Напоминание

Развитие творческих способностей младших школьников


Автор: Саввинова Изабелла Егоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: НОУ "Детский образовательный центр ""Маяк"
Населённый пункт: город Якутск Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Развитие творческих способностей младших школьников
Тема: Развитие творческих способностей младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад





Развитие творческих способностей младших школьников

Автор:
Саввинова Изабелла Егоровна
Место работы:
Негосударственное образовательное учреждение “Детский образовательный центр «Маяк»
Должность:
учитель начальных классов
Звание:
отличник образования РС(Я)
Актуальность исследования
Мы испытываем глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека–творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие проблемы нестандартно, инициативно, грамотно.
Целью

исследования
является организация творческой деятельности младших школьников
Задачи доклада:
1. Создание авторских программ с 1 по 4 класс по развитию творческого начала; 2. Разработка приемов и способов организации творческой деятельности младших школьников 3. Реализация авторской методики по формированию и развитию качеств, позволяющих ребёнку быть успешным, творческим, конкурентоспособным. Развитию творческих способностей уделяется большое внимание во всех странах мира. В Японии ещё в конце 19 века одним из главных государственных приоритетов были определены всеобщее образование и поощрение творческой инициативы. В США воспитание творческой личности является основной стратегической линией государственной политики. Ещё в начальной школе рождаются жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия. Поэтому так важно выявить таких детей, помочь вывести на дорогу поиска в науке, творчестве, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Организация работы по развитию творческих способностей проводится в течение 6 лет, так как необходима комплексная систематическая работа по творческому развитию учащихся по авторским программам: 1 класс «Буквы – мои друзья», 2 класс «Устное народное творчество», 3 класс «Наши первые произведения» 4 класс «Мы- юные исследователи» Этапы для учеников: • 1 этап – подготовительный охватывает 1-2 классы; • 2 этап – основной - охватывает 3-4 классы. На 1 этапе основной упор делается на развитие связной речи младших школьников. Ребёнка больше всего интересуют игровые формы обучения, эмоциональное общение
друг с другом, учителем. По этой причине в 1-2 классах мы предлагаем творческие задания. 2 этап предполагает формирование у младших школьников осознанной мотивации и адекватной самооценки. На данном этапе учащиеся работают над созданием собственных творческих произведений. Творческая деятельность младших школьников организуется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Основой урочной творческой деятельности является самостоятельная деятельность учащихся по решению творческих задач урока. В настоящее время в методическом арсенале современного педагога существует огромное количество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учащимися творческой, исследовательской работы или его элементов. К ним относятся: урок творчества, урок-исследование, урок-экскурсия, урок-наблюдение, урок-дискуссия, урок-путешествие, урок-защита проекта и др. Однако наибольшие возможности для проведения системной работы по развитию творческих способностей предоставляет внеурочная деятельность. Формы творческих работ самые разные: индивидуальные, парные, групповые, коллективные. Виды творческих работ: сочинения, стихи, сказки, загадки, кроссворды, ребусы, , рисунки, книжки, поделки, аппликации и др. В 1 классе развитие творческого потенциала проводится по авторской разработке «В гостях у Гласных звуков». Пособие представляет собой сборник развивающих, творческих, занимательных заданий и игровых упражнений, подобранных на каждую гласную букву якутского алфавита. На занятиях детям даются различные виды творческих заданий и игр: 1. Грамматические или фонетические 2. Задания для развития творчества 3. Задания для развития логического мышления Во 2 классе работа ведется по Хрестоматии « Ноосфернай-экологическай иитии- уерэтии тиьилигэр «Айыл5а уонна киьи» интегрированнай курсу уерэтиигэ туьаныллар уус-уран айымньылар хомуурунньуктара». В Хрестоматии представлены загадки, сказки, скороговорки (чабыр5ах), пословицы, стихи. Цель работы: знакомство с устным народным творчеством как средство развития творческих способностей. В 3 классе дети изучают произведения фольклора всех жанров, знакомятся с литературно-фольклорными связями в произведениях разных народов. В практике используются такие приемы работы с произведениями фольклора:  составление кроссвордов на различные темы,  составление сборников загадок,  проведение конкурсов на лучшую волшебную сказку собственного сочинения,  инсценировки кукольного театра или сценки. На этом этапе проводится вовлечение школьников в творческую деятельность через изучение олонхо. Якутское олонхо отличается богатством образов, сочностью и красочностью языка. Нами проведен педагогический эксперимент. Цель эксперимента: показать позитивные изменения в речи детей через изучение приема сравнения в олонхо Оготоева П.В.»Элэс Боотур». Сначала дала задание ученикам написать сочинение о внешности богатыря олонхо без подготовки. В следующий раз познакомила детей с сравнениями Оготоева П.В. из олонхо «Элэс Боотур» при описании внешности богатырей. После этого дети написали второе сочинение на эту
тему. Потом сравнила результаты. Такая же работа проведена при написании сочинения «Описание природы в олонхо». Сопоставительный анализ творческих работ учащихся дает основание сделать вывод, что изучение олонхо в школе развивает связную речь; обогащает словарный запас учащихся, показывает детям поэтическую красоту и богатство родного языка. В 4 классе ученикам создаются все условия для развития исследовательских навыков. Дети пишут рефераты, сообщения, проекты, доклады и выступают на различных конкурсах, конференциях.

Уникальными подходами к оценке и фиксации результативности проведенной работы, показывающих развитие творческих способностей являются публикации, портфолио, творческие книжки учащихся. Каждый мой ученик-автор книжки «Мои первые произведения». Стихи, сочинения, статьи учеников опубликованы в газетах «Кэскил». «Саха сирэ», «Кыым», «Сунтаар сонуннара», журналах «Хатан», «Ангел в ладошке», «Чуораанчык», книгах «Уйбаан Нуолур», «Мой Кулаковский», 53 стихотворения включены в книгу «Кыталык туьэр алааьа», 163 стиха включены в сборник «Хомо5ой хоЬоон хонуутугар». Ученики принимают участие в республиканских конкурсах детского творчества. Среди моих воспитанников 10 призеров Российского конкурса «Познание и творчество» по русскому языку, литературному чтению, природоведению, 1- «Интеллект-экспресс» Наблюдаются позитивные результаты развития творческих способностей. В классе 3 победителя и призера международных, 8 российских, 28 республиканских, 31 улусного конкурсов детского творчества. Гаврильева Т., Константинова М, Григорьева В. лауреаты международных конкурсов «Молодежь выбирает ЗОЖ», «Салют талантов». Семенова С., Ефимов М., Захаров В, Михайлова М, Иванова К, Егорова К., Сафонова С. – победители и призеры республиканских конкурсов «Моя первая книжка», «Юный друг природы», «Мой мир», «Учитель – мой друг», «Стерх-птица надежды», «Зелёная планета глазами детей», «Моя малая Родина» и др. Занятия по развитию творческого начала способствовали овладению учениками рядом исследовательских, проектных умений. Среди моих воспитанников 20 дипломантов и призеров российских, 3 республиканских, 2 региональных, 37 улусных научно-практических конференций. Достижения 8 учащихся опубликованы в энциклопедии «Одаренные дети - будущее России »- приложении к энциклопедии «Лучшие люди России». Таким образом, проведенная работа дает основание сделать вывод, что детей надо с ранних лет вводить в удивительный и многоцветный мир слов, в разных ракурсах и аспектах знакомить их со словом.



Сегодня все более очевидным становится тот факт, что социальный прогресс во многом зависит от того, какое количество творческих людей способны его осуществлять. Именно от степени развитости в человеке творческого начала зависит развитие науки, техники, производства. Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно оценивать свои результаты.


В раздел образования