Напоминание

"Азбука музыкально-творческого развития"


Автор: Штомпель Василий Николаевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр дополнительного образования"
Населённый пункт: город Нефтеюганск, ХМАО
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Азбука музыкально-творческого развития"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Содержание программы

.

I.
Пояснительная записка……………………………… 3
II.
Учебно - тематическое планирование……………………...6
III.
Содержание изучаемого курса……………………………..15
IV.
Система отслеживания результатов………………………..23
V.
Условия реализации программы…………………………...28
VI.
Методическое обеспечение………………………………… 29
VII.
Список литературы…………………………………………..31
VIII.
Приложение к программе…………………………………...32 2

Пояснительная записка.
Искусство - необходимая часть жизни человека. Искусство - это его душа. «Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе», - повторяем мы постоянно, и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании че- ловека уже в самом начале его пути, в детстве. Ищем, пробуем, эксперименти- руем. Задача сложна, ведь жизнь меняется стремительно. Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети, иное поколение. Мыслят они все быстрее, информации о фактах, событиях, понятиях все больше... вот только удивляются все меньше. Общество нуждается в активных творческих людях. Как разбудить интерес к самим себе? Как заставить «душу трудиться»? Как сделать творческую деятель- ность потребностью, а искусство - естественной, необходимой частью жизни? Одна из попыток решить эти задачи, изложена в данной образовательной про- грамме.


Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность курса.
При разработке данной программы учитывался опыт аналогичных образова- тельных объединений и музыкальных студий. Система изложения теории в дан- ной программе, безусловно, позволяет использовать ее на уроках музыки, вне- классных занятиях, в кружках, студиях и т. п. Одна из самых оригинальных сторон программы - это линия развития твор- ческих навыков с учетом потребностей современности. Здесь и специальные упражнения, разработанные на основе американской методики «Техника пения в речевой позиции» С.Ригс, и применение компьютерных программ и про- граммных модулей в звукорежиссуре, а также применение программного сэм- плера. Удачная находка состоит в объединении, синтезе предыдущих разработок (Н. Тагильцев «Воспитание эмоциональной культуры на уроках музыки») в об- ласти музыкально-творческого развития, и современных достижениях в музыке (П. В. Халабударь, В. С. Попов «Теория и методика музыкального воспитания»), а также умение применять последние разработки в области высо- ких технологий (компьютерные программы «CUBASE, NU- ENDO,SONAR,WAWELAB») в творческом развитии и воспитании подрастаю- щего поколения, где детям предоставлена возможность почувствовать себя современным музыкантом, певцом, артистом. 2

Цель
- приобщить ребенка к миру искусства через творческую деятель- ность, имеющую четкую предметную направленность, через урок в детской му- зыкальной студии.
Задачи:
• сформировать у учащихся необходимый объём знаний, умений и навыков в области вокального пения и сольфеджио; • развить у учащихся музыкальный слух и чувство ритма; • сформировать у учащихся необходимые навыки сценографии; • развить у детей бережное отношение к своему голосовому аппарату.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Данная программа предлагается для детей в возрасте от 9 до 16 лет


Методы и приемы обучения
, используемые для реализации данной про- граммы, подбираются в соответствии с принципами психологии и педагогики: наглядность, постепенность, систематичность, повторность, осознанность. Методами работы с учащимися являются: • словесный; • наглядный; • игровой; • метод наблюдения; • метод практической работы.
Продолжительность реализации программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения, предполагает переход ребенка из младшей группы в следующую, более старшую группу. При желании новый ребенок может быть принят в группу, соответствующую его возрасту, если по- сле испытательного срока проявит знания, умения и навыки, соответствующие данному году обучения. Особенностью подобных групп является, с одной стороны, относительная возрастная близость занимающихся в них детей, что позволяет использовать в работе с каждой группой методы, наиболее эффективные и приемлемые в дан- ном возрасте. С другой стороны, интегрирование в одной группе детей разного возраста и уровня развития позволяет осуществлять развитие и воспитание не только за счет педагогической работы, но и за счет процесса межвозрастного общения детей. Несмотря на то, что каждая группа имеет свои собственные задачи и 3
направления деятельности, взаимное общение между группами происходит как во время повседневных занятий, так и во время внутристудийных мероприятий и совместных работ. Старшие, более опытные учащиеся привлекаются к заняти- ям с младшими в качестве партнеров и педагогов. Работа в студии проводится с применением других развивающих и обуча- ющих программ Л. Н. Петрова, Б. Н. Ляшко, которые отличаются друг от друга прежде всего основными целевыми установками и способами отслеживания ре- зультатов. Работа в развивающих программах оценивается по показателям срав- нительного личностного роста: интеллектуального, эмоционального, социаль- ного, физического. Работа в обучающих программах оценивается по абсолют- ным критериям овладения предметом. Во всех группах проводятся занятия по развивающим, и по обучающим программам, однако если в младшей группе преобладают развивающие про- граммы, то для старшей группы акцент постепенно смещается в сторону увели- чения доли обучающих программ.
Основные направления работы в студии:
• Развитие и воспитание голоса детей. • Певческая установка, дыхание, атака звука. • Артикуляция, дикция и звуковедение. • Вокально - хоровые упражнения. • Развитие музыкального слуха и ритма. • Развитие навыков многоголосия, и пение без сопровождения. • Упражнения на развитие мимики, жеста, основы хореографии. • Концертная деятельность. 4

Учебно-тематическое планирование.

Младшая группа.

I, II год обучения.
Первая четверть. № темы Название темы Количество часов 1. Вводное занятие Зч. 2. Контраст в музыке 9 ч. 3. Определение тембра Зч. 4. Определение динамики Зч. 5. Развитие слуха Зч. 6. Темп. Ритм. Размер. 9ч. 7. Последовательное движение нот Зч. 8. Развитие правильного дыхания 9ч. 9. Развитие силы голоса Зч. 10. Гаммы 18ч. 11. Мажор и минор 9ч. 12. Обобщающее занятие 9ч. Итого: 81ч. Вторая четверть № темы Название темы Количество часов 1. Вводное занятие Зч. 2. «Три кита» в музыке: песня, танец, марш 9ч. 3. Интонация 9ч. 5
4. Развитие музыки 9ч. 5. Развитие дикции в песне 9ч. 6. Построение формы музыки Зч. 7. Музыкальная и разговорная речь Зч. 8. Здоровье и уход за голосом 9ч. 9. Динамические оттенки 9ч. 10. Практика. Концертная деятельность 18ч. Итого: 81ч. Третья четверть № темы Название темы Количество часов 1. Развитие внимания и памяти 9ч. 2. Развитие фантазии и воображения 9ч. 3. Развитие ассоциативного и образного мышления 9ч. 4. Тренировка артикуляции гласных и согласных звуков в скороговорках 9ч. 5. Определение регистров: низкий, средний, высокий. 9ч. 6. Основы импровизации 9ч. 7. Ассоциации звука и цвета 9ч. 8. Практика. Концертная деятельность. 18ч. Итого: 81.ч. Четвертая четверть № темы Название темы Количество часов 6
1. Вводное занятие Зч. 2. Виды дыханий: ключичное, нижнее, грудное, нижнереберное, брюшное. 18ч. 3. Распределение дыхания в произведении 9ч. 4. Цепное дыхание 9ч. 5. Атака: твердая, мягкая, придыхательное 9ч. 6. Артикуляция, дикция и звуковедение 6ч. 7. Дифференциация жанров 9ч. 8. Практика. Концертная деятельность. 18ч. Итого: 81ч. Итого в год: 324ч. 7



Содержание изучаемого курса.
Младшая группа Описание этапов по программе. Широко известно, что научить любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки, ибо для немузыкального слуха самая прекрасная музыка лишена смысла. Поэтому необходимо создать условия для повышения музыкальной культуры детей. Музыкальное воспитание не требует особой одаренности достаточно «средних способностей» нормального человека. Рассматривая музыкальное воспитание как сложную художественную де- ятельность, музыкальная наука подчеркивает, что оно осуществляется в различ- ных формах музыкальной деятельности. Одна из таких форм - слушание музы- ки, которая необходима для «гимнастики» музыкального чувства и сознательно- го восприятия музыки. Другой формой приобщения детей к музыке является творческая испол- нительская деятельность, которая может, осуществляется в самых различных 8
видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансам- блевое и хоровое пение, ритмические упражнения и движения ). В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к занятиям нотной грамотой. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятель- ности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навы- ков, развить музыкальные способности детей.
Краткая характеристика занятий.
На первом этапе, детям предлагаются дисциплины по следующим направлениям: 
Введение в мир музыки
(обучающие занятия): 1. Прослушивание музыки. 2. Беседы о музыке:  композиторы, музыканты, певцы современной эстрады, роль музыки в жизни человека;  правила поведения зрителя, этикет в концертном зале во время и после концерта;  жанры и стили музыки (опера, балет, симфония, танго, вальс)  здоровье и уход за голосом; 3. Занимательное сольфеджио:  определение нижнего и верхнего регистр. ритма, темпа на примере попу- лярных песен из мультфильмов; 4. Развивающие упражнения:  артикуляционная и дыхательная гимнастика;  на развитие дикции;  определение сильной доли;  определение нижнего и верхнего регистра в гамме;  ритмические упражнения; 5. Упражнения на развитие музыкального слуха:  определение на слух количества звуков, проигрываемых на фортепиано;  определение высоты звука;  интонационные упражнения; 
Развитие творческих способностей:
1. Упражнения на развитие образного мышления:  ассоциативное восприятие музыкального примера; 9
 эмоциональное восприятие;  краткий анализ прослушанного примера; 2. Совместное пение популярных песен 3. Посещение концертов.
Предполагаемый результат и механизм получаемых знаний.
На данном этапе программа является в основном развивающей, и поэтому не предполагает зачетно-экзаменационной системы контроля за успеваемостью. Главный показатель - это личностный рост каждого отдельного члена группы, что выявляется благодаря наблюдениям педагогов, работающих с детьми, а так- же превращением группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству. Успехи, достигнутые учениками на занятиях по развивающим дисципли- нам демонстрируются педагогам, родителям и остальным ученикам вокальной студии на открытых уроках. Контроль за знаниями и умениями, полученными в ходе обучающих занятий, проводится в форме открытых уроков. К концу
первого года обучения
дети должны обладать следующими зна- ниями, умениями и навыками: > Знать правила поведения зрителя, этикет в концертном зале, во время и после концерта; > Различать жанры и стили музыки - опера, балет, симфония, танго, вальс. > Различать народную, классическую, эстрадную музыку; > Знать группы инструментов (клавишные, духовые, щипковые, удар- ные); > Уметь концентрироваться на прослушивании музыкальных произведе- ний; > Уметь построить связный рассказ о своих впечатлениях от прослушан- ного, сравнить с предшествующими впечатлениями; > Уметь выполнять артикуляционную и дыхательную гимнастику под руководством педагога; > Эмоционально настроиться на занятия, сосредоточиться на предлагае- мом педагогом материале; > Выполнять упражнения вокального тренинга на развитие чувства рит- ма, слуха, памяти и фантазии под руководством педагога. К концу
второго года обучения
дети должны обладать следующи- 10
ми знаниями, умениями, навыками: > Знать основную музыкальную терминологию как современную, так и историческую, уметь ею пользоваться; > Уметь самостоятельно подготовиться к работе; > Уметь самостоятельно выполнить упражнения дыхательной и артикуляционной гимнастики; > Уметь в течение 1-2 минуты импровизировать под заданный педагогом ритм; > Внимательно, не отвлекаясь, работать на протяжении всего вре- мени занятий; > Выполнять упражнения музыкального тренинга в присут- ствии постороннего человека; > Овладеть навыками правильного дыхания, четкой дикции.


Средняя группа.
Описание этапов по программе. Средняя группа - важнейший этап обучения в студии, когда дети от игро- вых форм работы постепенно переходят к более серьезным занятиям. На этом этапе во многом определяется, будут ли они стремиться к более углубленному изучению музыки. Интенсивность занятий по сравнению с младшей группой резко возрастет, как и требования к обучающимся. В процессе репетиций и кон- цертов им приходится решать все более сложные сценические задачи, к чему их и должен подготовить комплекс предметов тренинга. 11
Сценическое движение, являясь вспомогательной дисциплиной в общем курсе подготовки артиста до степени, необходимо для успешного решения за- дач пластической выразительности. Упражнения, используемые на занятиях подразумевают одновременное включение мышечного, интеллектуального и эмоционального аппарата. Основная задача сценического движения -достиже- ние мышечной свободы, легкости, уверенности в работе с собственным телом, смелого и легкого освоения физических навыков, снятие зажимов и неуверен- ности. На этих занятиях уделяется внимание развитию динамичности, гибко- сти, эмоциональности.
Краткая характеристика тем занятий.
На этом этапе детям предлагаются дисциплины по следующим направлениям: 
Беседы о музыке:
 здоровье и уход за голосом;  народная песня, как средство выражения эмоций. 
Теория и практика исполнения музыкального произведения:
1. Музыкальная теория:  свойства тембральной окраски в народной, классической и современной музыке;  дифференциация жанров; 2 . Техника пения: 
о
кругление гласных, устойчивое положение гортани;  формирование гласных и согласных в музыкальном произведении;  дыхание: брюшное, нижнерёберное, грудное, ключичное. 
Сценическое движение, сценография:


1. Построение сценического номера;  танцевальное движение;  сценическое пространство;  работа с микрофоном;
Предполагаемый результат и механизм оценки получаемых знаний.
На данном этапе программа является и развивающей и обучающей. Главный результат работы детей и педагогов - это концерты, которые проходят на публи- ке. Кроме того, успехи, достигнутые учениками на занятиях по развивающим дисциплинам, демонстрируются педагогам, родителям и остальным ученикам вокальной студии на творческих показах. Контроль за знаниями и умениями, 12
полученными в ходе обучающих занятий проводится в форме открытых уроков. При этом учитывается не столько успеваемость, сколько личный рост каждого отдельного ребенка. К концу
второго

года обучения
дети должны обладать следующи- ми знаниями, умениями, навыками: > знать музыкальную терминологию, как современную, так и историче- скую; > знать комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики; > знать основные правила дикции; > знать устройство голосового аппарата человека > уметь сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени за- нятий и репетиций; > уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы; > уметь самостоятельно подготовиться к работе; > уметь в течение 2-3 минут импровизировать на заданную педагогом тему; > уметь определять мышечный зажим > различать виды дыхания: ключичное, нижнее грудное, нижнеребер- ное брюшное; > различать стили и музыкальные жанры; > самостоятельно выполнять задания, предложенные педагогом; > различать мажорный и минорный лад; > определять различия ритмического рисунка в произведениях. К концу
второго года обучения
дети должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками: > знать музыкальную терминологию, как современную, так и историче- скую; > знать комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики; > различать виды и жанры музыкального искусства; > различать основные черты классической, народной и эстрадной музыки; > уметь сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени за- нятий и репетиций; > уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы перед выступлением; > уметь устранять дефекты дикции; > уметь выполнять базовые танцевальные движения; > уметь определять стаккато и легато; 13
> уметь передавать изменение настроений; > уметь определять мышечный зажим и устранять его; > уметь самостоятельно расслабиться, успокоиться перед выступлением; > создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом звуковой образ.
Старшая группа.
Описание этапов занятий по программе. 14
В данном разделе речь идет о самых старших студийцах, учащихся 10- 11 классов. В этом возрасте особое значение приобретает профессиональная дальнейшая ориентация учащих- ся. Вокальная студия не ставит своей целью подготовку к поступлению в му- зыкальные учебные заведения, но дает подросткам возможность познакомиться с профессией артиста, певца, музыканта. Получить теоретическую подготовку и достаточный творческий опыт, который в дальнейшем позволит им работать в любительском эстрадном ансамбле на высоком уровне, продолжить образова- ние в других учебных заведениях или использовать полученные знания и навы- ки в рамках других профессий. Также старшие студийцы привлекаются к работе с младшими, что позволяет им приобрести опыт педагогической работы.
Краткая характеристика тем занятий.
На этом этапе подросткам предлагаются следующие дисциплины: 
Беседы о музыке:
 здоровье и уход за голосом;  музыкальные стили;  музыка разных стран;  виды концертного и электромузыкального оборудования, группы музыкальных инструментов; 
Техника пения в речевой позиции:
1. Методика пения в речевой позиции:  основные принципы пения в речевой позиции;  координация голоса в речевой позиции;  появление вокального звука;  управление дыханием;  управление голосовыми связками;  пение в переходных участках; 2. Практика пения в речевой позиции:  упражнения на приобретение уверенности;  вокальные упражнения, исполняемые поступенно вверх и вниз (трель, стакатто, легато);  динамические приёмы в пении;  двухголосье; 
Сценография и актёрское мастерство:
15
 сценическое движение;  упражнения по актёрскому мастерству для создания сценического об- раза;  работа с микрофоном.
Предполагаемый результат и механизм оценки получаемых знаний.
На данном этапе программа является обучающей и развивающей. Главный результат работы детей и педагогов - это концерты и выступления на торже- ственных мероприятиях. Контроль над знаниями и умениями, полученными в ходе обучающих занятий, проводится в форме зачетов и показов. К концу
второго года обучения
учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:  знать весь комплекс упражнений артикуляционной и дыхатель- ной гимнастики, вокальный тренинг;  знать основные группы музыкальных инструментов;  знать основные виды концертного и электромузыкального оборудования;  уметь сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени за- нятий и репетиций;  уметь обнаруживать и устранять внутренние помехи и зажимы перед выступлением;  уметь определять недостатки дикции;  уметь создать танцевальную импровизацию  уметь включать в работу весь психофизический аппарат для создания необходимого эмоционального образа;  создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом сцениче- ский образ;  различать компоненты музыкальной выразительности;  уметь быстро сориентироваться в неожиданной ситуации на концерте (отключение света, отключение звука и т. д.) и найти правильное решение. 16

Система отслеживания результатов.
Вэту систему входят контрольные уроки в конце каждой четверти, тести- рование и концертные выступления, которые позволяют проследить профессио- нальный рост и развитие каждого ученика в отдельности. При необходимости, в случае отставания того или иного ученика от программы по причине болезни, отъезда и др. проводятся занятия с отстающими учениками.


Мониторинг качества результатов

Объект

Критерии

Показатели

Диагностиче-

ский

инструментарий
Ученик Уровень сформированности музыкально – рит- мических умений и навыков Чувство ритма Наблюдение, тесты Ученик Уровень сформированности музыкального слу- ха Музыкальный слух Наблюдение, тесты Ученик Уровень сформированности певческих умений и навыков Техника исполне- ния музыкального произведения Наблюдение, тесты 17

Система оценивания
Показатели ре- зультатов Уровни низкий средний высокий Чувство ритма - умение переда- вать в хлопках простой ритмиче- ский рисунок - умение переда- вать в хлопках бо- лее сложный рит- мический рису- нок; - умение опреде- лять размер 2/4и3/4 - умение переда- вать в хлопках сложный ритмиче- ский рисунок; - умение опреде- лять размер 4/4,3/4 Музыкальный слух - умение опреде- лять нижний и верхний регистры; - умение опреде- лять эмоциональ- ную составляю- щую музыкально- го отрывка (груст- ный, весёлый.); - умение опреде- лять количество нажатых клавиш на инструменте; - умение опреде- лять движение мелодии (вниз, вверх); - умение правиль- но интонировать заданные ноты; - умение определять мажор и минор; - умение соста- вить свой ритми- ческий рисунок на заданный музы- кальный отрывок. 18
Техника исполне- ния музыкально- го произведения - Умение испол- нить музыкальный отрывок эмоцио- нально (весело, грустно) ; - умение правиль- но распределять дыхание в песне; - умение испол- нять заданные сту- пени без напряже- ния в нижнем, среднем и верхнем реги- страх; - умение правиль- но интонировать мелодический рисунок заданного произведения; - умение испол- нять вокальные упражнения, соблюдая динами- ку; - умение опреде- лить и передать характер заданно- го музыкального произведения; 19

Сравнительный анализ по показателю - чувство ритма

Сравнительный анализ по показателю - музыкальный слух


Сравнительный анализ по показателю –

техника исполнения вокального произведения



Условия реализации программы.
В младшей группе должны заниматься не более 10 человек, так как это поз- воляет педагогу уделить достаточно внимания каждому ребенку, что особенно необходимо в младшем возрасте. В средней и старшей группе количество зани- мающихся не должно превышать 8-10 человек, так как ориентация на предпро- фессиональную подготовку требует особого внимания педагогов к работе под- ростков. Для полноценных занятий и проведения мероприятий студии необходимы:  зал, оборудованный сценической площадкой, зрительскими местами, оснащенный специальным освещением и звуковоспроизводящим обору- дованием.  помещение для занятий. Это светлый, просторный, хорошо оборудован- ный класс, оснащенный звукозаписывающим оборудованием и музыкаль- ными инструментами.  костюмерная - помещение для хранения костюмов, реквизита и другого имущества.



Методическое обеспечение программы.

Д. Б. Кабалевский

Сет Риггс

П. В. Халабударь

В. С. Попов



Список литературы.
1. Абдуллин Э. Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе». 2. Апраксина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». 3. Аргажникова Л. Г. «Профессия - учитель музыки». 4. Тагильцева Н. Г. «Воспитание эмоциональной культуры на уроках музы- ки». 5. Бриль И. Н. «Джазовая школа игры на фортепиано». 6. Давыдова Е. В. «Методика преподавания сольфеджио». 7. Петелин Ю. Н. «Музыкальная студия в РС». 8. Петелин Ю. Н. «Сведение и мастеринг в РС». 9. Попов В. С. Тихеева Л. В. «Школа хорового пения». 10.Кабалевский Д. Б. «Программа по музыке для общеобразователь- ной школы». 11. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательных школ. 12.Халабударь П. В. Попов В. С. «Теория и методика музыкального воспитания». 13. Юдина Е. И. «Первые уроки музыки и творчества».

РЕЦЕНЗИЯ

на программу вокальной студии

педагога дополнительного образования Штомпель В.Н.
Рецензируемая программа разработана для детской вокальной студии, рассчитана на детей 9-16 лет. Программа написана на основе целого ряда методических разработок, в том числе и собственных, что позволяет более широко и интересно подходить к занятиям. В программе реализуется комплексный подход к обучению, что подразу- мевает занятия детей вокалом, хореографией, театральной пантомимой в раз- личных стилях современной музыки. Это способствует наиболее полному раз- витию детей и проявлению их способностей. Такой подход к обучению является наиболее результативным в практическом применении и направлен на воспита- ние организованной творческой личности. Содержание программы изложено профессионально грамотно, логично, доступно. Программа актуальна, т.к. отвечает требованиям современного искусства, где основной акцент ставится на поиск новых форм в решении поставленных целей и задач. В структуру программы входит: 1. Пояснительная записка, где изложены цели, задачи, актуальность, но- визна работы, методы работы, указывается адресат и срок реализации программы; 2. Содержательная часть, которая состоит из трёх основных разделов, соот- ветствующих возрастным периодам школьника, учитывающих психологи- ческие особенности и динамику развития школьника. Здесь раскрываются основные темы занятий, их содержание и обоснование, условия развития и реализации программы, требования к знаниям и умениям учащихся, ме- тодика преподавания; 3. Система отслеживания результатов; 4. Методическое обеспечение; 5. Список литературы; 6. Приложение. В программе согласованы цели, задачи и способы их достижения. Материа- лы программы полностью соответствуют специфике дополнительного образования, так как: - стимулируют познавательную деятельность ребенка; - создают социокультурную среду общения; - способствуют развитию творческой личности; - стимулируют стремление к самостоятельной деятельности; - способствуют профессиональному самоопределению. Считаю, что автор данной программы является профессионально грамот- ным педагогом и музыкантом, который умело использует теоретические знания в практическом применении. Программа может быть утверждена как типовая и может использоваться в системе дополнительного образования.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники