Автор: Еремеева Елена Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: Школа-интернат №3 ОАО "РЖД" Населённый пункт: Город Ртищево Наименование материала: Программа патриотического воспитания Тема: "Растим граждан и патриотов России" Раздел: начальное образование
«Растим граждан и патриотов России»
Сроки реализации
2016-2017 учебный год
Исполнители и со-
искатели
Педагоги, учащиеся 1 –б класса, родители, социальные
партнёры Частное общеобразовательное учреждение
Школа-интернат №3 среднего общего образования
открытого акционерного общества «Российские же-
лезные дороги».
Законодательная
база разработки
программы
Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
ФГОС НОД;
Концепция духовно-нравственного развития и воспита-
ния;
ООП НООШколы-интернат №3 среднего общего образо-
вания открытого акционерного общества «Российские
железные дороги».
Полное название
учебного заведе-
ния
Частное общеобразовательное учреждение Школа-
интернат №3 среднего общего образования открытого
акционерного общества «Российские железные дороги»
Адрес школы
г.Ртищево, ул. 8 Марта д.1-а
тел./факс:
9-12-37, 9-22-53
,
8-845-404-29-15
Электронная
почта
inter_gd@mail
Организационно –
правовая форма
Частное учреждение
Учредитель
Открытое акционерное общество «Российские железные
дороги»
Содержание
1.
Пояснительнаязаписка.
2.
Цели и задачи.
3.
Основные ценности содержания образования.
4.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспита-
ния обучающихся.
5.
Портретученика.
6.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности учащихся.
7.
Ожидаемые результаты реализации программы.
8.
Основныенаправленияработы.
9.
Направления.
10.Тематический план к программе.
11. Планирование индивидуальной работы с обучающимися.
12. Планирование работы с родителями.
13.Организационно-координирующая работа с учителями предметни-
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соот-
ветствии с требованиями:
- Закона «Об образовании РФ»; с ФЗ №273 от 29.12.2012г.
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова-
ния;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос -
сии;
- ЩЩП НОО Школа-интернат №3 среднего общего образования открытого акционерного
общества «Российские железные дороги».
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспита
ние в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащих-
ся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется
образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями уча
щихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: учреждениями до -
полнительного образования, культуры, общественными и религиозными организациями, музеями,
СМИ.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и
принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечело -
веческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонациональ-
ного народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последова-
тельное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование
способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных мо-
ральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, госу-
дарству, Отечеству, миру в целом.
Цели и задачи
Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоко-
нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина
России.
В процессе деятельности школы по воспитанию духовно-нравственной личности млад-
шего школьника решаются следующие
Задачи:
•
формирование доступных младшему школьнику знаний о духовных ценностях, пред-
ставленных в культуре народов России (языке, общественных явлениях, особенностях
труда, народных традиций, фольклора, искусства);
•
осознание принадлежности к родному народу, стране, государству,
•
интерес и чувство сопричастности современным событиям и истории России;
•
развитие толерантных чувств, уважительного отношения к другой национальности,
вере, религии;
•
воспитание психологических феноменов идентификации и децентрации (умения встать
на место другого человека, объективно оценить чужое и свое поведение, признать право
другого на мнение, поведение, оценки);
•
развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с
окружающим миром (природой, другими людьми, обществом);
•
развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ро-
лей «ученика», «члена коллектива (семейного, школьного и др.);
•
воспитание способности к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям,
самооценке и самоконтролю поведения;
•
сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нрав -
ственным ценностям;
•
возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.
Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени начального
общего образования, – это:
•
Ценностьмира –
1) как общего дома для всех жителей Земли;
2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями;
3) как принципа жизни на Земле.
•
Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человеч-
ность, положительные качества и добродетели, все ценности.
•
Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, вы-
ражающемся в осознанном желании служить Отечеству.
•
Дар слова – как возможность получать знания, общаться
•
Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к
природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для пережива-
ния чувства красоты, гармонии, её совершенства.
•
Ценность семьи какобщности родных и близких людей, в которой передаются язык,
культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопод-
держка.
•
Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, состра-
дания и милосердия.
•
Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стрем-
ления человека к постижению истины.
•
Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом,
стремление к нему – «красота спасёт мир».
•
Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, наце-
ленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
•
Ценность свободывыбора – как возможность совершать суждения и поступки в рам-
ках норм, правил, законов общества.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры
требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности,
определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализа-
ции этих ценностей на практике.
Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются тре-
бованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся началь-
ной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми яв-
ляются следующие ценности:
•
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отече -
ству);
•
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институ-
там государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, досто-
инство);
•
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отече-
ством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир,
свобода совести и вероисповедания);
•
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших
и младших, забота о продолжении рода);
•
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, тру -
долюбие, бережливость);
•
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
•
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государ-
ственных и муниципальных
школах, ценности традиционных российских религий
принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о
религиозных идеалах;
•
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный вы-
бор, смысл жизни, эстетическое развитие);
•
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
•
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человече-
ства, международное сотрудничество).
Портрет ученика
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализа-
ции общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
•
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться
информационными источниками;
•
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и
международных уровней;
•
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собесед -
ника, высказывать свое мнение);
•
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
•
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятель -
ности;
•
любящий свой край и свою Родину;
•
уважающий и принимающий ценности семьи и общества, традиции и опыт своего наро-
да;
•
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и шко-
лой;
•
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое
мнение;
•
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих,
активно участвующий в спортивной жизни школы, города.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности учащихся распределяются
по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение учениками социальных знаний (об обще-
ственных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах
поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседнев -
ной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимо-
действие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образова -
нии) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повсед-
невного опыта.
Второй уровень результатов — получение учениками опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реаль -
ности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаи -
модействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.
е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) пер-
вое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить
(или отвергает).
Третий уровень результатов — получение учениками опыта самостоятельного обще-
ственного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек
действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социаль-
ным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных
субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспита-
тельные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания
является знание о ценностях;
• на втором уровне повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки
собственных качеств должны перерасти в целостное отношение к себе;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нрав-
ственно - ориентированной,социально - значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные
мотивы поведения, значения ценностей усваиваются обучающимися и становятся их лич-
ностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относитель-
ной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последова-
тельным, постепенным.
Ожидаемые результаты реализации программы
Одним из важнейших результатов реализации данной программы является гармонично
развитая, высоко духовная личность, способного к самоадаптации и самореализации.
- формирование навыков и привычек нравственного поведения;
- обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
- накопление и обогащение опыта нравственного поведения подростка путем организа-
ции их практической деятельности;
- формирование у детей младшего школьного возраста ответственности за свое здоро-
вье, стремление к физическому совершенствованию;
-стремление работать над собой, добиваться успеха;
-развитие у детей качеств, необходимых для деятельности в сфере «человек-человек»;
-формирование у младшеклассников соответствующих знаний о праве, правовых нормах
как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и госу-
дарством,
- формирование у учащихся толерантного поведения.
Основныенаправленияработы:
•
«Я, моя семья».
•
«Я и моё Отечество».
•
«Я и я».
•
«Я и культура».
•
«Я и моездоровье».
•
«Я и планета».
•
« Поликультурное воспитание ».
•
«Научно – исследовательское».
•
«Мир профессий глазами детей».
Направление «Я, моя семья».
Содержание раздела: ребенок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что озна -
чает его фамилия, чем занимались его бабушка и дедушка, семейные традиции,
уметь лю-
бить и беречь своих близких, подготовка к выполнению основных социальных ролей: до-
чери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.
Задачи:
•
Воспитывать у детей любовь к своим родным и близким, дорожить дружбой.
•
Организация и совместное проведение досуга детей.
•
Создание благоприятной атмосферы
общения, направленной на преодоление кон-
фликтных ситуаций в процессе воспитания
учащихся в системе « педагог-ученик-
родитель».
Формы работы: тематические классные часы, совместные праздники детей и родителей,
праздники, посвященные знаменательным датам календаря, родительские собрания, инди -
видуальные и групповые консультации.
Предполагаемый результат: Создание классной книги «Генеалогического дерева». Вы-
ставка рисунков «Моя семья».
Направление «Я и моё Отечество».
Содержание раздела: предусматривает: осмысление ребенком себя как части своей Роди-
ны, ее гражданина и патриота; развитие у детей эмоционально-нравственного отношения к
«малой Родине», уважения к ее истории, гордости социально-культурными достижения-
ми, изучение российской символики и законов страны.
Задачи:
•
Научить детей интересоваться историей своего края, места, где они живут приобщать -
ся к духовным и национальным традициям.
•
Воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом.
•
Воспитание достойного гражданина своей страны.
Формы работы: тематические уроки, тематические классные часы, конкурсы, викторины,
экскурсии, акции, утренники, линейки к памятным датам, встречи с ветеранами и людьми,
прославляющими Ртищево.
Предполагаемый результат: Знание государственной символики страны, гимна.
Направление «Я и я».
Содержание раздела: создаёт условия для творческого самовыражения личности детей;
формирует стремления к усвоению правовых знаний, осознание гражданской ответствен -
ности за свое поведение, за поступки и правонарушения окружающих; р азвивает толе-
рантности в общении учащихся.
Задачи:
• формировать представления о различии хороших и плохих поступков;
• знакомить с правилами поведения в школе, семье, общественных местах, и закреплять их
знание;
• знакомить с правилами вежливого поведения, культуры речи и закреплять их знание;
• стимулировать проявление доброжелательного отношения к сверстникам и младшим;
• воспитывать почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим;
• развивать умение пользоваться «волшебными словами», быть опрятным, чистым, акку-
ратным;
• воспитывать стремление поступать правильно; быть выдержанным, прислушиваться к
мнениям других;
• формировать умение признаваться в плохих поступках и анализировать их.
Формы работы: тематические классные часы, тесты, психологические практикумы, часы
откровенного разговора, конкурсы, тренинги.
Предполагаемый результат:
Воспитание гуманности, понимания ценности человеческой жизни, справедливости, ува-
жения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопережива-
нию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собствен-
ного достоинства, самодисциплине.
Направление «Я и культура».
Содержание раздела: знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и ху-
дожниками, с национально-прикладным искусством; разучивание забытых народных игр;
ознакомление с историей возникновения народных праздников. Развитиелюбви и
бережногоотношения к родномуязыку.
Задачи:
• Культура личности и ее интернациональное воспитание.
• Воспитание личности в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения между предста-
вителями различныхэтносоциумов.
• Формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческо-
му саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на
основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры.
• Воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, ху-
дожественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать по-
нимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Формы работы: беседы, тематические классные часы, посещение кинотеатра, экскурсии
на выставки, творческие конкурсы, посещение кружков, секций.
Предполагаемый результат: Умение школьников видеть прекрасное в окружающей дей-
ствительности, участие детей в художественной самодеятельности, в факультативах и
кружках. Повышения уровня воспитанности (опираться на результаты мониторинга).
Направление «Я и моё здоровье».
Содержание раздела: помогает понять, как нужно заботиться о своём организме, чтобы
не болеть, расти крепким и сильным, что во многом здоровье зависит и от самого челове -
ка. Приобщать к занятиям физической культурой и спортом. Познакомить с правилами
ЗОЖ:
гигиена
тела
и
жилища,
правильное
соблюдение
режима
труда
и
отдыха.
Научитьзаботиться о душевномздоровье и хорошемнастроении.
Задачи:
•
Развитие духовных и физических возможностей личности.
•
Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.
Формы работы: беседы, тематические классные часы, встреча с медработниками, пред-
метные утренники, спортивные соревнования.
Предполагаемый результат:
Физическое развитие учащихся, выработка у них потребности в здоровом образе жизни.
Воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спор-
тивных достижений, а с целью ежедневногооздоровления своего организма (опираться на
результаты мониторинга здоровья ВСОКО).
Направление “Я и планета”.
Содержание раздела: предусматривает: развитие у детей бережного отношения к окружа-
ющей среде; осмысление ребенком себя как части планеты Земля. Каждый гражданин в
ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и завсюПланету.
Задачи:
•
формирование гражданского отношения к планете Земля.
•
воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
•
формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источни -
ку радости и творчества людей
.
Формы работы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, ма-
рафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.
Предполагаемый результат:
Учащиеся осознают, что настоящему гражданину следует знать, что такое духовная и ма -
териальная культура, духовность человека. Они должны серьезно задуматься над своим
существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин лю-
бит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира и Земли.
Направление «Поликультурное воспитание».
Содержание раздела: поликультурное воспитание строится вокруг следующих ориенти-
ров: - социокультурной идентификации личности; - освоения системы понятий и пред-
ставлений о поликультурной среде; - воспитания положительного отношения к культурно-
му окружению; развития навыков социального общения.
Задачи:
овладение основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе,
истории своего этносоциума, направленное на осознание эффективности комфортного
поведения в многоэтническом социуме на пользу развития России;
воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим усло -
вия для самореализации личности;
приобщение к основам мировой культуры, и воспитание уважения к представителям
других народов;
формирование культуры межнациональных отношений учащихся;
воспитание личности в духе мира, взаимопонимания с другими народами, осознания
необходимости сохранения культуры мира;
Формы работы: беседы, презентации, ток-шоу, диалоги, дискуссии, моделирование, роле-
вые игры, рефлективные методы, исторические рассказы, изучение обычаев этикета, лек-
ции, эвристические беседы.
Предполагаемый результат:
Учащиеся развивают духовно-нравственную и гражданско-культурную личность, для ин-
дивидуальной-творческой личности, самореализуются и самоопределяются в культурной
среде, в жизни, общении. Учащиесядолжны стремиться к сохранению дружбы, доверия,
согласия и стабильности в нашем общем доме.
Направление «Научно – исследовательское».
Содержание раздела: пробуждает у младших школьников интерес к самому себе, своему
внутреннему духовному миру,
интенсивно
стимулирует
исследовательскую
активность
младшего школьника, поддерживает в ребенке жажду новых впечатлений, любознатель-
ность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, выводит личность
ребёнка
в
режим
саморазвития, развивает
творческие
способности,
подготавливает
к
оформлению исследовательских работ.
Задачи:
•
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
•
Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные
выводы.
•
Приниматьсамостоятельныеаргументированныерешения.
•
Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Формы работы: игры, работа в библиотеке, интеллектуальные головоломки, практиче-
ские занятия, работа в компьютерном классе, дискуссии, эвристические беседы, мозговые
атаки, проектирование, презентации.
Предполагаемые результаты:
В ходе обучения ребенок может научиться:
•
аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
•
первый опыт публичного выступления, способствующим формированию культуры речи;
•
использовать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками, как в малых
группах, так и в коллективе, способствующие развитию личности ребенка и формирова-
нию классного коллектива;
•
приобретение опыта создания презентаций;
•
применять полученные знания и умения в различных видах практической деятельности;
•
адекватно оценивать результаты собственной деятельности;
Направление«Мир
профессий глазами детей».
Содержание раздела: позволяет выработать у школьников и их родителей понимание
важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного от-
ношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий,
сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.
Задачи:
- Создать в школе специальную среду, позволяющую воспитывать уважительное отноше-
ние к людям всех профессий;
- Cформировать у младших школьников представление о многообразии профессий в
современном мире;
- Обучить школьников через профессиональные пробы практическим навыкам по самооб-
служиванию в условиях дома, школы;
- Разработать и обеспечить педагогическое сопровождение процесса профориентационной
работы в начальной школе.
Формы работы: - творческие конкурсы, внеклассные мероприятия, встречи с людьми
разных профессий, тестирование, экскурсии на предприятия города и в учебные заведе-
ния, тематические классные часы, проведение тематических родительских собраний.
Ожидаемый результат.
Школьник будет понимать, насколько многообразен мир профессий, какие личностные и
профессиональные качества нужно воспитывать в себе для успешного освоения выбран -
ной профессии
.
«Растим граждан и патриотов России»
Блок I. «Я и семья».
№
пп
Наименованиетемы
Датапоп
лану
Факти
ческая
дата
Беседа
Дискуссия
Презентация
Практикум
Сюжетно-
ролеваяигра
Коллективно
групповая
работа
Использование
ИКТ
1
«Я – будущаянадеждасемьи».
03.09.16.
1
2
«Чтотакоечестьфамилии».
06.10.16.
1
3
«Моибабушка и дедушка».
10.11.16.
1
4
«Любовь к Родине начинается в
Как выбирать друзей?
10.03.17.
1
8
О лени и лентяях. Кем и каким
я хочу быть?
13.04.17.
1
1
9
Правда и ложь.
12.05.17.
1
1
Блок IV. «Я и культура».
№
пп
Наименованиетемы
Датапо
плану
Факти
ческа
ядата
Беседа
Дискуссия
Тренинг
Практикум
Сюжетно-
ролеваяигра
Коллективно-
групповаяработа
Использование ИКТ
1
«Как мы пытаемся понять дру-
гих?»
21.09.16.
1
2
Русские народные традиции,
игры и забавы.
15.10.16.
1
1
3
В гости к С.Я. Маршаку.
12.11.16.
1
4
Экскурсия на Родину Деда Мо-
роза в Великий Устюг.
14.12.16.
1
5
Дети и конституция. Кто защи-
щает наши права?
20.01.17.
1
1
6
«А и сильные и могучие богаты-
ри на славной Руси».
08.02.17.
1
7
ШирокаяМасленица.
19.03.17.
1
1
8
Что посеешь, то и пожнешь.
19.04.17.
1
1
9
Акция «Салют, Победа!»
04.05.17.
1
1
Блок V. «Я и моё здоровье».
№
пп
Наименованиетемы
Датап
оплан
у
Факти
ческая
дата
Беседа
Круглыйстол
Тренинг
Практикум
Сюжетно-
ролеваяигра
Коллективногрупп
оваяработа
Использование
ИКТ
1
«Каксохранитьсвоёздоровье?»
07.09.16.
1
2
Беседа по технике безопасности
Почему я так люблю сказки?
16.05.17.
1
1
Блок IX. «Мир профессий глазами детей».
№
пп
Наименованиетемы
Датапо
плану
Факти
ческа
ядата
Конкурс
Дискуссия
Презентация
Практикум
Экскурсия
КВН
Использование
ИКТ
1
« Профессиимоихродителей»
30.09.16.
1
2
« Все работы хороши - выби-
рай на вкус!»
21.10.16.
1
3
Станция «Загадочная о желез-
ной дороге».
30.11.16.
1
4
« Когдатыстанешьвзрослым»
13.12.16.
1
1
5
« Кем я вижу себя в будущем»
28.01.17.
1
6
« Все профессии нужны, все
профессии важны»
24.02.17.
1
1
7
Конкурсстихов о профессиях
16.03.17.
1
8
Кроссворды о
многообразиипрофессий
24.04.17.
1
9
« Самаялучшаяпрофессия»
19.05.17.
1
1
Блок X.Планирование индивидуальной работы с обучающимися.
Планирование работы по профилактике правонарушений.
Цель: ориентированно формировать успешную личности ребёнка независимо от его по-
тенциальных стартовых возможностей, создать максимально оптимальные условия для
полноценного развития потребностей в физическом, духовно – нравственном, личностном,
творческом совершенствовании.
Задачи:
•
привлечение учащихся к укреплению правопорядка в школе
•
повышение самосознания учащихся через различные формы
•
повышение правовой грамоты учащихся через беседы с общественностью
•
социально - педагогическаяпопредупреждениюправонарушений
•
коррекционная работа с детьми девиантного поведения.
Формыработы:
•
Изучение индивидуальных особенностей учащихся специфики условий и процесса
их развития;
•
Установление межличностных контактов с каждым ребенком;
•
Создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и
потенциальных возможностей учащихся, реализации социально ценных личностно
значимых интересов и потребностей школьников;
•
Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адап -
тации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими членами
школьного сообщества, выполнение норм и правил поведения в учебном заведении
и за ее пределами;
•
Взаимодействие с родителями, администрацией, социально - психологической и
другими службами образовательного учреждения с целью проектирования индиви-
дуальной траектории развития учащихся, педагогической поддержки общественно
полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в интеллектуальном,
нравственном и физическом становлении их личности;
•
Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и
саморазвитию;
•
Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося,
учет их личностных достижений.
№
Мероприятия
Сроки
1.
Посещение на дому учащегося с целью исследования
условий проживания, обучения учащегося.
Август-сентябрь
2016г.;
Май-июнь 2017г.
2.
Составление плана работы с учащимися, ежемесячная
коррекция
Сентябрь 2016,
ежемесячно
3.
Ознакомление учащихся с информацией:
-права и обязанности учащихся;
-расписание работы кружков, секций;
Началогода
Понеобходимости
-план мероприятий на год;
-социальнаяслужба в школе.
4.
Распределение поручений для учащегося, контроль вы-
полнения обязанностей
Началогода
5.
Изучение конвенции ООН о правах ребенка и четкое
соблюдение этих прав в школе.
Ежедневно
6.
Проведение профилактических бесед с родителями
Понеобходимости
7.
Проведение
развлекательных
мероприятий:
дискотек,
творческих вечеров, клубных часов и других развлека-
тельных мероприятий.
Понеобходимости
8.
Привлечение к дежурству по школе, столовой.
Понеобходимости
9.
Организация встреч с сотрудниками железнодорожных
организаций по профориентационной направленности.
Понеобходимости
10.
Выявление неблагополучных семей и направление ин-
формации в соц. службу для принятия к ним мер профи-
лактического характера.
Понеобходимости
11.
Проведение бесед, лекций на правовые темы на роди-
тельских собраний и с учащимися школы (знакомство с
Уставом школы, правами и обязанностями школьников)
Ежеквартально
12.
Проведение индивидуальных бесед с учащимися класса.
Поплану
13.
Изучение конвенции ООН о правах ребенка и четкое
соблюдение этих прав в школе.
Поплану
14.
Организация встреч с представителями различных
учебных заведений. Профориентационнаяработа.
Поплану
15.
Проведение работы по поликультурному воспитанию,
толерантному отношению к людям разных националь-
ностей, вероисповеданий и т.п.
В течениегода
16.
Занятость в системе ДО. Организация мероприятий по про-
грамме «ЗОЖ».
Поплану
17.
Диагностика и социально - психологическое консульти-
рование родителей и детей.
В течениегода
18.
Тесное сотрудничество с социальным педагогом и пси-
хологом школы.
В течениегода
Правовойвсеобуч:
•
Проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой
информации учащихся.
•
Разъяснение учащимся ответственности за неподобающее поведение на улице.
•
Проведение бесед и лекций по правовым вопросам с привлечением специалистов
врачей, психолога.
•
Блок XI.Планирование работы с родителями.
Цель: Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в семейном воспи-
тании, получении ими практических навыков, способствующих эффективному, социально-
поддерживающему и развивающему поведению в семье и в процессе взаимодействия с
ребёнком.
Задачи:
Просветительская – всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей че-
рез систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, собе -
седований, организацию родительских лекториев, консилиумов, круглых столов.
Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного
воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
Оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социально-сре-
довых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаи-
моотношения с ребёнком (подростком).
Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опы-
том культуры взаимодействия ребёнка и родителей.
Воспитательная
– формирование педагогической грамотности родителей в воспитании
своих детей; у детей чувства гордости и уважения за свою семью.
Работа с семьёй:
•
Выявление
семей,
уклоняющихся
от
воспитания
детей,
неблагополучных
семей.
Работа с ними.
•
Организация консультаций педагогов, социального педагога, медицинских работни-
ков, психолога, работников, психолога, работников милиции для родителей через ро -
дительское собрание, Совет профилактики.
Что касается родительских собраний, то они должны соответствовать следующим пе -
дагогическим требованиям:
способствовать формированию сплоченного родительского коллектива, акцент на со-
циально-правовой ответственности родителей за воспитание детей;
обеспечивать преемственность в решении воспитательных задач;
обеспечивать оптимальные условия для получения родителями психолого-педагогиче -
ских знаний в области семейного воспитания;
способствовать обеспечению единства воспитательных воздействий школы и семьи на
воспитанников;
обеспечивать формирование согласованной коллективной мысли, которая положитель -
но влияла бы на процесс воспитания;
способствовать повышению авторитета учителей-воспитателей и родителей.
При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную
творческую деятельность путём внедрения активных форм, передовых технологий и мето-
дик психолого-педагогического всеобуча родителей, на основе единых принципов:
•
гуманистической
направленности,
уважения
уникальности
и
своеобразия
каждого
ребёнка, приоритетности его интересов, отношения к нему как к части будущего чело -
веческого и интеллектуального потенциала государства;
•
признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану
здоровья своих детей;
•
взаимовлияния личностей взрослый и детей, предполагающего сотворчество педаго-
гов –детей –родителей –общества;
•
преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших тради-
ций духовно-нравственного воспитания;
•
системности: только через системный подход к организации жизнедеятельности де-
тей, возможно обеспечить целостность становления личности ребёнка и компетентно-
сти воспитания;
•
открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе
воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса вос-
питания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении, а
также повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи
и социума в целях продуктивного воспитания.
№
Мероприятие
Сроки
1.
Деньзнаний. Урокмира.
01.09.2016г.
2.
Организационное родительское собрание №1 Выборы родитель-
ского комитета, сбор документов. «Воспитание в
детяхдобрыхчувств».
31.08.2016г.
3.
Составление социального паспорта класса. Индивидуальные встречи.
Сентябрь
4.
Посещение квартиры учащегося с целью исследования условий про-
живания, обучения учащегося.
2 раза в год
5.
Общешкольноеродительскоесобрание.
Октябрь
6.
Родительское собрание №2«Любите детей такими, какие они
есть».
19.10.2016г.
7.
Поздравление мам с праздником «Для милых дам»
Ноябрь
8.
Участие родителей в новогодних мероприятиях школы и класса.
Декабрь
9.
Родительское собрание №3 «Воспитание толерантности в семье».
21.12.2016г.
10.
Лекторий «Несколькополезныхсоветов»
Февраль
11.
Родительское собрание №4 «Роль семьи и школы в формирова-
нии школьного коллектива».
21.03.2017г.
12.
Родительское собрание №5 «Роль семьи и школы в формирова-
нии личности ребенка».
24.05.2017г.
13.
Занятость детей на летний период. Составление карты занятости на
лето.
Май
14.
Индивидуальные встречи с родителями. Решение проблемных вопро-
сов.
В течение
года
15.
Привлечение родителей к посещению и участию в мероприятиях,
проводимых в классе и школе, а также уроков
В течение
года
16.
Совместно с родителями подготовить класс к новому 2016 -2017
учебному году.
Июнь, август
Блок XII.Организационно-координирующая работа с учителями предметниками,
администрацией, педагогом-психологом, социальным педагогом и другими специали-
стами.
Успешность воспитательного процесса в классе невозможна без сотрудничества с педаго-
гами — предметниками, работающими в коллективе. Классный руководитель должен
определить при планировании воспитательной работы основные составляющие сотрудни-
чества с педколлективом.
Взаимодействие с предметниками по решению проблем диагностики и коррекции раз-
вития личности и коллектива.
Вопрос/проблема
С
кемведётсяраб
ота
Содержание работы/деятель-
ность классного руководителя
Сроки
Собеседование с учите-
лями, работающими в
классе.
Балашова Л.Н.,
Галушкин В.В.,
Крайнова Е.Д.,
Знакомство с индивидуальными
особенностями учащихся и
классного коллектива.
Уровень обученности, обучае-
мости.
Результаты прошлого учебного
года.
Выбор оптимальных способов
поддержания дисциплины.
Системавзаимодействия с
Первая-
втораянеде
лясентября
родителями.
Информирование учи-
теля физической
культуры о состоянии
здоровья учащихся.
медработники.
Галушкин В.В.
Часто болеющие дети, дети с
хроническими заболеваниями.
Медицинские показания по до-
зированию физической нагруз-
ки, освобождению от физиче-
ских нагрузок на уроках физ-
культуры.
В
течениегод
а
Информирование учи-
телей - предметников
по вопросам психоло-
гического микроклима-
та в классном коллекти-
ве
Учителя,
работающие в
классе
Планирование работы на осно-
вании наблюдений учителей
В
течениегод
а
Собеседование с учите-
лями по вопросам теку-
щей успеваемости уча-
щихся: положительная
динамика, проблемы и
способы их решения.
Учителя,
работающие в
классе
Анализ успеваемости учащего-
ся по предметам.
Организация оказания помощи
предметников в обучении, ин-
дивидуальных (дополнитель-
ных) занятий.
Выставление предварительных
оценок за четверть (за две неде-
ли до конца четверти).
Планирование индивидуальной
работы с учащимися в этом
направлении.
Ежене-
дельно
По мере
необходи-
мости
В течение
четверти
Посещениеуроковучите
лей-предметников.
Учителя,
работающие в
классе
Сбор информации об учебных
успехах и проблемах, замечаний
по качеству домашней работы.
В
течениегод
а
Индивидуальные бесе-
ды с учителями-пред-
метниками по пробле-
мам конкретных уча-
щихся:
•
причинынизкойу
спеваемости;
•
нереализованны
йучебныйпотенц
иал;
•
меры педагоги-
ческого воздей-
ствия для под-
держания дисци-
плины;
•
развитие обще-
учебных навы-
ков, навыков ор-
ганизации учеб-
ного труда.
Учителя,
работающие в
классе
Сбор информации для планиро-
вания индивидуальной работы с
учащимися, планирование вос-
питательной работы в классе,
при необходимости – корректи-
ровка плана воспитательных
мероприятий.
В
течениегод
а
Привлечение учителей-
предметников к подго-
товке и проведению
Учителя,
работающие в
классе
Сбор информации об учебных
успехах и проблемах, замечаний
по качеству домашней работы и
В
течениегод
а
классных родительских
собраний.
т.п.
Сообщение учителям-предмет-
никам темы родительского со-
брания, времени проведения.
Доведение до сведения учи-
телей вопросов, предложений
родителей по организации
учебно-воспитательного про-
цесса.
Приглашение учителей-
предметников на роди-
тельские собрания.
Учителя,
работающие в
классе
Доведение до сведения роди-
телей успеваемости, уровня
подготовки домашнего задания.
В
течениегод
а
Взаимодействие с предметниками по вопросам планирования и проведения воспита-
тельной работы.
Привлечение учи-
телей-предметников к
участию в организа-
ции и проведении
классных часов, об-
щешкольных меро-
приятий
Учителя-предмет-
ники;
Крайнова Е.Д.
Галушкин В.В.
Методическая помощь по
тематике мероприятий (эко-
логическое, патриотиче-
ское, и т.п.)
Музыкальное сопровожде-
ние, помощь в оформлении,
создание реквизита и пр.
В течение года
По плану мето-
дической рабо-
ты
Взаимодействие с
учителями при орга-
низации участия
классного коллектива
в творческих конкур-
сах
Учителя,
работающие в
классе
Совместное привлечение
детей к данной форме рабо-
ты по развитию познава-
тельных интересов и навы-
ков самостоятельной дея-
тельности.
Рекомендации учителей по
содержанию. Оформлению
работ.
По общешколь-
ному плану
воспитатель-
ной работы
Взаимодействие с
учителями физиче-
ской культуры по во-
просам охраны здоро-
вья, воспитания по-
требности в здоровом
образе жизни.
алушкин В.В.
Организация участия клас-
са в спортивных мероприя-
тиях (День Здоровья, Зар-
ница, спартакиады, со-
ревнования), посещение
спортивных секций.
В течение года
По плану вос-
питательной
работы
Взаимодействие с учителями-предметниками по решению организационных
вопросов
Взаимодействие с учителями
при организации участия
членов классного коллектива
в школьном и муниципаль-
ном этапах предметных
олимпиад.
Учителя,
работающие
в классе
Содействие в
вопросахорганизации.
В течение года
По плану воспи-
тательной работы
Взаимодействие с учителями
труда при организации лет-
ней практики
Составление графика
прохождения летней
трудовой практики, до-
ведение до сведения
родителей сроков
практики; контроль
участия детей в прак-
тике, по необходимо-
Июнь, август
сти корректировка
сроков и места прохо-
ждения.
Взаимодействие с администрацией и специалистами узкого профиля для проведения
воспитательной работы
Работа с
психологом
Соловьёва О.А.
Психолого-педагогическая диагно-
стика.
Профилактическая и просветитель-
ская работа (в рамках классных ча-
сов и выступления на родительских
собраниях).
Консультативная работа.
Развивающая и коррекционная ра-
бота.
В течение
года, по мере
необходимо-
сти.
Работа с
социальнымп
едагогом
Фомина В.И.
Профилактика правонарушений
(организация встреч с органами
правопорядка на классных часах).
Работа с семьёй (посещение семей
воспитанников, детей «группы рис-
ка»).
Работа с опекаемыми детьми.
Разъяснительная индивидуальная
работа с учащимися девиантного
поведения, беседы с родителями.
Связь с социумом (КДН, ПДН,
ДТЮ, ЛОВД, предприятия города)
В течение
года, по мере
необходимо-
сти.
Работа с
администра-
цией
И Изотова Е.Н.,
Орловой Н.Н.
Герасимова Ж.Н.
БалбероваО.В.
Мишенькина О.В.
Контроль за ведением классного
журнала (инструктажи по ТБ, учёт
пропусков уроков, занятость во
внеурочное время и пр.), проверка
дневников, собеседование, оказа-
ние методической помощи, прове-
дение семинаров.
В течениегода
Работа с
библиотека-
рем
Марьенко Л.В.
Совместное проведение классных
часов, уроков внеклассного чтения,
читательских вечеров.
Связь с библиотеками города.
Участие в конкурсах чтения стихов.
«Библиотечные пятиминутки»-
рассказ о новинках детской перио-
дики, худ.литературы с аннотацией.
Участие библиотеки во внеурочной
деятельности.
В течениегода
Работа с
внешними ор-
ганизациями
Вовлечение учащихся в кружки по
интересам (экскурсия в учреждения
ДО, реклама кружков, встреча с ру-
ководителями).
Профориентационная работа (экс-
курсия на предприятия города, при-
глашение представителей различ-
ных профессий на тематические
встречи, классные часы).
Вовлечение в волонтерское движе-
ние (проведение совместных меро-
В течение
года
По плану вос-
питательной
работы
приятий, акций, трудовых десан-
тов).
Заключение
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспита-
ние гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным ре-
зультатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патрио-
тическое сознание старшеклассников, как основа личности гражданина России.
Литература
1. Я- гражданин России.Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию:
1-4 классы.-М.: ВАКО, 2006.- 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
2. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня
Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торже-
ственных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, во-
енно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский
путь развития. Воспитание школьников.- 2002. –
№
7.
4. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и
планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания, 2006.
5. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры/
Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288 с. – (Сердце отдаю детям).
6. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разра-
ботки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
7. Салихова Р. Воспитаниегражданина. Воспитаниешкольников.- 2003. –
№
1.