Индивидуальная учебная программа для обучения на дому
Автор: Иванова Саргылана Моисеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Сунтарская средняя общеобразовательная школа №3" Населённый пункт: с.Сунтар Наименование материала: учебная программа Тема: Индивидуальная учебная программа для обучения на дому Раздел: начальное образование
Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида, ученицы 2-го
класса(индивидуальное обучение на дому)
Иванова Саргылана Моисеевна, учитель начальных классов
Пояснительная записка
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями, обучающимися
на дому по состоянию здоровья (ДЦП), заключается в нарушении его связи с
миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и
взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда
культурных ценностей.
В период младшего школьного возраста происходит физическое и
психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и
интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются
основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в
общество и обуславливают специфику формирования и реализации
индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа
развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для
получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации,
социальной реабилитации.
Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка
происходит на дому, путём интеграции очного и дистанционного обучения.
Цель: программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
Задачи программы :
1.
Расширять образовательное пространство обучающегося посредством
применения информационно-коммуникационных технологий
2.
Поддерживать и координировать социально-педагогическую
активность родителей.
3.
Организовывать творческую и досуговую деятельность обучающейся.
4.
Оказывать психолого-логопедическую помощь и поддержку ребенку и
родителям.
Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и
составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными
возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.
Предполагаемый результат:
В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации
разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда
общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной
деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными
формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится
формирование способности к саморегуляции своего физического и
психического состояния.
Особенности реализации программы:
Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученицы,
повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением
познавательной деятельности.
Коррекционное обучение направлено на усвоение социального опыта с
учетом недостатков психического и физического развития ребенка.
Компенсация дефекта в учебных условиях по русскому языку реализуется с
помощью обучения письму в программе Word, по математике - на
компьютерном тренажере.
Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида.
Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую
реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее
заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в
реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации.
Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на
ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение
реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Родители – основные участники реабилитации, так как ребенок по состоянию
здоровья не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Задача
родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь
заложенный в него природой потенциал развития, сформировать
компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий в
процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в
обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без
специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их
воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об
особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных
мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного
психолога, логопеда, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями
ИПР.
Участники программы: родители, учитель начальных классов,психолог,
ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по
ВР.
Индивидуальная программа развития:
Компоненты
реабилитационного
воздействия
Задачи
Формы
Ответственный
Социальная
реабилитация
Обеспечить
социальное,
эмоциональное,
интеллектуальное и
физическое
развития ребенка, и
попытаться
максимально
раскрыть его
потенциал для
обучения.
1. Интеграция в
совместную
деятельность детей с
ограниченными
возможностями, и
детей, не имеющих
проблем со
здоровьем.
Использование
возможностей
детской газеты для
информационного
сопровождения
работы школы по
созданию равных
возможностей в
получении
образовательных
услуг семьям,
имеющим детей с
ОВЗ:
--
заместитель
директора по
ВР
Психолого-
педагогическая
реабилитация
Своевременно
оказывать
психологическую
помощь и
поддержку ребенку
и родителям
информировать,
обучать
реабилитационным
мероприятиям,
корригировать
семейные
взаимоотношения.
а) психологическая
поддержка и
психологическое
консультирование
ребенка и взрослых
членов семьи.
Ознакомление их с
основами
психологических
знаний, спецификой
воспитания ребенка-
инвалида
(индивидуальные
беседы, лекционная
форма работы в
режиме of-line
педагог
консультации с
помощью
электронной почты);
б) решение семейных
психологических
проблем с участием,
как взрослых членов
семьи, так и ребенка-
инвалида. Обучение
рациональным
способам
самостоятельного
решения
внутрисемейных
проблем.
Образовательная
реабилитация
1) формировать
основы целостной
эстетической
культуры через
развитие его
способностей и
задатков;
2) развивать
наблюдательность
у ребенка,
способность живо
откликаться на
события
окружающей
действительности;
3) вырабатывать
осознанное
отношения к учебе
и к труду,
нравственное,
интеллектуальное и
физическое
развитие личности;
4) использовать
информационные
технологии
развивающего
художественно-
1.
Индивидуально
е обучение на дому
(согласно учебному
плану)
2.
Психолого-
логопедическая
коррекция (согласно
учебному плану)
3.
Курс
дополнительного
образования
«Слушание
музыки»
4.
Обучение
основам
компьютерной
грамотности;
5.
Для повышения
мотивации к
учению -
дистанционное
обучение по
общеобразовательн
ым предметам
учитель
психолог,
эстетического
образования,
включая
мультимедийные
средства и
компьютерную
анимацию;
Творческая
реабилитация,
формирование и
становление
ребенка как
творческой
личности.
Постигать
механизмы
творческого
процесса.
Преодолевать
одиночество.
Помочь развитию
чувства ощущения
равенства с
окружающим
миром.
Воспитывать
социальный
оптимизм в
масштабах всей
будущей жизни.
Посещение
концертов,
праздников,
кукольных театров,
литературных
праздников в школе
для оптимизации
самочувствия
ребёнка, отвлечению
от сосредоточенности
на заболевании,
пробуждению
интереса к
самостоятельному
чтению книг как к
одному из способов
познания мира.
Организация и
проведение
свободного времени,
полноценное участие
в общественной и
культурной жизни.
Включение в процесс
реабилитации и
адаптации не только
ребенка, но и членов
его ближайшего
окружения.
учитель
учитель,
родители
Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида,