Воспитание и развитие музыкального слуха в процессе работы над музыкальными произведениями.
Автор: Левина Елена Кузьминична Должность: преподаватель Учебное заведение: ДШИ им. Г.Кукуевицкого Населённый пункт: Сургут Наименование материала: Методическая разработка урока Тема: Воспитание и развитие музыкального слуха в процессе работы над музыкальными произведениями. Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»
Воспитание и развитие музыкального слуха в процессе работы
над музыкальными произведениями.
Методическая разработка урока
Автор: Преподаватель по классу фортепиано
Левина Е.К.
Сургут 2016г.
Введение
Воспитание
и
развитие
музыкального
слуха
у
учащегося,
является
основной задачей в фортепианной педагогике, идти от слуха к движению, а
не
наоборот.
Музыкальный
слух
учащегося
фортепианного
класса
естественным
образом,
развивается
и
совершенствуется
в
условиях
соответствующего
обучения.
Преподаватель
–
пианист
должен
найти
и
применить
эффективные
методические
приёмы
и
средства,
с
помощью
которых при необходимости он может энергично воздействовать на этот
процесс, в сторону его интенсификации. Основной задачей музыканта –
педагога
является
развитие
музыкального
слуха
у
учащегося.
Ещё
на
начальном этапе обучения педагог должен развить у ребёнка:
- звуковысотный
- мелодический
- полифонический
- гармонический
- тембро – динамический
- внутренний слух.
Цель
развития
музыкального
слуха
–
научить
слышать,
воспитать
ухо,
выработать у ученика интонацию и тембрально тонкий слух.
Цель:
Оптимизировать
процесс
восприятия,
запоминания
и
осознанного
исполнения
музыкальных
произведений
через
слуховой
контроль и гармонический анализ.
Задачи:
Развивающие
1. Обучать учащихся основным пианистическим навыкам, умению играть
эмоционально
с
тщательным
слуховым
контролем
разные
музыкальные
произведения (полифония, крупная форма, этюды, пьесы).
2.
Развивать
слуховое
восприятие
музыки,
эмоциональное
отношение
к
изучаемым музыкальным произведениям.
3. Создавать на уроке условия для формирования и развития у учащегося
познавательных интересов, творческой активности.
4. Способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной и волевой
сфер личности на начальном этапе обучения.
Воспитательные:
1. Формировать социально коммуникативные навыки.
2.
Воспитывать
у
учащихся
устойчивый
интерес
и
эмоциональную
отзывчивость на музыкальные произведения.
3.
Стремление
к
совершенствованию,
самоконтролю
и
творческой
самореализации.
4. Развивать музыкальный вкус, прививая традиции лучших образцов русской
и западно - европейской музыки.
Образовательные:
1. Формировать и совершенствовать навыки и умения, необходимые для
овладения культурой музыкального исполнительства.
2. Обеспечивать мотивацию и принятие учащимися учебно-познавательной
деятельности.
Форма занятия – индивидуальный урок.
Вид урока : Урок обобщения и систематизации изученного.
Ход урока:
1. Этап – организация начала урока.
Педагог: Здравствуй, Ира! Необходимым условиям нашего занятия является
правильная
посадка
за
инструментом:
подтянутость
корпуса,
удобное
ощущение плечевых суставов, не прижатые к телу локти, опора ног. Ты
готова к уроку?
Ученица: «Да готова!»
2. Этап – подготовка к основному этапу.
Педагог:
«Чтобы
приступить
к
работе
над
произведениями
займёмся
«слуховой» разминкой. Настроим себя на те тональности, в которых мы
будем работать.
Сыграй гаммы в тональностях фа мажор, си b мажор в одну октаву и спой их.
Ученица: Играет и поёт гаммы вверх и вниз.
Педагог: А теперь сыграй и спой в этих тональностях неустойчивые ступени
с разрешением в устойчивые.
Ученица: Играет и поёт
Педагог: Сыграй в тональности фа и си b мажор аккорды с обращениями.
Ученица: Играет аккорды с обращениями.
Педагог: Молодец! А теперь построй цепочку аккордов TSДT в тональностях
фа и си b мажор, а в левой руке подбери к ним бас.
Ученица: Играет 2-мя руками цепочку аккордов.
Педагог: Правильно! А сейчас я буду играть разные трезвучия, а ты слушай и
постарайся отгадать их названия. Играю трезвучие мажорное, минорное,
увеличенное, уменьшённое.
Ученица легко даёт правильный ответ.
Педагог: Ира! А теперь сыграй уменьшённое и увеличенное трезвучие от
ноты «до» и спой со словами.
- Вот трезвучие уменьшённое,
Оно жалобно поёт и по терциям идёт.
- Вот трезвучие увеличенное,
Как сигнал оно кричит
И по терциям бежит.
Ученица играет и поёт трезвучие от ноты «до»
Педагог: Тебе нравиться какая окраска в разных трезвучиях, как они звучат.
Ученица: Да!
Педагог: Мне тоже! Запомнила, как будешь играть дома - только от других
нот? Это и будет твоим домашним заданием.
3.
Основной
этап:
Усвоение
новых
знаний
и
способов
работы
над
музыкальными произведениями.
Прежде чем мы приступим к работе над маленькой прелюдией И.С. Баха из
сборника «12 маленьких прелюдий», вспомним, что такое полифония.
Ученица: полифония – это многоголосье , в котором сочетается несколько
голосов.
Педагог: Да, полифония (от греческого poly – много и phone – звук) – это
многоголосный
склад,
основанный
на
единстве
одновременно
развивающихся самостоятельных голосов, воспринимаемых, прежде всего,
по принципу координации горизонталей и вертикалей.
Так как мы уже настроились на тональность фа мажор, в которой звучит
прелюдия, мы можем приступить к работе над произведением.
Цель
нашего
урока:
освоить
наиболее
эффективные
методы
работы
над
полифонией.
1. Педагог: Проиграй мелодическую линию в гармоническом изложении с
точно указанной аппликатурой.
Ученица: играет по нотам аккорды сначало правой, а затем левой рукой.
Педагог: А затем играй прелюдию целиком с начала и до конца.
Играет наизусть.
2. Педагог: проиграй поочерёдно каждый из голосов с осмыслением их
мелодической самостоятельности.
3. Педагог: а теперь совместно проиграем прелюдию по голосам, я играю
верхний голос, ты - нижний, потом наоборот.
4. Педагог: пропой вслух один из голосов, одновременно играя другой.
Педагог: а теперь исполним вокальным ансамблем сочетание двух голосов
одновременно.
5. Педагог: мысленно проиграй произведение «про себя», читая глазами
нотный текст.
Педагог: Ира, ты запомнила, как нужно работать над полифонией?
Ученица: Да!
Педагог: твоё домашнее задание будет: закрепить все способы работы над
полифонией
при
тщательном
слуховом
контроле
и
осмысленном
её
проигрывании.
А
теперь
я
предлагаю
физкультминутку,
которая
снимает
мышечное
напряжение и дает настроиться на продолжение урока.
1 упр.
Наклоны вперёд, назад, в сторону, голову – к подбородку, затем откидываем
её максимально назад, потом к правому плечу, тянемся максимально к левому,
вперёд (спина прямая), назад, в сторону, каждый раз возвращаясь в исходное
положение – голова прямо.
2 упр. «Дерево»
Стоя, ноги вместе, одновременно со вздохом плавно поднять руки вверх и
сложить ладони над головой. Подбородок поднят, грудь развёрнута, дыхание
свободное.
3 упр. «Железная дорога»
Руки имитируют движение поезда по рельсам. Кисти сцеплены в замок, руки
вытянуты
и
подняты
до
уровня
плеч.
Кисти
рук
описывают
большие
восьмёрки по горизонтали по вертикали.
Педагог: а сейчас перейдём к другому музыкальному произведению, которое
называется «Новая кукла» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Ученица: Исполняет.
Педагог: Так как мы уже настроились на тональность пьесы (си b мажор),
давай вспомним, в каком жанре написана пьеса, что выражает эта музыка,
какие чувства, настроения.
Ученица: Вальс. Эта музыка выражает настроения радости и восторга.
Педагог: А какой метр характерен для этого жанра?
Ученица: Трёхдольный.
Педагог: Правильно! И ещё в ней присутствуют элементы токкатности, к
«Новой кукле» даже подошла характеристика «не чуя под собой ног».
А слова, написанные к этой пьесе выражают атмосферу праздника, веселья,
неудержимого желания увидеть эту куклу.
« Ах, мама, мама, неужели
Куклу скоро привезут?
Ах, мама, мама, в самом деле
Кукла скоро будет тут?»
Педагог: а теперь давай рассмотрим некоторые методы работы над пьесой.
1.
Послушаем
вертикаль,
т.е.
соединение
мелодической
линии
с
гармоническим сопровождением и попробуй назвать аккорды.
Ученица: Играет двумя руками фактуру пьесы в
аккордовом изложении,
называя известные ей созвучия.
2. Педагог: А теперь попробуй играть с разрешением.
Ученица: Играет те же аккорды только с разрешением.
3. Педагог: А теперь остановимся на мелодии.
Какой характер изложения мелодической линии?
Ученица: Мелодия движется вверх.
Педагог: Правильно, поступенное движение вверх с возвращением вниз.
А с чем мы связываем повышение мелодии вверх, приводящее к наивысшей
точке.
Ученица: С кульминацией.
Педагог: Правильно, с кульминацией.
Во время игры пьесы спой мелодию, можно со словами.
А теперь сыграй вместе со мной в ансамбле: я сопровождение, ты – мелодию
и потом наоборот.
Исполни
на
фортепиано
партию
аккомпанемента
с
одновременным
пропевание мелодии вслух. Затем тоже, но с пропеванием мелодии «про
себя» - активным внутренне слуховым переживание, осмысливая её.
Поработаем над динамическими оттенками, погружаясь в гармонию звуков и
слушая баланс мелодии и партии аккомпанимента.
Проиграй пьесу способом «пунктира» - одну фразу «вслух», другую «про
себя», сохраняя в то же время ощущение непрерывности.
Итак, сегодня мы познакомились с некоторыми формами работы над пьесой
Чайковского «Новая кукла».
Твоё
домашнее
задание
будет:
поработать
над
фразировкой,
динамикой,
научиться показывать кульминацию. Пережить каждую интонацию и каждую
музыкальную
мысль
довести
до
логического
завершения,
опираясь
на
внутренний слуховой контроль.
В конце урока я предлагаю гимнастику для глаз, это снимет зрительное
напряжение.
1. поднять глаза вверх, опустить, повернуть вправо и влево.
2. моргать в течение минуты
3. широко открывать и закрывать глаза в 30 секунд.
4. нарисовать глазами разные геометрические фигуры.
4. Подведение итогов. Информация о домашнем задании.
Ира,
сегодня
на
уроке
мы
подробно
поработали
и
показали
эффективные
методы
работы
над
произведениями.
Давай
вместе
проанализируем
,что
мы
делали
на
уроке
и
как
нужно
правильно
самостоятельно работать дома, а на следующем уроке ты покажешь всю
работу
в
том
порядке,
который
тебе
был
указан.
Ты
сегодня
хорошо
поработала на уроке и заслужила хорошую оценку.
Я хотела тебе пожелать таких же положительных оценок по другим
предметам, быть такой же общительной,
активной и уверенной в своих
силах. Наш урок окончен.
Выставляется оценка. Записывается домашнее задание.
Методические указания
Перед открытым уроком была проведена предварительная работа над
произведениями:
1.
Знакомство
с
музыкальным
произведением:
общая
характеристика,
образное
содержание
музыки,
ее
формы,
жанр,
стилевые
особенности,
средства музыкальной выразительности.
2 .
К р а т к и е
б и о г р а ф и ч е с к и е
и
и с т о р и ч е с к и е
с в е д е н и я .
3. Особенность устройства разных видов клавишных инструментов
4. Прослушивание в записи произведений, содержащих основные стилевые
черты и особенности изложения музыкального материала
Чередуя различные виды деятельности, урок прошел на достаточно хорошем
уровне. Благоприятный психологический климат на уроке так же служит
одним
из
показателей
его
успешности:
заряд
позитивных
эмоций,
полученных
учеником
на
уроке,
создаёт
атмосферу
творчества
и
взаимопонимания.
Заключение:
Развитие
музыкального
слуха
идет
одновременно
с
приобретением
элементарных
навыков
игры
на
инструменте.
Педагог-инструменталист
занимается с учеником индивидуально и может использовать те методы,
приемы, упражнения которые необходимы данному ученику.
С первых уроков надо воспитывать в тщательном слухом контроле,
подготавливать к самостоятельной настройке инструмента.
Музыкальный слух и интонация - качества, которые приобретаются и
развиваются
в
результате
систематического
использования
методически
целесообразных
приемов.
Ученик,
обладающий
развитым
музыкальным
слухом, владеющий интонацией, свободно читающий нотный текст, будет
продолжать самостоятельную работу. А это имеет большое значение как для
будущих музыкантов любителей, так и для тех, кто продолжит занятия в
профессиональном учебном заведении.
Список литературы:
1.
Алексеев А.А. Методика обучения игре на фортепиано. М., - 1978г
2.
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. К., 1982г
3.
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., - 1984г.
4.
Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.
5.
Толкунова Е.В. Начальные уроки игры на фортепиано. Учебное пособие
для детей дошкольного возраста. Музыка 2013г.
6.
И.С. Бах. Маленькие прелюдии и фуги.
7.
П.И. Чайковский «Детский альбом»