Напоминание

"Преодоление трудностей у младших школьников по математике через систему условных знаков, схематических моделей"


Автор: Николенко Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУСОШ№9
Населённый пункт: станица Советская Новокубанский район Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Преодоление трудностей у младших школьников по математике через систему условных знаков, схематических моделей"
Раздел: начальное образование





Назад





Учитель начальных классов Т.М. Николенко,

МОБУСОШ №9 станица Советская Новокубанский

район , Краснодарский край.
Из опыта работы учителя начальных классов по теме : « Преодоление трудностей у младших школьников по математике через систему условных знаков, схематических моделей». Настоящий урок – это урок, на котором на всё и на всех хватает времени. Меня, как и многихх учителей волнлвало и волнуют слабые ученики. Мне часто приходилось дополнительно заниматься с детьми после уроков. Хотя я чувствовала, что пустое это дело, а занималась. Одного дополнительного урока для слабого ученика мало. Систематические занятия для ученика и учителя утомительны. Почему же некоторые ученики слабо усваивают материал? Постепенно пришла к выводу, что многим просто не хватает времени для усвоения темы. Слабые ученики отнимают на уроке много времени. Слабые и средние ученики на определённом этапе над новой темой становятся пассивными, начинают отставать. Но в момент первого объяснения, когда я использую яркие предметы, рисунки, таблицы они принимают участие в работе, отвечают на вопросы, делают правильные
выводы. Серьёзные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьёзному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов, надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не получается. Они не могут понять с первого урока, ни быстро заучить. Это и обуславливает проявление, а затем нарастание пассивности. Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – это цель моего урока. Чтобы достичь этой цели я использую в своей работе опорные схемы. Опорные схемы- это выводы, которые появляются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка. Схемы должны подключаться на уроке, а не висеть , как плакаты. Тлько тогда они помогут учителю лучше учить. А детям легче учиться. В своей работе я использую опоры по математике: 1. Введение и анализ задачи. 2. Название компонентов сложения и вычитания. 3.Наборное полотно- нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. 5. Наборное полотно- решение простых задач. 6. Введение в решение задач на умножение и деление.7. Таблица Пифагора- табличное умножение и деление. 8. Наборные полотна- введение в решение задач на зависимость между величинами. 9.Развитие беглости счёта по теме «Десятки». 10. Развитие беглости счёта по теме «Сложение и вычитание» с переходом через десяток. 11. Свободные таблицы- развитие навыка счёта по теме «Нумерация 100». 12. Преобразование именованных чисел. 13. Частные случаи математических действий. 14. Развитие беглости счёта по табличному умножению и делению. 15. Развитие беглости счёта по внетабличному умножению- делению. 16. Части,доли. 17. Зависимость между величинами. Как я применяю опоры при изучении тем по математике? Первоклассники мыслят конкретно, образами. Чтобы осуществить переход от наглядно- чувственного восприятия к абстрактно- логическому я использую схемы. Одна из таких простейших схем – введение в анализ задачи (1 класс). Она создаётся на самых первых уроках при разборе задпчи в картинках. В вазе лежали 2 конфеты. Мама положила ещё 3 конфеты. Сколько конфет стало в вазе?
2 3 ?

2 + 3 = 5

5
Условие Вопрос Решение Ответ
Цель таблицы- оставить наглядный след объяснения элементов задачи. Выводу сопутствуют вопросы учителя. При этом я заполняю рамку данными задачи на доске так: 2 3 – это условие задачи 2 3 ? – это вопрос задачи 2 + 3 = 5 – это решение задачи 5 – это вопрос задачи Далее подвожу детей к обобщению только что проведённого анализа задачи: «Какие же части, элементы задачи мы видели ?». На следующих уроках схема перед глазами детей. Даю задание «Назовите части задачи». Читают дети по схеме хором и индивидуально. Большие трудности возникают у детей при составлении задач по картинке учебника. Но с опорой на схему ученики рассуждают, выделяют условие, вопрос, решение и ответ задачи. С каждым уроком растёт оперативность в работе со схемой. Дети ясно понимают, что спрашиваю. На доске меньше записей. После этой работы можно переходить к устному анализу задачи. Для успешного запоминания элементов задачи я исполь зую анализ задачи по ролям: «условие», «вопрос», «решение», «ответ».Ученикам это очень нравится и желающих получить роль очень много. Для того чтобы выработать беглость счёта использую сигнальные карточки. Упражнения провожу до решения примеров письменно или после. Поднимаю карточку, дети читают выражение на ней, а затем только называют ответ : 5+3; 4+2; 8-1; 7-4 и т.д. Прибавить- отнять 1. Поднимаю карточки: 5+1; 8-1. Но можно предложить и другие примеры: 6+3; 7-6 и проверить по линейке. Модель линейки, которая находится на планке доски, часто используется на уроке, как опора, и нетолько в обучениирешению примеров, но и при объяснении темы «Сантиметр». Объясняю все деления линейки, обращаю внимание, что в 1дм-10дм, в 1дм-10см, в 1см-10мм. С этого момента широко использую модель линейки при работе с отрезками. «Чтение» линейки хором по движению указки. Это и закрепляет у учащихся пространственные представления и подготавливает к усвоению табличных мер длины. Организовать труд школьника на уроке помогает комментирование. Деятельностью класса руководит не только учитель, но и ученики. Начинаю с сильного ученика ( а потом и другие учащиеся) говорит всё, что он делает по заданию учителя от начала до конца. Комментирование начинаю с 1 класса (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение простейших примеров, задач). Начиная со 2 класса, комментирование переходит в доказательное комментирование – рассуждение при решении задач, уравнений. Для этого я использую новые схемы, которые играют направляющую роль, они становятся алгоритмом рассуждений и доказательств учащихся. Затем вводятся опорные схемы – наборные полотна простых задач.
\/ ? \/ ? \/ ? Работа по решению задач проходит следующим образом : выбор нужной схемы к задаче, один ученик выделяет условие задачи, другой заполняет кармашки схемы данными задачи ( цифрами), третий выделяет вопрос, четвёртый составляет решение, пятый доказывает выбор действия.для обобщения по решению задач. Математическая терминология должна использоваться с первых шагов обучения на всеъ этапах обучения. Большое внимание уделяю развитию математической речи. В классе есть таблицы чтения выражений : названия компонентов действия сложения и вычитания. 5 + 2 = 7 слагаемое слагаемое сумма 9 - 3 = 6 уменьшаемое вычитаемое разность Очень полезна многократность чтения таблиц из урока в урок. Количество таблиц постепенно растёт, содержание усложняется соответственно программному материалу. Использование одних и тех же таблиц на нескольких уроках подряд приводит к полному пониманию их всеми учащихся класса. Опорные схемы активизирует детей на уроке,организует внимание к объяснению учителя и ответу ученика, разнообразит работу в классе,повышает интерес к учению. При изучении трудного раздела программы « Изучение свойств арифметических действий и решение на этой основе примеров на сложение и вычитание в пределах 100» так же помогают схемы преодолеть трудность правильно соотнести выражение- пример и соответствующее свойство.
( 4+20)+3 (6+40)-3 3+(5+2) 9-(4+3) 34+2 37+2 48-3 48-30 30-6 20+14 36+12 18+7 49+3 38+14 40-16 37-15 12-5 36-8 32-15 Введение связывающих дуг способствуют более сознательному подходу к решению выражений. Ученик сначала думает, как перестроть выражение, показывая это связывающий дугой, а затем переходит к письменному объяснению. «Представим второе слагаемое в виде суммы чисел 20 и 30. Пишу 20 «плюс» сумма чисел 30 и 4. Удобно сложить 20 и 30.Перестраиваю выражение – к сумме 20 и 30 прибавить 4. Вычитаем. Ответ : 54». ( комментирование). Далее рассуждения учениками ведутся устно. 87 – 4 = 83 53 – 40 = 13 25 + 50 = 75 28 – 7 = 21 Штрихами цифрами дети и удобные способы вычислений. В порядке обобщения использую карточки – сводные таблицы по наиболее трудным видам примером данной темы: 34+40 36+4 3+65 30+65 57-4 57-40 88-6 99-60 50-26 56-20 80-51 81-50 30-6 40-3 50-4 60-7 70-8 80-8 90-9 100-5 Увеличивается объём решаемых примеров без перегрузки письменными заданиями, обращается внимание детей на трудностях темы, предупреждаются ошибки в самостоятельных и контрольных работах. Затем идёт переход к теме «Табличное умножение и деление». Наряду с развитием понятия об умножении как сложении одинаковых слагаемых на ряде уроков знакомим детей с таблицей умножения . Учимся читать таблицу кратко. При этом обращаем внимание на связь умножения с делением: 4 х 8=32,32: 8= 4, 32: 4= 8. Решая примеры на умножение и деление при открытой таблице (опоре),дети постепенно запоминают результаты. При этом используют приём комментирования. Схема помогает Умножение I I I I I I I 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 2 х 7 = 14 Деление на : II / II / II / II / II 10 : 5 = 2 Деление по : I I I I I I I I 8 : 2 = 4
сформировать первое понятие, создать образ действия при решении простых задач на умножение – деление. На первых порах по этой теме все задачи решаются с рисунком и записью в тетради. А затем дети сами начинают зарисовывать задачу в тетради палочками. Например: Оля купила 4 тетради по 2 рубля каждая. Сколько стоят все тетради? Ученик рисует четыре палочки. Пишу: первая тетрадь стоит 2 р. ; вторая тетрадь 2р; третьятетрадь 2р; четвёртая тетрадь 2р. Задачу можно решить сложением: 2 +2 +2 +2 = 8(р.) Ответ: 8 рублей стоит покупка. На доске и у ученика такая запись: I I I I 2р. 2р. 2р. 2р. 2 +2 +2 +2 = 8(р.) 2 ∙ 4 = 8(р.) Это только несколько видов работы со схемами. Успех опорных сигналов как методических приёмов обусловлен тем, что они отражают все аспекты сложной категории способов обучения: логико – диагностический, источниковый, психологический, управленческий. Опорные схемы вбирают в себя все стороны метода и приёма, и они отвечают общим психолого- педагогическим закономерностям. Так я чувствую трудности детей в переходе от наглядно- чувственного восприятия к абстрактно- логическому, обеспечиваю преодоление этих трудностей через систему условных знаков, схематических моделей, которые помогают учащимся овладеть мыслительными приёмами. Моя цель научить ученика не тому что легко, а тому, что трудно.


В раздел образования