Автор: Криволап Ольга Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Тальменская средняя общеобразовательная школа №1" Населённый пункт: р.п. Тальменка Наименование материала: конспект урока Тема: Урок русского языка "Слова - омонимы" Раздел: начальное образование
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Слова – омонимы.
Цель: формировать представление о словах – омонимах.
Планируемые результаты:
Предметные: ввести термин «омонимы», наблюдать за использование их в речи.
Метапредметные: познавательные: - применять базовые знания для решения конкретной
проблемы;
- выполнять поиск информации в словаре;
регулятивные: - принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- оценивать свои результаты;
коммуникативные:- приобретать навык учебного сотрудничества в процессе групповой
работы;
- умение выражать свои мысли полно и точно.
Средства обучения: учебник, раздаточный материал, индивидуальные карточки, толковый
словарь.
Ход урока
I.Оргмомент.
II. Актуализация знаний, умений, формулирование проблемы.
Задания на доске:
1.
Прочитайте, определите, является ли группа слов предложением.
2.
Объясните что такое предложение. Исправьте ошибку.
ветер туча гнал сильный Сильный ветер гнал туча.
Ветер туча гнал сильный.
( Составляют предложение и объясняют, что слова в предложении связаны по смыслу)
2.1 Работа в паре. Создание проблемной ситуации.
1.Составьте предложение.
2. Найдите схему предложения.
3. Вместо недостающего слова вставьте иллюстрацию. Приложение 1
4. Выполните взаимопроверку.
( Задание не выполнить, иллюстрация не соответствует смыслу предложения)
- Как можно выполнить задание?
(Записать слово, убрав иллюстрацию). Выполняют задания, делают взаимопроверку.
- Что помогло выполнить задание?
(Каждое слово имеет свое значение)
Постановка учебной задачи.
Наблюдать за употреблением слов (омонимов) в речи.
- Посмотрите на иллюстрации. Что в них общего, чем отличаются? Приложение 2
- Какое открытие вы сделали?
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению)
- Такие слова в русском языке называются омонимы.
Сформулируйте правило. Проверьте по учебнику. С.68
III Первичное закрепление
Задание на доске:
Косил косой косой косой.
- Что необходимо, чтобы понять предложение?
(Значение каждого слова)
- Если не можем определить значение слова.
(Можем обратиться к учителю, родителям, друзьям, обратимся к словарю)
IV. Физминутка (Упражнение для снятия утомления с мышц туловища)
. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко
повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным.
Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
VI. Включение нового знания в систему знаний.
1.
Самостоятельная работа. Работа по учебнику. С. 69, упр.
1.1. Определи значение слов свет, ключ по толковому словарику
1.2. Составь и запиши предложение с этими словами.
2. Групповая работа. Приложение №3
Задание. Проведите наблюдение за предложениями и сделайте вывод как еще можно
различать омонимы.
2.1
Прочитай предложение.
2.2
Найди омонимы.
2.3
Поставь ударение.
2.4
Найди в толковом словаре значение слова.
2.5
Сделай вывод : что иногда помогает различать омонимы.
2.6
Результаты наблюдения представить у доски.
Наконец мы нашли старый замок. Зацвели душистые гвоздики. Это была настоящая мука.
( Знак ударения помогает различать слова – омонимы)
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Пришлось ли вам удивиться на уроке? Чему удивились?
Изменились ли ваши знания? Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям?
- Кого из ребят вы хотите похвалить? И за что?
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Домашнее задание
- упражнение в учебнике С.71, упр.6
- творческое задание: придумай слова – омонимы, нарисуй рисунок.
Приложение
Приложение №1
Индивидуальная карточка.
Задание: составь предложение, соответствующее данной схеме, вместо
недостающего слова положи рисунок.
|__ существительное глагол прилагательное __________ .
вырос на зеленый грядке
Задание: составь предложение, соответствующее данной схеме, вместо
недостающего слова положи рисунок.
|_глагол предлог существительное ____________.
у растрепалась девочки
Приложение №2
ЛУК
ЛУК
Приложение №3
Задания для групповой работы.
Наконец мы нашли старый замок.
Зацвели душистые гвоздики.
Это была настоящая мука.