских знаний в области семейного воспитания;  способствовать обеспечению единства воспитательных воздействий школы и семьи на воспитанников;  обеспечивать формирование согласованной коллективной мысли, которая положитель - но влияла бы на процесс воспитания;  способствовать повышению авторитета учителей-воспитателей и родителей. При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую деятельность путём внедрения активных форм, передовых технологий и мето- дик психолого-педагогического всеобуча родителей, на основе единых принципов: • гуманистической направленности, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка, приоритетности его интересов, отношения к нему как к части будущего чело - веческого и интеллектуального потенциала государства; • признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей; • взаимовлияния личностей взрослый и детей, предполагающего сотворчество педаго- гов –детей –родителей –общества; • преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших тради- ций духовно-нравственного воспитания; • системности: только через системный подход к организации жизнедеятельности де- тей, возможно обеспечить целостность становления личности ребёнка и компетентно- сти воспитания; • открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса вос- питания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении, а также повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания.


Мероприятие

Сроки

1. Деньзнаний. Урокмира.
01.09.2016г.
2.
Организационное родительское собрание №1 Выборы родитель-

ского комитета, сбор документов. «Воспитание в

детяхдобрыхчувств».

31.08.2016г.
3. Составление социального паспорта класса. Индивидуальные встречи. Сентябрь 4. Посещение квартиры учащегося с целью исследования условий про- живания, обучения учащегося. 2 раза в год 5. Общешкольноеродительскоесобрание. Октябрь 6.
Родительское собрание №2«Любите детей такими, какие они

есть».

19.10.2016г.
7. Поздравление мам с праздником «Для милых дам» Ноябрь 8. Участие родителей в новогодних мероприятиях школы и класса. Декабрь 9.
Родительское собрание №3 «Воспитание толерантности в семье».

21.12.2016г.
10. Лекторий «Несколькополезныхсоветов» Февраль 11.
Родительское собрание №4 «Роль семьи и школы в формирова-

нии школьного коллектива».

21.03.2017г.
12.
Родительское собрание №5 «Роль семьи и школы в формирова-

нии личности ребенка».

24.05.2017г.
13. Занятость детей на летний период. Составление карты занятости на лето. Май 14. Индивидуальные встречи с родителями. Решение проблемных вопро- сов. В течение года 15. Привлечение родителей к посещению и участию в мероприятиях, проводимых в классе и школе, а также уроков В течение года 16. Совместно с родителями подготовить класс к новому 2016 -2017 учебному году. Июнь, август
Блок XII.Организационно-координирующая работа с учителями предметниками,

администрацией, педагогом-психологом, социальным педагогом и другими специали-

стами.
Успешность воспитательного процесса в классе невозможна без сотрудничества с педаго- гами — предметниками, работающими в коллективе. Классный руководитель должен определить при планировании воспитательной работы основные составляющие сотрудни- чества с педколлективом.
Взаимодействие с предметниками по решению проблем диагностики и коррекции раз-

вития личности и коллектива.

Вопрос/проблема

С

кемведётсяраб

ота

Содержание работы/деятель-

ность классного руководителя

Сроки
Собеседование с учите- лями, работающими в классе. Балашова Л.Н., Галушкин В.В., Крайнова Е.Д., Знакомство с индивидуальными особенностями учащихся и классного коллектива. Уровень обученности, обучае- мости. Результаты прошлого учебного года. Выбор оптимальных способов поддержания дисциплины. Системавзаимодействия с Первая- втораянеде лясентября
родителями. Информирование учи- теля физической культуры о состоянии здоровья учащихся. медработники. Галушкин В.В. Часто болеющие дети, дети с хроническими заболеваниями. Медицинские показания по до- зированию физической нагруз- ки, освобождению от физиче- ских нагрузок на уроках физ- культуры. В течениегод а Информирование учи- телей - предметников по вопросам психоло- гического микроклима- та в классном коллекти- ве Учителя, работающие в классе Планирование работы на осно- вании наблюдений учителей В течениегод а Собеседование с учите- лями по вопросам теку- щей успеваемости уча- щихся: положительная динамика, проблемы и способы их решения. Учителя, работающие в классе Анализ успеваемости учащего- ся по предметам. Организация оказания помощи предметников в обучении, ин- дивидуальных (дополнитель- ных) занятий. Выставление предварительных оценок за четверть (за две неде- ли до конца четверти). Планирование индивидуальной работы с учащимися в этом направлении. Ежене- дельно По мере необходи- мости В течение четверти Посещениеуроковучите лей-предметников. Учителя, работающие в классе Сбор информации об учебных успехах и проблемах, замечаний по качеству домашней работы. В течениегод а Индивидуальные бесе- ды с учителями-пред- метниками по пробле- мам конкретных уча- щихся: • причинынизкойу спеваемости; • нереализованны йучебныйпотенц иал; • меры педагоги- ческого воздей- ствия для под- держания дисци- плины; • развитие обще- учебных навы- ков, навыков ор- ганизации учеб- ного труда. Учителя, работающие в классе Сбор информации для планиро- вания индивидуальной работы с учащимися, планирование вос- питательной работы в классе, при необходимости – корректи- ровка плана воспитательных мероприятий. В течениегод а Привлечение учителей- предметников к подго- товке и проведению Учителя, работающие в классе Сбор информации об учебных успехах и проблемах, замечаний по качеству домашней работы и В течениегод а
классных родительских собраний. т.п. Сообщение учителям-предмет- никам темы родительского со- брания, времени проведения. Доведение до сведения учи- телей вопросов, предложений родителей по организации учебно-воспитательного про- цесса. Приглашение учителей- предметников на роди- тельские собрания. Учителя, работающие в классе Доведение до сведения роди- телей успеваемости, уровня подготовки домашнего задания. В течениегод а
Взаимодействие с предметниками по вопросам планирования и проведения воспита-

тельной работы.
Привлечение учи- телей-предметников к участию в организа- ции и проведении классных часов, об- щешкольных меро- приятий Учителя-предмет- ники; Крайнова Е.Д. Галушкин В.В. Методическая помощь по тематике мероприятий (эко- логическое, патриотиче- ское, и т.п.) Музыкальное сопровожде- ние, помощь в оформлении, создание реквизита и пр. В течение года По плану мето- дической рабо- ты Взаимодействие с учителями при орга- низации участия классного коллектива в творческих конкур- сах Учителя, работающие в классе Совместное привлечение детей к данной форме рабо- ты по развитию познава- тельных интересов и навы- ков самостоятельной дея- тельности. Рекомендации учителей по содержанию. Оформлению работ. По общешколь- ному плану воспитатель- ной работы Взаимодействие с учителями физиче- ской культуры по во- просам охраны здоро- вья, воспитания по- требности в здоровом образе жизни. алушкин В.В. Организация участия клас- са в спортивных мероприя- тиях (День Здоровья, Зар- ница, спартакиады, со- ревнования), посещение спортивных секций. В течение года По плану вос- питательной работы
Взаимодействие с учителями-предметниками по решению организационных

вопросов
Взаимодействие с учителями при организации участия членов классного коллектива в школьном и муниципаль- ном этапах предметных олимпиад. Учителя, работающие в классе Содействие в вопросахорганизации. В течение года По плану воспи- тательной работы Взаимодействие с учителями труда при организации лет- ней практики Составление графика прохождения летней трудовой практики, до- ведение до сведения родителей сроков практики; контроль участия детей в прак- тике, по необходимо- Июнь, август
сти корректировка сроков и места прохо- ждения.
Взаимодействие с администрацией и специалистами узкого профиля для проведения

воспитательной работы
Работа с психологом Соловьёва О.А. Психолого-педагогическая диагно- стика. Профилактическая и просветитель- ская работа (в рамках классных ча- сов и выступления на родительских собраниях). Консультативная работа. Развивающая и коррекционная ра- бота. В течение года, по мере необходимо- сти. Работа с социальнымп едагогом Фомина В.И. Профилактика правонарушений (организация встреч с органами правопорядка на классных часах). Работа с семьёй (посещение семей воспитанников, детей «группы рис- ка»). Работа с опекаемыми детьми. Разъяснительная индивидуальная работа с учащимися девиантного поведения, беседы с родителями. Связь с социумом (КДН, ПДН, ДТЮ, ЛОВД, предприятия города) В течение года, по мере необходимо- сти. Работа с администра- цией И Изотова Е.Н., Орловой Н.Н. Герасимова Ж.Н. БалбероваО.В. Мишенькина О.В. Контроль за ведением классного журнала (инструктажи по ТБ, учёт пропусков уроков, занятость во внеурочное время и пр.), проверка дневников, собеседование, оказа- ние методической помощи, прове- дение семинаров. В течениегода Работа с библиотека- рем Марьенко Л.В. Совместное проведение классных часов, уроков внеклассного чтения, читательских вечеров. Связь с библиотеками города. Участие в конкурсах чтения стихов. «Библиотечные пятиминутки»- рассказ о новинках детской перио- дики, худ.литературы с аннотацией. Участие библиотеки во внеурочной деятельности. В течениегода Работа с внешними ор- ганизациями Вовлечение учащихся в кружки по интересам (экскурсия в учреждения ДО, реклама кружков, встреча с ру- ководителями). Профориентационная работа (экс- курсия на предприятия города, при- глашение представителей различ- ных профессий на тематические встречи, классные часы). Вовлечение в волонтерское движе- ние (проведение совместных меро- В течение года По плану вос- питательной работы
приятий, акций, трудовых десан- тов).
Заключение
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспита- ние гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным ре- зультатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патрио- тическое сознание старшеклассников, как основа личности гражданина России.
Литература
1. Я- гражданин России.Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2006.- 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.) 2. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торже- ственных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, во- енно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006. 3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. Воспитание школьников.- 2002. – № 7. 4. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания, 2006. 5. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288 с. – (Сердце отдаю детям). 6. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разра- ботки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006. 7. Салихова Р. Воспитаниегражданина. Воспитаниешкольников.- 2003. – № 1.

Мероприятие

Форма

Класс

Ответственны

е

Фактическаядата



В раздел образования