Использование интерактивных технологий в работе школьного учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста
Автор: Исаева Галина Николаевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №24" Населённый пункт: г.Магадан Наименование материала: статья Тема: Использование интерактивных технологий в работе школьного учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия №24»
( МАОУ «Гимназия №24»)
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из
приоритетных
задач
педагогики. Эти
цели
касаются
и
работы
учителя-
логопеда. Условия реформы во всех областях общественной и экономической
жизни, изменившийся окружающий нас мир предъявляют новые требования к
образованию, его содержанию, формам и методам преподавания. В основе
этих требований лежит необходимость ориентации школы на сохранение и
дальнейшее
развитие
индивидуальности
ребенка,
его
потенциальных
возможностей, способностей.
Сегодня,
учитывая
современные
реалии,
учитель-логопед
должен
вносить в образовательный процесс новые методы подачи информации.
В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и
средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе я успешно
апробировала метод использования Су-Джок терапии в сочетании с
логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-Джок - основанная
на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из
лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь
используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. ( “Су”
по-корейски — кисть, “Джок” — стопа.)
Профессором Пак ЧжеВу было доказано, что на кистях, стопах, ушных
раковинах находятся миниатюрные проекции всех внутренних органов
человека, так называемые «системы соответствия», которые представляют
собой энергоинформационные копии организма и могут служить
дистанционными системами управления жизненными процессами.Метод Су
Джок впервые был представлен в 1985г. С тех пор он получил широкое
признание официальной медициной во всем мире и успешно используется
при лечении самых различных заболеваний.
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим
наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые
взаимосвязаны
с
внутренними
органами
и
различными
зонами
коры
головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения
органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в
непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга
нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству
речевые
зоны,
стимулируя
их
активную
деятельность.
Поэтому
су-джок
терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного
мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
Су-Джок
–
это
также
регулярное
и
опосредованное
воздействие
на
биоэнергетические
точки
с
целью
активизации
защитных
функций
организма.
Су-Джок
используют
и
при
плохой
подвижности
пальчиков.
Эта
процедура
значительно
улучшает
мелкую
моторику
рук,
поднимает
настроение
ребенку
и
помогает
дальнейшему
успешному
обучению
в
школе.
Я применяю Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в
комплекте
с
массажными
металлическими
кольцами
в
сочетании
с
упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на
ладонях, а массажные колечки ребята надеваются на пальчики. Ими можно
массировать труднодоступные места.
Применение су-джок-массажёров способствует созданию функциональной
базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности
мышц
и
возможность
для
оптимальной
речевой
работы
с
ребенком,
повышает физическую и умственную работоспособность детей.
Форма организации: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные
занятия.
Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного,
интересного мотива деятельности.
В результате использования су-джок терапии:
осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
развивается координация движений и мелкая моторика;
развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и
другие психические процессы, необходимые для становления
полноценной учебной деятельности.
Вариативность использования в логопедической практике разнообразных
методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем
соответствия речевых зон по Су-Джок позволяет добиться следующих
преимуществ:
сократить сроки коррекционной работы;
повысить качество работы;
снизить энергетические затраты;
наладить преемственность в работе всех заинтересованных в
коррекции речи детей.
Использование специальных комплексов разнообразных игр и
упражнений наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их
можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и
родителям.
На современном этапе мы всё чаще говорим сейчас об инклюзивном
образовании. И это совсем не случайно, т.к. дети с ОВЗ уже начали обучатся в
школах. А значит учитель-логопед — это первый специалист, который
поспешит им на помощь.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны
различные речевые патологии, нарушение общей и мелкой моторики.
Дыхание, зачастую, поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные,
другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы,
парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику,
общую и мелкую моторику.
При отсутствии своевременной помощи со стороны специалистов,
педагогов, медиков у большинства детей речевые проблемы осложняются
пат характерологическим развитием личности. Возможны агрессивность,
чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается
дефицит внимания, снижаются память и работоспособность.
Для достижения положительных результатов в логопедическом
направлении коррекционного воздействия должны использоваться
дополнительные средства, обеспечивающиездоровьесберегающую
направленность педагогического процесса. Кроме того, альтернативные
методы и приемы должны помогать организовать занятия интереснее и
разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности
нетрадиционной медицины будут содействовать созданию условий для
наиболее комфортного речевого высказывания и восприятия.
Пока в своей работе я применяю: музыку (для релаксии), сказкотерапию,
су – джок и кинезиологические упражнения.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек
может быть свободным, радостным, счастливым.
Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда
необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие
интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого,
стабильного результата в более короткие сроки.Подбор различных
здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и
психофизиологических особенностей детей. Последовательность включения
таких технологий в коррекционное занятие может быть изменена в
зависимости от периода обучения и темы занятия.
В коррекционно-логопедической работе приёмы Су-Джок терапии я
активно использую:
для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего
укрепления организма.
при совершенствовании лексико-грамматических категорий («Один
и много», «Скажи наоборот», «Скажи ласково» ит.д
для развития памяти и внимания
для выполнения гимнастических упражнений
использование шариков для звукового анализа слов
при совершенствовании навыков употребления предлогов
для слогового анализа слов
для развития связной речи
Таким образом, Су-Джок терапия является одним из эффективных
приёмов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-
волевой сфер ребёнка. Это доступный и абсолютно безопасный метод
самооздоровления и самоисцеления путём воздействия на активные точки,
расположенные на кистях и стопах.
Это лишь некоторые приёмы использования Су-Джок терапии в нашей
работе.Творческий подход, использование альтернативных методов и
приёмов способствует более интересному, разнообразному и эффективному
проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности
педагогов и детей.
Используемая литература:
1.Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-
методическое пособие. – Ростов н/Д:Феникс, 2009,
2.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.
3.Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с
детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
4.Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника. -Екатеринбург:
Издательство «Арго», 1996.
5.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1983