Напоминание

Использование интерактивных технологий в работе школьного учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста


Автор: Исаева Галина Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №24"
Населённый пункт: г.Магадан
Наименование материала: статья
Тема: Использование интерактивных технологий в работе школьного учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование





Назад





Использование

интерактивных

технологий в работе школьного учителя-

логопеда с детьми младшего школьного возраста.

Исаева Галина Николаевна

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия №24»

( МАОУ «Гимназия №24»)
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Эти цели касаются и работы учителя- логопеда. Условия реформы во всех областях общественной и экономической жизни, изменившийся окружающий нас мир предъявляют новые требования к образованию, его содержанию, формам и методам преподавания. В основе этих требований лежит необходимость ориентации школы на сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей, способностей. Сегодня, учитывая современные реалии, учитель-логопед должен вносить в образовательный процесс новые методы подачи информации. В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе я успешно апробировала метод использования Су-Джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой.
Су-Джок
- основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (
“Су”
по-корейски — кисть,
“Джок”
— стопа.) Профессором Пак ЧжеВу было доказано, что на кистях, стопах, ушных раковинах находятся миниатюрные проекции всех внутренних органов человека, так называемые «системы соответствия», которые представляют собой энергоинформационные копии организма и могут служить дистанционными системами управления жизненными процессами.Метод Су Джок впервые был представлен в 1985г. С тех пор он получил широкое признание официальной медициной во всем мире и успешно используется при лечении самых различных заболеваний.
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
Су-Джок
– это также регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма.
Су-Джок
используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку и помогает дальнейшему успешному обучению в школе. Я применяю Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки ребята надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Применение су-джок-массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей. Форма организации: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности. В результате использования су-джок терапии:  осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;  стимулируются речевые зоны коры головного мозга;  развивается координация движений и мелкая моторика;  развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности. Вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по Су-Джок позволяет добиться следующих преимуществ:  сократить сроки коррекционной работы;  повысить качество работы;  снизить энергетические затраты;  наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей. Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям. На современном этапе мы всё чаще говорим сейчас об инклюзивном образовании. И это совсем не случайно, т.к. дети с ОВЗ уже начали обучатся в школах. А значит учитель-логопед — это первый специалист, который поспешит им на помощь. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны различные речевые патологии, нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание, зачастую, поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику. При отсутствии своевременной помощи со стороны специалистов, педагогов, медиков у большинства детей речевые проблемы осложняются пат характерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижаются память и работоспособность. Для достижения положительных результатов в логопедическом направлении коррекционного воздействия должны использоваться дополнительные средства, обеспечивающиездоровьесберегающую
направленность педагогического процесса. Кроме того, альтернативные методы и приемы должны помогать организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины будут содействовать созданию условий для наиболее комфортного речевого высказывания и восприятия. Пока в своей работе я применяю: музыку (для релаксии), сказкотерапию, су – джок и кинезиологические упражнения.
Здоровье – это главное жизненное благо.
Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.Подбор различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Последовательность включения таких технологий в коррекционное занятие может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы занятия. В коррекционно-логопедической работе приёмы Су-Джок терапии я активно использую:  для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма.  при совершенствовании лексико-грамматических категорий («Один и много», «Скажи наоборот», «Скажи ласково» ит.д  для развития памяти и внимания  для выполнения гимнастических упражнений  использование шариков для звукового анализа слов  при совершенствовании навыков употребления предлогов  для слогового анализа слов  для развития связной речи Таким образом, Су-Джок терапия является одним из эффективных приёмов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально- волевой сфер ребёнка. Это доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путём воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах. Это лишь некоторые приёмы использования Су-Джок терапии в нашей работе.Творческий подход, использование альтернативных методов и приёмов способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей.
Используемая литература:

1.Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно- методическое пособие. – Ростов н/Д:Феникс, 2009, 2.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001. 3.Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38 4.Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника. -Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996. 5.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1983


В раздел образования