Напоминание

"Вершины" - программа деятельности "РОМиД"


Автор: Якунина Светлана Валерьевна
Должность: методист по воспитательной работе
Учебное заведение: МБУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: город Карасук, Новосибирская область
Наименование материала: авторская программа
Тема: "Вершины" - программа деятельности "РОМиД"
Раздел: дополнительное образование





Назад




АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «ВЕРШИНЫ» Детской общественной организации «РОМиД» Карасукского района Карасук – 2009 год 1

Информационная карта проекта
1 Полное название проекта «Вершины» - программа деятельности детской общественной организации Карасукского района «РОМиД» 2 Цели проекта Развитие и популяризация детского движения в районе самоопределение детей, подростков и юношества в окружающем мире, социуме посредством включения в конкретную деятельность 3 Форма проведения Программа деятельности районной детской общественной организации 4 Направление деятельности Детское общественное движение 5 Краткое содержание программы Программа «Вершины» представляют с об ой длительную комплексную программу, где каждому ребенку и взрослому предоставляется возможность стать участником: - социально-значимых дел; - имитационных игр; - досугов деятельности, развивая при этом свои лидерские и творческие качества 6 Автор и руководитель проекта Якунина С.В. – методист ДДТ, руководитель РОМиДа 7 Название, проводящей организации Карасукское районное объединение мальчишек и девчонок (РОМиД) 8 Адрес организации 632864, Новосибирская область, г.Карасук, ул.Пархоменко, 3, ДДТ, методкабинет 9 Телефон (8-255) 33-091, 34-640 10 Место проведения Карасукский район 11 География участников Детские организации, созданные на территории Карасукского района и г. Карасука 12 Количество участников Неограниченное программы 13 Сроки проведения 2002-2004 г., 2005-2007г., 2008-2010гг. 14 Кадры Руководители первичных детских объединений, старшие вожатые, заместители директоров школ по ВР района, классные руководители, педагоги дополнительного образования ДДТ 15 Условия участия в проекте Членство в РОМиДе 16 Официальный язык проекта Русский 17 История осуществления проекта 1995-2000 гг. – создание детских организаций и объединений в Карасукском районе; 2000-2001 гг. – разработка программ деятельности первичных детских 2
объединений; координация их деятельности; 2001-2002 гг. – разработка данной программы 2002-2004гг. - реализация программы. 2005-… повторные циклы.
Введение
Изучение явлений, которые возникают в процессе общения людей, их социального взаимодействия, позволяют правильно выстраивать действия по организации жизнедеятельности любого общества, в том числе детского подросткового. Подростки всегда ощущают себя частью целого. Но все-таки одно дело быть наедине с самим собой и совсем другое – находится в массе, среди людей. На современном этапе нарастающего процесса расслоения общества, кризисного состояния экономики, обилия разрушающих влияний на детей и подростков на фоне недостаточности положительных идеалов и примеров, которые являются основой воспитания, особенно важным представляется разговор о том, как в обществе, находящемся в состоянии раскола, сохранить и дать возможность полноценного развития основному потенциалу нашей страны – детям. За то время, которое Россия идет по пути развития в качестве независимого государства, практически было устранено воспитание как цель образования, разрушены детские и юношеские организации, навыки человеческого общежития, которые приобщали к культурным ценностям, а, кроме того, предельно остро обозначились проблемы семьи и семейного воспитания. Назрела жизненно важная необходимость сосредоточить усилия на правильной организации жизни детей и подростков с тем, чтобы помочь им развивать общественно необходимые качества будущего гражданина России, от которого зависит качество дальнейшей жизни его самого и всех граждан. Осознание себя полноценной личностью в обществе, умение взаимодействовать с людьми – это важная цель современного воспитательного процесса, сочетающего индивидуальный подход с использованием методов воспитания в коллективе и через коллектив. В связи с этим значительно возрастает социальная значимость деятельности общественных институтов, направленных на создание условий для формирования социально-активной личности ребенка. Среди этих институтов особое место занимают детские организации, работы которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагают развитие их инициативы и общественной активности. Такой детской общественной организацией на территории Карасукского района является Районное объединение мальчишек и девчонок – РОМиД, которое является коллективным членом Новосибирской области общественной организации «Союз пионеров». РОМиД был создан в январе 1995 года на первом сборе активов детских организаций, и с тех пор в его состав входят 2650 детей и взрослых из 30 первичных детских общественных организаций и объединений, созданных в школах Карасукского района. РОМиД – действующее объединение, которое является ежегодным участником областных сборов представителей детских организаций «Товарищ», имеет свой 3
Устав, символику (знамя, эмблему, галстук), девиз «За родину добро и справедливость», свою историю и традиции. Традиционными делами РОМиДа являются: суточный сбор представителей детских общественных организаций и объединений «Исток»; районный конкурс активов «Лидер»; конкурс вожатского мастерства; День РОМиДа в школе и др. Взаимоотношения детей и взрослых в рамках РОМиДа строятся на основе сотрудничества. Дети и взрослые во всех делах участвуют наравне, являются членами одной организации. РОМиД взаимодействует на партнерских основах с другими детскими общественными организациями, государственными учреждениями, родителями, общественностью. Основное содержание РОМиДа реализуется в программах. Вариативно- программный подход - это предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения, объединений, организаций.
Концептуальные и содержательные

основы программы
Современные дети такие разные с виду и такие одинаковые, по сути. Их объединяет желание быть значимым для себя и полезным для других. Им нужна забота, понимание и внимание общества. Карасукское районное объединение мальчишек и девчонок – РОМиД, будучи общественной организацией, помогает государству в воспитании подрастающего поколения, осуществляя тем самым социальный заказ общества – «вырастить достойного гражданина своего Отечества». Являясь связующим звеном между школьной и социальной педагогикой, основываясь на принципах добровольности и гуманизма, демократии, открытости, самодеятельности, детская общественная организация способна успешно решать задачи самоопределения подрастающих граждан России. Многообразие существующих детских объединений, программ деятельности помогают ребенку найти свое место в жизни, самореализоваться, реально осуществлять свои гражданские права и свободы. В условиях демократии общественной жизни чрезвычайно актуальна проблема формирования лидеров, организаторов, которые в обозримом будущем могли бы взять на себя ответственность в решении экономических, социальных и культурных задач развития нашего общества. Концептуальные основы программ опираются на идеи, принципы и подходы гуманистической педагогики и психологии: - принцип личностного подхода – признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности и своеобразия каждого ребенка; - принцип деятельного подхода – находясь в детском объединении, ребенок живет реальной жизнью, отвечающей общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям, наполненной разнообразной деятельностью общественно- полезной, самодеятельно-творческой. Участие в деловых творческих проектах, в различных акциях формирует способность к творческому преобразованию окружающего мира, позволяют каждому ребенку найти свое дело по интересам, 4
ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека; - принцип вариативности – разнообразие направлений содержания, форм работы. Возможность моделирования программы (ее содержание, направлений, временных рамок); - принцип средового подхода – включает различные варианты взаимодействия детского объединения со средой (семьей, школой, учреждениями дополнительного образования); - принцип системного подхода – при всем многообразии выбранных направлений первичными детскими организациями, все они составляют единую систему детского движения, имеющего свои общественные подходы.
Целеполагание

Цели программы:
1.Создание и поддержка высокоэффективной системы деятельности детских общественных объединений в школах района. 2.Самоопределение детей, подростков и юношества в окружающем мире, социуме посредством включения в конкретную деятельность.
Задачи:
- создание условий для самореализации, позитивной самоактуализации детей, подростков, юношества и педагогов посредством предложения и участия в разноуровневых тематических и социально-значимых программах; - создание единого воспитательно-образовательного пространства взаимодействия детей и взрослых, способствующего самоответственному выбору ребенка своей поведенческой концепции; - развитие и популяризация детского движения в районе.
Содержание и структура программы
2 системных блока определяют содержание и являются органическим связующим звеном всей программы:
I. Б л о к – «покорение вершин»
Покорение вершин детскими организациями, участниками программы происходит на 3 уровнях: 1. Уровень - степени участия в программе: 1-ая вершина – организация жизнедеятельности первичного детского объединения; 2-ая вершина – участие в делах РОМиДа; 3-я вершина – реализация совместных проектов с другими первичными детскими объединениями. 1. Уровень – творческий: 1-ая вершина – участник дел, организуемых РОМиДом; 2-ая вершина – организатор и ведущий; 3-я вершина – автор, инициатор проектов. 1. Уровень – деятельностный: 5
1-ая вершина – организация и участие в досуговой деятельности; 2-ая вершина – деловые, экономические, интеллектуальные игры; 3-я вершина – социально-значимая деятельность. «Вершины» являются своеобразными показателями коллективного роста объединений – участников программы. Программа предполагает также личностный рост участников, то есть покорение вершин каждым участником программы индивидуально (по желанию) в своих первичных детских объединениях. Реализация данной модели «Вершины» производится через участие первичных детских объединений во II системном блоке.
II. Б л о к – районная комплексная акция «Взаимодействие»
Ведущие идеи акции «Взаимодействие», по своей сути являются основными направлениями деятельности РОМиДа и принимаются всеми объединениями- участниками программы, каждое из которых получает и реализует карту участника проекта.
Карта участника районной акции «Взаимодействие»
Школа Лидерского начала Хочу быть вожатым «Разноцветье» После уроков Моя газета Я среди людей «Исток» сбор актива д\о Конкурс во жатого мастерств а Смотр программ жизнедеятельно сти детских общественных организаций Конкурс на лучшую досугову ю программ у Конкурс пресс- центров Акция «Игроавтобу с» Конкурс активов «Лидер» Гостиные Создание информационно го поля по детским организациям Творческ ие мастерск ие Обзор деятельност и детских организаций в местной периодическ ой печати День РОМиДа в школе Деловые игры Программ а детских организац ий для младших школьник ов Конкурс актерского мастерства Создание игробанк а Мастер- класс «Свой голос» Составление экологическ ой карты Экономическ ие игры Игродром Организация мастер-класса Выставка «Чудо из ничего Конкурс рекламных визиток Акция «Милосерди я» 6
Жизнедеятельность районной организации строится, исходя из модели активной личности, в основу которой закладываются ценности профессионализма, творчества, социальной активности и гуманизма – основные качества личности. Одним из направлений, определяющих это положение, является действующая при РОМиДе Городская Школа актива, которая рассчитана на ребят, организаторов жизнедеятельности школьных сообществ, целью которых является создание для обучения школьных активов навыкам организаторской деятельно сти, самоутверждения подростков в активной социальной роли. Задачи: - научить ребенка жизненно важным навыкам, дающим способность жить и действовать в условиях постоянно меняющейся действительности; - выработать навыки лидерства на основе конкретной творческой деятельности; - обобщение позитивного опыта взаимодействия первичных детских активов. Занятия Городской школы актива проходят в ДДТ 2 раза в неделю и рассчитаны на подростков 7-10 классов, которые составляют 2 группы – 1-го и 2-3-го годов обучения. Организацией, координирующей программу деятельности школы актива, являются ДДТ. Руководитель Школы Актива – Якунина Светлана Валерьевна – педагог дополнительного образования, методист высшей категории, имеющий 12-летний опыт работы в общественных организациях.
Тематическое планирование

1-ый год обучения
Месяц Тема занятий Кол-во часов Теория Практик а Сентябрь -комплектование группы - 4 -знакомство (беседа, игры) Презентация РОМиДа 2 2 Ознакомление с программой - матрица личностного роста 2 2 - ролевые игры, как форма стабилизации кол- лектива 2 2 ИТОГО 16 часов октябрь - деловая игра «Возможности школьных активов» 2 2 - стратегическое планирование 2 2 - коммуникативный тренинг - 4 - участие в форуме молодежи района - 4 ИТОГО 16 часов Ноябрь - участие в областном сборе «Товарищ» - 10 - тренинг общения - 2 7
- формы работы с общественностью 2 - - игровой практикум - 2 ИТОГО 16 часов Декабрь - дискуссия «Дети и взрослые» - 2 - модель Лидера. Игра «Выбор» 2 2 - круглый стол «Опыт.Решение.Поиск» - 4 - интеллектуальные игры «Спрут» 4 2 ИТОГО 16 часов Январь - подготовку к суточному сбору детских активов 2 4 «Исток» - Суточный сбор «Исток» 4 4 - последствие после «Истока» (разбор, анализ, рекомендации) 2 - ИТОГО 16 часов Февраль - разработка инструкций по проведению игротеки 4 2 - волонтер и лидер. Отличие и сходство (беседа) 2 2 - интеллектуальная игра «Цветик-семицветик» 4 2 ИТОГО 16 часов Март - психологический тренинг «Познай себя» - 4 - игровой практикум - 4 - подготовка к конкурсу вожатского мастерства 4 2 - конкурс вожатского мастерства - 2 ИТОГО 16 часов Апрель - практикум «Бумажная пластика» 2 2 - мастер-класс «Пресс-центр» 2 2 - деловая игра «Семья» 2 4 - ролевая игра «Деревня Дэду» - 2 ИТОГО 16 часов Май - мозговой штурм «Кто такой лидер?» Основы ли- дерства. Кризис. Поражение. 2 2 - «5 слагаемых успеха» (мероприятие, коллектив маркетинг, ресурсы, время) 2 4 - ораторское искусство 2 2 - анализ личных достижений - 2 ИТОГО 16 часов
2-3 год обучения
Месяц Тема занятий Кол-во часов Тео- рия Практика Сентябрь - комплектование групп - 6 8
- знакомство (беседа, игра) Презентация РОМиДа (для 1-го года обучения) 3 3 - планирование личностных программ 3 3 - разработка «Карты успеха» 3 3 ИТОГО 24 часа Октябрь - участие в форуме молодежи района - 6 - проведение секции «Детские общественные организации для активов района» 6 3 - коммуникативный тренинг - 3 - подготовка к творческой игре «Звездопад» 3 3 ИТОГО 24 часа Ноябрь - творческая игра «Звездопад» - 6 - участие в областном сборе «Товарищ» - 10 - последствие после «Товарища» (анализ, разбор, обмен мнениями) 3 - - игровой практикум (для 1-го года обучения) 3 2 ИТОГО 24 часа Декабрь - дискуссия «Дети и взрослые» 3 3 - круглый стол «Опыт. Решение. Поиск» - 3 - техноигра «Интегратор» 6 3 - проведение дня РОМиДа в сельской школе - 6 ИТОГО 24 часа Январь - подготовка к суточному сбору детских активов «Исток» - 6 - суточный сбор «Исток» 6 6 - последний после «Истока» (разбор, анализ рекомендации) 3 3 ИТОГО 24 часа Февраль - разработка инструкций по созданию игробанка 6 3 - волонтер и лидер Отличие и сходство 3 3 (дискуссия) - проблемный анализ 6 3 ИТОГО 24 часа март - мое истинное «Я». Как научиться понимать свою ценность (беседа) 3 - - обработка навыков игротехников на игровой практике с группой 1-го года обучения 6 3 - подготовка конкурса вожатого мастерства 3 6 - конкурс вожатого мастерства - 3 ИТОГО 24 часа Апрель - отработка навыков по программе «Свой голос» Организация Мастер-класса «Пресс-центр» 6 6 - деловая игра «Семья» 3 6 - ролевая игра «Деревня Дэду» - 3 ИТОГО 24 часа 9
Май - подготовка к конкурсу «Прима и премьера» 6 6 - конкурс «Прима и премьера» - 3 - анализ личных достижений - 3 - подведение итогов «Лидерами не рождаются» (дискуссия) - 3 - выпускной вечер - 3 ИТОГО 24 часа При организации жизнедеятельности Школы актива используются следующие формы работы: - групповые занятия по учебно-тематическому плану; - индивидуальные занятия по подготовке ведущих игр и программ; - занятия с микрогруппами по разработке программ; - непосредственно внутригрупповая деятельность. «Школа Актива» является помощником и организатором основ дел РОМиДа. Механизм управления и контроля
за реализацией программы
Отдел по делам Руководитель РОМиДа Директор ГДДТ Городская Руководители Педагоги Координационный Школа детских объединений дополнительного Совет актива (старшие вожатые, образования ДДТ зам.директоров по ВР) Активы первичных ДЕТИ Педколлективы детских объединений школ
Кадровое обеспечение программы
В реализации программы участвуют: - руководители первичных детских объединений; - старшие вожатые школ; - заместители директоров школ по воспитательной работе; - педагоги дополнительного образования ДДТ; - коллектив единомышленников – добровольцы учителя школ района) Подготовка педагогических кадров, работающих с детскими объединениями, организуется методической службой ДДТ. Программа профессиональной подготовки состоит из двух основных блоков: - теоретиче ского (расширение знаний по проблемам психологии, педагогической технологии и детского движения; знакомство с научно- методическими достижениями); 10
- практического, который включает формирование практических навыков и умений (повышение уровня коммуникативной культуры на основе проведения коммуникативных и игровых практикумов, развитие организаторских способностей через разработку и проведение досуговых конкурсно-игровых программ с детьми, овладение приемами оформительского и прикладного творчества и т.д. Данное направление реализуется через такие формы, как: - семинары вожатых школ (1 раз в месяц); - творческие советы педагогов дополнительного образования (1 раз в четверть); - районный конкурс вожатого мастерства «Вожатый года»; - семинар-практикум руководителей первичных детских объединений в рамках суточного сбора актива детских объединений «Исток» (1 раз в год). Таким образом, педагоги, принимая идею программы, проходят три уровня самовыражения: информационный, уровень принятия и апробирования на себе определенных ролей, проявляющих наиболее значимые свойства личности и создания единого педагогического коллектива – реального, «живого», уровень сплоченности которого – есть идеальный и оптимальный образ жизни для детей и является сильнейшим и наглядным средством воспитания, где действует важный механизм жизнедеятельности коллектива – взаимодействие.
Механизмы реализации программы
Механизм реализации предусматривает: - организацию деятельности по подготовке руководителей первичного детских общественных объединений и организаций; - организация Школы актива; - разработку методических материалов, рекомендаций для организации жизнедеятельности детских объединений; - организацию районной комплексной «Акции взаимодействия»; - разработку многоуровневой системы стимулирования участников программы.
Предполагаемый результат
Реализация программы дает обширный материал для анализа развития детской общественной организации в Карасукском районе. Осуществление программных целей и задач позволяет в значительной степени: 1 ) а кт и в и з и р о ват ь р а б оту д е й с т ву ю щ и х п е р в и ч н ы х д е т с к и х объединений; 2) создать условия для появления новых детских организаций; 3) повысить численность детей, вовлеченных в детское общественное движение; 4) привлечь внимание общественности к проблемам воспитания подрастающего поколения; 5) приобрести лидерские качества, социально-значимый опыт, повысить уровень развития всей интеллектуально-эмоциональной сферы, формировать активную гражданскую позицию. 11
Полученные результаты дают возможность спрогнозировать эффективность программы для: - детей, так как идея самовыражения личности реализуется на различных уровнях и создаются условия, способствующие проявлению творческого потенциала ребенка в разнообразной деятельности и формированию организаторских, коммуникативных умений и навыков; - взрослого, так как информационный уровень трансформируется на уровне профессионального самосовершенствования через созданные творческие союзы, через педагогическое исследование детей, через реализацию своего собственного творческого потенциала.
Критерии эффективности программы
1. Воспитательно-образовательные: 1. Охват программой детей (количество, возрастные и социальные группы) 2. Динамика показателей уровня развития детей по принципу (%): не умел – научился не знал – узнал не имел – приобрел 3.Количество детей, прекративших участие в реализации программы по различным причинам. 2. Косвенные: а) количество различных продуктов творческой деятельности детей и взрослых (дела, мероприятия, сборы, учебы, создание информационного поля и т.д.); б) участие в областных и зональных проектах; в) характер и число реализованных инициатив детского объединения в рамках программы. 3. Социально-экономические: 1. Показатели социальной адаптации (правонарушения, успеваемость, активность) 2. Психологический комфорт участников (%) 3. Популярность (рейтинг) ДО в глазах детей и взрослых (ближайшее окружение) 4. Количество полученных средств.
Используемая литература
1. «Сделай шаг навстречу» – программа деятельности НООО «Союза пионеров». 2. Лутошкин А.Н. «Эмоциональные потенциалы коллектива», Москва, 1998. 3. «Возьмитесь за руки, друзья!» Материалы программы СПО-ФДО «Игра- дело серьезное», Москва, 1996. 4. «Будем работать вместе» Программа деятельности детских и подростковых организаций, Москва, 1996. 12
5. «Воспитание души» Из опыта работы ДОК «Юбилейный» (г.Бердск), Новосибирск, 1998. 6. Методическое руководство для разработки программ дополнительного образования (в помощь педагогу ВДЦ «Океан»), г.Владивосток, 1996. 13


В раздел образования