Напоминание

Охрана детского голоса


Автор: Еремеева Наталья Александровна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО детская музыкальная школа
Населённый пункт: г. Ярцево Смоленская область
Наименование материала: конспект классного часа
Тема: Охрана детского голоса
Раздел: дополнительное образование





Назад




1
Классный час

«ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА»

Здоровье
– это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека.
Цель:
- дать представление о влиянии факторов внешней среды на голос обучающегося.
Задачи:
- сформировать у учащихся и их родителей необходимые знания, умения и навыки по охране голоса, дать представление об основах здорового образа жизни; - научить использовать полученные знания в повседневной жизни, - воспитать у ребёнка потребность быть здоровым.
Актуальность темы:
Проблема ухудшения здоровья детей вполне серьезна и требует пристального внимания. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно.
Ход классного часа:

«Здоровьесберегающая технология» - что это такое
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психо- логическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.
2 Именно поэтому любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Это положение сформулировано в законе РФ «Об образовании», 51 статья которого начинается с утверждения: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». «Здоровьесберегающие технологии» - совокупность приемов, методов, форм обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум четыре
требования
: 1. Учет индивидуальных особенностей учащихся, его темперамента, характе- ра восприятия им учебного материала, типа памяти и т.п. 2. Недопускание чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональ- ной, нервной нагрузки при освоении учебного материала, стремление добиться оптимальных результатов обучения обязательно при оптимизации необходимых затратах времени и сил учащегося и п ед а го г а . 3. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание благоприятного морально-психологического климата в учебной группе, укрепление психического здоровья учащихся. 4. Делать акцент не только на организации учебного процесса, не принося- щей вреда, но и на том, чтобы научить учащихся самостоятельно защищаться от стрессов, обид, оскорблений, обучить его средствам психологической защиты и сохранения здоровья. Наука о здоровье -

жизненно важный предмет, без которого успех человека во взрослой жизни просто невозможен, предмет, которому до сей поры не уделялось должного внимания. Каждый должен сам в себе преодолеть психологический стереотип "потребителя своего здоровья" и начать заботиться о себе.
3 Создание условий для сохранения здоровья учащихся, разработка мер по здоровьесбережению и внедрение здоровьесберегающей технологии в образовательный процесс является одной из важных задач, которую в современных условиях решает школа. Создание здоровьесберегающей среды в школе позволит повысить уровень культуры здоровья учащихся и снизить заболеваемость наиболее распространёнными заболеваниями, в том числе обусловленными образовательным процессом. Наша с вами, уважаемые родители, обязанность - научить ребенка с детства навыкам, которые крайне важны для всей последующей жизни: правильному дыханию, правильной речи, правильной осанке, правильному пользованию органами зрения, слуха, речи.
Помощь со стороны родителей
В вопросах здоровьясбережения важна поддержка семьи. Взаимодействие семьи и школы – традиционная проблема педагогики. Если обучить ребенка школа может и без помощи его родителей, то эффективно осуществить процесс воспитания без поддержки (а иногда и при противодействии) со стороны семьи крайне трудно. Здоровье своего ребенка важно для любого родителя (в отличие от познаний этого ребенка по какому- то предмету), и поэтому организация сотрудничества школы и родителей на этой основе гораздо более вероятна и продуктивна. Здоровый образ жизни, которому учат в школе, дома может или находить каждодневную реализацию – и тогда закрепляться или игнорироваться, оставаясь для школьника отвлеченной, не нужной информацией.
Качества детского голоса
Детский голос отличается от голоса взрослого в силе, высоте, тембре. В целом детский голос характеризуется следующими
качествами
: голос звонкий, в нем мало обертонов, диапазон его невелик, сила голоса небольшая
4 грудной резонатор ребенка мал по объему (в частности, емкость детских легких небольшая) и слаб, поэтому дыхание его неглубокое, оно еще близко по своим механизмам к жизненному дыханию. Гортань маленького ребенка в 2—2,5 раза меньше гортани взрослого, а голосовые связки колеблются главным образом только краями, так как мышцы (вокальные), заложенные в толще голосовых связок, еще мало развиты. Развитие и изменение голоса ребенка теснейшим образом связано с изменениями и ростом всего его организма, и в частности его голосового аппарата и центральной нервной системы. Наиболее заметное и резкое изменение голоса наблюдается в возрасте от 12 до 15 лет, т. е. в период полового созревания. В это время гортань у мальчиков в течение полугода увеличивается в размерах в 1,5—2 раза, а у девочек—на 1/3. Голосовые связки увеличиваются в длину, ширину и утолщаются, и совершается переход от колебания краев голосовых связок к колебанию всей их массы.
Необходимость охраны голоса.
Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека.Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. От того как будет развиваться голос ребенка и, особенно от режима во время мутации, зависит качество взрослого голоса. Очень бережно надо относится к тембровым краскам детского голоса, так как красивый тембр может сохраниться и после мутации. После перелома голос обретает новые свойства. Поэтому нередко юноши и девушки, не отличавшиеся хорошими голосами в детстве, оказываются обладателями вполне профессиональных певческих голосов.
Нарушения голоса
Созревание голоса охватывает длительный период жизни человека: с рождения до периода его зрелости. За это время голос претерпевает влияние
5 самых разнообразных вредностей. При многократном и длительном влиянии они могут приводить к более или менее стойким нарушениям голоса. Термины, употребляемые как названия нарушений голоса, немногочисленны: это
афония
,
дисфония
,
фонастения
. При
афонии
наблюдается полное отсутствие голоса, больной говорит только шепотом, но при кашле слышен громкий звук голоса. П р и
дисфонии
расстройства голосообразования, при котором голос становится хриплым, слабым, приобретает гнусавый оттенок.
Фонастения
- нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате; характерны быстрая утомляемость и прерывание звучания голоса или же некоторые изменения силы, высоты (затрудняют высокие звуки), тембра голоса — его охриплость. Все эти явления имеют преходящий, неустойчивый характер. К сожалению, в последнее время увеличилось число расстройств голосового аппарата у детей школьного возраста. Нам постоянно приходится сталкивать- ся с этим печальным фактом при прослушивании детей, желающих занимать- ся пением.
Причины возникновения нарушения голоса
. 1. Неправильный
речевой

режим
учащихся. Детям свойственна повышенная эмоциональная возбудимость. Она проявляется в громкой речи и в крике в повседневной жизни (во время игр дома, в школе во время перемен). Постоянно громкая речь и крик наносит непоправимый вред детским голосам. Педагог и родители должны повседневно разъяснять детям опасность перенапряжения голоса как в речи, так и в пении. Неправильное пользование голосом, однажды или многократ-но возникшее, закрепляется в виде патологического условного рефлекса, фиксации неправильных
6 механизмов, что и будет служить основой для функциональных нарушений голоса. 2 .
Психические

травмы
: сильные эмоции отражаются на дыхании и голосообразовании. Патологические механизмы особенно легко закрепляются у невротиков. Крайней формой функционального нарушения голоса является истерический мутизм — внезапная и полная потеря голоса и невозможность даже шепотной речи, что может быть связано с сильным испугом. Истерическая немота часто переходит в дальнейшем в заикание. 3. Количественные и качественные
злоупотребления голосом
: перегрузка голосового аппарата чрезмерной работой, неумелое пользование им, неправильные (вредные) навыки голосообразования, пение в больном состоянии. Вследствие них могут наступить различные расстройства голосовой функции. Родители, воспитатели детских садов, учителя школ, и даже детские врачи очень мало знают о необходимости охраны детского голоса и часто бывают виновниками возникновения его нарушений. Хрупкий голосовой аппарат ребенка, находящийся в постоянном развитии, требует особого внимания и бережного отношения. Охрана детского голоса в основном сводится к: * разъяснительной работе по соблюдению гигиенических правил, относя- щихся к голосу в повседневной жизни: * воспитанию правильных певческих навыков: * необходимому режиму во время занятий пением: * выявлению и особому наблюдению за развитием детей с выдающимися вокальными данными.
7
Одним из самых действенных способов охраны детских голосов является

вокальное обучение.
Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отлич- ное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. В процессе сольного пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся: благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. К детям следует подходить с особой осторожностью, учитывая недоразви- тость их голосовых органов, слабость мышц и быструю утомляемость нервной системы. Нагрузка на голос, нормальная по времени для взрослого, непосильна для ребенка. Помимо хрупкости голосового аппарата, ребенок не в силах так долго, как взрослый, быть внимательным, сосредоточенным, активным.
Охрана и гигиена детского певческого голоса в условиях вокальной

работы.
1. При работе с детьми следует всегда учитывать такую их особенность, как способность выдерживать физические нагрузки. Пение — процесс физиологический, во время которого происходят большие затраты энергии, связанные с дыханием, работой в удобных и неудобных тесситурах, удерживанием вокальной позиции и, наконец, с умением выдерживать длительные по времени репетиции и концертные выступления. Руководителю следует всегда внимательно относиться к здоровью юных артистов, неспособных выдерживать перегрузки. 2.Занятия с детьми нужно проводить в проветренных, не душных помещениях.
8 3. Необходимо соблюдать такой ритм работы, при котором дети после репетиционного часа занятий имеют отдых (перерыв), способствующий снятию напряжения, своего рода «реабилитация» после сложного урока. Нежелательно проведение репетиций в раннее время, когда голос, как говорят, «еще спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. В таком случае происходит насилие над детским голосом, что препятствует его естественному звучанию, может навредить здоровью ребенка. 4. Начинающим певцам свойственна быстрая утомляемость. Поэтому режим занятий с ними должен строиться с учетом этой особенности. Недопустимо, чтобы ученик уходил с занятия с усталым голосом. По мере развития выносливости занятия постепенно удлиняются до 30-45 минут с 2-3 перерывами по 5-10 минут в течение этого времени. 5. Учитывать общее состояние здоровья учащегося. Все изменения, происхо- дящие в организме певца, так или иначе, влияют на его голос. Общее состояние здоровья иногда определяет возможность занятия пением. При некоторых пороках сердца и заболеваниях легких петь нельзя. При всех хронических заболеваниях, вызывающих общую слабость, недомогание и вялость, занятия пением не будут результативными. 6. Эмоционально-психологический микроклимат на уроке. От настроения ученика очень часто зависит качество урока. Когда человек в хорошем настроении, ему хочется петь. Если же ученик пришел на урок расстроенным, подавленным, угнетенным, то занятие продуктивным не будет.
Что влияет на звучание голоса
Голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении.
Настроение
– эмоциональная настройка – влияет на активность нервной системы и на общий тонус организма.
9 Общий тонус ребенка зависит от
режима

сна,
за соблюдением которого должны следить родители
.
Известно, если певец спал меньше обычного времени, то голос у него не звучит. На звучание голоса оказывает влияние и
режим питания
: как время приема пищи, так и ее качество. Переполненный пищей желудок ограничивает подвижность, свободу движений диафрагмы и тем самым затрудняет певческое дыхание. Кроме того, после обильной пищи наступает вялость, а иногда и сонливость. Поэтому пищу следует принимать за 2-3 часа до пения в умеренном количестве. В этом случае также не обойтись без контроля со стороны родителей.
Что вредно для голоса:

- громкие разговоры
: в момент сильного напряжения голоса (при крике) может произойти кровоизлияние в голосовую складку, т.е. разрыв кровеносного сосуда в ней. -
неумелое

пользование
голосом: форсированное (крикливое) пение, злоупотребление неудобной (высокой, низкой) тесситурой, исполнение завы- шенного по трудности репертуара. Начинающие певцы, пытаясь увеличить свой диапазон, самостоятельно упражняются на верхних нотах, не умея ими пользоваться. Особенно грешат этим дети. Перегрузка голосового аппарата чрезмерной работой, форсирование звука вызывает перенапряжение и переутомление голосовых органов, что отрицательно сказывается на голосе. -
пение в больном состоянии
и неправильные навыки голосообразования могут стать причиной узелковых заболеваний голосовых (связок) складок При болезнях голосового аппарата, при переутомлении присутствие на занятиях не рекомендуется, так как голос в этих случаях должен находиться в состоянии покоя.
10
Родителям и детям на заметку:

-
перед пением не рекомендуется употреблять в пищу ничего, что бы раздражало горло: острое, соленое, горячее, холодное, а также шоколадные конфеты и сладости. Вредны также орехи и семена подсолнуха. Их размельченные частицы застревают в складках слизистой оболочки глотки. - употребление холодных напитков и мороженого особенно вредно сразу после пения, когда гортань разгорячена, ткани переполнены кровью. Следует избегать употребления холодной пищи, напитков в те дни, когда певец поет. - постоянное употребление очень горячей пищи вызывает сухость слизистой оболочки, что затрудняет пение.
Простудные заболевания
Для певцов характерна
повышенная

восприимчивость
ко всякого рода заболеваниям голосового аппарата и особенно к простудным. Это объясняется тем, что голосовые аппараты после усиленной работы при пении бывают разгорячены довольно длительное время и потому становятся более чувствительны и восприимчивы ко всем факторам, которые могут вызвать раздражение (дым) или заболевание (инфекция, охлаждение). Самое частое простудное заболевание – это
насморк
(воспаление слизистой оболочки носа). При простудных заболеваниях гортани – острых
ларингитах
– поражается не только слизистая оболочка, но и голосовые складки, наблюдается их не смыкание. Неприятны для певцов все хронические воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, особенно серьезны среди них сухие катары слизистой оболочки. Острые заболевания миндалин в обыденной жизни называют ангинами. Воспаление трахеи –
трахеиты
бывают чаще простудного характера. Очень неблагоприятны для голосовых складок все простудные заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся
кашлем
.
11
Профилактика заболеваний голоса
Анализ закономерностей развития голоса, а также многообразие причин его нарушения приводят к признанию очень важного
значения профилактики

голоса.
Профилактика должна начинаться с раннего детства, причем особое значение она приобретает в переломные моменты развития голоса. Собственно
профилактика
заключается в соблюдении
общегигиенических

правил
, предохраняющих организм от простудных заболеваний, которые часто ведут к болезням слухового и голосового аппаратов: - в разгоряченном состоянии не следует пить холодной воды, купаться, петь, особенно на морозе, - крайне важно по возможности воздерживаться от громкой речи, а тем более от пения во время гриппа, ларингита, так как перенапряжение голосовых связок в это время может привести к серьезным хроническим нарушениям голоса, - не следует петь и кричать после бега или в сильном волнении, так как это делает дыхание неорганизованным, прерывистым, что мешает правильному голосообразованию. - кроме того, есть правила, игнорирование которых может непосредственно привести к срывам голоса: не следует допускать постоянный громкий крик в быту, резкое, напряженное, крикливое или слишком продолжительное пение.
Лучшим лекарством
при всех острых заболеваниях голосового аппарата является: 1. Полный покой, строгий режим молчания. Первое что вам пропишет врач - голосовой режим. Не петь, не кричать, не шептать (при шепоте нагрузка на связки такая же, как при крике, а то и больше), а желательно и вообще не разговаривать.
12 2. самая банальная диета, связанная с работой связок — исключить горячее и ледяное, перченое и сильно соленое, цитрусовые (все), виноград, мед, орехи, семечки, алкоголь. 3. сухое тепло на горло, даже если тепло на улице — желательно колючий натуральный шарфик. 4. Работа голосового аппарата напрямую связана с дыханием. Необходимо купить губную гармошку и заниматься 3-6 раз в день буквально по минуте — дуть в нее на вдохе и выдохе — не отрываясь, стараясь чтобы звук был ровным, не прерывался, не дергался. Вдох и выдох делать до предела. Начинать с 20 секунд — увеличивать до 1 минуты. Во время выполнения этого упражнения может возникнуть головокружение. 6. Как ни странно, но во время лечения лучше не слушать музыку, где вокалисты дерут глотку. Народную музыку, всяческий тяжелый рок и т.д. Наоборот — прослушивание песен с правильным, поставленным вокалом благотворно влияет на связки. 7.Одной из мер, предупреждающих простудные заболевания, является укрепление организма, его закаливание. Основные средства закаливания – вода, воздух, солнце. Общему укреплению организма способствуют занятия спортом. Но не все виды спорта рекомендуются певцам. Певцам рекомендуется плавание, гребной спорт, теннис. Очень полезны художественная гимнастика и фехтование. Следует учесть, что только один правильный певческий режим не может обеспечивать условия для нормального развития детского голоса. Для успешных занятий пением необходимо создать благоприятные условия как в школе, так и дома. Концертмейстер МБУДО ДМШ г.Ярцево Еремеева Наталья Александровна


В раздел образования