Развитие познавательных способностей младших школьников
Автор: Васянкина Нина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Гремячевская школа №2 Населённый пункт: П. Гремячево, Нижегородская область Наименование материала: Статья Тема: Развитие познавательных способностей младших школьников Раздел: начальное образование
Развитие познавательных способностей у младших школьников
Младший школьный возраст является важным этапом в жизни ребенка. В это
время дети приобретают основную базу знаний о мире, который их
окружает. Познавательные способности человека необходимо развивать
именно в этом возрасте. Одновременно с их развитием повышается и
уровень интеллекта.
У каждого школьника свои интеллектуальные особенности, при помощи
которых он получает знания и представления об окружающих его предметах
и событиях. К ним относятся мышление, внимание, память, восприятие и
воображение. Эти познавательные способности младших школьников
нуждаются в постоянной тренировке и усовершенствовании, тогда дети легче
включаются в обучение, больше усваивают материала и меньше устают.
Особенности познавательных процессов в младшем школьном возрасте
Восприятие.
Когда дети приходят в школу, их восприятие уже достаточно развито, но
носит непроизвольный характер. В первую очередь воспринимаются яркие
стороны предметов (цвет, форма), а уже потом все остальное. Благодаря
этому процессу, у ребенка складывается своя картина мира, путем
целостного отображения каких-либо событий, предметов и ситуаций. По
отражению информации восприятие может быть двух видов: описательное и
объяснительное. Дети с описательным видом больше ориентированы на
описание предметов, хорошо запоминают тексты и могут очень точно их
пересказать, но в суть произведения особо не вникают. Школьники с
объяснительным восприятием стараются уловить смысл, проанализировать,
но хуже запоминают содержание.
Мышление.
У дошкольников мышление чаще наглядно-образное. В младшем школьном
возрасте развитие познавательных способностей приводит к трансформации
его в словесно-логическое. Мышление состоит из нескольких компонентов:
анализ, сравнение, синтез, обобщение, конкретизация. Анализ — мысленное
разделение объекта на части и выделение присущих ему свойств и качеств.
Младшим школьникам легче анализировать предметы с использованием
наглядных макетов. Сравнение — сопоставление объектов или явлений по
определенным признакам, нахождение сходства и отличия. Младшим
школьникам свойственно сравнивать объекты по ярко выделяющимся
признакам (форма, цвет). Обобщение им порой дается трудно без помощи
взрослых. Синтез взаимосвязан с анализом, позволяет мысленно
выстраивать цепь логически связанных событий. Чем лучше у ребенка развит
анализ, тем эффективнее синтез. Развитию способности ребенка конкретно
мыслить способствует изучение правил, законов и схем.
Воображение.
Это способность к созданию новых образов. Младшие школьники на
начальном этапе обучения могут создавать образы, приблизительно
характеризующие объект, но по мере развития этой способности, растет
количество деталей и признаков.
Внимание.
У детей в этом возрасте внимание довольно неустойчивое и лабильное. Они
не могут долго концентрироваться на одном предмете, быстро устают.
Внимание бывает произвольным и непроизвольным. Непроизвольное не
требует усилий, возникает, когда привлекает что-то яркое, эмоциональное.
Произвольное внимание требует определенных усилий, чтобы
сосредоточиться, обычно при этом преследуется какая-либо цель. Важно
развивать этот вид внимания, чтобы облегчить учебный процесс.
Развитие познавательных способностей у младших школьников педагогами и
родителями положительно сказывается на интеллекте ребенка, снижает
вероятность умственной перегрузки и усталости.
Интеллектуальные игры в развитии познавательных способностей
Развивающие игры - самый эффективный метод расширения кругозора. Они
позволяют легко привить тягу к знаниям, открытию чего-то нового.
Увеличивается словарный запас, раскрываются сильные стороны личности
ребенка, его таланты и способности, улучшается работа мышления.
Подвижные игры помогают развиться физически.
Различают несколько видов интеллектуально-развивающих игр:
сюжетно-ролевые (в основе самодеятельность);
игры с правилами (в основе четкая программа, без самодеятельности).
К сюжетно-ролевым относят еще строительные. А игры с правилами делятся
на подвижные, дидактические и игры-забавы.
В играх часто совершаются новые открытия, а они необходимы для
повышения интеллектуальных способностей. Сюжетно-ролевая игра
позволяет ребенку развить и закрепить положительные качества личности
(находчивость, организованность, смелость, ответственность, сила воли).
Улучшается настроение, появляются веселье, задор, радость. На
эмоциональном подъеме учебный процесс протекает легко и
непринужденно.
Развитие способностей у детей будет более эффективным, если они
обеспечены оптимальным количеством различных интеллектуально-
развивающих игр.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы
любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои
дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Познавательные
способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе
определенные навыки и умения, а главное-привычку думать
самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти
качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.
Познавательные
интересы
значительно
влияют
на
интенсивность
личностного развития. Эффективность данного процесса повышается, если
познавательные
интересы
развивать
с
младшего
школьного
возраста.
Данное
положение
определяет
педагогическую
целесообразность
проблемы
изучения
и
развития
познавательных
интересов
младших
школьников.
Многообразие
и
сложность
решения
данной
проблемы
требуют
совершенствования
учебно-воспитательного
процесса
в
школе,
активизации
традиционных
и
поиска
нетрадиционных
форм
и
методов
обучения.
Существующая
система
организации
учебно-воспитательной
деятельности школьников учитывает возможности познавательных интересов
в
освоении
учебных
знаний.
Однако,
практикуемое
поэлементное
формирование
познавательных
интересов,
недостаточное
внедрение
в
учебный процесс современных технологий и методических средств не в
состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательных
интересов учащихся как личностного интегрального образования.
Анализ
педагогического
опыта
учителей
начальных
классов
показывает,
что
при
формировании
у
детей
интереса
к
познанию,
развитии творческих способностей учащихся, они испытывают определенные
трудности. В то же время, имеющиеся на сегодняшний день в психолого-
педагогической,
методической
литературе
рекомендации
по
развитию
познавательных
интересов
школьников
зачастую
не
используются
в
современной
практике
работы
учителей
или
их
применение
носит
ситуативный, одноразовый характер. Ученые отмечают, что развить сразу
весь
комплекс
свойств,
входящих
в
понятие
«творческие
способности»,
невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизоотическое
использование
творческих
познавательных
задач
не
принесет
желаемого
результата. Поэтому познавательные задания должны составлять систему,
позволяющую
формировать
потребность
в
творческой
деятельности
и
развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей
ребенка.
Устранение
этого
противоречия
требует
изменения
технологии
организации
процесса
развития
познавательных
интересов.
При
такой
постановке
проблемы,
особенно
важным
является
наличие
творческого
начала в познавательной деятельности младших школьников.
Таким
образом,
актуальность
проблемы
исследования,
ее
недостаточная
разработанность
в
научной
литературе
определили
выбор
темы
исследования: "Развитие познавательных интересов младших школьников»
Объектом
исследования
является
процесс
развития
познавательных
интересов младших школьников.
Предметом
исследования
–
педагогические
условия
организации
учебно-
воспитательного процесса с целью эффективного развития познавательных
младших школьников.
Цель исследования – выявить и научно обосновать оптимальные пути
развития познавательных интересов младших школьников в учебно-
воспитательном процессе школы.
Таким образом, творческая познавательная деятельность - это такая
деятельность,
в
основе
которой
заложены
реализация
я
развитие
индивидуальных познавательных интересов, возможностей и способностей
ребенка,
нацеленность
на
открытие
новых
и
интересных
знаний,
воспроизведение известных, но новых для ребенка ценностей.
Включение
младшего
школьника
в
такую
деятельность
побуждает
его
проявлять активность в процессуальной стороне деятельности, что приводит
к
ярко
выраженному
стремлению
мыслить,
преодолевать
умственные
препятствия,
самостоятельно
находить
решения.
Конечным
результатом
включения
в
творческую
познавательную
деятельность
является
приобретение
мотивационной
основы
для
выполнения
обязательных
учебно-познавательных задач.