Повышение интереса к чтению книг в младшем школьном возрасте
Автор: Бурцева Людмила Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Дюпсюнская СОШ имени И.Н.Жиркова" Населённый пункт: с Дюпся, Усть Алданский улус, Республика Саха Наименование материала: статья Тема: Повышение интереса к чтению книг в младшем школьном возрасте Раздел: начальное образование
Повышение интереса к чтению книг в младшем школьном возрасте.
Все мы знаем, что успешная самостоятельность в учении детей не мыслима без
беглого чтения. А навык этот формируется постоянной тренировкой чтением вслух. Тот,
кто
любит
книгу,
хорошо
читает
и
рассказывает,
грамотно
пишет,
легко
усваивает
программный материал. Книга учит понимать жизнь, людей, обогащать духовный мир
читателя. Чтение книги, в детстве, остаётся в памяти чуть ли не на всю жизнь взрослых
людей.
Книга
должна
стать
тропинкой,
которая
ведёт
к
вершинам
умственного,
нравственного и эстетического развития.
Поэтому чтением детей надо умело руководить. Надо помочь ребёнку встретить
свою книгу, когда мысли и слова героев книги отозвались бы эхом в сердце ребёнка и
вызвали у него желание ещё и ещё перечитывать любимые страницы.
Что мы делаем, чтобы повысить интерес детей к чтению?
1. Проводим неделю Книги и конференцию «Читаем всей семьей».
Совместное чтение в семье – это увлекательнейшее занятие, которое необычайно
сближает всех ее членов. Читать ребенку – это не просто обязанность родителей, это
уникальный
способ
общения,
который
практически
не
имеет
замены.
Каждый
год
проводим неделю Книги, в которой проводится читательская конференция «Читаем всей
семьей». В неделе проводятся различные конкурсы, КВН, викторины, конкурс рисунков,
выпуск
газеты,
защита
проекта,
в
которой
участвуют
все
члены
семьи.
Безусловно,
интерес к чтению повышается, т.к. семейное чтение способствует привитию ребенку
любви к чтению без принуждения.
2. В школе проводим игру "Тобулла5астар".
Сначала подбираем интересные и развивающие книги. Детям дается список книг для
чтения и через некоторое время проводится игра
"Тобулла5астар" по прочитанным
книгам.
Дети
с
радостью
участвуют
в
этой
игре.
Игра
командная,
поэтому
идет
обсуждение
прочитанной
книги.
Книги,
которые
предлагаются
детям
для
самостоятельного
изучения,
должны
быть
тщательно
подобраны
в
соответствии
с
интересами и уровнем развития ребенка
3. Проект «Интересная книга»
Дети готовят презентацию своей любимой книги. Им помогают родители. Цель участника
проекта: рассказать о своей книге так, чтобы другие дети тоже захотели прочитать эту
книгу. Дети очень стараются, долго готовятся, т.к. предстоит выступить перед аудиторией.
4. Читательская конференция "Моя любимая книга", в которой участвуют родители.
Родители рассказывают о своих любимых детских книгах. О тех самых старых книгах,
прочитанных в школьные годы и о совсем новых увлекательных книгах своих детей. Это
вызывает очень большой интерес у детей. Дети, которые регулярно видят, что книга
постоянный спутник их отца и матери, рано или поздно заинтересуются ими и начнут
читать безо всяких понуканий.
5. Игра - основа чтения. В игре нет никакого принуждения, напротив, очень высокая
мотивация и эмоциональная насыщенность информации. Поэтому то, что усвоено в игре,
надежно закрепляется в сознании и входит в золотой запас ребенка. Играя, ребенок учится
без стресса и страха!!! Вот некоторые из них:
"Игра в Карлсона" или в Красную шапочку, Серого волка, кота Матроскина и т.д.- это
совместное фантазирование и проигрывание в обыденной жизни придуманных эпизодов
из жизни любимых героев. Не забываем все время „советоваться" с любимой книжкой.
О н а
д о л ж н а
б ы т ь
п о д
р у к о й .
"Сочинение
сказки"
Сочинять сказки не так-то просто, но чрезвычайно интересно.
Можно напечатать сказку, снабдить ее иллюстрациями. Все дети активно участвуют в этом
процессе.
Но
лучше
создавать
книгу
вручную.
Каждый
день
по
страничке.
Чтение — это двигатель познания жизни. Книга, особенно умная и добрая,
д о б а в л я е т
о п т и м и з м а
и
у ч и т
р а з м ы ш л я т ь ,
и з м е н я е т
ж и з н ь .
Существует много методик обучению чтению. Но главное, о чем мы должны помнить, не
превращать чтение в неприятную обязанность, не сравнивать
ребенка с соседским
мальчиком,
который
давно
сам
читает,
ни
в
коем
случае
не
ругать,
если
что-то
не
п о л у ч а е т с я .
Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще почти
ничего не знает. Книга расширяет естественные границы познания, позволяя малышу
узнать о том, что ему, возможно, даже не придется никогда увидеть.
Бурцева Людмила Петровна, учитель начальных классов МБОУ «Дюпсюнская СОШ
им И.Н.Жиркова»