Активизация исследовательской деятельности на начальном этапе как одно из условий эффективного обучения
Автор: Тютюгина Ирина Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №11" Населённый пункт: г.Салават Наименование материала: обобщение опыта Тема: Активизация исследовательской деятельности на начальном этапе как одно из условий эффективного обучения Раздел: начальное образование
Активизация исследовательской деятельности на начальном этапе как
одно из условий эффективного обучения.
Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одарённость, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров
Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы
рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть,
разглядеть
способности
ребёнка
и
подготовить
почву
для
того,
чтобы
эти
способности были реализованы.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически,
ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений,
любознательность,
постоянное
стремление
наблюдать,
экспериментировать,
самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие
черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию
создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально
разворачивалось как процесс саморазвития.
Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания, по
моему
мнению,
является
формирование
у
учащихся
спо собно сти
самостоятельно,
творчески
осваивать
и
перестраивать
новые
способы
деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Главная задача данного направления – дать учащемуся возможность
развивать
интеллект
в
самостоятельной
творческой
деятельности,
с
учётом
индивидуальных способностей и склонностей.
Проведение учебных исследований я рассматриваю как особое направление
внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным
процессом
и
направленное
на
развитие
исследовательской,
творческой
активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них
знаний, умений, навыков. Эту работу я провожу индивидуально с каждым
ребёнком.
Представлю систему организации научно-исследовательской деятельности
учащихся.
Начиная с первого класса, в своей работе я использую специальные игры и
занятия,
позволяющие
активизировать
исследовательскую
деятельность
учащегося,
помогающие
осваивать
первичные
навыки
проведения
самостоятельных исследований.
Первый этап – это тренировочные занятия с классом, дающие возможность
познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования.
С первых дней занятий мы рассматриваем методы исследования, т.е. откуда
можно получить информацию. Это задавать вопросы самому себе, спросить у
взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент,
посмотреть в Интернете и т.д.
Впоследствии проводится урок-тренинг, на котором дети учатся, как надо
собрать всю доступную информацию и обработать её так, как делают учёные.
Например, приготовить сообщение о белом медведе. Моя задача подвести ребят
к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их
больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность
работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове
или записать, так как нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, что
нужно создать схему-рисунок.
Способность
ребёнка
делать
краткие
записи,
изобретать
значки
свидетельствуют об уровне развития ассоциативного мышления и творческих
способностей.
На
первых
порах
посильную
помощь
оказывают
родители,
которым я объясняю цель исследования, их результативность. Они совместно с
детьми делают подбор литературы. Читают статьи по теме. А мы с учащимися
заносим необходимую информацию на лист-схему. Теперь собранные сведения
мы анализируем и обобщаем, затем исследователи делают сообщение. После
выступления
обязательно
проводим
его
обсуждение.
Даём
слушателям
возможность
задавать
вопросы.
Так
учащиеся
знакомятся
с
общей
схемой
деятельности.
Количество
коллективных
занятий
тренировочного
плана
не
превышает
двух
раз
в
триместр.
На
данном
этапе
я
выступаю
в
роли
консультанта-помощника.
Начиная со второго класса работаю над формированием умений видеть
проблемы,
задавать
вопросы,
выдвигать
гипотезы,
давать
определение
понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента,
делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.
Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы,
которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами.
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность
изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных
сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек
зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и
часто не замечается другими. Для этого выполняем следующие упражнения:
продолжи неоконченный рассказ;
составь рассказ от имени другого персонажа;
опишите один день вашей воображаемой жизни или используя данную
концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски;
…и зайчонок мирно заснул на руках у Маши);
определи,
сколько
значений
у
предмета
(найди
как
можно
больше
вариантов
нетрадиционного,
но
при
этом
реального
использования,
например, кирпича, газеты, кусочка мела);
назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома,
самолёта, книги и т.д.)
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее
учимся
выдвигать
гипотезу,
т.е.
строить
предположения.
В
этом
процессе
обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность,
а
также
личностные
качества,
как
решительность
и
смелость.
Гипотезы
рождаются
как
в
результате
логических
рассуждений,
так
и
в
итоге
интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть
гипотеза,
тем
большей
ценностью
она
обладает.
Изначально,
гипотеза
не
истинна, и не ложна – она не определена.
«Познание начинается с удивления тому, что обыденно», - говорили ещё
древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты
решения
проблемы.
Затем
эти
гипотезы
подвергаются
проверке
в
ходе
исследования. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого
мышления.
В умении выработать гипотезы используем следующие упражнения:
давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему
многие дети любят компьютерные игры и т.д.;
другое задание: при каких условиях предмет, например, ветка дерева,
листок из книги и т.д.
Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим,
допустим, возможно, может быть и т.д.
Важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь
любое
познание
начинается
с
вопроса.
Для
этого
использую
следующие
упражнения:
показываю
картинки
с
изображением
людей,
животных
и
предлагаю
задать им вопросы;
другое задание: какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете,
лежащем на столе?
Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том
же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем»).
Либо игра «Угадай, о чём спросили?» Например, на карточке написан вопрос:
«Когда
происходит
ветвипад?»
Ребёнок
отвечает:
«Ветвипад
происходит
осенью». Всем остальным учащимся надо догадаться, о чём был вопрос.
Я готовлю учащихся к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем,
и
поэтому
я
приучаю
их
к
дальнейшим
вопросам:
что
ещё
может
тебя
интересовать в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать?
Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.
Для того, чтобы учиться определять понятие, я применяю относительно
простые приёмы:
описание сравнений с описанием этих же предметов учёными-классиками
или одноклассниками;
различение
(например,
весна
и
осень
–
времена
года,
но
чемони
отличаются);
обобщение.
Обобщение
–
это
логическая
операция
перехода
от
видового
понятия
к
родовому
путём
отбрасывания
от
содержания
видового
понятия
его
видообразующего
признака
(признаков).
Для
этого
использую
следующее
задание: из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое
последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему.
Важным средством развития умения давать определения являются обычные
загадки. Я смотрю на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же
вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а
формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть.
Составление
и
разгадывание
кроссвордов
также
можно
рассматривать
как
упражнение в определении понятий.
Также учимся с детьми классифицировать.
Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений,
их
чувственному
отражению.
Оно
предполагает
выделение
в
предметах
и
явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люде не
только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают
конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют
операцию
определения
понятий
по
определённому
основанию
на
непересекающиеся
классы.
Например,
я
предлагаю
учащимся
популярное
задание
«четвёртый
лишний».
Предметы
классифицируем
по
основному
признаку,
по
цвету,
по
форме
и
т.д.
Чем
больше
деления,
больше
продуктивность
мышления.
А
это
качество
очень
важно
в
творческой
деятельности.
Для
формирования
последних
умений
использую
задачи
на
классификацию
с
явными
ошибками.
Такие
задачи
позволяют
развивать
критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.
Учимся наблюдать.
Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность
– сплав внимательности и мышления.
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед
учащимися какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот
предмет
внимательно
и
спокойно.
Затем
предлагаю
детям
закрыть
глаза.
Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап
упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий –
парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития
способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают
задания с намеренно сделанными ошибками.
Учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования.
Самые
интересные
эксперименты
–
это,
конечно
же,
реальные
опыты
с
реальными предметами и их свойствами.
Учимся анализировать, выделять главное, второстепенное, делать выводы и
умозаключения.
Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые
умения для создания исследовательской работы или проекта в четвёртом классе.
Как же мы над этим работаем?
Успех деятельности во много зависит от её чёткой организации. Под моим
руководством составляется план-график выполнения учебного исследования:
определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл
технологии
учебного
исследования
заключается
в
том,
чтобы
помочь
учащемуся
пройти
путь
научного
познания
и
усвоить
его
алгоритм.
Педагогическое руководство учебным исследованием осуществляется на всех
этапах
выполнения
работы,
но
наиболее
значительно
оно
на
этапе
формулирования
темы,
целей,
исходных
положений,
а
также
при
анализе
выполнения проекта.
Темы, которые мы используем в своей работе можно определить в три
основные группы:
фантастические
–
ориентированные
на
разработку
несуществующих,
фантастических объектов и явлений;
теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению
фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;
эмпирические – проведение собственных экспериментов.
Тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит
затягивать.
Большинство
детей,
за
исключением
одарённых,
не
имеют
постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро,
пока интерес не угас.
Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе.
Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима,
т.е. соответствовать возрастным особенностям учащихся, решение её должно
быть
полезно
участникам
исследования.
При
совпадении
интересов
у
нескольких
учащихся,
организовываю
мини-группы.
Индивидуально,
или
в
сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные
темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами
неожиданности, необычайности.
На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной
ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение
ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в
виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней
мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и
руками – макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный –
педагогический:
бесценный
в
воспитательном
отношении
опыт
самостоятельной,
творческой,
исследовательской
работы,
новые
знания
и
умения,
составляющие
целый
спектр
психических
новообразований,
отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Оба результата хорошо видны во время защиты учащимися собственных
работ.
В
этой
связи
защита
итогов
приобретает
особую
значимость.
Это
необходимый этап работы.
К оформлению результатов исследования предъявляются следующие
требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во
введении
чётко
определяются
цели
исследования,
актуальность,
степень
изученности
темы,
обзор
литературы.
В
основной
части
в
логической
последовательности излагаются результаты исследования. В заключении нужно
сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать
целям и задачам, гипотезе.
Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения
начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать,
её, как и всякое хорошее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты
дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами
на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Выполненные
работы
рецензируются
учителями
на
методических
объединениях, где учащийся может получить совет для улучшения работы. Для
оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. В его состав
входят: администратор школы, педагоги и учащиеся, проекты которых занимали
призовые
места
на
предыдущих
конкурсах.
В
работе
оценивается
познавательная
ценность
темы,
оригинальность
и
ценность
собранного
материала, структура и логика работы, язык и стиль изложения, ответы на
вопросы.
Время
представления
проекта
не
более
5-7
минут.
Кроме
того,
отмечаются
работы
по
номинациям:
за
самый
интересный
эксперимент,
за
самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, за самое научное
исследование и т.д.
Презентация работ становится праздником для школьников, на котором
учащиеся получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют
себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников.
Учащиеся, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на
участие в городских научно-практических конференциях.
Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования,
можно сделать выводы:
усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию
научного мировоззрения учащихся;
значительно расширяется кругозор учащихся в предметных областях;
вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности,
даёт
импульс
к
саморазвитию,
способности
к
самоанализу,
самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
формирует социальный опыт в труде и общении;
способствует профессиональному росту учителя, расширяя знания как в
области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность
лучше
узнать
учеников,
раскрыть
их
потенциал,
а
также
расширяет
контакты
на
профессиональной
основе
с
коллегами,
родителями
учащихся.
Исходя
из
вышесказанного,
можно
сделать
вывод,
что
исследовательская
деятельность учащегося – это не просто один из методов обучения. Это путь
формирования особого стиля детской жизни
и учебной деятельности. Он
позволяет
трансформировать
обучение
в
самообучение,
реально
запускает
механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие
в исследовательской работе – наличие у них потребности узнавать новое.
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему
развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной
деятельности как умение:
классифицировать;
обобщать;
отбирать все возможные варианты решения;
переключаться с одного поиска решения на другой;
составлять программу действий по своей работе;
рассматривать объект с различных точек зрения;
сравнивать различные объекты и их совокупности;
составлять задания по предложенной схеме;
проводить самоконтроль.
Наблюдения за учащимися показывают, что процент детей, у которых данные
умения сформированы или частично сформированы, увеличивается по всем
исследуемым модулям. Это говорит о том, что описанная методика работы
активизирует исследовательское поведение детей.