Напоминание

Как подготовить ребенка к школе?


Автор: Манунова Байрта Хондлаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец детского творчества"
Населённый пункт: г. Элиста
Наименование материала: Методическая рекомендация
Тема: Как подготовить ребенка к школе?
Раздел: дополнительное образование





Назад




Как подготовить ребенка к школе? Мнения о том, стоит ли готовить ребенка к школе, и как это делать, до сих пор расходятся. Многие сердобольные бабушки и дедушки готовы ночи напролет учить малыша читать, родители же хватаются за голову, пытаясь определить, действительно ли полезны подготовительные программы и, самое главное, что они сами, как родители, могут сделать для своего ребенка, чтобы тот успешно адаптировался в школе. Однако, при правильной организации процесса, подготовка к школе может стать очень увлекательным занятием — и для вас, и для вашего будущего первоклассника. Кстати, зачем нужно готовить ребенка к школе, знает не каждый родитель. «Потому что так принято» или «потому что так делают все». Здесь и начинаются основные проблемы, поскольку непонимание того, что дает подготовительная работа будущему первокласснику. Приводит к таким странным ситуациям, описанным в начале этой статьи: ребенок обладает массой бесполезных для него на данном этапе знаний, но не умеет делать чего- то элементарного, или не отличается достаточной самостоятельностью, и так далее. То есть, подготовка к школе должна помочь вашему малышу созреть интеллектуально, социально, эмоционально и психологически для нового этапа в жизни. А это, в свою очередь, поможет ему успешнее учиться и заложит основу для дальнейшего роста. Что должен знать и уметь ребенок уже перед поступлением в школу? Он должен называть: • ФИО (собственные и родителей), свой домашний адрес и телефон, город, страну; • Самые распространенные растения и животные; • Дни недели, времена года (и их последовательности), количество месяцев в году; • Цвета, виды спорта и популярные профессии; • Имена известных писателей, поэтов; • Основные правила дорожного движения; • Праздники. Он должен понимать разницу между: • «право» и «лево»; • улицей, городом и страной; • фруктами, овощами, ягодами, грибами, деревьями и кустарниками; • зверями, птицами, рыбами, насекомыми, дикими и домашними животными; • буквами и звуками, гласными и согласными (глухими и звонкими). Он должен уметь: – Отгадывать загадки, решать простые задачки (в том числе на логику);
– Восстанавливать последовательность, выделять общие признаки у предметов и видеть отличия; – Описывать картинку, пересказывать историю, учить наизусть стихотворение и небольшой отрывок из 5-6 предложений; – Считать до 10 и выполнять простые арифметические действия; – Читать небольшие предложения (до 5 слов) и понимать прочитанное; – Определять количество звуков и слогов в простых словах типа «дом», «суп», «нога», «часы» и т. д.; – Обращаться с ножницами, вырезать по контуру, вырезать геометрические фигуры; – Управляться с ручкой и карандашом, проводить четкие линии без линейки, штриховать, закрашивать, не выходя за контур рисунка. То есть на данном этапе у ребенка уже должен быть определенный уровень мышления, памяти, внимания. Кроме того, ему необходимо научиться строить отношения и общаться- с учителем и другими ребятами, быть вежливым и признавать авторитет взрослых, учиться выполнять задания, в каких-то вопросах уже быть самостоятельным, учиться организованности. Всему этому ребенка можно научить как дома, так и на специальных подготовительных курсах. Рекомендации родителям: В первую очередь, начиная заниматься с ребенком, не гонитесь за формальными результатами: каждый ребенок очень индивидуален, а различными «ты должен» или сравнениями со знакомыми ему детьми вы можете спровоцировать формирование у него комплекса неполноценности. Ваша главная задача- превратить процесс в удовольствие, чтобы все занятия- задачки, поделки и чтение- не вызывало у него отторжения. Хорошо, если ребенок уже понимает ценность обучения, и у него есть мотивация, но если его нет, вы можете сделать так, чтобы интерес появился. Что можно делать? • Много общаться с ребенком, отвечать на его вопросы, уделять ему внимание (хотя это стоит делать не только перед школой), вместе читать. • Превратить обучение в игру: даже обычная прогулка может стать увлекательным приключением. Считайте вместе дома, птичек, лужи, пусть ваш ребенок называет номера домов, читает названия улиц и магазинов. Дома на занятия к нему могут приходить любимые игрушки, герои сказок и мультфильмов. • Вместе делать поделки: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать пазлы, делать мозаику, раскрашивать картинки- все это развивает мелкую моторику руки. • Читая или смотря вместе мультфильм, обсуждать с ребенком то, что он
узнал. Интересуйтесь его мнением, задавайте наводящие вопросы, чтобы побудить его высказываться и научить элементарному анализу. Если он читал что-то с другим членом семьи (с бабушкой или сестрой, например), попросите его в ненавязчивой форме пересказать прочитанное. • Уделять внимание нужно и физическому развитию, активным играм, можно даже организовать дома спортивный уголок. • Учить самостоятельности и правилам безопасности дома и на улице. Обязательно учтите следующее: - Не злитесь, если ребенок чего-то не понимает и делает не так, побуждайте его задавать вопросы и решать возникающие проблемы, помогайте ему, но в то же время не торопитесь сделать что-то за него. - развитие должно быть гармоничным. Понятно, что если ребенку чтение дается легко, а вот задачки он решает с трудом, то второму делу придется уделить больше внимания и времени. Однако не концентрируйтесь на чем-то одном. Важна и красивая речь, и внимание, и память, и физические навыки. - Занятия должны длиться не больше 30 минут, в противном случае малыш теряет терпение и интерес. Лучше чередовать занятия и сочетать их с раскрашиванием, поделками и т.д. - Необходимо выработать определенный режим: в одно и то же время вставать, питаться, гулять, заниматься, ложиться спать. Это поможет ребенку проще адаптироваться к школе. - Приучите ребенка содержать свои вещи в порядке. Успехи в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. - Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. Помогите ему справиться с разочарованием. - Уже сейчас учитесь отпускать от себя ребенка. Страх за малыша, возможно, полностью не пройдет, но ваша задача — научить его обходиться без вас в самых элементарных ситуациях.


В раздел образования