Напоминание

Тема: "Картины зимней природы в лирическом стихотворении А. С. Пушкина"


Автор: Петрова Лариса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Шолоховская гимназия, станица Вёшенская"
Населённый пункт: Станица Вёшенская Ростовской области
Наименование материала: Конспект
Тема: Тема: "Картины зимней природы в лирическом стихотворении А. С. Пушкина"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока
по литературному чтению
Тема:
«Картины зимней природы в лирическом стихотворении А. С.

Пушкина»
Цель: Формировать полноценное восприятие художественного текста младшими школьниками в соответствии с возрастом. Задачи:
1.
формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы;
2.
познакомить учащихся с приемом звукописи как средством создания образа;
3.
учить находить слова, которые поэт использует для передачи звуков природы;
4.
развивать умение работать в паре; считаться с другим мнением
5.
воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение, его художественные особенности
6.
учить детей выразительно читать стихотворение. Ход урока.
1.

Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте их. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Поверните ладони друг к другу и скажите: Желаю успеха большого Во всем и везде, Удачи тебе на уроке. 2.
Актуализация знаний и постановка проблемы
. -Ребята, отгадайте загадку. Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом, Всё покрылось серебром. Зима. Сегодня мы будем говорить о Зиме? Мы прочитали и выучили много стихов о зиме, вспомните, как называют авторы Зиму? (Зимушка-зима, Красавица Зима, Волшебница Зима, Белоснежная Зима) Поэтическая минутка.
Раскрыть непростой характер матушки зимы нам поможет стихотворение П. Вяземского «Здравствуй, в белом сарафане» Здравствуй, в белом сарафане Из серебряной парчи! На тебе горят алмазы, Словно яркие лучи. Ты живительной улыбкой, Свежей прелестью лица Пробуждаешь к чувствам новым Усыпленные сердца! Здравствуй, русская молодка, Расскрасавица –душа, Белоснежная лебёдка, Здравствуй, матушка- зима!
3.

Открытие детьми нового знания.
-Какие вы любите зимние забавы? (Лепить снеговика, играть в снежки, кататься на санках, коньках лыжах) Эпиграф: «Блеснул мороз и рады мы Проказам матушки Зимы…» А .С. Пушкин -Как вы думаете, 200 лет назад дети зимой играли в такие же игры или другие?( Мнения детей) На этом уроке мы постараемся ответить на этот вопрос. -Сегодня у нас будет необычная встреча с творчеством А.С. Пушкина. -Ребята! Закройте глаза представьте себе, что наступили такие морозы , что сковали речку льдом, а в воздухе, как звезды, летают серебряные снежинки. Представили? -А теперь слушайте отрывок из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина в исполнении народной артистки Е. Африкантовой. -Расскажите, какую картину вы представили? (ответы детей) Что вам понравилось в том стихотворении больше всего? СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Прочитаем ещё раз это стихотворение и уточним значение некоторых слов. Опрятней-чище Опрятный - аккуратный, чистый, тщательно прибранный Паркет - небольшие гладкие дощечки из твердых пород древесины для покрытия полов Блистает-блестит, ярко светится, сверкает. – Почему Пушкин употребил глагол «блистает», а не блестит»?
Толковый словарь! («Блистают на празднике в вечерних нарядах».) В ы в о д: в стихотворении Пушкина каждое слово важно, его нельзя заменить другим, иначе меняется полнота ощущений. Звучно-звучный, громкий чистый звук. В старину для детей делали деревянные коньки. Впереди на коньках вырезали голову коня. С тех пор и пошло такое название «коньки» По лону вод-по открытой воде На брег-на берег -В каком произведении нам встречалось это слово? (Пушкин. У лукоморья…)
Физминутка (музыкальная)

Работа в группах
Мы сейчас проведем литературное исследование этого стихотворения, Задания – каждой группе. Исследовательская работа по группам. 1. Что такое образ? Какие образы рисует поэт в этом стихотворении? 2. Что такое сравнение? Найти сравнения в стихотворении. 3. Что такое олицетворение? Найти олицетворение в стихотворении. 4. Что такое звукопись? Найти звукопись в стихотворении. 5. Что такое юмор? Найти юмор в стихотворении. Какие слова передают картину праздника? А поможет вам в этом фильм-презентация по стихотворению. Внимательно посмотрите и послушайте. Фильм-презентация.
4.Первичный итог исследовательской работы.
1. Что такое образ? Какие образы рисует поэт в этом стихотворении? Образ- это то, что вообразил, изобразил словами писатель или поэт . Речка-(блистает) Пушкин – великий поэт. Для него речка не просто замерзла, а «блистает». Мальчишки- (радостный народ) Для него деревенские мальчишки, не просто мальчишки, а «радостный народ» Гусь-( собрался поплавать на речке) Гусь- интересный образ, решил поплавать по реке зимой Снег- (веселый, падает звездами) . Снег - непростой, а «веселый», потому что он первый, кроме того, снег не просто идет, он мелькает, вьется, падает звездами. 2. Что такое сравнение? Найти сравнения в стихотворении. Сравнение- образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов. Речка, как паркет
А. С .Пушкин жил в 19 веке. В то время 200 лет назад паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким. Снег, как звезды Почему снег, как звезды? «Звездами , падая на брег» (блестят, переливаются на солнце) Пушкин воспринимает наступление зимы как торжество и хочет, чтобы строки прозвучали значимо. Эти старинные слова придают речи торжественное звучание. Слайд 20. 3.Что такое олицетворение? Найти олицетворение в стихотворении. Олицетворе́ ние – если поэт видит в неживом предмете черты и чувства человека. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы... Речка, льдом одета (Одет может быть человек) Снег-весёлый (человек может быть веселый) 4.Что такое звукопись? Найти звукопись в стихотворении. Звукопись- «музыкальность» , слова передают ощущение звуков? Это художественный приём. Звукопись- «музыкальность» пушкинских стихов признана всеми давно. Это зависит от изумительного мастерства великого поэта. Звучно режет лед В этих словах слышится скрежет коньков о лед. Пушкин рисует подвижную картину зимы. Это передается словами движения. 5.Что такое юмор? Найти юмор в стихотворении. Юмор - когда просто смешно, а сатира - когда с помощью юмора высмеивается какая- нибудь проблема. Гусь зимой собрался поплавать. Гусь- случайный персонаж. 1. Как вы думаете, зачем А. Пушкин вставил эту картинку с гусем в стихотворение. ( интересно, весело, празднично) Молодцы, хорошо выполнили задание. (Оценки.)
Физминутка.
-Какие слова передают картину праздника?
Радостный народ Звучно режет лед Весёлый снег. – Как поэт создает ощущение праздника? 1. Река сравнивается с модным паркетом, начищена до блеска. 2. Гусь не понял, что это лед. 3. Узоры нарисованы коньками. 4. Снег падает «звездами». -Каким вы представляете себе поэта? Он со стороны наблюдал картину, у него было светлое настроение, добрая, мягкая улыбка озаряла его лицо, он радовался чистоте и звучности зимнего пейзажа. -Как мы прочитаем это стихотворение? Читая, добавляем слова. весело, задорно, радостно. А. С. Пушкин *** Опрятней модного ________________ Блистает речка, льдом ______________. Мальчишек радостный ________________ Коньками звучно режет ____________ На красных лапках ________ тяжелый, Задумав ___________ по лону вод, Ступает _____________ на лёд, Скользит и _____________; весёлый Мелькает, вьётся первый ___________, Звездами падая на ________. Слайд-27. В какие игры играли дети зимой 200 лет назад ?( ответы детей) Дети всегда радовались первому снегу, с удовольствием лепили снеговиков, катались на коньках и лыжах, играли в снежки. И сейчас первый снег у нас вызывает такие же чувства.
Мы с вами отсняли мультфильм, а вы мне сказали, что он беззвучный. А давайте его сейчас озвучим. Читаем стихотворение наизусть. Мультфильм.(сделали дети сами из пластилина)
5.

Вторичное закрепление.
– У кого появилось ощущение, что мы побывали на празднике? – Как Пушкину это удалось? (Использовал художественные приемы.) В ы в о д: Пушкин – гений, его стихи – это встреча с прекрасным. 6.
Итог урока
.
Выставление оценок.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение. Спасибо за урок!


В раздел образования