Напоминание

Активизация исследовательской деятельности на начальном этапе как одно из условий эффективного обучения


Автор: Тютюгина Ирина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №11"
Населённый пункт: г.Салават
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: Активизация исследовательской деятельности на начальном этапе как одно из условий эффективного обучения
Раздел: начальное образование





Назад





Активизация исследовательской деятельности на начальном этапе как

одно из условий эффективного обучения.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской работе. А.Н.Колмогоров Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания, по моему мнению, является формирование у учащихся спо собно сти самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Главная задача данного направления – дать учащемуся возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей. Проведение учебных исследований я рассматриваю как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и направленное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эту работу я провожу индивидуально с каждым ребёнком. Представлю систему организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Начиная с первого класса, в своей работе я использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность
учащегося, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Первый этап – это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования. С первых дней занятий мы рассматриваем методы исследования, т.е. откуда можно получить информацию. Это задавать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в Интернете и т.д. Впоследствии проводится урок-тренинг, на котором дети учатся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как делают учёные. Например, приготовить сообщение о белом медведе. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, так как нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, что нужно создать схему-рисунок. Способность ребёнка делать краткие записи, изобретать значки свидетельствуют об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывают родители, которым я объясняю цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делают подбор литературы. Читают статьи по теме. А мы с учащимися заносим необходимую информацию на лист-схему. Теперь собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем исследователи делают сообщение. После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задавать вопросы. Так учащиеся знакомятся с общей схемой деятельности. Количество коллективных занятий тренировочного плана не превышает двух раз в триместр. На данном этапе я выступаю в роли консультанта-помощника. Начиная со второго класса работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др. Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняем следующие упражнения:
 продолжи неоконченный рассказ;  составь рассказ от имени другого персонажа;  опишите один день вашей воображаемой жизни или используя данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски; …и зайчонок мирно заснул на руках у Маши);  определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);  назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т.д.) Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т.е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она не определена. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», - говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. В умении выработать гипотезы используем следующие упражнения:  давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры и т.д.;  другое задание: при каких условиях предмет, например, ветка дерева, листок из книги и т.д. Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т.д. Важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения:  показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы;  другое задание: какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе? Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем»).
Либо игра «Угадай, о чём спросили?» Например, на карточке написан вопрос: «Когда происходит ветвипад?» Ребёнок отвечает: «Ветвипад происходит осенью». Всем остальным учащимся надо догадаться, о чём был вопрос. Я готовлю учащихся к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, и поэтому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может тебя интересовать в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка. Для того, чтобы учиться определять понятие, я применяю относительно простые приёмы:  описание сравнений с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками;  различение (например, весна и осень – времена года, но чемони отличаются);  обобщение. Обобщение – это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путём отбрасывания от содержания видового понятия его видообразующего признака (признаков). Для этого использую следующее задание: из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему. Важным средством развития умения давать определения являются обычные загадки. Я смотрю на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий. Также учимся с детьми классифицировать. Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Оно предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люде не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я предлагаю учащимся популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т.д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.
Учимся наблюдать. Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед учащимися какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками. Учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно же, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Учимся анализировать, выделять главное, второстепенное, делать выводы и умозаключения. Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в четвёртом классе. Как же мы над этим работаем? Успех деятельности во много зависит от её чёткой организации. Под моим руководством составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь учащемуся пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебным исследованием осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта. Темы, которые мы используем в своей работе можно определить в три основные группы:  фантастические – ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;  теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;  эмпирические – проведение собственных экспериментов. Тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.
Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т.е. соответствовать возрастным особенностям учащихся, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких учащихся, организовываю мини-группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности. На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками – макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный – педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба результата хорошо видны во время защиты учащимися собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы. К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям и задачам, гипотезе. Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое хорошее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. Выполненные работы рецензируются учителями на методических объединениях, где учащийся может получить совет для улучшения работы. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. В его состав входят: администратор школы, педагоги и учащиеся, проекты которых занимали призовые места на предыдущих конкурсах. В работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного
материала, структура и логика работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Время представления проекта не более 5-7 минут. Кроме того, отмечаются работы по номинациям: за самый интересный эксперимент, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, за самое научное исследование и т.д. Презентация работ становится праздником для школьников, на котором учащиеся получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. Учащиеся, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в городских научно-практических конференциях. Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:  усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;  значительно расширяется кругозор учащихся в предметных областях;  вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;  формирует социальный опыт в труде и общении;  способствует профессиональному росту учителя, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами, родителями учащихся. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность учащегося – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе – наличие у них потребности узнавать новое. Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:  классифицировать;  обобщать;  отбирать все возможные варианты решения;  переключаться с одного поиска решения на другой;  составлять программу действий по своей работе;  рассматривать объект с различных точек зрения;
 сравнивать различные объекты и их совокупности;  составлять задания по предложенной схеме;  проводить самоконтроль. Наблюдения за учащимися показывают, что процент детей, у которых данные умения сформированы или частично сформированы, увеличивается по всем исследуемым модулям. Это говорит о том, что описанная методика работы активизирует исследовательское поведение детей.





В раздел образования