Напоминание

Развитие личности ребёнка, через овладение хореографическим искусством.


Автор: Ермак Наталья Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г. Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Развитие личности ребёнка, через овладение хореографическим искусством.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие личности ребёнка, через овладение хореографическим искусством. Ермак Н.И., педагог дополнительного образования, МБУ ДО г. Абакана «Центр детского творчества», Республика Хакасия В связи с модернизацией российского образования в Концепции развития дополнительного образования детей впервые прозвучала идея о приоритетной роли дополнительного образования в развитии системы образования в целом. В соответствии с общемировыми тенденциями, главная задача современного образования - это раскрытие творческого потенциала учащегося, его творческой индивидуальности. Цели дополнительного образования определены Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» и направлены на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, на удовлетворение их индивидуальных потребностей, на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья и организацию свободного времени современных детей и подростков. Этим ориентирам в особой степени отвечает деятельность детских творческих объединений учреждений дополнительного образования художественной направленности, а именно, хореографических коллективов. Сегодня как никогда востребованы детьми и родителями танцевальные кружки, студии, ансамбли. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир танца» творческого объединения «Ювента», имеет художественную направленность. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения и обусловлено современным социальным заказом на образование и задачами художественного воспитания, формирующими у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус
.
В создании программы использованы современные методики, личный практический опыт работы в области хореографии. В отличие от других существующих программ – это комплексная программа, она представляет собой синтез классической, народной и современной хореографии, то есть широкий спектр хореографического образования, постановки и исполнения концертных номеров, приобретения профессиональных навыков. Такое сочетание на сегодняшний день актуально. Программа позволяет работать с детьми без специального отбора, в отличие от специализированных учреждений, но включает в себя методы преподавания в хореографических училищах, используя опыт знаменитых педагогов, таких как А.Я. Ваганова, С.Н, Головкина, что дает возможность выпускникам овладеть основами профессионального мастерства.
В ансамбль принимаются все желающие физически здоровые дети с 5-6 лет, имеющие склонность к танцевальной деятельности. Особо одаренные или подготовленные дети в виде исключения могут быть приняты с семи и даже десяти лет. Формы обучения и виды занятий: очная, групповая. Программа включает тренировочные упражнения, определенный репертуар, беседы по искусству, занятия по правилам общественного поведения, танцевальному этикету, музыкальной грамоте, истории балета, костюму, гриму, уроки танцев по хореографическим дисциплинам. Предусмотрены следующие виды занятий: интегрированные, творческие, постановочные занятия, занятия – тренинги. Занятия чаще всего проходят по комбинированному типу, так как включают в себя повторение пройденного, объяснение нового, закрепление материала и подведение итогов. Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - семь лет. Цель программы: развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение хореографическим искусством. Задачи программы: воспитательные:  способствовать воспитанию и развитию художественного вкуса, эстетического кругозора учащихся посредством проникновения в танцевальную культуру разных стилей, форм и жанров;  сформировать навыки организации работы на занятиях и во внеучебное время;  во с п и т ат ь у у ч а щ и хс я т руд о с п о с о б н о с т ь , о т в е т с т в е н н о с т ь , целеустремлённость в достижении конечных результатов;  способствовать повышению у детей самооценки;  обогатить духовный мир ребёнка;  повысить коммуникативную компетентность учащихся развивающие:  развивать и совершенствовать у учащихся: чувство ритма, хореографическую память, музыкальность, координацию движений;  научить распределять физические силы в тренинге и концертной деятельности;  способствовать развитию артистизма и эмоциональной раскрепощённости средствами танцевального искусства;  развивать у учащихся творческую инициативу и способность к самовыражению в танцевальном творчестве;  развивать навыки сценического поведения и исполнительства обучающие:  познакомить учащихся с историей хореографического искусства;
 научить приёмам танцевальной техники и терминологии;  сформировать у учащихся представление о связи музыки и движения;  сформировать у детей представление о видах, формах и жанрах хореографического искусства Содержание программы распределено таким образом, что в каждом учебном году обучающиеся овладевают определенным минимумом хореографических знаний, умений и навыков и решают определенные задачи для достижения основной цели. Содержание программы выстроено по годам обучения и взаимосвязано между собой: в последующем году совершенствуются знания, умения, навыки предыдущего. Решение задач, выдвигаемых данной программой, требует особого подхода к каждой группе детей. Психология и физиология 5-6 летнего ребенка отличается от возможностей 15-летнего школьника, различаются также физические способности учащихся, танцевавших ранее или не имеющих хореографической подготовки. Ожидаемые результаты: овладение основами танцевального искусства, необходимыми знаниями и навыками, танцевальной техникой; приобретение координации движений, внимания, памяти, восприятия музыки; приобретение художественного вкуса, дисциплины, умение общаться. С тем, чтобы достигнуть ожидаемых результатов, применяется комплекс организационно-педагогических условий (ресурсное обеспечение). Кроме педагога - хореографа, на занятиях работает концертмейстер. Имеется возможность приглашения психолога, балетмейстеров-постановщиков и др. Для успешной реализации программы необходимы определенные материально-технические условия: просторный зал, приспособленный для занятий хореографией; деревянные или металлические станки для выполнения экзерсиса у станка, вдоль стен и станков зеркала; мягкие полипропиленовые коврики для занятий на полу и растяжек; раздевалки для детей, комнаты отдыха; сцена, концертные площадки. Необходиы специальная репетиционная форма для детей, специальная обувь: мягкая и жесткая; костюмы для выступлений. Также ТСО: компьютер, ноутбук, аудиоаппаратура, диски. Используются фортепиано и баян. Особое внимание уделяется информационно-методическому обеспечению: учебно-методической литературе по классическому и народно-сценическому танцам; различный тематическому музыкальному материалу; фотографиям, книгам, журналам, иллюстрациям. Занятия по программе проводятся на основе общих педагогических принципов: технологии проектного обучения (включает в себя проектирование предполагаемого результата, который достигается в процессе обучения). Используемые методы: объяснительно-иллюстративный, тренинговый, проблемный, поисковый. Принцип доступности предполагает последовательное усложнение практических заданий в постижении характера танцевальной музыки, специфики танцевальной композиции в целом и ее отдельных элементов и фигур. Принцип систематичности обучения предполагает такое построение учебного процесса, в ходе которого происходит связывание ранее усвоенного с новым
разучиваемым материалом танца. Принцип увлекательности (интереса и успешного осуществления обучения). Этот прием делает процесс овладения танцем интересным, приносящим чувство радости и удовлетворения. Формы аттестации в рамках программы: открытое занятие, зачет, конкурс, концерт, класс-концерт, отчетный концерт. Совместные мероприятия педагогов, детей и родителей проходят через родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, Дни открытых дверей, викторины, КВН, праздники, семейные конкурсы, концерты.

Воспитанники ансамбля активно сотрудничают с учреждениями и организациями города, оказывают помощь в проведении благотворительных и торжественных мероприятий. Сетевое ведомственное и межведомственное взаимодействие с различными учреждениями города и республики способствует социализации личности ребёнка, воспитывает нравственные и эстетические чувства, чувство гражданской ответственности, уважения к правам и свободам человека, приобщает к системе культурных ценностей, развивает его творческие и коммуникативные способности. Выступления ансамбля востребованы как на уровне учреждения, так и города Абакана и Республики Хакасия.
Список литературы
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. - М.: Айрис-пресс, 2001. 2. Бриске И.Э. Народный танец: Программа обучения одаренных детей 9 -14 лет. - Ч.:ЧГАКИ, 2000. 3. Калашникова Т.И. Ритмика и хореография в педагогическом колледже. - И.: Тускарора, 2000. 4. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)


В раздел образования