Воспитание нравственности и культуры поведения первоклассников через внеурочную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Автор: Юдичева Людмила Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Тоншаловская школа" Населённый пункт: п. Тоншалово, Вологодская область Наименование материала: Статья Тема: Воспитание нравственности и культуры поведения первоклассников через внеурочную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Раздел: начальное образование
Воспитание нравственности и культуры поведения первоклассников через
внеурочную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества
приобрела особое значение. Не секрет, что у подрастающего поколения происходит
обесценивание таких понятий как совесть, честь, долг, потеря моральных ориентиров.
Поэтому, в соответствии с требованиями нового стандарта в основную образовательную
программу начального образования включена целая самостоятельная программа духовно-
нравственного развития. Работа по духовно-нравственному воспитанию начинается ещё за
долго до поступления ребёнка в школу, то есть в детском саду и начинается со знакомства
детей с нравственными нормами и правилами поведения (т. о. преемственность на лицо).
В своём сообщении я постараюсь очень коротко показать, как через кружок "Уроки
нравственности" проводила работу по духовно-нравственному воспитанию своих
первоклассников. Занятия проводила согласно программы, которая рассчитана на 4 года.
Задачами программы 1 класса были следующие:
1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.
2.Научить приёмам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.
3.Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть
опрятным, организованным, вежливым.
В программу входит 5 разделов :
Правила поведения в школе.
О добром отношении к людям.
Как стать трудолюбивым.
Правила опрятности и аккуратности.
Правила поведения на улице и дома.
Согласно тематики этих разделов, внеся элементы игры и занимательности, была
придумана страна "Вежливости и культуры поведения", по которой путешествовали почти
весь учебный год.
Занятия проводились 1 раз в неделю. С помощью вертолёта мы мысленно побывали во
многих городах этой сказочной страны, многое узнали и многому научились.
В каждом городе нас встречали и были помощниками Смешарики.
Началось наше путешествие с г. Школограда, где знакомились с правилами поведения на
уроке и на перемене.
В городе Вежливодске мы учились употреблять в своей речи вежливые слова в различных
ситуациях.
Из сказки "Азбука вежливости" дети сделали вывод, что вежливость самая необходимая
привычка человека; вежливые люди всегда приятны в общении.
Следующая остановка была в г. Добринске. Первое занятие было посвящено "Добру и злу",
а
на
втором
занятии
работали
над
правилами
доброты,
в
результате
чего
на
доске
составили солнышко добра.
Затем побывали в г. Чистюльске. Вместе с Кар-карычем и друзьями Мойдодыра
отрабатывали правила личной гигиены; на втором
занятии шёл разговор о культуре
внешнего вида.
В Дружбограде расширялись знания детей о дружбе, ознакомились с правилами дружбы,
учились доброжелательности, работали над содержанием пословиц и поговорок, которые
дети принесли на занятие.
Воспитанный, культурный человек правильно ведёт себя на дорогах, поэтому с целью
закрепления правил дорожного движения посетили г. Светофорск. В нём провели викторину,
отгадывали загадки, рисовали дорожные знаки, даже пели частушки.
Третий раздел программы назывался "Как стать трудолюбивым". На занятии "Наш труд в
классе" на примерах литературных героев убеждались как лень мешает людям жить, делает
их смешными, беспомощными.
На очередном занятии "Твой труд дома" домовёнок Кузя учил выполнять обязанности по
дому, быть трудолюбивыми.
О вежливом отношении друг к другу; о том, что плохо спорить с товарищами по пустякам;
некрасиво ябедничать и зазнаваться и всегда нужно помогать тем, кто в чём-либо нуждается
обсуждали в "Товарищграде".
Почти как театрализованное представление прошло занятие в городе Общественск, на
котором
обсуждали
правила
поведения
в
общественных
местах,
учились
правильно
проходить между рядами лицом к сидящим, правильно аплодировать. В конце занятия
детям был предложен тест на знание правил поведения в общественных местах.
Заключительное занятие прошло под названием "Какими мы бываем в школе, дома, на
улице, в общественных местах". Каждому ученику было рекомендовано выучить наизусть
стихотворение по правилам поведения, а потом на конкурсной основе прочитать его перед
товарищами.
Цикл занятий был посвящён 70-летию Победы , целью которых было:
- ознакомление с героическими событиями 1941-1945 годов;
- воспитание уважения к старшему поколению;
- воспитанию гордости за свою страну, свой народ.
Каждое занятие стремилась разнообразить. Учились нравственности на примерах
сказочных героев и героев литературных произведений, создавали проекты, выучили много
стихов, работали с пословицами, поговорками, загадками, кроссвордами, учились бережно
относиться
к
природе,
сочиняли
сказки,
рассматривали
случаи
из
своей
жизни,
инсценировали
отрывки
из
произведений,
смотрели
видеоролики
и
презентации,
участвовали в тестировании.
В результате проведённых занятий у учащихся формировались:
Личностные универсальные действия :
- начальная ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков,
так и поступков окружающих людей;
- первоначальное знание некоторых основных моральных норм и ориентация на их
применение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Регулятивные УУД :
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других
людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
- осуществлять анализ услышанных и прочитанных произведений;
- строить сообщения в устной форме .
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формировать собственное мнение и позицию.
В этом учебном году продолжается работа по воспитанию нравственности уже с
обучающимися 2 класса.