Напоминание

Развитие познавательных способностей младших школьников


Автор: Васянкина Нина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гремячевская школа №2
Населённый пункт: П. Гремячево, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие познавательных способностей младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие познавательных способностей у младших школьников Младший школьный возраст является важным этапом в жизни ребенка. В это время дети приобретают основную базу знаний о мире, который их окружает. Познавательные способности человека необходимо развивать именно в этом возрасте. Одновременно с их развитием повышается и уровень интеллекта. У каждого школьника свои интеллектуальные особенности, при помощи которых он получает знания и представления об окружающих его предметах и событиях. К ним относятся мышление, внимание, память, восприятие и воображение. Эти познавательные способности младших школьников нуждаются в постоянной тренировке и усовершенствовании, тогда дети легче включаются в обучение, больше усваивают материала и меньше устают. Особенности познавательных процессов в младшем школьном возрасте Восприятие. Когда дети приходят в школу, их восприятие уже достаточно развито, но носит непроизвольный характер. В первую очередь воспринимаются яркие стороны предметов (цвет, форма), а уже потом все остальное. Благодаря этому процессу, у ребенка складывается своя картина мира, путем целостного отображения каких-либо событий, предметов и ситуаций. По отражению информации восприятие может быть двух видов: описательное и объяснительное. Дети с описательным видом больше ориентированы на описание предметов, хорошо запоминают тексты и могут очень точно их пересказать, но в суть произведения особо не вникают. Школьники с объяснительным восприятием стараются уловить смысл, проанализировать, но хуже запоминают содержание. Мышление. У дошкольников мышление чаще наглядно-образное. В младшем школьном возрасте развитие познавательных способностей приводит к трансформации его в словесно-логическое. Мышление состоит из нескольких компонентов: анализ, сравнение, синтез, обобщение, конкретизация. Анализ — мысленное разделение объекта на части и выделение присущих ему свойств и качеств. Младшим школьникам легче анализировать предметы с использованием
наглядных макетов. Сравнение — сопоставление объектов или явлений по определенным признакам, нахождение сходства и отличия. Младшим школьникам свойственно сравнивать объекты по ярко выделяющимся признакам (форма, цвет). Обобщение им порой дается трудно без помощи взрослых. Синтез взаимосвязан с анализом, позволяет мысленно выстраивать цепь логически связанных событий. Чем лучше у ребенка развит анализ, тем эффективнее синтез. Развитию способности ребенка конкретно мыслить способствует изучение правил, законов и схем. Воображение. Это способность к созданию новых образов. Младшие школьники на начальном этапе обучения могут создавать образы, приблизительно характеризующие объект, но по мере развития этой способности, растет количество деталей и признаков. Внимание. У детей в этом возрасте внимание довольно неустойчивое и лабильное. Они не могут долго концентрироваться на одном предмете, быстро устают. Внимание бывает произвольным и непроизвольным. Непроизвольное не требует усилий, возникает, когда привлекает что-то яркое, эмоциональное. Произвольное внимание требует определенных усилий, чтобы сосредоточиться, обычно при этом преследуется какая-либо цель. Важно развивать этот вид внимания, чтобы облегчить учебный процесс. Развитие познавательных способностей у младших школьников педагогами и родителями положительно сказывается на интеллекте ребенка, снижает вероятность умственной перегрузки и усталости. Интеллектуальные игры в развитии познавательных способностей Развивающие игры - самый эффективный метод расширения кругозора. Они позволяют легко привить тягу к знаниям, открытию чего-то нового. Увеличивается словарный запас, раскрываются сильные стороны личности ребенка, его таланты и способности, улучшается работа мышления. Подвижные игры помогают развиться физически. Различают несколько видов интеллектуально-развивающих игр:
сюжетно-ролевые (в основе самодеятельность); игры с правилами (в основе четкая программа, без самодеятельности). К сюжетно-ролевым относят еще строительные. А игры с правилами делятся на подвижные, дидактические и игры-забавы. В играх часто совершаются новые открытия, а они необходимы для повышения интеллектуальных способностей. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку развить и закрепить положительные качества личности (находчивость, организованность, смелость, ответственность, сила воли). Улучшается настроение, появляются веселье, задор, радость. На эмоциональном подъеме учебный процесс протекает легко и непринужденно. Развитие способностей у детей будет более эффективным, если они обеспечены оптимальным количеством различных интеллектуально- развивающих игр. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное-привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни. Познавательные интересы значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные интересы развивать с младшего школьного возраста. Данное положение определяет педагогическую целесообразность проблемы изучения и развития познавательных интересов младших школьников. Многообразие и сложность решения данной проблемы требуют совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения. Существующая система организации учебно-воспитательной деятельности школьников учитывает возможности познавательных интересов
в освоении учебных знаний. Однако, практикуемое поэлементное формирование познавательных интересов, недостаточное внедрение в учебный процесс современных технологий и методических средств не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательных интересов учащихся как личностного интегрального образования. Анализ педагогического опыта учителей начальных классов показывает, что при формировании у детей интереса к познанию, развитии творческих способностей учащихся, они испытывают определенные трудности. В то же время, имеющиеся на сегодняшний день в психолого- педагогической, методической литературе рекомендации по развитию познавательных интересов школьников зачастую не используются в современной практике работы учителей или их применение носит ситуативный, одноразовый характер. Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизоотическое использование творческих познавательных задач не принесет желаемого результата. Поэтому познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка. Устранение этого противоречия требует изменения технологии организации процесса развития познавательных интересов. При такой постановке проблемы, особенно важным является наличие творческого начала в познавательной деятельности младших школьников. Таким образом, актуальность проблемы исследования, ее недостаточная разработанность в научной литературе определили выбор темы исследования: "Развитие познавательных интересов младших школьников» Объектом исследования является процесс развития познавательных интересов младших школьников. Предметом исследования – педагогические условия организации учебно- воспитательного процесса с целью эффективного развития познавательных младших школьников.
Цель исследования – выявить и научно обосновать оптимальные пути развития познавательных интересов младших школьников в учебно- воспитательном процессе школы. Таким образом, творческая познавательная деятельность - это такая деятельность, в основе которой заложены реализация я развитие индивидуальных познавательных интересов, возможностей и способностей ребенка, нацеленность на открытие новых и интересных знаний, воспроизведение известных, но новых для ребенка ценностей. Включение младшего школьника в такую деятельность побуждает его проявлять активность в процессуальной стороне деятельности, что приводит к ярко выраженному стремлению мыслить, преодолевать умственные препятствия, самостоятельно находить решения. Конечным результатом включения в творческую познавательную деятельность является приобретение мотивационной основы для выполнения обязательных учебно-познавательных задач.


В раздел образования