Напоминание

Урок-праздник "Прощание с азбукой"


Автор: Кокурина Марина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Краснодолинская СОШ"
Населённый пункт: Красная Долина
Наименование материала: Конспект
Тема: Урок-праздник "Прощание с азбукой"
Раздел: начальное образование





Назад





по ФГОС по программе «Школа

России»
Составила : учитель 1 категории Кокурина Марина Борисовна МБОУ «Краснодолинская СОШ» Тип: Закрепление и обобщение пройденного. Форма урока: Урок – праздник.
Проблема: *как оживить азбуку? *на какую букву нет названия ни одного животного? *в каком порядке разместятся животные в азбуке? Цель урока: *в игровой форме обобщить знания обучающихся о звуках и буквах русского языка *защита проекта «Живая азбука» Задачи: Предметные: *читать по слогам и целыми словами: *знать алфавит, называть буквы по порядку; *объяснять, какие звуки они обозначают. Метапредметные: *определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, оценивать результат своего труда; *выполнять творческие и поисковые задания, оценивать результат своего труда. Личностные: *проявлять интерес к обучению; *осваивать роль ученика, взаимодействовать с учителем и одноклассниками; *стремиться овладеть различными видами учебных действий. Ресурсы и оборудование: Учебник «Русская Азбука» Горецкий В.Г, учебник «Литературное чтение 1 класс» Климанова Л.Ф., презентация «Прощай, Азбука», компьютер, мультимедиа.
Слайд 1,2,3
. Звучит песня «Здравствуй 1 класс»
Учитель
:
Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок- праздник. Мы прощаемся с первой нашей книгой – Азбукой.
Слайд 4.
(Чтение стихотворения учителем).
Ученик 1.
Букв сначала мы не знали, Мамы сказки нам читали, А теперь читаем сами, Подружились сказки с нами.
Ученик 2.(
держит в руках «Азбуку») Я с этой книжкой в первый раз Пришёл в свой первый, светлый класс, Я эту книгу полюбил, Я в ней все буквы изучил. И как мне радостно сказать: «Умею я теперь читать!»
Ученик 3.(слайд 5, 6)
Как хорошо уметь читать ! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку просить: «Прочти, пожалуйста, прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну прочитай ещё страницу!» Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять и прочитать! Песня «Азбука».
Учитель
. Все буквы в алфавите стоят на своих местах. Давайте назовём буквы
.

(слайд 7)
(Дети называют буквы алфавита) - Какая буква на первом месте? (А) - Какая буква на последнем? (Я) - Почему буква я последняя в алфавите? Послушайте как интересно отвечает на этот вопрос С.Я.Маршак. А эта буква оттого считается последней, Что ты себя же самого Не ставишь в ряд последний. Не могут ждать у нас в стране
Почёта, славы, чести Те, у которых «я», да «мне» Стоят на первом месте. Народ толково и не зря Расставил буквы букваря. Азбука познакомила нас не только с буквами, научила нас читать и писать. Её страницы учили нас быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять школьные правила. Сегодня мы должны проститься с «Азбукой» и познакомиться с новыми книгами, подружиться с ними. Для этого мы совершим путешествие из г.Азбуки в г. Книжинск(
Слайд 8
).На чём мы отправимся в путешествие вы узнаете отгадав загадку. Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились, И помчались в путь далёк, Лишь оставили дымок. (
Поезд)
Рассаживайтесь в купе, наш поезд отправляется.(
слайд 9)
Мы прибыли на первую станцию «Живая Азбука»(
слайд 10
) На этой станции мы завершаем работу над проектом «Живая азбука». - Почему мы нашу азбуку назвали живой? - В кого мы превращали буквы? - Сколько букв в алфавите? - На какие группы делятся буквы? - Сколько гласных букв? - Сколько гласных звуков? - Сколько согласных букв? - Какие буквы не имеют звуков? Ребята вы подбирали на каждую букву алфавита название животного, учили стихи , делали буквы из разного материала, оформляли страничку для «Живой азбуки». Ну-ка буквы, стройтесь в ряд! Все сейчас заговорят! Ученик. Гласные тянутся песенкой звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребёнка, Но не желают свистеть и ворчать. (Выходят гласные буквы с оформленной страницей и рассказывают стихи).
Слайд 11
– буква А
Аист свил гнездо на крыше, Он живёт теперь всех выше. Украшает аист дом, Мы заботимся о нём.
Слайд 12
– буква О Погоняемый кнутом, Мчится в упряжи, потом Травку щиплет каждый день Стройный северный олень.
Слайд 13
– буква У. Утка важно, в перевалку, Обошла кирпич и палку. И сказала нам: «Кря-кря, Не хожу по палкам зря». Слайд 14 – буква Э С буквой «Э» решим проблему: Есть домашний страус эму. Говорят, что эти птички Хорошо несут яички!
Слайд 15
– буква Я. У ягуара злобный взгляд, Как огни глаза горят. Он хвостом сердито бьёт, Он охотиться идёт.
Слайд 16
– буква Е. А енот живёт в лесу, Булку я ему несу. Он возьмёт и убежит, Только кустик задрожит.
Слайд 17
- буква Ю. Появляется юрок, Начинается урок: - Прочитаю я сейчас Эту азбуку для вас!
Слайд 18
– буква И. Он себя, хоть не летает, Важной птицею считает, Но красавцу все вокруг Говорят, что он индюк.

Слайд 19
– буква Ё. Ёжик встретился в саду, Ищет он себе еду. Перед ёжиком не трушу: Дам и яблоко, и грушу.
Учитель:
- Ну-ка, гласные, встаньте в пары! (а – я, о – ё, у – ю, е – э, ы – и) Вот вам буквы. Попробуйте, ребята, составить слова! Что не получается! А почему? Не хватает согласных! Давайте пригласим и эти буквы. (Входят согласные)
Ученик.
А согласные … согласны Шелестеть, шептать, скрипеть Даже фыркать и шипеть.
Слайд 20
- буква Б Вышел пруд из берегов Распугав всех рыбаков В воду прыгнул и плывёт Неуклюжий бегемот.
Слайд 21
- буква В В сказках он всегда злодей, Нападает на людей И в козлятах знает толк Ненасытный серый волк.
Слайд 22
- буква Г. Как у бабушки Маруси Громче всех гогочут гуси, Говорят соседи ей: - Успокой своих гусей!
Слайд 23
- буква Д Дятла я в саду найду. Что он делает в саду? Короедов он достанет, И деревьям лучше станет.
Слайд 24
- буква Ж В жаркой Африке гуляет, Длинной шеей удивляет, Сам высокий, будто шкаф, Жёлтый в пятнышках жираф.

Слайд 25
- буква З Вот цветущая лужайка, По лужайке скачет зайка! Скачет зайка до пенька До зелёного дубка!
Слайд 26
- буква К В речке плавает бревно, Очень хочет есть оно. Пасть зелёную открыл Злой зелёный крокодил.
Слайд 27
- буква Л У соседской, у лошадки На боках щетинки гладки. Наш сосед такой лихач: Он на ней несётся вскачь!
Слайд 28
- буква М Медвежонок в чаще рос, Не любил он пчёл и ос. Почему? Да потому: Мёд мешали есть ему!
Слайд 29
-
буква Н
Есть и нутрия у нас, Про неё такой рассказ: Щёрстку чистит, зубки точит И всегда купаться хочет!
Слайд 30
- буква П Про полёты позабыл, Крылья в ласты превратил, Рыбку ловит среди льдин Антарктический пингвин.
Слайд 31
- буква Р Рысь на дереве сидит, Сверху рысь на нас глядит. Хоть на кошку рысь похожа, Но глядит намного строже.
Слайд 32
- буква С Уши у него смешные, Ноги толстые ,большие, Хоботом гордиться он,
Добродушный, мудрый слон.
Слайд 33
- буква Т Он почти что царь зверей (Близкий родственник царей) Когти точит не для игр Полосатый хищник тигр.
Слайд 34
- буква Ф Разноцветный петушок, Серой курочки дружок, Там, где травка, где бурьян Ищет зёрнышки фазан.
Слайд 35
- буква Х Хомячки у нас живут, Сыр и яблочки грызут. А ещё они хотят Подарить нам хомячат!
Слайд 36
- буква Ц В ледяной воде болота Целый вечер бродит кто-то, И не холодно ни капли Долговязой грустной цапле.
Слайд 37
- буква Ч Может плавать в океане, Может ползать по саванне, Панцирь в клетку, как рубаха… Кто же это! Черепаха.
Слайд 38
- буква Ш Шмель не птица и не зверь, Но и шмель не плох поверь! Он по садику летает И цветочки опыляет.
Слайд 39
- буква Щ И щегол у нас живёт, По утрам и он поёт. И они вдвоём с чижом Наполняют песней дом.
Учитель:
- Согласные, найдите свои пары!(б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш) А вы почему не в парах? (обращается к остальным буквам)

Буквы:
- Мы только звонкие! Мы только глухие! Буквы уходят, появляются Ь и Ъ.
Учитель:
- А вы почему такие грустные?
Буквы ь и ъ:
- Вы про нас забыли!
Учитель:
- Мы исправим ошибку. А что вы про себя расскажите?
Твёрдый знак:
Знак я осень твёрдый, оттого и гордый. Буквы в слове разделяю, Только жаль меня теряют!
Мягкий знак:
Я – мягкий знак Меня найдёшь И в слове льёт, И в слове дождь.
Учитель:
- Скажите, ребята, на какие буквы вы не смогли подобрать названия животных? (ы, ь, ъ, й) - Если с этих букв не начинаются названия животных, может быть, эти буквы совсем не нужны? (Нужны) - А зачем, для чего?(Без этих букв не могут обойтись многие животные: лось, попугай, олень) - Как нужно относиться к животным? Мы создадим свою собственную книгу «Живая азбука», в которой будут странички с буквами, которые вы сделали. А сейчас отправляемся на станцию «Весёлая», где немного отдохнём.
Слайд 41, 42
- физкультминутка «Чунга-чанга»
Слайд 43
Отправляемся на станцию «Буковкино». Посмотрим, как вы хорошо знаете буквы. Отгадайте, о какой букве я прочитаю стихотворение.
Слайд 44-45.
Молоток я раздобыл, Из дощечек букву сбил. Сколько здесь дощечек? – Три. А какая буква? (И)

Слайд 46 – 47.
Вот буква вроде шалаша, Не правда ль, буква хороша! И хоть она проста на вид, Но начинает алфавит.(А)
Слайд 48 – 49.
Отвечайте, кто знаток: Это, что за молоток.(Т)
Слайд 50 – 51.
Села мышка в уголок, Съела бублика кусок.(С) А теперь давайте поиграем в игру «Буква заблудилась» Неизвестно, как случилось, только буква заблудилась. Заскочила в чей-то дом, и хозяйничает в нём. Но едва туда вошла буква – озорница, Очень страшные дела начали твориться.
Слайд 52.
Жучка будку не доела, Неохота, надоело. (будку – булку) Жил в саду один чудак, Разводил в саду он лак. (Лак – мак)
Слайд 53.
На поляночке весной Вырос зуб молодой. (зуб – дуб) Усатый кит сидит на печке, Выбрав тёплое местечко. (кит – кот) Молодцы, справились с заданием. Я несла для вас слова, но вот беда по дороге слова рассыпались. Ребята, вы поможете из букв собрать слова?
Слайд 54.
Назови слово – учебник.
Слайд 55.
Назови слово – телевизор.
Слайд 56.
Назови слово – портфель.
Слайд 57.
Назови слово – карандаш. Молодцы, хорошо потрудились. А сейчас отправляемся на станцию «Сказкино».

Слайд 58.
Но прежде, чем начать выполнять задания, давайте отдохнём.
Слайд 59
– физкультминутка «Две руки». В мире много сказок грустных и смешных. И прожить на свете нам нельзя без них. Все дети и многие взрослые любят сказки. А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это и проверим. Отгадайте название сказки. 1. Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной. Он сам, того не ведая несёт её домой. (Маша и медведь.) 2. А теперь про чей-то дом разговор мы заведём. В нём богатая хозяйка припеваючи жила, Но беда пришла нежданно, этот дом сгорел дотла. (Кошкин дом) 3. Перед волком не дрожал, от медведя убежал, А лисице на зубок, всё ж попался …(Колобок). 4. Колотил да колотил по тарелке носом, Ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль). - Вы правильно назвали сказки. Попробуйте так же правильно назвать героев сказок. Я буду называть первую часть имени, а вы называйте вторую. Кощей … бессмертный Василиса … Прекрасная Братец … Иванушка Сестрица … Алёнушка Змей … Горыныч Баба … Яга Мальчик … с пальчик Финист … Ясный сокол Крошечка … Хаврошечка И эта станция осталась позади. Мы отправляемся дальше. Поезд прибывает на станцию «Поздравительная».
Слайд 60.

Учитель:
Азбуку прочли до корки Всем по чтению пятёрки. Одолели вы науку медленного чтения И теперь вам выдают диплом за обучение В том, что Азбуку прочли, Полный курс наук прошли. И теперь без передышки Читайте вы любые книжки.

Ученик 1.
Потрудились мы немало, Много слов мы прочитали, Позади нелёгкий труд, Впереди нас книги ждут.
Ученик 2.
Сегодня праздник необычный: Спасибо, Азбука, тебе. Ты столько знаний подарила, Мы будем помнить о тебе.
Ученик 3.
До свидания, учебник! А на следующий год Ты других читать научишь, Тех, кто в первый класс придёт.
Учитель:
Дорогие ребята, я с удовольствием вручу вам дипломы .Мы прошли весь путь. Справились со всеми трудностями и достигли конца путешествия. Мы прибыли в г. Книжинск. (
Слайд 61
) (Вручение дипломов.)
Слайд 62.
Ребята, впереди вас ждёт много интересных книг, а на уроке чтения мы будем читать книгу «Литературное чтение».(Знакомство с учебником) - Понравилось ли вам наше путешествие? - Что особенно запомнилось? - Что было трудно?


В раздел образования