Напоминание

РАНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ К ДАЛЬНЕЙШЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ


Автор: Авдеенок Ольга Владимировна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: КГПУ им.В.П.Астафьева
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: РАНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ К ДАЛЬНЕЙШЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Раздел: дополнительное образование





Назад





РАНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ К

ДАЛЬНЕЙШЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Авдеенок О.В. Красноярский государственный педагогический университет им.В.П.Астафьева Россия, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, д. 89 Современный образовательный процесс должен быть ориентирован на выполнение нового социального заказа — фо рм и р о в а н и я самостоятельной, инициативной, творческой, успешно адаптирующейся личности, на качественно новом уровне, то есть не только в общеобразовательных школах, но и образовательных учреждениях дополнительного образования, реализующих предпрофессиональные программы. Ключевые слова: адаптация, профессиональное обучение.
BEFORE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION of STUDENT

CHILD'S ARTISTIC SCHOOL TO FURTHER VOCATIONAL TRAINING
Avdeenok O.V. Krasnoyarsk state pedagogical University name after V.P. Astafiev Russia, 660049, , Krasnoyarsk, street Ada Lebedeva, 89 A modern educational process must be oriented to new social ordering fulfillment are forming of independent, initiative, creative, successfully adapting oneself personality, at qualitatively new level, id est not only in general schools but also educational establishments of additional education, realizing the pre- professional programs. Key words: adaptation, professional training. Важным этапом на пути формирования личности является процесс адаптации к условиям обучения в профильных учебных заведениях среднего и высшего звена. Современный образовательный процесс должен быть ориентирован на выполнение нового социального заказа — формирования самостоятельной,
инициативной, творческой, успешно адаптирующейся личности, на качественно новом уровне, то есть не только в общеобразовательных школах, но и образовательных учреждениях дополнительного образования, реализующих предпрофессиональные программы. Раннее профессиональное самоопределение реализуется в системе трехступенчатого художественного образования, где становление художника как профессионала начинается уже с периода детства . Формирование адекватности образа будущей профессиональной деятельности закладывается на начальном этапе профессионального образования - в детской художественной школе. В связи с этим одной из коренных задач подготовки учащихся является формирование правильных представлений о дальнейшем обучении, адекватных своим возможностям и условиям деятельности. Важным этапом на пути формирования личности является процесс адаптации к условиям обучения в профильных учебных заведениях среднего и высшего звена. Ведь именно от того, как будет пройден адаптационный этап, во многом будут зависеть успешность будущей учебной деятельности, качество полученного образования и, в конечном итоге, возможности достижения вершин жизни и профессионализма в деятельности. Предпосылки его самореализации, самоосуществления следует искать в юношеском возрасте. Изучение процесса адаптации может открыть новые пути активизации личностных резервных возможностей учащихся в преодолении трудностей и психологических барьеров в обучении.
Профессиональная адаптация
– это процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой. Своеобразие профессиональной адаптации обусловлено обстоятельствами внешнего и внутреннего характера. Внешние обстоятельства, факторы, влияющие на проце сс профессиональной адаптации, включают в себя: а) особенности содержания, целей, организации, используемых средств, технологий профессиональной деятельности; б) своеобразие социальных и других условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность.
Все это и создает специфику предметных областей, сфер профессиональной адаптации. Внутренние обстоятельства профессиональной адаптации – это уровень его адаптационного потенциала, степень развитости, адаптивности как качества личности и организма, адекватность мотивации профессиональной деятельности требованиям этой деятельности. Базовую, определяющую роль в профессиональной адаптации играют внешние обстоятельства, предметные области, сферы профессиональной а д апт а ции ч е ло ве ка . И ме нно о ни в ы с ту па ют с в о е о б р а з н ы м профессиональным полем, на которое приходит, попадает человек. В художественном образовании важной спецификой образовательного процесса является его практико-ориентированная направленность. Практическая деятельность обучающихся в детской художественной школе имеет следующие виды: • учебно-исполнительская (художественно-изобразительная): овладение достаточно высоким уровнем знаний, умений, навыков, необходимых в индивидуальной творческой деятельности (практике). • учебно-теоретическая: достижение необходимого уровня функциональной грамотности. Овладение навыками осознанного восприятия произведений изобразительного искусства. • творческая (креативная): формирование умения воплощать представления и фантазии в работе над композицией; • культурно-просветительская; формирование навыков участия в конкурсах, фестивалях, выставках. Перед художественной школой встает задача подготовки учащихся- выпускников с уровнем, позволяющим продолжить профессиональное обучение как в среднем специальном, так и высшем учебном заведении. Для обеспечения положительных изменений в условиях адаптации к дальнейшему профессиональному обучению была разработана и реализована система мероприятий с обучающимися, направленная на оптимизацию условий адаптации.
В профильном обучении ДХШ и ДШИ важнейшим ресурсом повышения готовности учащегося к проектированию образовательно- профессионального маршрута является
индивидуальный

учебный

план
учащегося (ИУП), в том числе - осуществляемый в сетевых формах, выводящих реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ вне отдельного общеобразовательного учреждения. Еще одним значимым ресурсом профильного обучения для повышения готовности учащегося к проектированию образовательно-профессионального маршрута является использование новой формы оценивания учебных достижений учащихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения, где существенным элементом которых выступает
портфолио
(способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения). Одним из оптимальных способов профориентации является организация
профессиональных проб
учащихся. Профессиональные пробы являются своего рода моделью конкретной профессии, в частности, художественной области, по средством апробирования которой учащиеся получают сведения об элементах деятельности специалистов данного направления, что позволяет узнать профессию изнутри. Непременное условие организации профессиональных проб – их логическое вплетение в целостный учебно-воспитательный процесс ДХШ, с одной стороны, и максимальная приближенность к реальному производству – с другой. Кроме этого, еще одним из условий механизмов адаптации обучающихся стали
событийные

профориентационные

мероприятия
- формы организации деятельности учащихся, предоставляющие возможность пробы себя в смоделированной ситуации профессиональной деятельности, а также создающие условия для становления профессионального самоопределения с учетом возрастных периодов траектории детского
развития, направленные на предоставление информационно-развивающего пространства для продуктивного формирования у учащихся способности выбирать свою профессиональную сферу деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. До п ол н и т е л ь н о е худ оже с т ве н н о е о б р а зо ва н и е о б л а д а е т нереализованным потенциалом в формировании адаптации обучающихся к дальнейшему профессиональному образованию. Реализация данного потенциала предполагает выявление и создание результативных механизмов адаптации в условиях образовательного процесса детской художественной школы.
Библиографические ссылки:
1. А р а к е л о в а А . О . « О р е а л и з а ц и и д о п о л н и т е л ь н ы х предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств : в 2 ч. : монография : сборник материалов для детских школ искусств» – Москва : Минкультуры России, 2012. 2. Кольга В.В., Меркулов А.Б., Полежаева Г.Т. Организация профориентационной деятельности студентов педагогического вуз как элемент становления профессиональных компетенций будущего учителя. Красноярск, 2015. 228 с. 3. Медведев А.Ф. Проблемы системы художественного образования в России // Справочник руководителя учреждения культуры. 2010. № 2. – С. 83- 93.
References
1. Arakelov, A. O. "On the implementation of the additional preprofessional General education programs in the arts : at 2 PM : a monograph : a collection of materials for children's schools of arts" – Moscow : the Ministry of culture, 2012.

2.
Kolga V.V., Merkulov A.B. Polezaeva G.T. Organization of vocational orientation activity of students pedagogicaPolezal institution of higher learning as element of becoming of professional competenses of future t e a c h e r . K r a s n o y a r s k , 2 0 1 5 . 2 2 8 p . 2. Medvedev, A. F. the Problems of art education in Russia // Handbook of the institution's head of culture. 2010. No. 2. – S. 83-93. © Авдеенок О.В., 2016


В раздел образования