"Преодоление трудностей у младших школьников по математике через систему условных знаков, схематических моделей"
Автор: Николенко Татьяна Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУСОШ№9 Населённый пункт: станица Советская Новокубанский район Краснодарский край Наименование материала: статья Тема: "Преодоление трудностей у младших школьников по математике через систему условных знаков, схематических моделей" Раздел: начальное образование
район , Краснодарский край.
Из опыта работы учителя начальных классов по теме :
« Преодоление трудностей у младших школьников по
математике через систему условных знаков, схематических
моделей».
Настоящий урок – это урок, на котором на всё и на всех хватает времени.
Меня, как и многихх учителей волнлвало и волнуют слабые ученики. Мне
часто приходилось дополнительно заниматься с детьми после уроков. Хотя я
чувствовала, что пустое это дело, а занималась. Одного дополнительного
урока для слабого ученика мало. Систематические занятия для ученика и
учителя утомительны. Почему же некоторые ученики слабо усваивают
материал? Постепенно пришла к выводу, что многим просто не хватает
времени для усвоения темы. Слабые ученики отнимают на уроке много
времени. Слабые и средние ученики на определённом этапе над новой темой
становятся пассивными, начинают отставать. Но в момент первого
объяснения, когда я использую яркие предметы, рисунки, таблицы они
принимают участие в работе, отвечают на вопросы, делают правильные
выводы. Серьёзные затруднения дети испытывают при переходе от яркой,
доступной наглядности к более серьёзному материалу, когда на основе
хорошо усвоенных выводов, надо строить свои суждения. А это часто у
некоторых учеников не получается. Они не могут понять с первого урока, ни
быстро заучить. Это и обуславливает проявление, а затем нарастание
пассивности.
Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках,
довести представление по изучаемой теме до формирования понятий,
устойчивых навыков – это цель моего урока. Чтобы достичь этой цели я
использую в своей работе опорные схемы.
Опорные схемы- это выводы, которые появляются на глазах учеников
в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, чертежа,
рисунка. Схемы должны подключаться на уроке, а не висеть , как плакаты.
Тлько тогда они помогут учителю лучше учить. А детям легче учиться.
В своей работе я использую опоры по математике:
1. Введение и анализ задачи.
2. Название компонентов сложения и вычитания.
3.Наборное полотно- нахождение неизвестных компонентов сложения и
вычитания.
5. Наборное полотно- решение простых задач.
6. Введение в решение задач на умножение и деление.7. Таблица Пифагора-
табличное умножение и деление.
8. Наборные полотна- введение в решение задач на зависимость между
величинами.
9.Развитие беглости счёта по теме «Десятки».
10. Развитие беглости счёта по теме «Сложение и вычитание» с переходом
через десяток.
11. Свободные таблицы- развитие навыка счёта по теме «Нумерация 100».
12. Преобразование именованных чисел.
13. Частные случаи математических действий.
14. Развитие беглости счёта по табличному умножению и делению.
15. Развитие беглости счёта по внетабличному умножению- делению.
16. Части,доли.
17. Зависимость между величинами.
Как я применяю опоры при изучении тем по математике? Первоклассники
мыслят конкретно, образами. Чтобы осуществить переход от наглядно-
чувственного восприятия к абстрактно- логическому я использую схемы.
Одна из таких простейших схем – введение в
анализ задачи (1 класс). Она создаётся на самых
первых уроках при разборе задпчи в картинках.
В вазе лежали 2 конфеты. Мама положила ещё 3
конфеты. Сколько конфет стало в вазе?
2 3 ?
2 + 3 = 5
5
Условие
Вопрос
Решение
Ответ
Цель таблицы- оставить наглядный след объяснения элементов задачи.
Выводу сопутствуют вопросы учителя. При этом я заполняю рамку данными
задачи на доске так:
2 3 – это условие задачи
2 3 ? – это вопрос задачи
2 + 3 = 5 – это решение задачи
5 – это вопрос задачи
Далее подвожу детей к обобщению только что проведённого анализа задачи:
«Какие же части, элементы задачи мы видели ?». На следующих уроках схема
перед глазами детей. Даю задание «Назовите части задачи». Читают дети по
схеме хором и индивидуально. Большие трудности возникают у детей при
составлении задач по картинке учебника. Но с опорой на схему ученики
рассуждают, выделяют условие, вопрос, решение и ответ задачи. С каждым
уроком растёт оперативность в работе со схемой. Дети ясно понимают, что
спрашиваю. На доске меньше записей. После этой работы можно переходить
к устному анализу задачи. Для успешного запоминания элементов задачи я
исполь зую анализ задачи по ролям: «условие», «вопрос», «решение»,
«ответ».Ученикам это очень нравится и желающих получить роль очень
много. Для того
чтобы выработать беглость счёта использую сигнальные карточки.
Упражнения провожу до решения примеров письменно или после. Поднимаю
карточку, дети читают выражение на ней, а затем только называют ответ :
5+3; 4+2; 8-1; 7-4 и т.д. Прибавить- отнять 1. Поднимаю карточки: 5+1; 8-1.
Но можно предложить и другие примеры: 6+3; 7-6 и проверить по линейке.
Модель линейки, которая находится на планке доски, часто используется
на уроке, как опора, и нетолько в обучениирешению примеров, но и при
объяснении темы «Сантиметр». Объясняю все деления линейки, обращаю
внимание, что в 1дм-10дм, в 1дм-10см, в 1см-10мм. С этого момента широко
использую модель линейки при работе с отрезками. «Чтение» линейки хором
по движению указки. Это и закрепляет у учащихся пространственные
представления и подготавливает к усвоению табличных мер длины.
Организовать труд школьника на уроке помогает комментирование.
Деятельностью класса руководит не только учитель, но и ученики. Начинаю с
сильного ученика ( а потом и другие учащиеся) говорит всё, что он делает по
заданию учителя от начала до конца. Комментирование начинаю с 1 класса
(письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение простейших
примеров, задач). Начиная со 2 класса, комментирование переходит в
доказательное комментирование – рассуждение при решении задач,
уравнений. Для этого я использую новые схемы, которые играют
направляющую роль, они становятся алгоритмом рассуждений и
доказательств учащихся.
Затем вводятся опорные схемы – наборные полотна простых задач.
\/
?
\/
?
\/
?
Работа по решению задач проходит следующим образом : выбор нужной
схемы к задаче, один ученик выделяет условие задачи, другой заполняет
кармашки схемы данными задачи ( цифрами), третий выделяет вопрос,
четвёртый составляет решение, пятый доказывает выбор действия.для
обобщения по решению задач.
Математическая терминология должна использоваться с первых шагов
обучения на всеъ этапах обучения. Большое внимание уделяю развитию
математической речи. В классе есть таблицы чтения выражений : названия
компонентов действия сложения и вычитания.
5 + 2 = 7
слагаемое слагаемое сумма
9 - 3 = 6
уменьшаемое вычитаемое разность
Очень полезна многократность чтения таблиц из урока в урок. Количество
таблиц постепенно растёт, содержание усложняется соответственно
программному материалу. Использование одних и тех же таблиц на
нескольких уроках подряд приводит к полному пониманию их всеми
учащихся класса. Опорные схемы активизирует детей на уроке,организует
внимание к объяснению учителя и ответу ученика, разнообразит работу в
классе,повышает интерес к учению.
При изучении трудного раздела программы « Изучение свойств
арифметических действий и решение на этой основе примеров на сложение и
вычитание в пределах 100» так же помогают схемы преодолеть трудность
правильно соотнести выражение- пример и соответствующее свойство.
( 4+20)+3
(6+40)-3
3+(5+2)
9-(4+3)
34+2
37+2
48-3
48-30
30-6
20+14
36+12
18+7
49+3
38+14
40-16
37-15
12-5
36-8
32-15
Введение связывающих дуг способствуют более сознательному подходу к
решению выражений. Ученик сначала думает, как перестроть выражение,
показывая это связывающий дугой, а затем переходит к письменному
объяснению. «Представим второе слагаемое в виде суммы чисел 20 и 30.
Пишу 20 «плюс» сумма чисел 30 и 4. Удобно сложить 20 и 30.Перестраиваю
выражение – к сумме 20 и 30 прибавить 4. Вычитаем. Ответ : 54».
( комментирование). Далее рассуждения учениками ведутся устно.
87 – 4 = 83 53 – 40 = 13
25 + 50 = 75 28 – 7 = 21
Штрихами цифрами дети и удобные способы вычислений. В порядке
обобщения использую карточки – сводные таблицы по наиболее трудным
видам примером данной темы:
34+40
36+4
3+65
30+65
57-4
57-40
88-6
99-60
50-26
56-20
80-51
81-50
30-6
40-3
50-4
60-7
70-8
80-8
90-9
100-5
Увеличивается объём решаемых примеров без перегрузки письменными
заданиями, обращается внимание детей на
трудностях темы, предупреждаются ошибки в
самостоятельных и контрольных работах.
Затем идёт переход к теме «Табличное
умножение и деление». Наряду с развитием
понятия об умножении как сложении
одинаковых слагаемых на ряде уроков знакомим
детей с таблицей умножения . Учимся читать
таблицу кратко. При этом обращаем внимание на
связь умножения с делением: 4 х 8=32,32:
8= 4, 32: 4= 8.
Решая примеры на умножение и деление при
открытой таблице (опоре),дети постепенно
запоминают результаты. При этом используют
приём комментирования. Схема помогает
Умножение
I I I I I I I
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2
2 х 7 = 14
Деление на :
II / II / II / II / II
10 : 5 = 2
Деление по :
I I I I I I I I
8 : 2 = 4
сформировать первое понятие, создать образ действия при решении простых
задач на умножение – деление. На первых порах по этой теме все задачи
решаются с рисунком и записью в тетради. А затем дети сами начинают
зарисовывать задачу в тетради палочками. Например: Оля купила 4 тетради
по 2 рубля каждая. Сколько стоят все тетради? Ученик рисует
четыре палочки. Пишу: первая тетрадь стоит 2 р. ; вторая тетрадь 2р;
третьятетрадь 2р; четвёртая тетрадь 2р. Задачу можно решить сложением: 2
+2 +2 +2 = 8(р.) Ответ: 8 рублей стоит покупка. На доске и у ученика такая
запись: I I I I
2р. 2р. 2р. 2р.
2 +2 +2 +2 = 8(р.)
2 ∙ 4 = 8(р.)
Это только несколько видов работы со схемами. Успех опорных сигналов как
методических приёмов обусловлен тем, что они отражают все аспекты
сложной категории способов обучения: логико – диагностический,
источниковый, психологический, управленческий. Опорные схемы вбирают в
себя все стороны метода и приёма, и они отвечают общим психолого-
педагогическим закономерностям. Так я чувствую трудности детей в
переходе от наглядно- чувственного восприятия к абстрактно- логическому,
обеспечиваю преодоление этих трудностей через систему условных знаков,
схематических моделей, которые помогают учащимся овладеть
мыслительными приёмами. Моя цель научить ученика не тому что легко, а
тому, что трудно.