Автор: Смирнова Мария Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУСОШ № 6 Населённый пункт: Кострома Наименование материала: конспект Тема: Органы человека Раздел: начальное образование
Проверка домашнего задания.
- С каким разделом мы начали знакомиться на прошлом уроке? (организм
человека)
- Для чего же нам нужно знать свой организм ( чтобы мыслить, трудиться,
правильно использовать свои силы).
- с какими двумя группами органов человека мы познакомились на прошлом
уроке ( внешнее и внутреннее)
- Назовите наружные органы человека (руки,ноги- конечности, шея, голова,
туловище, спина, живот)
- Назовите внутренние органы человека
(легкие, желудок, сердце, почки,
печень, мозг, кишечник)
- Для чего нужны внутренние органы человека, какую роль они выполняют.
Легкое- питают организм человека и отчищают организм от углекислого
газа
Сердце – заставляет кровь двигаться.
Желудок – переваривает пищу.
Кишечник- окончательно переваривает пищу, отправляет ее в кровь к
организму.
Почки – выводят лишнею воду и вредные вещества из организма
Печень – хранит запас питательных веществ.
Мозг – управляет работой всех органов.
- Молодцы ребята.
2. Сообщение темы урока.
Для того чтобы узнать тему нашего урока мы с вами разгадаем кроссворд
(изображен на доске)
1. С помощью какого органа мы узнаем о том, что запел соловей, залаяла
собака, зазвенел звонок на урок?
2. С помощью какого органа мы узнаем что написано или нарисовано в этой
книге?
3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у
яблони?
4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?
5. С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую
от соленой?
- Прочитайте ключевое слово. Какие это органы?
- Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств.
-К ним относятся уши, глаза, нос, язык, кожа..
-Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением.
- Давайте поставим цель нашего урока. Для чего мы сегодня собрались?
(для выяснения какой орган чувств самый главный)
- Верно, наша цель – доказать: можно ли или нельзя выделить из органов
чувств самый главный.
- А чтобы ответить на все эти вопросы , нам предстоит провести настоящее
исследование.
- Кстати, кто такие исследователи? ( Это люди которые что – то изучают,
исследуют).
- Значит, и мы можем назвать себя исследователями.
- Так что же будет предметом нашего исследования?
Мы будем исследовать человека.
-
Верно.
Предметом
нашего
сегодняшнего
исследования
будет
человек,
вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его
органы.
- Давайте приступим к исследованию.
1.
Орган зрения.
Игра «Чудесный мешочек».
В мешочке лежат различные предметы: куб, пузырек, игрушка – лопатка,
книжечка, щетка и др. Все предметы должны быть различные по цвету,
форме, сделаны из разных материалов.
- У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов.
Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают
предмет не глядя на него)
- Какой цвет этого предмета?
- Почему не можем сказать? (Не видим)
- А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.
Ребята,
закройте
глаза.
С
закрытыми
глазами
скажите,
какой
предмет
появился
у
меня
на
столе?
(выставляется
на
стол
и г руш ка)
Откройте
глаза.
Почему
же
вы
не
смогли
ответить
на
мой
вопрос?
Потому, что мы не видели.
Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.
- Что вам помогло?
- Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас.
-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему?
. Сообщение Кати Седовой (орган зрения)
Глазное яблоко расположено внутри глазницы в черепной коробке. Оно
имеет форму шара. Спереди глаз защищен прозрачной роговицей. Она
влажная, очень нежная, и даже небольшую пылинку, попавшую на нее,
человек чувствует и стремиться удалить. Под роговицей расположена
радужная
оболочка.
По
окраске
радужной
оболочки
людей
называют
голубоглазыми,
зеленоглазыми
и
кареглазыми.
Радужная
оболочка
ограничивает отверстие – зрачок, который реагирует на проникновение
света внутрь. На задней стенке глазного яблока расположена сетчатка,
которая является своеобразным экраном, на котором отражается все
увиденное. У человека два глаза, и смотрят они в одну сторону. Благодаря
этому он может хорошо рассмотреть предметы, которые находятся
впереди, и определить расстояние до них.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод
мы сделаем? ( Орган зрения очень важен.)
Физкультминутка для глаз
- Чтобы глаза не уставали нужно делать зарядку (дети выполняют зарядку 20
сек)
1. сидя: закрыть глаза на 3-5 с, открыть глаза на 3-5 с
2. сидя: быстрое моргание
3. стоя: смотреть прямо в даль; поставить палец правой руки на средней
линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз и направить взгляд на палец на 3-5
с.
- Молодцы ребята.
2.
Орган слуха.
Игра «Угадай голос».
- Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос
соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные
по очереди будут говорить слово - ПРИРОДА. Водящий должен определить,
чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)
- Что помогало ведущим угадывать?
Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.
Сообщение Некрасовой Даши.
Ухо
разделяется
на
наружное
,
среднее
и
внутреннее.
То,
что
мы
называем ушами, - это только называемые наружные уши, или ушные
раковины.
Сами
они
ничего
не
слышат,
а
только
улавливают
звук,
которые по своей природе является колебаниями воздуха. Посередине
каждой ушной раковины есть отверстие, с енго начинается идущий
внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой
– барабанной перепонкой. Эти колебание передаются
в среднее ухо,
которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в
третье ухо – внутреннее ухо и далее в мозг. Ухо – очень тонкий и
сложный орган чувств.
-
Вывод: Из всего, что мы
услышали и почувствовали, какой вывод мы
сделаем? ( Орган слуха тоже очень важен.)
3.Орган обоняния.
-А сейчас вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите,
что это. (Желательно достать апельсин или мандарин, у них стойкий запах)
-Что? Как узнали?
Какой орган чувств помогает услышать запах? (нос)
- Как называется этот орган чувств?
Обоняние – это способность человека чувствовать запахи
Сообщение Хохолиной Виктории.
Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох.
Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете
ощущать его запахи. Задержите дыхание на некоторое время, и запаха
чувствовать не будете, хотя источник его находится у самого носа.
Запахи могут поглощаться, и поэтому часто одежда впитывает запах
табачного дыма, пищи, духов.
Влажный воздух повышает чувствительность к запахам. Вспомните,
какую массу запахов вы чувствуете после дождя в саду, в парке.
Огорчения,
волнения
временно
притупляют
обоняние.
Обоняние
увеличивает
информацию
об
окружающем
мире.
Наиболее
остро
обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету
обоняние острее, чем в темноте.
Как сохранить обоняние?
1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.
2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод
мы сделаем? ( Орган обоняния очень важен .)
Следующий орган я вам называть не буду – попробуйте отгадать! Закройте
глаза.
4.Орган вкуса
-
А
сейчас
вспомним,
что
же
нам
помогает
определить
вкус
конфетки,
лимона, соленого помидора, горчицы? (Язык)
Язык помогает различать вкус еды.
Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают
определить органы зрения и обоняния.
Проведём эксперимент. Перед вами 3 стакана с водой. Как вы думаете, в
каком стакане соленая вода, в каком – сладкая, в каком – пресная? Что нужно
сделать, чтобы определить вкус воды в стаканах? (Попробовать. Дети их
других команд выходят и определяют, где какая вода.)
Сообщение – орган вкуса.
«Как вкусно!» - говоришь ты, когда ешь хорошо приготовленный обед, или
фрукты, или пирожные. А что такое вкус? Возьми щепотку сахара и попробуй
ее кончиком языка. Сразу почувствуешь: сладко. Если вместо сахара лизнешь
крупинку соли, ощутишь: это соленое.
А
вот
если
кончиком
языка
прикоснуться
к
лимону
или
к
капельке
клюквенного сока, то и не поймешь, какой он. Только когда сок растворится у
тебя во рту и попадет на боковые стороны языка, ты решишь: это кислое.
А когда попробуешь что-то горькое, тебе не скажут правду ни кончик языка,
ни его края. Горькое ты почувствуешь только тогда, когда оно попадет на
самую заднюю часть языка.
Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое
– корнем.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы
сделаем? ( Орган вкуса тоже очень важен.)
5. Орган осязания.
Игра «Узнай, что это?»
- И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу
подойти
ко
мне
2
человек.
Одному
я
завяжу
глаза,
а
второй
будет
дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми
глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или
кисточку
для
рисования,
колючий
предмет
(расческу),
теплый
предмет
(нагретый), тяжелый(грузик, гиря).
- Что чувствуешь? (Тепло, боль, холод)
-Что помогает определить, какой это предмет?
-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов:
температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения.
Кожа – орган осязания.
- Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)
Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.
Сообщение. – _______________________________
Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его
окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том,
что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.
Закрыв
глаза,
ты
можешь
почувствовать
шероховатость,
гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и
угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.
Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жару, жжение
или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже
придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.
Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще
более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа,
как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость,
то есть растяжимость.
Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав
клеток кожи, является органическое вещество кератин. Благодаря ему
кожа никогда сама не рвется и не сползает.
Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.
Вывод: – Какой орган чувств помог определить предметы? (Орган осязания –
кожа.) Какой вывод мы сделаем? ( Орган осязания тоже очень важен.)
Общий вывод.
Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на
вопрос, кто же они, наши верные помощники?
Теперь дадим им общее название. Это органы (глаза, уши, нос, язык, рука). А
это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Какое название отсюда
следует? (Органы чувств)
- Продолжение работы по теме урока (работа в парах . Класс делится на 4
гпуппы. Задание – составить памятки «Как беречь зрение,», «Как беречь
слух.», «Как беречь органы обоняния и вкусв», «Как беречь орган осязания»
Защита памяток)
- Для составления памяток вам поможет учебник на стр 62 и сообщения
которые рассказывали ваши одноклассники. (10 мин с защитой)
Подведение итогов урока