Автор: Николенко Татьяна Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУСОШ№9 Населённый пункт: станица Советская Новокубанский район Краснодарский край Наименование материала: методическая разработка Тема: "Компоненты арифметических действий" Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов Т.М. Николенко, МОБУСОШ №9
Новокубанский район , Краснодарский край.
Урок по математике во 2-м классе .
Тема урока : « Компоненты арифметических действий»
Цели:
- развивать внимание, логическое мышление учащихся, набблюдательность
способность видетть различные варианты решения задач, способность
сравнивать, проводить анализ, делать выводы.
- создать условия для понятия зависимости компонентов от значения
арифметического действия при классификации и решении простых
уравнений.
- закреплять умения составлять и решать уравнения.
Оборудование: дидактический материал для устного счёта, карточки для
самостоятельной работы, карточки «Да» и «Нет».
Ход урока:
I. Организация начала урока.
-Скажите какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать
маленькое открытие?
Слова: внимательным, хитрым, храбрым, активным, ловким, уметь
поддерживать друг друга.
II. Мотивация учебной деятельности.
-Прочитайте: 10, 13,14.25,33,66, 77,82,99, 100.
-Что это? ( числа)
- На какие две группы можно разделить данные числа?
- Назовите двузначные чётные числа в порядке возрастания.
- Назовите двузначные нечётные числа в порядке убывания.
- Какое число «лишнее» ? Почему?
Учитель переварачивает карточки- на обратной стороне записаны буквы. Что
получилось? (компоненты)
- Что такое компоненты? ( Так можно называть числа при сложении,
вычитании, умножении, делении.)
- При выполнении каких заданий мы можем встретиться с математическими
компонентами? (При решении задач, примеров.)
- Тема нашего урока «Название чисел в записях чисел. Мы будем учиться их
правильно читать и находить.
III .Актуализация знаний.
1).Игра « Угадай знак». ( Дети показывают знаки: «+»,«-», «х», «:».
1. Чтобы узнать «сколько всего», нужен знак… (+)
2. Для того чтобы сравнить два числа, применяют знак… (-)
3. Чтобы увеличить число на несколько единиц, надо использовать знак….(+)
4. Чтобы уменьшить число на несколько единиц, надо … (-)
5. Чтобы увеличить число в несколько раз, используют…(х)
6. Чтобы уменьшить число в несколько раз, нужен знак…(:)
7. Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого,
нужен знак…(:)
2). Компоненты записей арифметических действий.
- Повторим названия чисел в записях арифметических действий.
- Числа при сложении называются….
- Числа, которые складываются-…
- Результат сложения-…
И так далее.
3). Устный счёт. Решить цепочку примеров:
3х3х2:3х5:10х8:4х2:4=
- Что мы повторим при выполнении этого задания?
- Давайте вспомним таблицу умножения и деления на 3:
1. повторим таблицу умножения по порядку;
2. повторим таблицу деления в любом порядке;
3. Применим знания таблицы умножения и решим «цепочку».
4. Объясните вычислительный приём, который применяли.
4).Примеры читаем, ответ показываем на карточках.
78-18
32+18
56+34
36-6
24+6
56-16
- Что повторяли? Когда нам пригодятся эти знания7
IV. Формулировка темы, определение темы.
- Мы повторяли компоненты арифметических действий, таблицу умножения
и деления. Эти знания пригодятся при решении задач, примеров.
V. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи.
1.Решение задач.
- Я буду диктовать задачу, вы будете решать и записывать в тетрадь.
1). Маша купила 4 карандаша, а Ира на2 больше . Сколько карандашей
купили девочки?
- Как называются числа в решении?
2). Рак живёт 20 лет, а пчела в 4 раза меньше. Сколько лет живёт пчела?
- Назови компоненты в решении.
3). Оля решила 6 примеров, а Саша решил 4.Кто примеров решил больше? На
сколько больше?
- У кого эта работа получилась? Подведение итога.
VI . Включение нового знания в систему знаний и повторение.
1. Работа по цепочке: решение уравнений.
–Посмотрите на доску. Какое задание нужно выполнить?
25 + □ = 25
38 - □ = 28
□ х 4 = 12 □ : 6 = 7
( Нужно восстановить примеры. Можно вставить числа. Можно проговорить
правила. Можно «окошечко» заменить буквой и получится уравнение).
2. Самостоятельная работа.
- Выберите задание, которое вам по силам.
1).Работа удоски по карточкам.
-Решить простое уравнение.
3 + х = 9 15 – у = 10
Проверка коллективная. ( карточки «Да» или «Нет»)
2).В тетради самостоятельно.
- Решить составное уравнение.
Х – ( 34 + 6) = 10
Решение записано на доске и открывается для самопроверки.
3). Совместно с учителем.
- Придумать уравнение. Учитель определяет неизвестный компонент.
Подведение итога.
3. Работа по учебнику. ( у доски)
1). Сумму чисел 2 и 4 увеличь в 5 раз.
2).П роизведение 6 и 5 уменьши на 10.
3). Разность 34 и 16 уменьши в 5 раз.
4). Выполни действия.
( 100 – 50 ) – 20 ( 45 + 5) + 5
60 + ( 40 – 10 )
( 20 + 80) - 20
VII.Рефлексия. ( карточки «да-нет»)
- Чтобы найти слагаемое, нужно вычитать?
- Уменьшаемое находим сложением?
- Множитель находим делением?
- Чтобы найти вычитаемое, нужно сложить?
- Для того чтобы найти делимое, нужно умножить?
- Для того чтобы найти делитель, нужно умножать?
-Оцените свою работу. Покажите карточки.