Автор: Романова Ирина Борисовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ " Горковская СОШ" Населённый пункт: д. Согра Верхнетоемского района Архангельской области Наименование материала: Конспект урока по ОРКСЭ Тема: Наша Родина - Россия Раздел: начальное образование
Тема:
«Россия – наша Родина»
Тип урока:
Изучение нового материала
Время:
45 минут
Цель:
Формирование чувства гордости за свою Родину
.
Дать представления о
духовном и материальном мире человека; о культурных традициях страны; о
России как многонациональном государстве;.
Планируемые
результаты:
1. личностные:
- способствовать формирование качеств личности: бережливого отношения к
традициям и культуре своей многонациональной страны, гордости за своё
Отечество;
- содействовать осознанию обучающихся ценности изучаемого материала;
2. предметные:
- создать условия для формирования понятий: Россия, Отечество, культурные
традиции, духовный мир человека;
- знакомство со структурой учебника
3. метапредметные:
- развитие смыслового чтения; извлечение необходимой информации.
- самостоятельные выделение и формирование цели, умения осознано и
произвольно
строить
речевые
высказывания
в
устной
и
письменной
форме;
- осуществление самоконтроля и самооценки;
Формы работы:
Индивидуальная, групповая, парная.
Средства
обучения:
Учебник, презентация; географическая карта, карточки с пословицами,
компьютер.
Основные
термины и
понятия:
Родина, Россия, Отечество, духовный мир человека, культурные традиции.
УУД:
Личностные:
-мотивация к учебной деятельности, проявление интереса к изучаемому
предмету.
- самостоятельный поиск решения задач.
Познавательные:
-самостоятельное выделение, формулирование темы урока;
-
поиск
необходимой
информации
из
материалов
учебника
и
рассказа
учителя, делают выводы;
-
Регулятивные:
- определение степени успешности своей работы;
Коммуникативные:
- умение работать в паре, в группе, готовность слушать собеседника и вести
диалог;
- умение слушать и слышать, отвечать на вопросы.
Ход урока:
Этапы урока
Содержание урока
1.Мотивация
учебной
деятельности
Прозвенел уже звонок, нам пора начать урок.
Улыбнулись друг другу, подарили хорошее
настроение.
Мы
начинаем
изучать
новый
предмет
Основы
светской этики.
-
Рассмотрите
обложку
учебника,
прочтите
название.
-
Учебное
пособие
познакомит
вас
с
основами
светской этики.
Что
такое
добро
и
зло,
добродетель
и
порок,
альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В
этом
поможет
разобраться
светская
этика.
Вы
узнаете,
что
такое
настоящая
дружба,
честь
и
достоинство,
стыд
и
совесть,
этикет
и
многое
другое.
Светская этика даст знания, которые помогут вам
совершать моральные поступки, а значит, сделать
свою жизнь и жизнь окружающих лучше.
- Как вы думаете, почему на обложке этого учебника
изображена эмблема – дерево?
(Дерево знаний, дерево как символ развивающейся
жизни и т.д.)
-
Прочитайте
на
стр.3
(«Содержание»)
темы
предстоящих уроков.
Работа с учебником.
2.Актуализация
опорных знаний.
Послушайте песню и подумайте о чём будем
говорить сегодня на уроке?
–
Правильно,
сегодня
мы
с
вами
поговорим
о
Родине.
- А как называется наша Родина?
Тема нашего урока : «Россия- наша Родина».
-Как вы понимаете тему урока?
- Кто может назвать символы нашего государства.
Откроем учебник стр.4-5 и пробежимся глазками по
тексту. - О чём мы узнаем сегодня?
Вопросы:
Знаю.
Хочу
узнать.
Узнал.
Что такое
Отечество?
Что такое духовный
З в у ч и т
п е с н я
В . Б а с н е р а
и
М.Матусовского
«С
ч е г о
н а ч и н а е т с я
Родина?»
Слайд 2
Слайд3
Просмотровое чтение.
Слайд 4 - карточки у
каждого уч-ся.
мир человека?
Что такое
культурные
традиции?
Для чего
существуют
культурные
традиции?
Отметьте + вопросы в графе «знаю», «хочу знать» и
отложите карточки.
3.Открытие новых
знани й.
4.Физкультминутка
-Ребята, а что у вас возникает в воображении, когда
вы
слышите
слово
«Родина»?
Какая
она?
(ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ).
-
Назовите
и
покажите
на
карте
столицу
нашей
Родины. А как называется область, где мы живём?
Покажите на карте областной город.
-Как называется место, где вы родились и выросли?
Это наша маленькая родина, а из множества таких
маленьких уголков и состоит великая Родина.
Она
огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как
мама.
Задание . Подберите синонимы к слову «Родина»,
запишите в тетрадь..
Задания по группам:
1гр .
Подобрать
однокоренные
слова
к
слову
«Родина». ( род, родиться, родители, родословная,
родня).
2гр .
Подбор
однокоренных
слов
к
с л о ву
«Отечество». (отчий дом, Отчизна, отеческий).
3гр .Работают со словарями.
Родина-……,
Отечество…….
-О любви к Родине рассказывают нам и народные
пословицы.
Поработайте
в
паре,
попробуйте
составить эти пословицы, соединив части линиями.
Родной край - ……..сердцу рай.
Человек без Родины, ……. что соловей без песни.
Родина – мать, ……. чужбина – мачеха.
Одна у человека мать…..,одна у него и Родина.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
Работа с картой.С-5,6
Подбор синонимов.
Работа по группам.
Работа со словарями.
Работа в парах.
карточки.
Читают
И работать продолжаем.
- О Родине много сложено стихов и песен.
Татьяна Бокова « Необъятная страна»
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
- Какой называет нашу страну поэт в
стихотворении?
Всё, что нас окружает: вещи, явления природы,
природа – это материальный мир. Но есть и
духовный мир.
Задание . Выделить корень в слове « духовный»,
подберите однокоренные слова. (дух, душа).
На стр. 4 в 3-м абзаце найдите и прочитайте
определение понятия «духовный мир».
В народе говорят: «Спокойно на душе, тревожно на
душе, радостно на душе, тяжело на душе.»
- Как вы думаете от чего на душе бывает хорошо,
тяжело? Как сделать, чтобы было на душе хорошо?
Откроем учебник стр.5 абзац 1,2.
Задание. Объясните значение фразеологизмов.
Посоветуйтесь в паре.
1.
Вкладывать душу - (делать что-то с
увлечением).
2.
Скребёт душу- ……. ( на душе неспокойно).
Основой духовного мира человека любой
национальности являются традиции народа.
- Как вы понимаете слово « традиция»?
Прочитаем в учебнике на странице 5 и найдём
главное слово в этой формулировке.
А как объясняет это слово словарь Ожегова,
прочитает………
- Какие культурные традиции вы знаете?(День
знаний, День Победы, Новый год, Рождество и т. д.)
подготовленные
ученики.
Сам. работа в тетради.
Работа с учебником.
Работа с учебником.
Работа в паре.
Слайд 7
Работа с учебником
стр.5 абзац 3: 1ученик
работает со словарём.
Читает ученик.
Слайд 8
5.Первичное
закрепление.
6.Рефлексия.
7.Домашнее
задание .
- Какие традиции приняты в вашей семье?
В нашей стране живут люди, которые знают и
бережно хранят разные традиции. Они нередко
говорят на разных языках, но хорошо понимают
друг друга и все вместе составляют одну дружную
семью народов России.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут-
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы, друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим,
И только в единстве сила России.
- О каких национальностях говорит поэт в
своём стихотворении?
А как всех их можно назвать одним словом?
– Всех людей, живущих в нашей стране, можно
назвать россиянами. Но национальности у них
разные. Россия — единое многонациональное
демократическое государство.
Самостоятельная творческая работа учащихся.
- Изменился ли за урок в вашем представлении
образ Родины?
- Нарисуйте образ Родины.
(Создаём выставку рисунков)
Вернёмся к карточкам, которые заполняли в начале
урока и заполним графу «узнал».
- Нашли ли мы ответы на возникшие вопросы?
- С какими понятиями мы сегодня познакомились
Закончите предложение:
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
На выбор:
1. Найти и записать пословицы о Родине.
2. Подобрать картинки «Маленькая родина».
3 .
Совместно с родителями составь рассказо
традициях, которые существуют в твоей семье.
Слайд.9
Слайд 10
Приложение.
Вопросы:
Знаю.
Хочу
узнать.
Узнал.
Что такое Отечество?
Что такое духовный
мир человека?
Что такое культурные
традиции?
Для чего существуют
культурные
традиции?
Родной край - …….. чужбина – мачеха.
Человек без Родины, ……. . одна у него и Родина
Родина – мать, ……. что соловей без песни.
Одна у человека мать…..,. сердцу рай
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут-
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы, друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим,
И только в единстве сила России
Татьяна Бокова « Необъятная страна»
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
1гр . Подобрать однокоренные слова к слову «Родина».
2гр . Подбор однокоренных слов к слову «Отечество».
3гр .Работают со словарями.
Родина-……,
Отечество-…….