Напоминание

Измерение углов транспортиром


Автор: Дятлова Надежда Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 68
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: конспект
Тема: Измерение углов транспортиром
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель МБОУ СОШ № 68 г. Хабаровска Дятлова Надежда Анатольевна
Предмет
: математика
Класс:
3
Учебник:
авторы И.И. Аргинская,Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина
Тема урока:
Измерение углов при помощи транспортира .
Тип урока
: урок открытия нового знания
Технология:
технология развивающего обучения
Ц е л ь :
формирование общего понятия о способе измерения углов транспортиром, овладение практическими способами работы с ним.
Формируемые УУД:

-личностные:
смыслообразование
-регулятивные:
обнаруживать и формулировать учебную проблему, понимать учебную задачу
-коммуникативные:
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, работать в паре
-познавательные
: формирование знаково-символических действий, в ыбор наиболее эффективных способов решения задач.
Оборудование:
1. Учебник «Математика» авт. И.И. Аргинская,Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина. 2. Персональный компьютер, мультимедийный проектор. 3. Карточки для работы в парах; карточки нахождения площади фигур; геометрические фигуры( прямоугольник, квадрат, треугольник, окружность, транспортиры индивидуальные у учащихся и транспортиры для работы на доске. 4. Рабочие тетради учащихся
Содержание урока:

1.

Актуализация

имеющихся

знаний,

мотивация

к

учебной

деятельности
-Сегодня наш урок посвящен разделу математики: науке геометрии. Что изучает геометрия?
Блиц-опрос:
(по мере ответов на вопросы, карточки с фигурами выставляются на доску) 1
1. Назовите фигуру, у которой противоположные стороны и углы равны (прямоугольник). Какое другое название можем дать этой фигуре? 2. Замкнутая ломаная линия из 3-х звеньев (треугольник). Какие виды треугольников знаете? 3. Фигура, у которой все углы прямые, а стороны равны? (квадрат). Какое другое название можем дать этой фигуре? 4. Граница круга? (окружность) -Какие задания можно выполнить с данными фигурами? ( разделить на группы( варианты проговариваются), найти лишнюю фигуру( ва р и а н т ы проговариваются), найти Р и S квадрата и прямоугольника, найти центр у окружности, провести радиус (диаметр, хорду) у окружности. -Предлагаю вам следующее задание: подобрать к каждой фигуре подходящую формулу. На доске : Р=a ٠ 2 + b ٠ 2

S=a ٠b P=a+b+c P=a+b+a+b

P=a ٠4

S=a ٠b:2

P=(a+b)٠2

-Какая формула осталась не востребованной? ( S=a ٠b:2) -Как вы думаете , к какой фигуре она могла бы подойти? (треугольник) Почему? -К какой фигуре не подошла ни одна формула? (окружность). Как вы думаете, почему? ( окружность- это граница круга, площадь можно вычислить только у круга). -Раз речь пошла о круге, напомните мне, какую новую мерку мы смогли получить при помощи круга на предыдущих уроках? (градус) -Как его получили? (разделили круг на 360 центральных углов-360 градусов) -Для чего нужна эта мерка? -Какое новое знание мы получили на предыдущем уроке математики? (познакомились с транспортиром) -Что мы о нем узнали? (бывают разные, 2 шкалы)
2.

Определение цели совместной деятельности
-Мы уже знаем что такое транспортир , для чего он изобретен. Как вы думаете чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке? Каких знаний и умений у нас еще нет? (измерять углы, определять градусную меру угла, чертить углы) Формулировка целей (слайд1)
3.

Выдвижение гипотез и планирование действий по их проверке.
2
-Для того, чтобы правильно пользоваться транспортиром, рассмотрим его еще раз. (слайд2 с разными транспортирами) С какого деления идет измерение на любой шкале? (с нуля). -Найдите ноль на транспортире. На транспортире шкалы угломерные: внутренняя слева направо (от 0 до 180) и внешняя справа налево (от 0 до 180) -Есть ли связь между шкалой транспортира и центральными углами? (центр круга-центр транспортира, в круглом транспортире это хорошо видно) -Давайте пробовать проводить измерения. (Слайд 3) -Что изображено на доске? (углы, прямые углы) -Как бы вы предложили использовать транспортир для измерения величины углов? (начало составления алгоритма проведения измерения:, совмещение вершины угла с центром транспортира, одной из сторон угла с краем транспортира определение величины угла по шкале. В ходе проведенных действий выясняем, что величина любого прямого угла 90 градусов)
4.

Поиск недостающего способа действия
-А для чего же тогда нужны две шкалы на транспортире? Напомните, что мы знаем об остром угле? ( меньше прямого) -Если величина прямого угла 90 ° , то какой величины может быть острый угол? ( меньше 90: от 1 до 89 ° ¿ - А что мы знаем о тупом угле? ( больше прямого) -Какой может быль его величина? ( больше 90 ° : от 91 до 180° )
Физминутка: показать угол развернутый, прямой, тупой, 90
°
, 180
° (Слайд 4: на нем два варианта измерения одного и того же острого угла, но по разным шкалам и с разными ответами) - Ребята проводили измерение угла по заданию учителя. Но почему-то ответы у них получились разными. Почему так произошло? Каких знаний ребятам не хватило? (анализ ошибки: забыли, что шкала угломерная, что острый угол должен быть меньше 90 градусов) -Давайте еще раз проговорим, что каждый должен помнить начиная измерения? (продолжение алгоритма: обращать внимание на расположение угла, выбрать правильную шкалу и помнить, что острый угол меньше 90 ° , а тупой наоборот больше 90 ° ¿ (Слайд 5: Два угла, измеряемые транспортиром, ошибка пользования транспортиром: вершина одного угла не совмещена с центром транспортира) 3
-Что же мы должны еще обязательно помнить, проводя измерения? (завершение алгоритма: обязательно совместить центр транспортира с вершиной угла)
5.

Формулирование теоретических знаний, открытых учащимися.
-Давайте попробуем разработать пошаговый алгоритм в действий при проведении измерения углов транспортиром. С чего начнем? (Разработка алгоритма: 1. Совместить центр транспортира с вершиной угла 2. Посмотреть на направление угла 3. Расположить транспортир так, чтобы одна сторона угла прошла через деление 0 одной из двух шкал) 4. Посмотреть, через какое деление этой шкалы пройдет другая сторона угла. Это и будет величин этого угла. (слайд 6: проговаривание алгоритма)
Физминутка музыкальная

6. Включение «открытий» в систему знаний учащихся
Работа в парах по алгоритму. (карточка 1: начерчены несколько углов разной величины)) -Измерить предложенные углы, опираясь на алгоритм. Проверка.
7. Определение следующего шага в движении
Работа с задачей с недостающими данными. (Слайд 6 и карточка 2 ) «Лёня начертил угол величиной 30 ° . Угол Павла больше угла Веры на 45 ° . Какой угол должн построить Павел ? -Что с задачей не так? (в ней недостаточно данных) -Что необходимо сделать? (добавить данные) Анализ содержания задачи -Подчеркните имеющиеся данные. –Каких данных нам не хватает? (данных об угле Веры) -В ваших карточках начерчены несколько углов. Как узнать, какой из углов начертил Лёня? (измерить) Самостоятельная работа по измерению углов. -Угол под каким номером начертил Лёня? -Что нужно сделать, чтобы внести недостающие данные в задачу? (измерить угол Веры). Самостоятельная работа по измерению угла, внесение данных в задачу, выбор действия, решение задачи -Какой величины угол у Павла? -Закончена ли работа по этой задаче? (нет, угол Павла не построен) 4
-Умеем ли мы это делать? -Чему же нам предстоит научиться на следующем уроке математики? (научиться самостоятельно строить углы по заданным параметрам)
8. Рефлексия
-Закончите фразу: «Сегодня на уроке я…..»

5



В раздел образования