Автор: Дятлова Надежда Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 68
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: конспект
Тема: Измерение углов транспортиром
Раздел: начальное образование
S=a ٠b P=a+b+c P=a+b+a+b
P=a ٠4
S=a ٠b:2
P=(a+b)٠2
-Какая формула осталась не востребованной? ( S=a ٠b:2)
-Как вы думаете , к какой фигуре она могла бы подойти? (треугольник) Почему?
-К какой фигуре не подошла ни одна формула? (окружность). Как вы думаете,
почему? ( окружность- это граница круга, площадь можно вычислить только у
круга).
-Раз
речь
пошла
о
круге,
напомните
мне,
какую
новую
мерку
мы
смогли
получить при помощи круга на предыдущих уроках? (градус)
-Как его получили? (разделили круг на 360 центральных углов-360 градусов)
-Для чего нужна эта мерка?
-Какое новое знание мы получили на предыдущем уроке математики?
(познакомились с транспортиром)
-Что мы о нем узнали? (бывают разные, 2 шкалы)
2.
Определение цели совместной деятельности
-Мы уже знаем что такое транспортир , для чего он изобретен. Как вы
думаете чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке? Каких знаний и
умений у нас еще нет? (измерять углы, определять градусную меру угла,
чертить углы)
Формулировка целей (слайд1)
3.
Выдвижение гипотез и планирование действий по их проверке.
2
-Для того, чтобы правильно пользоваться транспортиром, рассмотрим его
еще раз.
(слайд2
с
разными
транспортирами) С какого деления идет
измерение на любой шкале? (с нуля).
-Найдите ноль на транспортире. На транспортире шкалы угломерные:
внутренняя слева направо (от 0 до 180) и внешняя справа налево (от 0 до
180)
-Есть ли связь между шкалой транспортира и центральными углами?
(центр круга-центр транспортира, в круглом транспортире это хорошо
видно)
-Давайте пробовать проводить измерения.
(Слайд 3)
-Что изображено на доске? (углы, прямые углы)
-Как
бы
вы
предложили
использовать
транспортир
для
измерения
величины углов?
(начало
составления
алгоритма
проведения
измерения:,
совмещение
вершины угла с центром транспортира, одной из сторон угла с краем
транспортира
определение
величины
угла
по
шкале.
В
ходе
проведенных действий выясняем, что величина любого прямого угла 90
градусов)
4.
Поиск недостающего способа действия
-А для чего же тогда нужны две шкалы на транспортире? Напомните, что
мы знаем об остром угле? ( меньше прямого)
-Если величина прямого угла 90
°
, то какой величины может быть
острый угол? ( меньше 90: от 1 до 89
°
¿
- А что мы знаем о тупом угле? ( больше прямого)
-Какой может быль его величина? ( больше 90
° : от 91 до 180°
)
Физминутка: показать угол развернутый, прямой, тупой, 90
°
, 180
°
(Слайд 4: на нем два варианта измерения одного и того же острого угла,
но по разным шкалам и с разными ответами)
- Ребята проводили измерение угла по заданию учителя. Но почему-то
ответы у них получились разными. Почему так произошло? Каких знаний
ребятам не хватило? (анализ ошибки: забыли, что шкала угломерная, что
острый угол должен быть меньше 90 градусов)
-Давайте
еще
раз
проговорим,
что
каждый
должен
помнить
начиная
измерения?
(продолжение
алгоритма:
обращать
внимание
на
расположение угла, выбрать правильную шкалу и помнить, что острый
угол меньше 90
°
, а тупой наоборот больше 90
°
¿
(Слайд
5:
Два
угла,
измеряемые
транспортиром,
ошибка
пользования
транспортиром: вершина одного угла не совмещена с центром транспортира)
3
-Что же мы должны еще обязательно помнить, проводя измерения?
(завершение
алгоритма:
обязательно
совместить
центр
транспортира
с
вершиной угла)
5.
Формулирование теоретических знаний, открытых учащимися.
-Давайте попробуем разработать пошаговый алгоритм
в действий при
проведении измерения углов транспортиром. С чего начнем?
(Разработка алгоритма:
1.
Совместить центр транспортира с вершиной угла
2.
Посмотреть на направление угла
3.
Расположить транспортир так, чтобы одна сторона угла прошла через
деление 0 одной из двух шкал)
4.
Посмотреть, через какое деление этой шкалы пройдет другая сторона
угла. Это и будет величин этого угла.
(слайд 6: проговаривание алгоритма)
Физминутка музыкальная
6. Включение «открытий» в систему знаний учащихся
Работа в парах по алгоритму. (карточка 1: начерчены несколько углов разной
величины))
-Измерить предложенные углы, опираясь на алгоритм.
Проверка.
7. Определение следующего шага в движении
Работа с задачей с недостающими данными.
(Слайд 6 и карточка 2 )
«Лёня начертил угол величиной 30
°
. Угол Павла больше угла Веры на 45
° . Какой угол должн построить Павел ?
-Что с задачей не так? (в ней недостаточно данных)
-Что необходимо сделать? (добавить данные)
Анализ содержания задачи
-Подчеркните имеющиеся данные.
–Каких данных нам не хватает? (данных об угле Веры)
-В ваших карточках начерчены несколько углов. Как узнать, какой из углов
начертил Лёня? (измерить)
Самостоятельная работа по измерению углов.
-Угол под каким номером начертил Лёня?
-Что нужно сделать, чтобы внести недостающие данные в задачу? (измерить
угол Веры).
Самостоятельная работа по измерению угла, внесение данных в задачу, выбор
действия, решение задачи
-Какой величины угол у Павла?
-Закончена ли работа по этой задаче? (нет, угол Павла не построен)
4
-Умеем ли мы это делать?
-Чему же нам предстоит научиться на следующем уроке математики?
(научиться самостоятельно строить углы по заданным параметрам)
8. Рефлексия
-Закончите фразу: «Сегодня на уроке я…..»
5