Напоминание

Реализация ФГОС через проектный метод обучения как один из способов формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы


Автор: Грибовская Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов, заместитеь директора по увр
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 199
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: презентация
Тема: Реализация ФГОС через проектный метод обучения как один из способов формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы
Раздел: начальное образование





Назад





Автор: учитель 1 квалификационной категории Грибовская

Татьяна Николаевна

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе

Тема: Обобщение знаний о глаголе.

Цель урока:
повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Глагол”
Задачи:

Образовательные:
формировать умения безошибочно находить глаголы в текстах, обогащать речь учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, фразеологическими средствами языка; развитие навыков фонетического, морфологического разбора глагола;
Развивающие:
развивать творческую активность учащихся, мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
Воспитательные:
воспитание любви к природе, к русской литературе; воспитание уверенности в своих силах, уважения к чужому мнению.
Тип урока:
Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа-проектор, экран для демонстрации презентации, презентация Power Point, плакаты “Несовершенный и совершенный вид”, таблички со словами–синонимами, размещённые по классу; текст об осени на каждого ученика для работы карандашом, запись музыкальной композиции "Осень" из "Времён года" П.И. Чайковского, словари фразеологизмов.
Ход урока

I. Организация начала урока.

Учитель:
-Я желаю вам плодотворной успешной работы. Работы сегодня будет действительно много. И у каждого из вас есть возможность проверить и оценить свои знания.

Учитель:
Позвольте мне начать урок с таких слов: спинки, тетради и ручки, улыбку. -Тогда я скажу так:
выпрямили спинки, взяли ручки, открыли

тетради, подарите улыбку.
-Какие я добавила слова? -Какой частью речи они являются? -И сейчас, наверное, вы сами сможете сформулировать тему нашего урока. Чтение учителем стихотворения о глаголе.
Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет,

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про ……..( глагол).

Слайд 1 Учитель:
Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Сегодня на уроке мы систематизируем знания о данной части речи. Тему нашего урока позвольте назвать “Портрет глагола”. Почему? Во первых ответим на вопрос что такое портрет? Изобразим глагол. 
Минутка чистописания.
- Урок начнём с минутки чистописания. Как вы думаете, какую букву будем писать? (Первую букву глагола) - Откройте тетради, запишите число «28 апреля. Классная работа». - Дайте характеристику букве Г (Обозначает звонкий согласный звук «Г», он имеет пару по звонкости- глухости –«Г-К». Может быть твёрдым и мягким.
Приведите примеры.
II. Главная часть
Постановка проблемного вопроса.
Учитель:
Чем же необыкновенна часть речи – глагол?
Учитель:
Русский язык богат глаголами. По частоте употребления глагол занимает 2 место после имён существительных. Глагол самая богатая часть речи. (Почему?) Дети - имеет лицо, время, спряжение. Глагол – самая живая часть речи. Весь мир находится в движении: развивается, изменяется. Это вечное движение выражается посредством глаголов.
Д е т и :
Глаголы обозначают действие, которые сопровождают имена существительные. Без глаголов невозможно передать события, представить будущее.
Учитель:
В старину школьный учитель оценивал правильный ответ учеников фразой: “Верно глаголешь!” сходно со словом глагол, обозначает говорить, слово молвить.
Учитель
Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду Всё в действие придёт.
Слайд 2

Учитель: ……..
Какие же действия выражает глагол? Трудовые процессы работать, копать, гладить цвет желтеть, белеть, краснеть состояние болеть, сидеть, дремать
движение скользить, мелькать, встретиться лаголы, передающие чувства смеяться, плакать
Учитель:
В какой форме стоят глаголы, которые вы сейчас называли? – Что значит неопределённая форма глагола? (Это начальная форма глагола или инфинитив, в которой нельзя определить время, лицо, число, род)
Учитель:
Действительно, такие глаголы имеют три названия: начальная форма, неопределённая форма и инфинитив. Инфинитив – это особая форма глагола, которая отвечает на вопросы что делать? (петь, играть) или что сделать? (спеть, сыграть).
Слайд

3

Учитель:
Продолжим работать с инфинитивом. Что такое фразеологизмы? Для чего они нужны? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Помогают выразить свою мысль, вносят многообразие в нашу речь).
Учитель:
Русский язык богат фразеологическими оборотами, употребление фразеологизмов уместно в любой жизненной ситуации. Самим придумать фразеологизмы сложно, практически невозможно. Заменить каждый фразеологизм глаголом в неопределённой форме. Написать и выполнить морфемный разбор этих глаголов. Бить баклуши – … Зарубить на носу – … Развесить уши – … В поте лица – … Чесать язык – … Клевать носом – … Морочить голову – …
Слайд

4

Проверка.
Бездельничать, запомнить, заслушаться, трудиться (работать), болтать, дремать, обманывать.
Учитель:
Что такое основа инфинитива? (Это часть слова без суффикса – ть или – ти).
Учитель:
Назовите возвратные глаголы. (Заслушаться, трудиться).
Покажите основу в записанных глаголах. Глаголы в возвратной форме обозначают действие, которое как бы возвращается на себя, т.е. направлено на того, кто его совершает: умывается – умывает себя. Частица -ся придаёт глаголу совершенно иное значение: слушать – слушаться, рисовать – рисоваться (стремиться вызвать к себе интерес), валять – валяться (лежать не на месте).
Слайд 5 Учитель:
О какой орфограмме нужно помнить при письме в таких глаголах? (Правописание -тся и -ться).
Физминутка
Задание по группам. На доске на табличках написаны глаголы: говорить, блистаю, блуждали. Синонимы к этим глаголам прикреплены по всему классу. Каждая группа ищет свои таблички с глаголами-синонимами и прикрепляет на доску. На доске появляется:
говорить

блистаю

блуждали
беседовать искрюсь бродили произносить сверкаю плутали доказывать сияю скитались болтать освещаю
Учитель:
Дети, вы можете добавить к этим глаголам свои синонимы. Что такое синонимы? Для чего они нужны? (Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и тоже. Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли).
Учитель:
Чем отличаются глаголы в столбиках?
Дети: временами

Слайд 6 Времена

Учитель:
Что вы знаете о глаголах прошедшего времени? (Изменяются по
числам, по родам в единственном числе и имеют суффикс – л).
Учитель:
Назовите глаголы, описывающую весну. Что можете сказать о глаголах настоящего и будущего времени? (Изменяются по лицам и числам,
или спрягаются
).
Слайд 7
Спишите стихотворение, определите время глаголов. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою А.Плещеев
При спряжении изменяются личные окончания глагола. ?. Всегда ли мы

можем правильно написать л. ок. гл.?

Слайд

8
Алгоритм действий при правописании орфограммы правописание
личного окончания глагола.

Самостоятельная работа.
У каждого на парте листок с заданием. Что надо сделать? Светиь - 3 лицо, ед. ч., наст. в. таять - 3 лицо, ед., наст. в. прорезать - 3 лицо, мн. ч. пр. в. гнать — 1 лицо, ед.ч., наст. в. торопить — 2 лицо, ед.ч., наст. в. дашать — 3 лицо, мн. ч., наст. в. начинать — 2 лицо, ед.ч., пр. вр., ж.р. Взаимопроверка.
Слайд 9 Физкультминутка
1 лицо, ед. ч. хлопаете 2 лицо, мн. ч. топаете 3 лицо, ед. ч. вс т а ё т е , м а ш е т е
руками
Учитель:
Молчит, расскажу, читаю, смотрите, мечтаю, рисует, осыпалась, улыбаюсь. – С такой улыбкой продолжаем дальше работу.
Учитель:
По каким признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи? (По морфологическим признакам).
Учитель:
На какие две группы делятся морфологические признаки? (Постоянные и непостоянные).
Учитель:
Записать по вариантам в тетрадь затранскрибированное предложение и выполнить морфологический разбор глаголов. 1.[т’ирп’эн’ий’э и трут фс’о п’ир’итрут] Перетрут – глагол, перетереть, совершенного вида, I спряжения, множественного числа, будущего времени, 3 лица, сказуемое.
III. Подведение итогов.
Какую цель ставили в начале урока? Образно нарисовать портрет глагола в процессе повторения этой части речи. Портрет, если есть время. Проанализируйте свою работу на уроке. Какие задания вызывали у вас затруднения? Сможете ли вы теперь справиться с этими трудностями?
Слайд 10 Шкала самооценки:

«+» - знаю и умею применять. «!» - знаю, но не всегда могу применить. «?» - не уверен в своих знаниях. «-» - пока не знаю и не умею.
Разноуровневое домашнее задание:
 написать лингвистическую сказку “Жил-был Глагол”;  нарисовать портрет глагола;


В раздел образования