Напоминание

Введение ФГОС нового поколения: плюсы и минусы выясняются на практике.


Автор: Романова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЦО № 9
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: Статья
Тема: Введение ФГОС нового поколения: плюсы и минусы выясняются на практике.
Раздел: начальное образование





Назад





Введение ФГОС нового поколения: плюсы и минусы

выясняются на практике.
Переход на федеральный государственный стандарт второго поколения – требование времени. Современный школьник – совсем не тот, что был лет 10 назад. Получать готовые знания от учителя или из учебника ему неинтересно. В наш век информатизации дети и сами могут найти ответы на все интересующие их вопросы. Только вот как сделать так, чтобы ребенку было действительно интересно добывать знания самостоятельно? Одной из главных задач стандартов второго поколения – научить ребенка учиться, заинтересовать его, помочь выработать универсальные учебные действия. Педагогу отводится роль координатора, а не руководителя процессом обучения, как было раньше. Подготовку к введению ФГОС в нашем коллективе мы начали заблаговременно. Подробно изучили все нормативно- правовые документы, учителя начальных классов прошли курсы повышения квалификации. Была составлена дорожная карта, которая очень помогла в работе. Проведение семинаров и практических занятий по различным темам «Универсальные учебные действия», «Организация внеурочной деятельности», «Программа формирования культуры и здорового образа жизни» на уровне школы и района помогло детально проанализировать конкретные вопросы, не оставляли без внимания Интернет- ресурсы. А на практике? Наверное, самым трудным было написание основной образовательной программы начального общего образования. Удивило, что уже в сентябре был проведен мониторинг готовности первоклассников к обучению в школе. Выполнение заданий требовало от учащихся умения слушать и выполнять инструкцию учителя, а у домашних детей ( таковых у нас тоже достаточно ) эти навыки еще недостаточно сформированы
.
Кроме того, материальная база кабинетов еще недостаточно укомплектована для обучения по новым стандартам, которые предъявляют высокие требования к материально- техническому оснащению, созданию информационной среды. Для внеурочной работы мы остановились на проектной деятельности и других направлениях. Очень радует, что школа сама теперь может самостоятельно выбрать учебный план, опираясь на запросы родителей. При проведении подготовительных занятий в «Школе будущих первоклассников» мы провели анкетирование родителей и выявили их интересы. Учебники поступили вовремя, в полном комплекте по выбранным УМК – раньше в сентябре их могло и не быть. Вне уроков ребята занимаются проектной деятельностью.. Родители довольны, ведь мы работаем по их запросам. Изменения видны и в детях: открытые, раскрепощенные, творческие, не боятся высказывать свое мнение, доказывать, умеют работать в группах, проводить рефлексию. Первоклассники участвуют в школьных предметных олимпиадах,
заочных конкурсах. Коллеги же находятся в творческом поиске. Видно, что им трудно, но они стараются изменить стиль своей работы, занимаются самообразованием, участвуют в интернет-форумах по введению стандартов, охотно делятся опытом и перенимают его от коллег. Не боятся, не ждать, когда кто-то изменит тебя, быть мобильным, искать и находить что-то новое – это должно быть девизом педагогического коллектива при переходе на ФГОС второго поколения. Все новое не исключает ошибок. Есть минусы и у нас, но все-таки положительного при переходе на новый стандарт намного больше. ФГОС начального общего образования введен в действие с 1 января 2010 года и стал обязательным для всех школ России с 1 сентября 2011 года. Положительно то, что в стандарте четко определен социальный заказ школе, определены требования и к результатам, и к образовательной программе, и к условиям её реализации. Идеи, заложенные в стандарте, отвечают всем требованиям государственной политики в области образования. Они очень актуальны и своевременны. Возьмем, к примеру, реализацию вариативности. Использование в работе на протяжении многих лет различных УМК уже реализует это право. Или же введение дополнительных часов внеурочной деятельности: наша школа всегда выполняла функции социокультурного комплекса вследствие ее месторасположения. Стандарт только расставил позиции, что мы делали правильно, а что могли бы подкорректировать. Идея введения дополнительных часов внеурочной деятельности перспективна, но лишь при наличии дополнительных помещений. Расположенные рядом Дом детского творчества лишь частично могут удовлетворить наши запросы. Острая потребность в помещениях возникает и при обеспечении лабораторным оборудованием, которое является неотъемлемой частью системно-деятельностного подхода в образовании. Этот подход помогает ребенку быть исследователем на уроке, а во внеурочное время проявлять свои личностные качества и способности. Роль учителя в ФГОС нового поколения значительно возросла. Увеличилась нагрузка и мера ответственности учителя. Также остается открытым вопрос о пересмотре оплаты труда учителей начальной школы. По статистике средний возраст учителей нашего района 48 лет. Они обуча
Одним из неоспоримых достоинств Стандарта является внимание к работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья и учащимися с проявлением признаков одаренности. Но, недостаточно проработан, на наш взгляд, вопрос о мотивации учащихся и о наличии принципиально разных категорий учащихся. Учащихся можно условно разделить три категории: примерно 10-15% отстающих, 75-80% - основная масса учащихся, и примерно 10% - талантливые учащиеся. С этими категориями необходимо работать совершенно по-разному. С отстающими требуется особая работа, так как обычно у них отсутствует мотивация к учёбе, и именно они являются источником социально опасных элементов. А обучение по программе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» начинается только с 4-го класса с периодичностью раз в две недели. Другим приоритетом Стандарта является здоровьесберегающая деятельность. Здоровье человека формируется в школьный период, поэтому важно, чтобы образовательная программа была адекватна возрасту обучающихся и вызывала заинтересованное отношение к учебе. Кроме того, среди условий реализации ФГОС - организация сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Огромный плюс новых стандартов заключается в том, что большое внимание уделяется формированию так называемых метапредметных результатов, которые обеспечивают овладение учащимися ключевыми компетенциями и как следствие составляют основу умения учиться. Но формирование метапредметных компетенций - процесс длительный. Он не заканчивается в начальной школе, а только начинается . Без сотрудничества учителей-предметников с другими учителями в параллели сформировать метапредметность будет невозможно. На наш взгляд метапредметность следует выстраивать как систему по горизонтали ( все предметы в параллели) и по вертикали (все ступени обучения). Вхождение учителей предметников в информационное поле ФГОС следует начать уже сегодня, используя систему курсов, вебинаров, практических конференций. Сейчас мы работаем в режиме активного анализа результатов, увеличиваем научно-методическую базу. Единственное, что нас смущает, это возможная поспешность во внедрении стандартов второго поколения во все школы. Очень важно, чтобы реализация стандарта не превратилась в очередную «бумажно-отчетную кампанию», чтобы государство не оставило школу один на один с организационными и финансовыми проблемами введения ФГОС.


В раздел образования