Создание и развитие временного детского коллектива в Центре дополнительного образования.
Автор: Семененко Светлана Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДО" г. Удачный Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Мирнинский район г. Удачный Наименование материала: Статья Тема: Создание и развитие временного детского коллектива в Центре дополнительного образования. Раздел: дополнительное образование
Создание и развитие временного детского коллектива в Центре дополнительного
образования.
Создание
временного
детского
коллектива
(ВДК)
–
сложная
и
увлекательная
задача,
решение которой начинается с первой минуты встречи с ребятами. Исследования, проведенные
педагогами К.Н. Травиным, А.И. Лутошкиным, Т.Н. Мальковским, Л.К. Кленевской и другими
показывают, что ВДК при соответствующих условиях и квалифицированном педагогическом
руководстве за весьма короткий срок достигает весьма высокого уровня развития и сплочения.
Коллектив
(от
лат.
собирательный)
–
социальная
общность
людей,
объединенных
на
основе общественно – значимых целей, общих ориентаций, совместной деятельности и общения
(Б.Л. Вульфсон).
Понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними
связующих отношений, одного общего дела.
ПРИЗНАКИ КОЛЛЕКТИВА
КОЛЛЕКТИВ
ГРУППА ДЕТЕЙ
отношения ответственной
зависимости
единая общественно –
значимая цель
органы самоуправления
совместная общественно –
полезная деятельность
В социологии изучают преимущественно трудовой коллектив, в психологии – контактные
группы людей, находящихся в непосредственном взаимодействии, в педагогике – организованные
общности детей и взрослых.
Большое влияние на сплоченность и жизнедеятельность коллектива оказывает одно общее
дело,
одна
общая
цель.
Занимаясь
одним
делом,
ребята
приобретают
опыт
общения,
необходимый для формирования личности.
Основная цель работы педагога с детьми заключается в развитии правильных и здоровых
межличностных отношений, в укреплении дружественных отношений в детском коллективе.
Сплочение детского коллектива непростая, но в тоже время увлекательная работа, которая
во многом зависит от первоначальных вкладов в его организацию.
Развитие коллектива начинается с «нулевой точки, когда коллектива, по сути, ещё нет, а
есть организационная единица – студия, которая состоит из разных возрастов детей». Начинается
начальная стадия формирования коллектива, период адаптации. В этот период нужно ребят
познакомить друг с другом, чтобы каждый мог узнать о другом как можно больше, поэтому
хорошо провести «Вечер знакомств», где ребята в форме игры могут рассказать о себе. Как
правило, проводятся игры на знакомства: «Что в имени моём…», «Цветик – семицветик» и
другие.
В основной период развития детского коллектива происходит самореализация каждого
члена коллектива. В этот период проводятся мероприятия, направленные на сплочение и развитие
коллектива и личности в коллективе. Можно подготовить и провести «Праздник игры», где
ребята
поиграют
в
игры
на
сплочения
коллектива,
такие
как:
«Снежный
ком»,
«Дрозд»,
«Семейное фото» и другие.
В заключительный период проводятся мероприятия, направленные на оценку полученных
детьми знаний и умений, индивидуальных и коллективных достижений. Главное мероприятие –
это творческий отчет, выставка работ.
Методика создания и воспитания детского коллектива базируется на двух вещах: первое -
нужно вовлекать всех детей разнообразную, содержательную совместную деятельность; второе -
необходимо
организовать
и
стимулировать
эту
деятельность
таким
образом,
чтобы
она
сплачивала
и
объединяла
детей
в
дружный
и
работоспособный
коллектив.
Нужно
так
организовать воспитательную работу в студии, чтобы на протяжении всего учебного процесса
было как можно больше совместных и интересных дел и мероприятий, где ребята смогли не
только поучаствовать, но и стать организаторами общего дела. Для этого в процессе подготовке к
мероприятию можно распределить ребят по группам (2 - 3 человека) и поручить подготовить то
или иное задание.
Развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его
деятельности. А.С. Макаренко сформулировал закон движения коллектива, суть которого состоит
в том, что коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов,
оказывать все более сильное влияние на развитие и личностное формирование своих членов.
Одной из важнейших задач педагога дополнительного образования является создание
оптимальных условий для формирования детского коллектива. При организации коллективной
деятельности в студии педагогу необходимо организовать работу так, чтобы каждый ребенок мог
принять участие, и проявить себя в подготовке какого-либо мероприятия.
Любой коллектив не должен стоять на месте, он должен развиваться и двигаться вперед.
Это процесс, несомненно, усложняет работу педагога, но и в тоже время без этого коллектив не
может
существовать,
как
единое
целое.
Совместное
творческое
дело
способно
сплотить
коллектив, подружить ребят.
В процессе формирования коллектива педагог играет ключевую роль, он создаёт условия,
при
которых
проявляются
творческие
способности,
ответственность,
самостоятельность,
а
ребята, включаясь в активную деятельность, вступают в отношения сотрудничества.
Для полноценной работы по развитию и созданию детского коллектива педагог должен
иметь опыт практической работы и хорошую теоретическую подготовку, для этого он должен
повышать
собственную
квалификацию,
вести
самостоятельную
исследовательскую
работу.
Условия работы с детским коллективом требуют от педагога умения не только организовать ребят
для какого-то дела, но и жить, органически существовать в тесном взаимодействии с ребятами,
жить их идеями и заботами.
Библиографический список:
1.Марзоева
Э.В.,
Горбачев
С.А.
«Педагогика
временного
детского
коллектива»,-
Владивосток, Всероссийский детский центр «Океан», 2002 год.