Напоминание

Обобщение по теме "Я и мои друзья"


Автор: Кириленко Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: ст. Батуринская, Краснодарский край
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Обобщение по теме "Я и мои друзья"
Раздел: начальное образование





Назад





Урок литературного чтения в 1 классе (2014-2015 учебный год).

Тема
: «
Обобщение по теме «Я и мои друзья».



Планируемые результаты:

Предметные:
Совершенствовать умения работы с текстом: зачитывать выразительно и по ролям отрывки из произведений отражая настроение героев, ориентироваться в произведениях учебника по теме «Я и мои друзья».
Метапредметные:
 Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.  Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.  Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.
Личностные:
проявление познавательных мотивов, сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни, стремление к самоизменению.
Ход урока



Этап и цель

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Результаты

I.Орг. момент

Цель:

организация

контролирующей

деятельности на

предмет

готовности к

уроку.
Слайд 1. 1. «Подарите улыбку гостям» 2. Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? (сажаю детей) Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Контролируют и при необходимости корректируют свои действия Умение проверить себя на предмет готовности к уроку.
II.

Самоопределение

к деятельности

Цель: включение

в учебную

деятельность на

личностно-

значимом уровне
Звучит I куплет песни «Когда мои друзья со мной» - Кто может объяснить, почему прозвучал отрывок из этой песни? - Попробуйте предположить, о чём мы будем говорить на уроке? Предполагают, строят ассоциации на основе прослушивания музыкального произведения (называют автора и заголовок произведения) Включение в деятельность, проявление заинтересованности к учебному материалу.
III.Актуализа-

ция знаний и

мотивация к

деятельности

Цель:

готовность и

осознание

потребности к

активной

познавательной

деятельности
- Что мы знаем о дружбе и друзьях? -Что вы об этом уже знаете? Расскажите. Вспоминают, систематизируют, осмысляют понятия по теме «Дружба». Умение выстраивать понятия по теме «Дружба и друзья» в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость.
IV.

Целеполагание
- Да, ребята на наших уроках мы читали стихи и рассказы о 1

Цель:

Формулирование

темы и целей

урока.
дружбе, об отношениях между товарищами. Вспомните, как называется этот раздел в учебнике? Слайд 2. Приход Чебурашки. - Ребята, посмотрите кто к нам пришёл в гости. Чебурашка: - Всем привет! Я Чебурашка. Давайте споём вместе песенку. - Возьмите меня с собой! - Ну, что, ребята, возьмём Чебурашку с собой на урок? -Сегодня на уроке я предлагаю вам вернуться к произведениям о дружбе и друзьях, пролистать ещё раз страницы учебника и попробовать пройти «по тропинкам дружбы». Чебурашка к нам тоже не просто так пришёл, он хотел, чтобы вы ответили вот на какой вопрос: Слайд 3. Кого мы можем называть настоящим другом? - Скажите, а чему ещё будем учиться на уроке? Формулируют учебные задачи урока. Умение формулировать учебную задачу урока, осознание её и принятие.
V. Этап

обобщения и

применения

знаний.

Цель:

Обеспечить

повышение

уровня

осмысления

изученного

материала,

глубины его

понимания

1. Беседа.
- Ребята, а какие произведения вам особенно понравились и запомнились из раздела «Я и мои друзья»? - Чему научило вас это произведение?
2. Ребята, Чебурашка

приготовил для вас свои

задания. Вот первое из них.
Слайд 4.
«Узнай произведение»
- Кто хочет первым ответить на вопрос Чебурашки? Слад 5. Пришла ко мне подружка, И мы играли с ней И вот одна игрушка Сообщают название стихотворения и автора. Участвуют в беседе, высказывают своё мнение, делятся впечатлениями от прочитанного. Воспроизводят в памяти ранее читаемые произведения Умение проверять свои предположения по вопросам (о содержании произведений и героях текстов). Умение выразительно читать отрывки из текстов. Умение характеризовать героев литературных произведений и их поступки. Умение извлекать из памяти знакомые строки из прочитанных произведений. 2
Вдруг приглянулась ей Слайд 6.
Е. Благинина «Подарок»
- Можно ли девочек назвать хорошими подругами? Почему? Слайд 7 - Кто кого обидел первый? - Он меня! - Нет, он меня! Слайд 8
В. Орлов «Кто кого обидел

первый»?

-
Как вы думаете, важно быть первым, когда начинаешь ссору, или когда прекращаешь её? - Какие слова вы бы произнесли, чтобы помириться с другом? - Чему учит это произведение? Слайд 9 Мама с папой – моя родня Нет роднее родни у меня. Слайд 10
Я. Аким «Родня»
- Кого мальчик считает своей роднёй? Слайд 11 … Потом Он отходил на шаг И говорил: - Тюлень – тюфяк… Слайд 12
И. Пивоварова «Вежливый

ослик»
- Можно ли назвать героя этого стихотворения вежливым? Почему? Слайд 13 Я свою сестрёнку Лиду Никому не дам в обиду Слайд 14 Размышляют, высказывают и аргументируют свою точку зрения. Умение аргументировать своё мнение. 3

А. Барто «Вот так защитник!»
- Можно ли этого мальчика назвать защитником? - Сравните поведение героев стихотворений «Вежливый ослик» и «Вот так защитник!» - Чем они похожи? - Чему учат эти два стихотворения? - Молодцы, вижу, что вы внимательно читали произведения и много полезного взяли для себя из них. Думаю, что Чебурашке тоже понравились ваши ответы.
Физминутка
(на мотив песни «Всё мы делим пополам»)
3.Продолжим путешествие по

страницам учебника и по

«тропинкам дружбы»
Слайд 15
«Отгадай-ка»

- Работаем в парах.
У вас на столах в конвертах лежат карточки жёлтого цвета. Достаньте их.
Вспомните, что

значит, работаем в парах!
Прочитайте задание и выполните его. Кто справится с работой, поднимите руку.
1 (1)
-
Прочитайте слова: встреча,

упрямство, ссора, беда.

- Из какого стихотворения

эти слова?

Назови автора и название

стихотворения

1 (2)
- Ребята, кто ещё получил задание к этому стихотворению?
Прочитайте слова: встреча,

упрямство, ссора, беда.
-
Какую мудрую мысль

спрятал поэт в этом

стихотворении?
Сравнивают поступки героев, рассуждают, доказывают свою точку зрения. Взаимодействуют и сотрудничают с группой одноклассников, обсуждают задание, выдвигают гипотезы его выполнения, выбирают лучшие варианты, готовят вариант выполненного задания для представления перед классом. Воспроизводят в памяти ранее читаемые произведения Рассуждают, доказывают свою точку зрения. Умение сравнивать мотивы поступков героев произведений Умение аргументировать свою позицию и объяснять точку зрения автора. Умение договариваться, не конфликтовать, распределять роли в группе, формулировать свои предположения, опровергать неподходящие, выбирать правильный вариант, доказывать его правильность. Умение извлекать из памяти знакомые строки из прочитанных произведений. Умение аргументировать свою позицию и объяснять точку зрения 4

2. Вспомните название

рассказа по именам героев:

Коля, Вовка, Игорек.

Кто автор этого

произведения?

3.(1) Вспомните название

рассказа по кличкам

животных – цыплёнок Фью,

корова Мурёнка, козлёнок

Мармеладик, утёнок Крячик.

-Кто автор этого рассказа?

3. (2)
Ребята, у кого тоже есть задание к этому рассказу?
Вспомните название рассказа

по кличкам животных –

цыплёнок Фью, корова

Мурёнка, козлёнок

Мармеладик, утёнок Крячик.

- Какой совет догу дал утёнок

Крячик? (прочитайте)

Индивид. задание –

- Перестаньте камни

бросать: вам забава, а нам –

смерть!

Как называется это

произведение, кто его автор?

Физминутка для глаз

4.Следующее задание от

Чебурашки
Слайд 16
«Подпиши картинку словами

автора»
Слайд 17 Стр. 33 Слайд 18 Стр. 35 - чтение по ролям
5. А сейчас поработаем в

группах.
Слайд 19
Собери пословицу
У вас в конвертах лежат карточки синего цвета и полоски с отрывками из пословиц. Вам надо найти окончание вашим пословицам. Слайд 20
Проверка по эталону
Подбирают слова и выражения из текста в соответствии с иллюстрацией. Читают по ролям. Собирают пословицы. Проверяют автора. Умение соотносить, сравнивать авторский текст с иллюстрацией художника. Умение передавать характеры героев произведения с помощью интонации. Умение синтезировать, собирать из частей целое. Умение соотносить, 5
1. С людьми браниться, никуда не годиться О себе заботься, а товарища не забывай. 2. Новых друзей наживай, а старых не теряй. Согласье крепче каменных стен. 3. Вся семья вместе, так и душа на месте. Настоящему другу цены нет. - Дайте оценку работе своих товарищей. правильность по эталону (образцу) Оценивают работу своих товарищей сравнивать полученные результаты с эталоном, выполнять корректирующие действия при необходимости. Умение анализировать результаты своей деятельности и деятельности товарищей, оценивать их адекватно в соответствии с критериями, разработанными коллективно.
VI. Этап

подведения

итогов урока.

Рефлексия.

Цель: дать

качественную

оценку

деятельности на

уроке (своей и

товарищей).
- Вот мы и прошагали по «тропинкам дружбы» с героями стихотворений и рассказов из раздела «Я и мои друзья» Я думаю, что у вас не вызовет затруднения Слайд 21 Выбрать слова, или выражения, относящиеся к дружбе Слайды 22 – 28 - Скажите, как вы думаете, мы ответили на вопрос Чебурашки? Слайд 29 - А у вас есть настоящие друзья? - Да, для некоторых из вас друг – это одноклассник, для других – мама, которая всё понимает, для третьих – верный пёс… Слайд 30 Слайд 31 (Чебурашка благодарит за работу) И закончим наш урок песней о дружбе Систематизируют знания по теме урока, рефлексируют, приводят примеры о дружбе, взаимопомощи, взаимовыручке и пр. Умение толковать понятия «дружба», «друг, друзья», «товарищество»; объяснять их роль во взаимоотношениях между людьми. Умение соотносить и сравнивать свое поведение с поведением литературных героев. 6


В раздел образования