Напоминание

Индивидуальная программа для детей с ОВЗ


Автор: Семенова Юлия Кирилловна
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: МБОУ "Казачинская СОШ"
Населённый пункт: с. Казачье
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Индивидуальная программа для детей с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад





Индивидуальная программа для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому по состоянию здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей. В период младшего школьного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому, путём интеграции очного (и дистанционного) обучения.
Цель программы:
комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы
:  Расширять образовательное пространство обучающегося посредством применения информационно-коммуникационных технологий  Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей.  Организовывать творческую и досуговую деятельность обучающейся.  Расширять социализирующее пространство через знакомство с работой детских объединений.  Организовать дополнительное образование обучающейся.  Оказывать психолого-логопедическую помощь и поддержку ребенку и родителям. Данная программа разработана с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.
Предполагаемый результат:
В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.
Особенности реализации программы:
Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Родители – основные участники реабилитации, так как ребенок по состоянию здоровья не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, логопеда, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР. Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы. Участники программы: родители, учитель начальных классов, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель музыки, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.
Индивидуальная программа развития:

Компоненты

реабилитационного

воздействия

Задачи

Формы

Ответственный
Социальная реабилитация О б е с п е ч и т ь с о ц и а л ь н о е , эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения - Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем. Использование возможностей детской газеты для информационного сопровождения работы школы по созданию равных возможностей в получении образовательных услуг семьям, имеющим детей с ОВЗ: - создание силами юных журналистов сюжетов для рубрики «Хорошие вести» и отдельного выпуска рубрики «Недетские вопросы», посвященных проблемам социальной реабилитации и получения образования детьми с ОВЗ (2-4 четверти); - просмотр и обсуждение на классных часах по тематике создания равных возможностей для людей с ОВЗ в современном обществе. Заместитель директора по ВР Психолого- педагогическая реабилитация Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы в режиме of-line Педагог-психолог
корригировать семейные взаимоотношения. консультации с помощью электронной почты); б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем. Образовательная реабилитация 1) формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков; 2) развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности; 3) вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности; 4) использовать информационные технологии развивающего художественно-эстетического образования, включая мультимедийные средства и компьютерную анимацию; Индивидуальное обучение на дому (согласно учебному плану) Психолого-логопедическая коррекция (согласно учебному плану) Курс дополнительного образования могут быть рисование, музыка, лепка, вязание и т. д. Обучение основам компьютерной грамотности; Для повышения мотивации к учению - дистанционное обучение по общеобразовательным предметам Учитель Педагог-психолог, учитель -логопед Учитель ДО Учитель Учитель Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности. Постигать механизмы творческого процесса. Посещение концертов, праздников, кукольных театров, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия р е б ё н к а , о т в л е ч е н и ю о т сосредоточенности на заболевании, п р о б у ж д е н и ю и н т е р е с а к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира. -Организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения. -Преодолевать одиночество. -Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. -Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни. Учитель Учитель, Родители


В раздел образования