Введение ФГОС нового поколения: плюсы и минусы выясняются на практике.
Автор: Романова Ольга Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ ЦО № 9 Населённый пункт: Тула Наименование материала: Статья Тема: Введение ФГОС нового поколения: плюсы и минусы выясняются на практике. Раздел: начальное образование
выясняются на практике.
Переход на федеральный государственный стандарт второго поколения
– требование времени. Современный школьник – совсем не тот, что был лет
10
назад.
Получать
готовые
знания
от
учителя
или
из
учебника
ему
неинтересно. В наш век информатизации дети и сами могут найти ответы на
все интересующие их вопросы. Только вот как сделать так, чтобы ребенку
было действительно интересно добывать знания самостоятельно? Одной из
главных задач стандартов второго поколения – научить ребенка учиться,
заинтересовать его, помочь выработать универсальные учебные действия.
Педагогу
отводится
роль
координатора,
а
не
руководителя
процессом
обучения, как было раньше.
Подготовку
к введению ФГОС в нашем коллективе мы начали
заблаговременно. Подробно изучили все нормативно- правовые документы,
учителя начальных классов прошли курсы повышения квалификации. Была
составлена дорожная карта, которая очень помогла в работе. Проведение
семинаров и практических занятий по различным темам «Универсальные
учебные действия», «Организация внеурочной деятельности», «Программа
формирования культуры и здорового образа жизни» на уровне школы и
района
помогло
детально
проанализировать
конкретные
вопросы,
не
оставляли без внимания Интернет- ресурсы.
А на практике? Наверное, самым трудным было написание основной
образовательной программы начального общего образования. Удивило, что
уже в сентябре
был проведен мониторинг готовности первоклассников к
обучению
в
школе.
Выполнение
заданий
требовало
от
учащихся
умения
слушать и выполнять инструкцию учителя, а у домашних детей ( таковых у
нас тоже достаточно ) эти навыки еще недостаточно сформированы .
Кроме
того, материальная база кабинетов еще недостаточно укомплектована для
обучения по новым стандартам, которые предъявляют высокие требования к
материально- техническому оснащению, созданию информационной среды.
Для
внеурочной
работы
мы
остановились
на
проектной
деятельности
и
других направлениях.
Очень радует, что школа сама теперь может самостоятельно выбрать
учебный
план,
опираясь
на
запросы
родителей.
При
проведении
подготовительных
занятий
в
«Школе
будущих
первоклассников»
мы
провели
анкетирование
родителей
и
выявили
их
интересы.
Учебники
поступили вовремя, в полном комплекте по выбранным УМК – раньше в
сентябре их могло и не быть. Вне уроков ребята занимаются проектной
деятельностью..
Родители довольны, ведь мы работаем по их запросам. Изменения
видны
и
в
детях:
открытые,
раскрепощенные,
творческие,
не
боятся
высказывать свое мнение, доказывать, умеют работать в группах, проводить
рефлексию. Первоклассники участвуют в школьных предметных олимпиадах,
заочных конкурсах. Коллеги же находятся в творческом поиске. Видно, что
им трудно, но они стараются изменить стиль своей работы, занимаются
самообразованием, участвуют в интернет-форумах по введению стандартов,
охотно делятся опытом и перенимают его от коллег.
Не боятся, не ждать, когда кто-то изменит тебя, быть мобильным,
искать и находить что-то новое – это должно быть девизом педагогического
коллектива при переходе на ФГОС второго поколения.
Все новое не исключает ошибок. Есть минусы и у нас, но все-таки
положительного при переходе на новый стандарт намного больше.
ФГОС начального общего образования введен в действие с 1 января
2010 года и стал обязательным для всех школ России с 1 сентября 2011 года.
Положительно то, что в стандарте четко определен социальный заказ
школе,
определены
требования
и
к
результатам,
и
к
образовательной
программе, и к условиям её реализации.
Идеи,
заложенные
в
стандарте,
отвечают
всем
требованиям
государственной политики в области образования. Они очень актуальны и
своевременны.
Возьмем,
к
примеру,
реализацию
вариативности.
Использование
в
работе на протяжении многих лет различных УМК уже реализует это право.
Или
же
введение
дополнительных
часов
внеурочной
деятельности:
наша
школа всегда выполняла функции социокультурного комплекса вследствие ее
месторасположения.
Стандарт только расставил позиции, что мы делали правильно, а что
могли
бы
подкорректировать.
Идея
введения
дополнительных
часов
внеурочной
деятельности
перспективна,
но
лишь
при
наличии
дополнительных помещений. Расположенные рядом Дом детского творчества
лишь частично могут удовлетворить наши запросы. Острая потребность в
помещениях возникает и при обеспечении лабораторным оборудованием,
которое является неотъемлемой частью системно-деятельностного подхода в
образовании. Этот подход помогает ребенку быть исследователем на уроке, а
во внеурочное время проявлять свои личностные качества и способности.
Роль
учителя
в
ФГОС
нового
поколения
значительно
возросла.
Увеличилась нагрузка и мера ответственности учителя.
Также остается открытым вопрос о пересмотре оплаты труда учителей
начальной школы.
По статистике средний возраст учителей нашего района 48 лет. Они
обуча
Одним из неоспоримых достоинств Стандарта является внимание к
работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья и учащимися
с проявлением признаков одаренности. Но, недостаточно проработан, на наш
взгляд, вопрос о мотивации учащихся и о наличии принципиально разных
категорий учащихся. Учащихся можно условно разделить три категории:
примерно
10-15%
отстающих,
75-80%
-
основная
масса
учащихся,
и
примерно 10% - талантливые учащиеся. С этими категориями необходимо
работать совершенно по-разному. С отстающими требуется особая работа,
так как обычно у них отсутствует мотивация к учёбе, и именно они являются
источником
социально
опасных
элементов.
А
обучение
по
программе
«Основы
духовно-нравственной
культуры
народов
России»
начинается
только с 4-го класса с периодичностью раз в две недели.
Другим
приоритетом
Стандарта
является
здоровьесберегающая
деятельность. Здоровье человека формируется в школьный период, поэтому
важно,
чтобы
образовательная
программа
была
адекватна
возрасту
обучающихся и вызывала заинтересованное отношение к учебе. Кроме того,
среди условий реализации ФГОС - организация сбалансированного горячего
питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников.
Огромный плюс новых стандартов заключается в том, что большое
внимание
уделяется
формированию
так
называемых
метапредметных
результатов,
которые
обеспечивают
овладение
учащимися
ключевыми
компетенциями
и
как
следствие
составляют
основу
умения
учиться.
Но
формирование метапредметных компетенций - процесс длительный. Он не
заканчивается в начальной школе, а только начинается . Без сотрудничества
учителей-предметников
с
другими
учителями
в
параллели
сформировать
метапредметность
будет
невозможно.
На
наш
взгляд
метапредметность
следует выстраивать как систему по горизонтали ( все предметы в параллели)
и по вертикали (все ступени обучения). Вхождение учителей предметников в
информационное поле ФГОС следует начать уже сегодня, используя систему
курсов, вебинаров, практических конференций.
Сейчас
мы
работаем
в
режиме
активного
анализа
результатов,
увеличиваем научно-методическую базу. Единственное, что нас смущает, это
возможная поспешность во внедрении стандартов второго поколения во все
школы.
Очень
важно,
чтобы
реализация
стандарта
не
превратилась
в
очередную «бумажно-отчетную кампанию», чтобы государство не оставило
школу
один
на
один
с
организационными
и
финансовыми
проблемами
введения ФГОС.