Напоминание

Органы человека


Автор: Смирнова Мария Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ № 6
Населённый пункт: Кострома
Наименование материала: конспект
Тема: Органы человека
Раздел: начальное образование





Назад





1.

Проверка домашнего задания.
- С каким разделом мы начали знакомиться на прошлом уроке?
(организм

человека)
- Для чего же нам нужно знать свой организм (
чтобы мыслить, трудиться,

правильно использовать свои силы).
- с какими двумя группами органов человека мы познакомились на прошлом уроке (
внешнее и внутреннее)
- Назовите наружные органы человека
(руки,ноги- конечности, шея, голова,

туловище, спина, живот)
- Назовите внутренние органы человека
(легкие, желудок, сердце, почки,

печень, мозг, кишечник)
- Для чего нужны внутренние органы человека, какую роль они выполняют.
Легкое- питают организм человека и отчищают организм от углекислого

газа

Сердце – заставляет кровь двигаться.

Желудок – переваривает пищу.

Кишечник- окончательно переваривает пищу, отправляет ее в кровь к

организму.

Почки – выводят лишнею воду и вредные вещества из организма

Печень – хранит запас питательных веществ.

Мозг – управляет работой всех органов.
- Молодцы ребята.
2. Сообщение темы урока.

Для того чтобы узнать тему нашего урока мы с вами разгадаем кроссворд (изображен на доске) 1. С помощью какого органа мы узнаем о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел звонок на урок? 2. С помощью какого органа мы узнаем что написано или нарисовано в этой книге? 3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у яблони? 4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов? 5. С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от соленой?
-
Прочитайте ключевое слово. Какие это органы? - Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. -К ним относятся уши, глаза, нос, язык, кожа.. -Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением. -
Давайте поставим цель нашего урока. Для чего мы сегодня собрались?

(для выяснения какой орган чувств самый главный)
- Верно, наша цель – доказать: можно ли или нельзя выделить из органов чувств самый главный. - А чтобы ответить на все эти вопросы , нам предстоит провести настоящее исследование.
- Кстати, кто такие исследователи? (
Это люди которые что – то изучают,

исследуют).
- Значит, и мы можем назвать себя исследователями. - Так что же будет предметом нашего исследования?
Мы будем исследовать человека.
- Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы. - Давайте приступим к исследованию.
1.

Орган зрения.

Игра «Чудесный мешочек».
В мешочке лежат различные предметы: куб, пузырек, игрушка – лопатка, книжечка, щетка и др. Все предметы должны быть различные по цвету, форме, сделаны из разных материалов. - У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают предмет не глядя на него) - Какой цвет этого предмета? - Почему не можем сказать? (Не видим) - А теперь вытащим из мешочка и посмотрим. Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол и г руш ка) Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос? Потому, что мы не видели. Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы. - Что вам помогло? - Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас. -А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему?
.
Сообщение Кати Седовой (орган зрения)

Глазное яблоко расположено внутри глазницы в черепной коробке. Оно

имеет форму шара. Спереди глаз защищен прозрачной роговицей. Она

влажная, очень нежная, и даже небольшую пылинку, попавшую на нее,

человек чувствует и стремиться удалить. Под роговицей расположена

радужная

оболочка.

По

окраске

радужной

оболочки

людей

называют

голубоглазыми,

зеленоглазыми

и

кареглазыми.

Радужная

оболочка

ограничивает отверстие – зрачок, который реагирует на проникновение

света внутрь. На задней стенке глазного яблока расположена сетчатка,

которая является своеобразным экраном, на котором отражается все

увиденное. У человека два глаза, и смотрят они в одну сторону. Благодаря

этому он может хорошо рассмотреть предметы, которые находятся

впереди, и определить расстояние до них.

Вывод:
Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (
Орган зрения очень важен.)
Физкультминутка для глаз - Чтобы глаза не уставали нужно делать зарядку (дети выполняют зарядку 20 сек) 1. сидя: закрыть глаза на 3-5 с, открыть глаза на 3-5 с 2. сидя: быстрое моргание 3. стоя: смотреть прямо в даль; поставить палец правой руки на средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз и направить взгляд на палец на 3-5 с. - Молодцы ребята.
2.

Орган слуха.

Игра «Угадай голос».


-
Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить слово - ПРИРОДА. Водящий должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)
-
Что помогало ведущим угадывать?
Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.

Сообщение Некрасовой Даши.

Ухо

разделяется

на

наружное

,

среднее

и

внутреннее.

То,

что

мы

называем ушами, - это только называемые наружные уши, или ушные

раковины.

Сами

они

ничего

не

слышат,

а

только

улавливают

звук,

которые по своей природе является колебаниями воздуха. Посередине

каждой ушной раковины есть отверстие, с енго начинается идущий

внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой

– барабанной перепонкой. Эти колебание передаются

в среднее ухо,

которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в

третье ухо – внутреннее ухо и далее в мозг. Ухо – очень тонкий и

сложный орган чувств.

-

Вывод:
Из всего, что мы услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (
Орган слуха тоже очень важен.)

3.Орган обоняния.
-А сейчас вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. (Желательно достать апельсин или мандарин, у них стойкий запах) -Что? Как узнали? Какой орган чувств помогает услышать запах? (нос) - Как называется этот орган чувств?
Обоняние – это способность человека чувствовать запахи

Сообщение Хохолиной Виктории.

Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох.

Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете

ощущать его запахи. Задержите дыхание на некоторое время, и запаха

чувствовать не будете, хотя источник его находится у самого носа.


Запахи могут поглощаться, и поэтому часто одежда впитывает запах

табачного дыма, пищи, духов.

Влажный воздух повышает чувствительность к запахам. Вспомните,

какую массу запахов вы чувствуете после дождя в саду, в парке.

Огорчения,

волнения

временно

притупляют

обоняние.

Обоняние

увеличивает

информацию

об

окружающем

мире.

Наиболее

остро

обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету

обоняние острее, чем в темноте.

Как сохранить обоняние?

1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.

Вывод:
Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (
Орган обоняния очень важен
.) Следующий орган я вам называть не буду – попробуйте отгадать! Закройте глаза.
4.Орган вкуса
- А сейчас вспомним, что же нам помогает определить вкус конфетки, лимона, соленого помидора, горчицы? (Язык)
Язык помогает различать вкус еды.
Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. Проведём эксперимент. Перед вами 3 стакана с водой. Как вы думаете, в каком стакане соленая вода, в каком – сладкая, в каком – пресная? Что нужно сделать, чтобы определить вкус воды в стаканах?
(Попробовать.
Дети их других команд выходят и определяют, где какая вода.)
Сообщение – орган вкуса.
«Как вкусно!» - говоришь ты, когда ешь хорошо приготовленный обед, или фрукты, или пирожные. А что такое вкус? Возьми щепотку сахара и попробуй
ее кончиком языка. Сразу почувствуешь: сладко. Если вместо сахара лизнешь крупинку соли, ощутишь: это соленое. А вот если кончиком языка прикоснуться к лимону или к капельке клюквенного сока, то и не поймешь, какой он. Только когда сок растворится у тебя во рту и попадет на боковые стороны языка, ты решишь: это кислое. А когда попробуешь что-то горькое, тебе не скажут правду ни кончик языка, ни его края. Горькое ты почувствуешь только тогда, когда оно попадет на самую заднюю часть языка. Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.
Вывод:
Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы сделаем? (
Орган вкуса тоже очень важен.)

5. Орган осязания.

Игра «Узнай, что это?»
- И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый(грузик, гиря). - Что чувствуешь? (Тепло, боль, холод) -Что помогает определить, какой это предмет? -С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания. - Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)
Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.

Сообщение. – _______________________________

Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его

окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том,

что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.


Закрыв

глаза,

ты

можешь

почувствовать

шероховатость,

гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и

угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.

Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жару, жжение

или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже

придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.

Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще

более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа,

как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость,

то есть растяжимость.

Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав

клеток кожи, является органическое вещество кератин. Благодаря ему

кожа никогда сама не рвется и не сползает.

Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.

Вывод:
– Какой орган чувств помог определить предметы? (Орган осязания – кожа.) Какой вывод мы сделаем? (
Орган осязания тоже очень важен.)

Общий вывод.
Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники? Теперь дадим им общее название. Это органы (глаза, уши, нос, язык, рука). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Какое название отсюда следует? (Органы чувств) - Продолжение работы по теме урока (работа в парах . Класс делится на 4 гпуппы. Задание – составить памятки «Как беречь зрение,», «Как беречь слух.», «Как беречь органы обоняния и вкусв», «Как беречь орган осязания» Защита памяток) - Для составления памяток вам поможет учебник на стр 62 и сообщения которые рассказывали ваши одноклассники. (10 мин с защитой)
Подведение итогов урока

- Какие органы чувств знаете?


- Какую роль они играют в жизни человека?

Домашняя работа

Прочитать текст на с 60-64, ответить на вопросы.


В раздел образования