Автор: Кириленко Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9 Населённый пункт: ст. Батуринская, Краснодарский край Наименование материала: Конспект урока Тема: Обобщение по теме "Я и мои друзья" Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения в 1 классе (2014-2015 учебный год).
Тема : « Обобщение по теме «Я и мои друзья».
Планируемые результаты:
Предметные: Совершенствовать умения работы с текстом: зачитывать выразительно и по ролям отрывки
из произведений отражая настроение героев, ориентироваться в произведениях учебника по теме «Я и мои
друзья».
Метапредметные:
Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои
действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать
правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку
учителя и товарищей.
Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения,
проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования
различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, строить понятные для партнера высказывания.
Личностные: проявление познавательных мотивов, сочетание ориентации на социальные и собственно
учебные аспекты школьной жизни, стремление к самоизменению.
Ход урока
Этап и цель
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Результаты
I.Орг. момент
Цель:
организация
контролирующей
деятельности на
предмет
готовности к
уроку.
Слайд 1.
1. «Подарите улыбку гостям»
2. Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
(сажаю детей)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Контролируют и при
необходимости
корректируют свои
действия
Умение проверить себя
на предмет готовности к
уроку.
II.
Самоопределение
к деятельности
Цель: включение
в учебную
деятельность на
личностно-
значимом уровне
Звучит I куплет песни «Когда
мои друзья со мной»
- Кто может объяснить, почему
прозвучал отрывок из этой песни?
- Попробуйте предположить, о
чём мы будем говорить на уроке?
Предполагают, строят
ассоциации на
основе
прослушивания
музыкального
произведения
(называют автора и
заголовок
произведения)
Включение в
деятельность,
проявление
заинтересованности к
учебному материалу.
III.Актуализа-
ция знаний и
мотивация к
деятельности
Цель:
готовность и
осознание
потребности к
активной
познавательной
деятельности
- Что мы знаем о дружбе и
друзьях?
-Что вы об этом уже знаете?
Расскажите.
Вспоминают,
систематизируют,
осмысляют понятия
по теме «Дружба».
Умение выстраивать
понятия по теме «Дружба
и друзья» в единую
систему, устанавливать
связи между ними,
выявлять
соподчинённость.
IV.
Целеполагание
- Да, ребята на наших уроках мы
читали стихи и рассказы о
1
Цель:
Формулирование
темы и целей
урока.
дружбе, об отношениях между
товарищами.
Вспомните, как называется этот
раздел в учебнике?
Слайд 2.
Приход Чебурашки.
- Ребята, посмотрите кто к нам
пришёл в гости.
Чебурашка:
- Всем привет! Я Чебурашка.
Давайте споём вместе песенку.
- Возьмите меня с собой!
- Ну, что, ребята, возьмём
Чебурашку с собой на урок?
-Сегодня на уроке я предлагаю
вам вернуться к произведениям о
дружбе и друзьях, пролистать
ещё раз страницы учебника и
попробовать пройти «по
тропинкам дружбы».
Чебурашка к нам тоже не просто
так пришёл, он хотел, чтобы вы
ответили вот на какой вопрос:
Слайд 3. Кого мы можем
называть настоящим другом?
- Скажите, а чему ещё будем
учиться на уроке?
Формулируют
учебные задачи
урока.
Умение формулировать
учебную задачу урока,
осознание её и принятие.
V. Этап
обобщения и
применения
знаний.
Цель:
Обеспечить
повышение
уровня
осмысления
изученного
материала,
глубины его
понимания
1. Беседа.
- Ребята, а какие произведения
вам особенно понравились и
запомнились из раздела «Я и мои
друзья»?
- Чему научило вас это
произведение?
2. Ребята, Чебурашка
приготовил для вас свои
задания. Вот первое из них.
Слайд 4.
«Узнай произведение»
- Кто хочет первым ответить на
вопрос Чебурашки?
Слад 5.
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней
И вот одна игрушка
Сообщают название
стихотворения
и автора.
Участвуют в беседе,
высказывают своё
мнение, делятся
впечатлениями от
прочитанного.
Воспроизводят в
памяти ранее
читаемые
произведения
Умение проверять свои
предположения по
вопросам (о содержании
произведений и героях
текстов).
Умение выразительно
читать отрывки из
текстов. Умение
характеризовать героев
литературных
произведений и их
поступки.
Умение извлекать из
памяти знакомые строки
из прочитанных
произведений.
2
Вдруг приглянулась ей
Слайд 6.
Е. Благинина «Подарок»
- Можно ли девочек назвать
хорошими подругами? Почему?
Слайд 7
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
Слайд 8
В. Орлов «Кто кого обидел
первый»?
- Как вы думаете, важно быть
первым, когда начинаешь ссору,
или когда прекращаешь её?
- Какие слова вы бы произнесли,
чтобы помириться с другом?
- Чему учит это произведение?
Слайд 9
Мама с папой – моя родня
Нет роднее родни у меня.
Слайд 10
Я. Аким «Родня»
- Кого мальчик считает своей
роднёй?
Слайд 11
… Потом
Он отходил на шаг
И говорил:
- Тюлень – тюфяк…
Слайд 12
И. Пивоварова «Вежливый
ослик»
- Можно ли назвать героя этого
стихотворения вежливым?
Почему?
Слайд 13
Я свою сестрёнку Лиду
Никому не дам в обиду
Слайд 14
Размышляют,
высказывают и
аргументируют свою
точку зрения.
Умение аргументировать
своё мнение.
3
А. Барто «Вот так защитник!»
- Можно ли этого мальчика
назвать защитником?
- Сравните поведение героев
стихотворений «Вежливый ослик»
и «Вот так защитник!»
- Чем они похожи?
- Чему учат эти два
стихотворения?
- Молодцы, вижу, что вы
внимательно читали
произведения и много полезного
взяли для себя из них. Думаю,
что Чебурашке тоже понравились
ваши ответы.
Физминутка (на мотив песни
«Всё мы делим пополам»)
3.Продолжим путешествие по
страницам учебника и по
«тропинкам дружбы»
Слайд 15
«Отгадай-ка»
- Работаем в парах.
У вас на столах в конвертах
лежат карточки жёлтого цвета.
Достаньте их. Вспомните, что
значит, работаем в парах!
Прочитайте задание и выполните
его. Кто справится с работой,
поднимите руку.
1 (1)
- Прочитайте слова: встреча,
упрямство, ссора, беда.
- Из какого стихотворения
эти слова?
Назови автора и название
стихотворения
1 (2)
- Ребята, кто ещё получил
задание к этому стихотворению?
Прочитайте слова: встреча,
упрямство, ссора, беда.
- Какую мудрую мысль
спрятал поэт в этом
стихотворении?
Сравнивают поступки
героев, рассуждают,
доказывают свою
точку зрения.
Взаимодействуют и
сотрудничают с
группой
одноклассников,
обсуждают задание,
выдвигают гипотезы
его выполнения,
выбирают лучшие
варианты, готовят
вариант
выполненного
задания для
представления перед
классом.
Воспроизводят в
памяти ранее
читаемые
произведения
Рассуждают,
доказывают свою
точку зрения.
Умение сравнивать
мотивы поступков героев
произведений
Умение аргументировать
свою позицию и
объяснять точку зрения
автора.
Умение договариваться,
не конфликтовать,
распределять роли в
группе, формулировать
свои предположения,
опровергать
неподходящие, выбирать
правильный вариант,
доказывать его
правильность.
Умение извлекать из
памяти знакомые строки
из прочитанных
произведений.
Умение аргументировать
свою позицию и
объяснять точку зрения
4
2. Вспомните название
рассказа по именам героев:
Коля, Вовка, Игорек.
Кто автор этого
произведения?
3.(1) Вспомните название
рассказа по кличкам
животных – цыплёнок Фью,
корова Мурёнка, козлёнок
Мармеладик, утёнок Крячик.
-Кто автор этого рассказа?
3. (2) Ребята, у кого тоже есть
задание к этому рассказу?
Вспомните название рассказа
по кличкам животных –
цыплёнок Фью, корова
Мурёнка, козлёнок
Мармеладик, утёнок Крячик.
- Какой совет догу дал утёнок
Крячик? (прочитайте)
Индивид. задание –
- Перестаньте камни
бросать: вам забава, а нам –
смерть!
Как называется это
произведение, кто его автор?
Физминутка для глаз
4.Следующее задание от
Чебурашки
Слайд 16
«Подпиши картинку словами
автора»
Слайд 17
Стр. 33
Слайд 18
Стр. 35
- чтение по ролям
5. А сейчас поработаем в
группах.
Слайд 19
Собери пословицу
У вас в конвертах лежат карточки
синего цвета и полоски с
отрывками из пословиц. Вам
надо найти окончание вашим
пословицам.
Слайд 20
Проверка по эталону
Подбирают слова и
выражения из текста
в соответствии с
иллюстрацией.
Читают по ролям.
Собирают
пословицы.
Проверяют
автора.
Умение соотносить,
сравнивать авторский
текст с иллюстрацией
художника.
Умение передавать
характеры героев
произведения с помощью
интонации.
Умение синтезировать,
собирать из частей
целое.
Умение соотносить,
5
1. С людьми браниться, никуда не
годиться
О себе заботься, а товарища не
забывай.
2. Новых друзей наживай, а
старых не теряй.
Согласье крепче каменных стен.
3. Вся семья вместе, так и душа
на месте.
Настоящему другу цены нет.
- Дайте оценку работе своих
товарищей.
правильность по
эталону (образцу)
Оценивают работу
своих товарищей
сравнивать полученные
результаты с эталоном,
выполнять
корректирующие
действия при
необходимости.
Умение анализировать
результаты своей
деятельности и
деятельности товарищей,
оценивать их адекватно в
соответствии с
критериями,
разработанными
коллективно.
VI. Этап
подведения
итогов урока.
Рефлексия.
Цель: дать
качественную
оценку
деятельности на
уроке (своей и
товарищей).
- Вот мы и прошагали по
«тропинкам дружбы» с героями
стихотворений и рассказов из
раздела «Я и мои друзья»
Я думаю, что у вас не вызовет
затруднения
Слайд 21
Выбрать слова, или выражения,
относящиеся к дружбе
Слайды 22 – 28
- Скажите, как вы думаете, мы
ответили на вопрос Чебурашки?
Слайд 29
- А у вас есть настоящие друзья?
- Да, для некоторых из вас друг –
это одноклассник, для других –
мама, которая всё понимает, для
третьих – верный пёс…
Слайд 30
Слайд 31 (Чебурашка
благодарит за работу)
И закончим наш урок песней о
дружбе
Систематизируют
знания по теме урока,
рефлексируют,
приводят примеры о
дружбе,
взаимопомощи,
взаимовыручке и пр.
Умение толковать
понятия «дружба», «друг,
друзья»,
«товарищество»;
объяснять их роль во
взаимоотношениях
между людьми.
Умение соотносить и
сравнивать свое
поведение с поведением
литературных героев.
6