Напоминание

Развитие интереса к чтению у младших школьников


Автор: Иваненко Татьяна Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 с.Гражданское Минераловодского городского округа
Населённый пункт: село Гражданское
Наименование материала: статья
Тема: Развитие интереса к чтению у младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие интереса к чтению у младших школьников Т.В. Иваненко Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 села Гражданское В данной статье представлены наиболее эффективные приёмы активизации интереса к чтению, варианты организации чтения, задания для развития интереса к чтению на уроках, способствующие не только развитию интереса к чтению, но и развитию речи учащихся, формированию навыков грамотного письма, пополнения словарного запаса учащихся, влияния на нравственное воспитание младших школьников. От умения детей читать бегло, выразительно, осознано, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Особенно это актуально в наше время, когда ребёнку необходимо самостоятельно выполнять итоговые комплексные, Всероссийские проверочные работы. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы. ( М.И. Оморокова « Совершенствования чтения младших школьников»). М. Просвещение. – 2006г. Задачи, которые необходимо решить в течение 1 года обучения: обогатить читательский опыт детей; отрабатывать специальные читательские умения; развивать речь учащихся; развивать интерес к самостоятельному чтению. Каждый урок в 1 классе начинаю или с игровой разминки, или с артикуляционной гимнастики, или речевые зарядки, разминки на дикцию т.е. с работы над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения (чистоговорки). Например. Ро-ры-ра- у мышонка есть нора. Ри-ру-ро- у мальчика ведро. Ра-ро-ры- подарили нам шары. Ро-ра-ри – на ветках снегири. За-зо-зу- мы поймали стрекозу. Зи-зе-за- приближается гроза. Зо-за-зы- убегаем от грозы. Ша-ша -ша- мама моет малыша. Шу-шу-шу- я письмо пишу. Аш-аш-аш- у Марины карандаш. Са-са-са- в лесу бегает лиса. Затем следуют скороговорки. Школьники находят в книгах, детских журналах. Вот некоторые из них. От топота копыт пыль по полю летит. На дворе трава, на траве дрова, Не руби дрова, на траве дрова. Шёл Грека через реку, Видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку – Рак за руку Грека цап! В начале урока чтения или в минуты отдыха на уроке провожу различные игры в слова и буквы: «Слог потерялся», «Буква потерялась», «Кто внимательный?» (пары слов, отличающиеся одной буквой или слогом), «Бегущая лента» (ученики должны успеть прочитать «бегущие» слова), кроссворды. Такая увлекательная тренировка помогает школьникам легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро прочитывать знакомые слова, пополнять багаж слов, в конечном итоге улучшить технику чтения. Дети очень любят загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки. Они вызывают у ребят живой интерес, заставляют хорошо подумать над смысловым значением пословиц и поговорок. Они используются при объяснении нового материала, при закреплении нового материала, при закреплении пройденного, при индивидуальном опросе учащихся. Работа на уроках чтения так же включает: -Беседа по иллюстрациям к тексту. - Чтение слоговых структур на страницах учебника. - Чтение слов, объяснение значения слов. Во втором классе работаю над формированием осознанного чтения, дальнейшим развитием интереса к чтению и расширением читательского кругозора. Начиная со второго класса, дети ведут читательские дневники. Обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем, совершенствовать самостоятельное чтение, чтение молча, выразительное чтение – задачи третьего и четвёртого класса. Для решения этих задач помогут следующие виды чтения: ЧТЕНИЕ ПО ЭСТАФЕТЕ(Дети сами называют следующего читающего) СОПРЯЖЕННОЕ ЧТЕНИЕ (Учитель начинает читать текст вместе с учениками, затем на время его голос «выключается», а дети продолжают читать хором.) КОМБИНИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ (В тексте выделяются предложения для чтения хором). ПОКАЗАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
(
чтение на «пятерку»). САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. « ЖУЖЖАЩЕЕ» ЧТЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ХОРОВОЕ ЧТЕНИЕ текста (Дети, которые хорошо читают, прочтут, а другие повторяют за ними) На своих уроках практикую УЧИТЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ, так как считаю, что на каждом уроке должен звучать образец учительского чтения. Разрешаю делать в учебнике пометки карандашом, отмечая паузы, слова, требующие логического ударения, и т.д. ПАРАЛЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ (учитель читает текст вслух, а ребенок вслед за ним - про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом, устраняется
ситуации проверки и оценки качества детского чтения с сопутствующими им тревогой, скованностью, напряжением). МНОГОКРАТНОЕ ЧТЕНИЕ (школьнику предлагаю начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Необходимо закрепить ситуацию успеха, похвалить ребенка). ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ С ПЕРЕХОДОМ НА НЕЗНАКОМУЮ ЧАСТЬ ТЕКСТА Для развития зрительного умения ориентироваться в тексте использую упражнение "Бросок – засечка" . Заключается оно в следующем: ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде "Бросок". Когда раздается команда "Засечка" читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде "Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяю упражнение "Молния". Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя "Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном. В своей работе использую методику "Анаграммы" (по книге В. Эдигей "Учись читать, малыш!" Киев 1994 г.). Эта методика позволяет улучшить скорость чтения ребенка. Например: 1.На келыбар Ратеяблоишптивольубры. аСашёсндочуки. Кляо и Алкилизявтьес. аСашмойпалтьяпкенуой. Кляомойлапщикале. Алкиулаппосякалийменькасарь. 2.никУче реЮмесь тел. ьперТеарЮнеикуч. нОдохит в врепыйласкс. аПпапуилксунытрефопль. маТжателнепал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУошохор! Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Этот приём помогает ребёнку открыть в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении, осмыслить прочитанное, развивает устойчивое
зрительное внимание и самоконтроль. Виды работы над текстом: 1. Чтение всего текста (по заданию учителя) 2. Чтение, деление на части. Составление плана. 3. Чтение с сокращением текста (убрать слова или предложения, которые можно опустить). 4. Чтение цепочкой по предложению. 5. Чтение цепочкой по образцу. 6. Чтение, нахождение отрывка к рисунку. 7. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворения. 8. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. 9. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено для сказки. 10. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни). 11. Чтение, составленное сценария к диафильму (кратко, подробно). 12. Чтение по ролям. 13. «Живая картинка» (1 уч-к читает, 2 уч-к мимикой лица показывает) 14. Нахождения предложения (отрывки), которые мог бы прочитать вот этот человечек. 15. Нахождение отрывка, которые надо прочитать презрительно, строго, возмущением, насмешкой, весело, печально и т.д. 16. Нахождение и чтение образных слов и описаний. 17. Чтение с пометкой непонятных слов. 18. Комбинированное чтение. 19.Чтение текста по готовому плану, написанного на доске. 20.Пересказывание прочитанного текста. 21.Чтение вполголоса, жужжащее чтение. 22.Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома. 2 3 . С ж а т ы й п е р е с к а з . 24.Ответы на вопросы. 25.Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. 26.Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. 27.Чтение «выше нормы» (когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10—15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50—55 слов в минуту). 28.Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль произведения. 29.Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов. 30.Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником. 31.Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
3 2 . Ч т е н и е н а з в а н и я р а с с к а з а . К а к е щ е м о ж н о н а з в а т ь ? 33.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. 34.Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д. 35.Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе) . 36.Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило. 37.Нахождение в рассказе самого длинного слова. 38.Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов. 39.Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное + прилагательное; б) существительное + глагол; в) местоимение + глагол (можно наоборот). 40.Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет. 41.Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске). 42.Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения. 43.Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т. д. 44.Комбинированное чтение (учитель — учащиеся хором). Обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем, совершенствовать самостоятельное чтение, выразительное чтение помогут следующие формы работы во внеурочное время: литературные игры, литературные праздники, театрализация, конкурсы чтецов, выставки книг, рисунков, посещение сельской библиотеки. Работа учителя в любом направлении должна быть систематической и регулярной. Только тогда она может дать какой-то результат. Я в течение четырёх лет начальной школы стараюсь привить детям интерес к знаниям, всеми силами пытаюсь им показать, что эти знания они смогут получить из книг. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Аксенова А.К. Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. Москва «Просвещение» 1987 г 2. Волина В. В. Учимся играя. Москва «Новая школа» 1994 г. 3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Москва «Просвещение» 1994 г. 4.Заходер Б. Моя Вообразилия. Москва, 1987 г.
5.Кудыкина Н.В. Дидактические игры и занимательные задания для первого класса. Киев «Радяньска школа», 1989 г. 6.Маршак С.Я. Про все на свете. Москва, 1979 г. 7.Мельникова Е.И. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: П о с . д л я у ч и т е л я . М . ; 2 0 0 2 . 8. Мухортова Е., Нартова-Бочивер С. Играем, рассказываем, учимся.// Семья,1995. 9.Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Санкт-Петербург, «Каро», 2007 г. 10. Эдигей В. "Учись читать, малыш!" Киев 1994 г.


В раздел образования