Автор: Симоненко Валентина Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 им. А.С.Пушкина Населённый пункт: г.Моздок Наименование материала: Статья Тема: Формирование навыка чтения у младших школьников Раздел: начальное образование
1 . Формирование навыка чтения у детей является фундаментом для
последующего образования. Сформированный навык чтения включает в
себя два основных компонента:
1.
Быстрое и правильное восприятие и озвучивание слов, основанное на
связи между зрительными и речедвигательными образами.
2.
Понимание содержания текста, определение смысла.
Эти компоненты тесно связаны между собой. Большое значение для
понимания текста играет техника чтения.
Для учащихся начальной школы чтение является важным самостоятельным
предметом, так как создает прочную основу для выполнения различных
творческих работ, которые развивают мышление, речь, нравственные
качества. Мой педагогический опыт доказывает значение для младших
школьников умений и навыков чтения. На своих уроках стараюсь развивать
интерес к чтению, желание через чтение познавать мир. Правильное,
выразительное чтение помогает учащимся понимать содержание
прочитанного, определять главную мысль, анализировать поступки детей;
высказывать свое отношение к героям произведений. На учителе лежит
большая ответственность за успехи учащихся на протяжении всех школьных
лет: перед учениками, родителями, учителями средней школы.
Что же должен делать учитель, чтобы научить ребенка осознанному и
правильному чтению, умению работать с текстами разных видов. Как их
научить пониманию прочитанного, умению выделять главное в тексте.
Какие приемы и методы надо применять, чтобы развить интерес к чтению,
чтобы уроки чтения не были монотонными и скучными? Над этими
вопросами задумывается каждый учитель.
Используя различные методы и приемы развивающего обучения, учитель
может подготовить детей к практической работе и самообразованию.
1.1 Цель исследования:
Обеспечение положительной динамики в формировании навыка беглого
чтения, осознанного и безошибочного.
Задачи
Сформировать навык беглого чтения. Развивать интерес к чтению.
Воспринимать разные тексты: художественные, научные.
1.2 Предмет исследования :
Анализ совершенствования навыка правильного и беглого чтения
1.3 Объект исследования:
Совершенствование навыков младших школьников.
Практическая значимость опыта. Система работы учителя, содержание
нетрадиционных форм проведения урока обязательно направлена на
выход: «результат». У каждого учителя за годы работы накапливается
материал в целях улучшения техники чтения, осознанности.
1.4 Теоретическая база опыта
Работая по программе «Школа XXI век» я убедилась, что курс
литературного чтения пробуждает интерес к чтению художественной
литературы, обращая внимание ученика на словесно-образную природу
художественного произведения, отношение автора к героям и окружаю-
щему миру, нравственные проблемы, волнующие писателя и способст-
вует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетичес-
кому воспитанию. Знакомство обучающихся с доступными их возрасту
художественными произведениями активно влияет на чувства, сознание
и волю читателя; способствует формированию личных качеств.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень
коммуникативной культуры, формируются умения составлять диалоги, выс-
казывать собственное мнение, строить монолог, работать с различными
видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным материалом, ра-
ботать со словарем, энциклопедией.
Эта программа не рассчитана на специальную подготовку детей, оптималь-
но соответствует возрастным возможностям младших школьников. Знания
даются основательные: дети усваивают материал, умеют применять на
практике.
Целью своей работы считаю овладение учащимися навыком чтения и
доведение его до совершенства, что позволит воспитать
- любовь к книге, научиться думать, рассуждать;
- развивать у учащихся человеческие качества- доброту, ответственность,
терпимость, желание помогать друг другу;
- повышать мотивацию к обучению;
- формировать коммуникативные навыки.
Нашему обществу нужны нравственные предприимчивые люди. Для
реализации этих задач расширяются ресурсы применения методов и прие-
мов активного обучения. Но не всем детям удается освоить основы обуче-
ния чтению. Причин много: речевые недостатки, слабая память и т.д.
Нечитающий ребенок- это проблема для учителя, школы, родителей, так как
навык чтения является основным условием успешности детей в учении.
Читательские навыки современных школьников вызывают серьезную тре-
вогу, так как дети не могут самостоятельно получать информацию из книг и
учебников. Дети не любят читать, да и не умеют. А ведь чтение это предмет,
которым надо успешно овладеть, но и тот, посредством которого он будет
осваивать другие дисциплины.
Каждый учитель задумывается над вопросом « Как помочь ребенку?»
Некоторые учителя дают совет: больше читать. Но и это не помогает.
Прежде всего надо выяснить причину трудностей и только тогда можно
помочь ребенку.
Чтение является сложным актом, который включает в себя:
технические навыки - правильное и быстрое восприятие и озвучивание
слов, основанное на связи между их зрительными образами с одной
стороны и акустическими и речедвигательными с другой;
процесс понимания смысла читаемого.
Эти две стороны находятся между собой в тесной взаимосвязи и оказывают
влияние друг на друга.
На уроках литературного чтения ученики упражняются и в технике чтения,
и в понимании прочитанного. Но иногда учителя упускают момент
отработки техники чтения, а больше внимания уделяют пониманию смысла
читаемого. Поэтому при чтении у учащихся появляются ошибки.
Что же влияет на скорость чтения:
-это и природный темп деятельности
-нарушение артикуляции
-неправильное дыхание
-малое поле зрения
-уровень организации внимания
-уровень развития памяти
Главное, при обучении чтению, учителю выяснить причину.
2.
Технология опыта
Какие же упражнения способствуют увеличению темпа чтения?
а) многократное чтение текста, чтение текста на время(1мин.) несколько
раз, пока количество слов не увеличится
б) чередование чтения в комфортном режиме с чтением в быстром темпе
по команде «Молния»
в) чтение учащихся текста про себя за учителем, темп чтения ребенка 20-
25 слов, учителя 40-45.
Методика обучения чтению располагает немалым запасом средств,
которые помогают ребенку отрабатывать технику чтения совместно с
учителем, родителями, одноклассниками. На уроках литературного
чтения желательно использовать работу в группах, создавая их так, чтобы
в группе были и хорошо читающие дети и слабые, которые в сов-местной
работе будут стараться работать с текстом. На
уроках обучения чтению, я использую различные упражнения с
использованием слов, различающихся одной буквой:
балка - палка
роса - роза
ветер – вечер
чтение и запись слов «Найди лишнее слово» :
Кошка , кошка, кошки, кошки
Балка, палка, палка, палка
Сом, сом, сом, ком и т.д.
Чтение цепочкой родственных слов:
Сад-садик, садовник, садовый
Море-моряк, морской, приморье
Чтение слов, в которых парные по твердости- мягкости фонемы
выполняют смысло-разделительную функцию:
Полка-полька
Ел- ель
Мел- мель
Чтение по слогам трудных слов перед чтением:
Понимать - по-ни-мать
Возвращаться- воз-вра-щать-ся
Чтение слов с различным шрифтом :
скаКАЛКА взмоРЬЕ
3.
Антиципация – слово не дочитывается до конца, так как ученик
догадывается, что это за слово.
Этот прием значительно убыстряет темп чтения. Но если у ребенка не
развито умение догадываться по смыслу, ему приходится дочитывать
слово до конца, чтобы осмыслить фразу.
Я часто использую прием чтения с пропущенными окончаниями.
Жил на све…. маль… Андрю… Это был трусл… маль… Он все…
боял… Он боял… соб…, кор…, гус…, мы…, пау… и даже пету…
Доскажи строчку
Заполните модели
е--(еда, ели, ела)
-е- (сел, пел, вес)
Чтение текстов, в которых, с обычными правильными предложениями,
встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки.
Артикуляция является следующей причиной, тормозящей скорость
чтения. Ребенку трудно в нужном темпе произносить вслух прочитанные
слова, читать выразительно, громко, владеть интонациями, паузами.
Существует много упражнений для развития речевого аппарата.
Интересным для детей является чтение чистоговорок. Для каждого
ребенка с речевыми недостатками надо подбирать те слоги, которые
вызывают у него затруднение.
Чтение скороговорок нравится всем учащимся.
Материал учебников обучения грамоте по программе «Школа XXI век»
насыщена такими заданиями. Дополнительные задания для
индивидуальной работы я беру из пособий:
Составляю таблицы образца:
К КА КАР КАРТ
Хорошо помогает правильно и выразительно читать умение владеть сво-
им дыханием. Для этого существует множество упражнений:
Как вы будете брызгать цветы?
Задувать свечи на торте?
Вдыхать приятный запах цветов?
Пропеть песню на один слог
4.
Малое поле зрения
Одним из недостатков при чтении у детей является малое поле зрения.
Детский глаз схватывает 1-3 буквы, а не целое слово. Расширяют поле
зрения такие упражнения:
Прочитай первое и последнее слово предложения
Построй пирамиду из слов произведения, которое читается на
уроке.
5.
Также велика при чтении и роль внимания.
Внимание младшего школьника рассеивается, он не может его
сосредоточить. Для развития внимания использую различные упражне-
ния : Дается группа букв и учащиеся должны найти среди них слова :
оксветкинеоз, впркрейтее.
Все слова написаны вместе, учащиеся должны разделить их и прочитать
предложение: Мылюбимчитатьпроизведенияодетях.
6.
Развитию оперативной памяти помогают зрительные диктанты. Я обя-
зательно провожу их каждую неделю и фиксирую результаты.
Все эти упражнения приводят к повышению результативности обучения
и развития детей. Учащиеся умеют думать, рассуждать, делать выводы.
Очень хорошо это прослеживается при работе учащихся в тетрадях по
литературному чтению. Задания, по прочитанным произведениям ,
приучают детей работать с учебником, находить и выписывать ответы,
определять жанр произведения, составлять модель. У детей развиваются
логическое мышление, умение анализировать, добывать знания из раз-
ных источников. Уже во 2 классе учащиеся знакомятся с такими
понятиями, как сравнение, олицетворение. Внедрение новых технологий
в уроки чтения помогает развивать интерес к предмету, улучшать
результативность беглости чтения.
Каждую четверть провожу проверку техники чтения и в конце года под-
вожу итоги роста
Таблица 3 класс
3класс
1 четв.
повторы
ошибки
выразительност
ь
осознанность
темп
1
65
2
83
3
94
4
87
5
102
6
88
7
80
8
64
9
90
10
102
11
80
12
81
13
92
14
75
15
81
16
87
17
65
18
85
19
80
20
57
3класс
2 четв.
повторы
ошибки
выразительност
ь
осознанность
темп
1
64
2
94
3
98
4
105
5
137
6
128
7
78
8
73
9
95
10
135
11
82
12
90
13
98
14
78
15
92
16
95
17
69
18
94
19
95
20
50
3класс
3 четв.
повторы
ошибки
выразительност
ь
осознанность
темп
1
58
2
99
3
109
4
122
5
125
6
83
7
112
8
80
9
122
10
126
11
87
12
95
13
111
14
90
15
95
16
79
17
70
18
98
19
100
20
61
3класс
4 четв.
повторы
ошибки
выразительност
ь
осознанность
темп
1
77
2
93
3
110
4
120
5
130
6
89
7
113
8
80
9
147
10
123
11
93
12
100
13
130
14
100
15
110
16
114
17
73
18
98
19
102
20
63
Таблица 4 класс
4класс
1 четв.
повторы
ошибки
выразительност
ь
осознанность
темп
1
64
2
134
3
110
4
116
5
140
6
108
7
101
8
75
9
127
10
110
11
84
12
93
13
116
14
82
15
97
16
90
17
67
18
85
19
96
20
56
4класс
2 четв.
повторы
ошибки
выразительност
ь
осознанность
темп
1
70
2
145
3
11
4
118
5
159
6
118
7
88
8
89
9
156
10
124
11
95
12
95
13
110
14
87
15
105
16
97
17
83
18
90
19
98
20
60
4класс
3 четв.
повторы
ошибки
выразительност
ь
осознанность
темп
1
80
2
128
3
115
4
111
5
140
6
100
7
86
8
80
9
128
10
129
11
94
12
94
13
128
14
94
15
100
16
104
17
80
18
94
19
100
20
64
4класс
4 четв.
повторы
ошибки
выразительност
ь
осознанность
темп
1
85
2
162
3
119
4
130
5
160
6
140
7
96
8
83
9
130
10
133
11
110
12
110
13
130
14
100
15
121
16
120
17
94
18
110
19
120
20
65
Дети моих классов уже с 1 класса второго полугодия записываются в
библиотеке. И каждый год мои классы занимают первые места « Самый
читающий класс».