Автор: Семенова Юлия Кирилловна Должность: учитель индивидуального обучения Учебное заведение: МБОУ "Казачинская СОШ" Населённый пункт: с. Казачье Наименование материала: методическая разработка Тема: Индивидуальная программа для детей с ОВЗ Раздел: начальное образование
Индивидуальная программа для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Пояснительная записка
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому по состоянию здоровья заключается в
нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с
природой, недоступности ряда культурных ценностей.
В период младшего школьного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности,
социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации,
социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития
(ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного
образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому, путём интеграции очного (и дистанционного)
обучения.
Цель программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы :
Расширять образовательное пространство обучающегося посредством применения информационно-коммуникационных технологий
Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей.
Организовывать творческую и досуговую деятельность обучающейся.
Расширять социализирующее пространство через знакомство с работой детских объединений.
Организовать дополнительное образование обучающейся.
Оказывать психолого-логопедическую помощь и поддержку ребенку и родителям.
Данная программа разработана с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной
помощи её родителям.
Предполагаемый результат:
В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится
среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с
различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего
физического и психического состояния.
Особенности реализации программы:
Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную
психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку,
включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития
направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям,
коррекцию семейных взаимоотношений.
Родители – основные участники реабилитации, так как ребенок по состоянию здоровья не посещает никакого учебно-воспитательного
учреждения. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал
развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий в процессе школьного обучения и в
перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об
особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях
развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного
психолога, логопеда, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.
Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной
программы.
Участники программы: родители, учитель начальных классов, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель музыки, ученики школы,
заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.
Индивидуальная программа развития:
Компоненты
реабилитационного
воздействия
Задачи
Формы
Ответственный
Социальная
реабилитация
О б е с п е ч и т ь
с о ц и а л ь н о е ,
эмоциональное, интеллектуальное и
физическое
развития
ребенка,
и
попытаться
максимально
раскрыть
его потенциал для обучения
- Интеграция в совместную деятельность детей с
ограниченными возможностями, и детей, не имеющих
проблем со здоровьем. Использование возможностей
детской газеты для информационного сопровождения
работы школы по созданию равных возможностей в
получении образовательных услуг семьям, имеющим детей
с ОВЗ:
- создание силами юных журналистов сюжетов для рубрики
«Хорошие вести» и отдельного выпуска рубрики «Недетские
вопросы», посвященных проблемам социальной
реабилитации и получения образования детьми с ОВЗ (2-4
четверти);
- просмотр и обсуждение на классных часах по тематике
создания
равных
возможностей
для
людей
с
ОВЗ
в
современном обществе.
Заместитель
директора по ВР
Психолого-
педагогическая
реабилитация
Своевременно оказывать
психологическую помощь и
поддержку ребенку и родителям
информировать, обучать
реабилитационным мероприятиям,
а) психологическая поддержка и психологическое
консультирование ребенка и взрослых членов семьи.
Ознакомление их с основами психологических знаний,
спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные
беседы, лекционная форма работы в режиме of-line
Педагог-психолог
корригировать семейные
взаимоотношения.
консультации с помощью электронной почты);
б) решение семейных психологических проблем с участием,
как
взрослых
членов
семьи,
так
и
ребенка-инвалида.
Обучение
рациональным
способам
самостоятельного
решения внутрисемейных проблем.
Образовательная
реабилитация
1) формировать основы целостной
эстетической культуры через
развитие его способностей и
задатков;
2) развивать наблюдательность у
ребенка, способность живо
откликаться на события окружающей
действительности;
3) вырабатывать осознанное
отношения к учебе и к труду,
нравственное, интеллектуальное и
физическое развитие личности;
4) использовать информационные
технологии развивающего
художественно-эстетического
образования, включая
мультимедийные средства и
компьютерную анимацию;
Индивидуальное обучение на дому (согласно учебному
плану)
Психолого-логопедическая коррекция (согласно учебному
плану)
Курс дополнительного образования могут быть рисование,
музыка, лепка, вязание и т. д.
Обучение основам компьютерной грамотности;
Для
повышения
мотивации
к
учению
-
дистанционное
обучение по общеобразовательным предметам
Учитель
Педагог-психолог,
учитель -логопед
Учитель ДО
Учитель
Учитель
Творческая
реабилитация,
формирование и
становление ребенка
как творческой
личности.
Постигать
механизмы
творческого
процесса.
Посещение
концертов,
праздников,
кукольных
театров,
литературных
праздников
в
школе
для
оптимизации
самочувствия
р е б ё н к а ,
о т в л е ч е н и ю
о т
сосредоточенности
на
заболевании,
п р о б у ж д е н и ю
и н т е р е с а
к
самостоятельному чтению книг как к
одному из способов познания мира.
-Организация
и
проведение
свободного
времени,
полноценное участие в общественной и культурной жизни.
Включение в процесс реабилитации и адаптации не только
ребенка, но и членов его ближайшего окружения.
-Преодолевать одиночество.
-Помочь
развитию
чувства
ощущения
равенства
с
окружающим миром.
-Воспитывать
социальный
оптимизм
в
масштабах
всей
будущей жизни.
Учитель
Учитель, Родители