Напоминание

"Ноты на клавиатуре - легко и весело"


Автор: Джавахидзе Кетеван Георгиевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Центр дополнительного образования для детей "Хоста"
Населённый пункт: г. Сочи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ноты на клавиатуре - легко и весело"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО Центр дополнительного образования «Хоста» г. Сочи
Методическая работа на тему:

«Ноты на клавиатуре - легко и весело»
Разработчик: педагог дополнительного образования Джавахидзе Кетеван Георгиевна г. Сочи, 2016 год ~ 1 ~

Оглавление.
1.Аннотация --------------------------------------------------------------------------------- 3 2.Введение --------------------------------------------------------------- 3 3. Основная часть. Изучение нот на клавиатуре ------------------------------------ 3 1.1 Отношение педагога и ученика: «Ты мне нравишься, я тебе доверяю» 1.2.Подготовительный этап по изучению нот на клавиатуре ---------------- 5 1.3. Изучение нот на клавиатуре ------------------------------------------- 6 1.4. Роль домашнего задания в освоение материала ----------------------- - 9 4. Заключение ----------------------------------------------------------- 12 5.Список литературы ---------------------------------------------------- 13 ~ 2 ~

1. Аннотация
В этой методической разработке педагог использовала личный опыт с использованием авторских музыкальных отрывков для наглядного обучения. Методическая разработка на тему: «Ноты на клавиатуре - легко и весе- ло» предназначена для педагогов дополнительного образования, которые за- нимаются с начинающими пианистами, а также может быть использована как пособие для детей и родителей, осваивающих музыкальную грамоту само- стоятельно. Разработка написана с целью популяризации педагогического опыта педагога Джавахидзе Кетеван Георгиевны. Цель ее - изложить музыкальный материал так, чтобы легко и с интере- сом ввести детей в мир музыки, поверить в свои силы и попробовать прикос- нутся к великому и прекрасному искусству. В связи с поставленной целью, необходимо выполнить следующие задачи:  развить эмоциональную сферу ребенка;  рассмотреть особенности организации фортепианного урока работы над изучением клавиатуры;  создать условия психологического комфорта. Данная разработка может быть полезна педагогам, которые занимаются с детьми, делающими первые шаги в музыке. Она предполагает личностно- ориентированный подход с использованием развивающего обучения, здоро- вьесберегающих технологий, отличается доступностью, изложена понят- ным языком и дополнена иллюстрациями.
2. Введение.
Всякий, кто сталкивался с обучением игре на инструменте, знает, что для успешного продвижения нужно знать ноты. Это необходимое условие для игры музыкальных пьес, этюдов, любимых песен и т. д. Для изучения нот су- ществует множество методик, но тем не менее, я хочу предложить вариант изучения и закрепления знания нот при помощи музыкальных картинок. За- нятия по фортепиано, кроме обучения специальности предполагают занятия по освоению музыкальной грамоты.
3. Основная часть. Изучение нот на клавиатуре

1.1 Отношение педагога и ученика: «Ты мне нравишься, я тебе дове-

ряю»
На уроке дети имеют дело с необычным материалом - с реальностью, ~ 3 ~
преображенной творческим видением художника. Поэтому педагог должен, прежде всего, подготовить маленького ученика к восприятию искусства и до- ступно объяснить язык образного условного выражения. А для этого он не должен быть скучным для ученика, он должен привлечь к себе симпатии. Пе- дагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность преподавателя. Дети и так неохотно занимаются, а когда они встречаются со скучным педагогом, то из этого ничего хорошего не может выйти. Важно создать непринужденную обстановку, чтобы ребенок полно- стью раскрылся. И в этом помогает игровое моделирование ситуации, которая в свою очередь решает одну из главнейших задач - свободу рук и естествен- ность движений для передачи музыкальных мыслей и чувств. Игровая ситуация – это не только реальный процесс переживаний чувств, это и лучший способ познания, осмысления. Не существует игры, которая ничему бы не учила и нет хороших эффектив- ных упражнений, в которых не содержится момент игры. Игра становится одним из важнейших методических принципов проведения урока. И здесь необходим педагогический артистизм, который наряду с дипломом и общим педагогическим стажем стоит на главном месте, потому что «зажечь», «зара- зить» ребенка желанием овладеть языком музыки---главнейшая из первона- чальных задач педагога. Многолетние наблюдения и анализ построения первых уроков обучения му- зыке обнаружили проблему: изучение нот у многих детей вызывают затруд- нения. Что кажется педагогу и музыканту элементарным и понятным, может стать огромным препятствием для ребёнка. А ведь нетвёрдо изученная тема тормозит темпы обучения ребёнка. Без знания этих основ ему будет сложно разобраться в последующих темах, и это может стать причиной потери ин- тереса к занятиям и, как результат, – нежелание обучаться игре на фортепиа- но. Заниматься музыкой, что овладеть двумя иностранным языком, да еще ка- ким---международным, ведь ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си перевода не требуют, они и в Африке и на Камчатке звучат и имеют одинаковое значение. И чтобы не отпугнуть воспитанника серьёзными заданиями, нужно подо- брать для него приятные и доступные ассоциации, близкие с его детским представлением о мире. А поможет в этом сказка, метафора, аллегория и фантазия. Именно сказка или её элементы могут снять психологические за- щитные механизмы ребёнка, устранить психологический барьер во взаимоот- ношениях. Поэтому обучение необходимо осуществлять в формах сюжетно- ролевой игры средствами сказки, в стратегии диалога между детьми и взрос- ~ 4 ~
лыми.
1.2.Подготовительный этап по изучению нот на клавиатуре
Игра на фортепиано включает решение одновременно несколько задач. Так как невозможно изучить отдельно взятую тему не изучив предыдущую, подготавливая решение одной задачи, надо обязательно продумывать, как она будет работать на решение последующих. Только в таком случае можно счи- тать, что время урока использовано полноценно. И что б войти в мир музыки и изучить ноты я начинаю первый урок с зна- комства с инструментом. Я убираю верхнюю стенку инструмента, одновре- менно проговаривая стихотворение: Мы сегодня увидали Городок внутри рояля. Целый город костяной — Молотки стоят горой. Блещут струны жаром солнца, Всюду мягкие суконца, Что ни улица — струна В этом городе видна. (О. Мандельштам «Миньон») ...и заглядываем внутрь, так как именно внутри инструмента спрятана его большая тайна – «волшебные» молоточки и струны. Больше всего детей увлекает процесс наблюдения за подскакиванием молоточков и подушечек в момент нажатия клавиш. И у детей начинаются бесконечные вопросы: «А почему струнки толстые и тонкие, длинные и короткие? Показываю ученику, как и благодаря чему, получается звук. Обращаю его внимание на устройство молоточков, они очень похожи на наши пальчики, когда наши пальчики опускаются на клавиши, шагают по ним, молоточки фортепиано “шагают” по стрункам. У фортепианных молоточков, как и у нас, есть мягкие подушечки, только сделаны они из войлока. Низкий или высокий звук зависит от толщины струн, по которым ударяют молоточки. «Мягкие суконца» (фильцевые подушечки), оказывается, нужны молоточкам, чтобы защищать струйки, чтобы им не было больно, когда молоточки соприкасают- ся с ними. Конечно, дети спрашивают, зачем нужны педали. Я рассказываю про «волшебную» педаль и о ее влиянии на звук , отвечаю на все вопросы и показываю им, как звучат толстые струны, тонкие струны, какой получается звук. Рассказ об инструменте должен быть интересным и кратким (чтобы не утомлять внимание ребенка). Продолжая знакомство с инструментом, мы знакомимся с клавиатурой. Основным принципом является лёгкость и доступность в её восприятии, по- нимании и запоминании. Знакомство происходит с радостью и улыбкой, в простой игровой форме. ~ 5 ~
Я показываю на клавиши и акцентирую внимание на том, что клавиши быва- ют
белые
и
чёрные
и что все они называются -
клавиатура
.Что чёрные кла- виши группируются по
2
вместе и по
3
вместе. Прошу ребёнка показать мне все группы из двух черных клавиш; затем – из трёх. Более младшим учени- кам можно предложить найти на черных клавишах «двух братиков» и «трех сестричек». После того, как ребёнок увидел и начал узнавать на клавиатуре группы чер- ных клавиш, мы знакомимся с этими группами тактильно: проводим рукой по клавиатуре, ощупываем эти группы, а затем, закрыв глаза, узнаем их. Эта простая игра очень нравится детям. Знакомство с чёрными клавишами позво- ляет сразу же ориентироваться в клавиатурных просторах и не заблудиться в них. Для первых шагов обучения игра на черных клавишах очень удобна, так как они выделяются цветом и упорядоченностью расположения. Поскольку чер- ная клавиша изолирована, ее легче "взять" одним пальцем при собранном по- ложении остальных. Кроме того, черная клавиша узкая, а это заставляет на- целиться и исключает игру прямым пальцем, что позволяет сохранить высо- кую позицию. Можно поиграть упражнение «Птичка» перелетает с ветки на ветку, а еще интересно сочинять на черных клавишах «китайские мелодии». Освоение клавиатуры с закрытыми глазами, на ощупь, создает мгновенную связь между слухом и пальцами. Это самое первое и оптимальное упражне- ние для выработки навыка чтения с листа. Так воспитывается «доверие» к пальцам, а глаза освобождаются для чтения нот. Неудивительно, что великий И. С. Бах на первых же уроках учил своих детей играть с закрытыми глазами.
1.3 Изучение нот на клавиатуре
Первоначальное знакомство с названиями клавиш мы начинаем не по звукоряду. Изучение клавиатуры в разном порядке более целесообразно, чем абстрактное “вызубривание” названия клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться “порядковым” методом. Ведь это ужасно, когда в поисках нужной клавиши, ребенок начинает каждый раз “от печки”, от клавиши “до”. Чтобы ребёнок не стал “заложником отсчёта”, гораздо эф- фективнее развивать у ребёнка гибкое мышление в запоминании клавиатуры, и я использую предложенные Шишкиной И. В. картинки -“маночки”. Ко- нечно, ребёнок обязательно должен знать и звукоряд, но эту работу можно проводить несколько позже, когда он уже прекрасно знает все клавиши и хо- рошо ориентируется на клавиатуре. Итак, начинаю я изучение клавиатуры по группам нот, запоминание, кото- рых проходит благодаря картинкам – образам, своеобразным “маночкам”. Каждый такой “маночек” дает возможность ребёнку включить в работу все виды мышления:  практически – действенное;  наглядно – образное;  совестно – логическое. Там, где две чёрные клавиши мы строим
домик
. Он опирается на клави- ши
до
и
ми
, поём для большего запоминания песенку “Домик” и учимся иг- ~ 6 ~
рать её в разных октавах. Дальше мы должны построить
забор
, ведь у нас дачный домик, а у каждого дачного домика должен быть забор. Забор строим там, где
три чёрные
клави- ши, ведь они очень похожи на забор. У забора четыре дощечки. У первых двух, что ближе к домику, мы поса- дим
фасоль
, т.к на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль. Вот мы посадили – фасоль и споём теперь про неё песенку. - А теперь ты “посади” фасоль, например, для мишки, или для киски, или для птички… Ребенок переносит «фа-соль» в разные регистры (при этом ис- полняет упражнение «радугу»). В нижнем регистре играет фа-соль левой рукой, в верхнем – правой. - А кого мы разместим у двух других дощечек забора, посмотри, ведь там ме- ~ 7 ~
сто ещё ни кем не занято? (Спрашивая, я достаю маленькую лягушку). - А туда мы посадим
лягушку.
У забора часто прыгают лягушки, ведь там до- вольно сыро, поэтому им там нравится. Смотри, как наш лягушонок удобно сидит на этих двух клавишах. Давай споём и сыграем про него песенку. - У кого в гостях сидит наш лягушонок? (играю песенку в верхнем регистре). - Наверное, у мышки… - А теперь ты приглашай лягушонка в гости ещё к кому-нибудь. Ребёнок исполняет её в разных октавах и, в соответствии с октавой, приду- мывает, у кого же гостит лягушонок. Ну а теперь посмотрим какая же клавиша осталась «неузнанной»? Ученик быстро находит ее. Это клавиша «живет в домике» и поэтому мы там заселим собачку. Пусть сидит в домике, охраняет его и рычит! А назовем его рекс, ведь это клавиша
Ре
Нота мчит на бал в карете, Плещет в море и в реке, Есть она и в винегрете, И в ремне, и в теремке. Озорной явился песик, Мы назвали его Рекс, С тех пор домик охраняют, Нота Ре и песик Ре. Все эти схемы рекомендовано сразу искать и строить в разных октавах, чтобы ребёнок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам, любую клавишу, быстро узнавал её по “маночкам”. В процессе занятия ребёнок приобретает необходимые знания: развивается его музыкальный слух, формируются пространственно – зрительные навыки. Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими образами и героями и поэтому является весьма эффективным. ~ 8 ~


В течение всего урока следует хвалить ребёнка за хорошую работу, стре- миться поощрять любую инициативу со стороны ученика в отношении освое- ния материала. В конце урока даётся положительная оценка, потому что дру- гой и быть не может. Все дети всегда прекрасно справляются со всеми задача- ми и заданиями данного урока.
1.4 Роль домашнего задания в освоение материала
В домашних заданиях ставится в основном задача
закрепить

ещё

раз
пройденный материал, причём весь дидактический материал можно и нужно давать ребёнку домой, что, весьма радует и стимулирует его к домаш- нему повторению материала. Ребёнку нравится работать-играть с визуально-дидактическим материалом. У ученика вырабатывается быстрое и глубокое запоминание названия всех клавиш. После того как ребенок выучит все ноты можно объяснить что такое звуко- ряд, а для закрепления выучить отрывок из песни «До-ре-ми» (из к/ф «Звуки музыки»), где вместе с песней ребенок с удовольствием подыгрывает началь- ные звуки. Из-за экономии времени песенные тексты, после предварительно- го прослушивания даются на дом. Ниже приведены несколько вариантов.
1. Песня про нот
I вариант "До"-воробышка гнездо. "Ре"-деревья во дворе. "Ми"-котенка покорми. "Фа"-в лесу кричит сова. "Соль"-играет детвора. "Ля"-запела вся земля. "Си" - поем мы для того, Чтобы вновь вернуться к "ДО" II вариант до - нам дорог первый шаг ре - решительней вперед ми - ни "мяу", и ни "му" фа - фантазия зовет соль - соль в песенке моей ля - ля-ля-ля-ля-ля-ля си - быстрее, веСилей... и опять вернулись в ДО... III вариант до - дорожка во дворе ре - речушка вдалеке ми - мишутка на ковре фа - фонарик на крыльце соль - так это просто соль ля - мы весело поем си - сиреневый букет ~ 9 ~
и опять вернулись в дом. IV вариант до-наш дом наш милый дом Ре-ребячья болтовня Ми-микстура перед сном Фа-фантазия моя Соль-солонки на столе Ля-лягушки под кустом Си-сигнал на корабле Что плывет обратно в До. V вариант До--и дом и дили-дон. Ре--из крема и пюре. Ми--возьми и отними. Фа--и фантик и скафандр. Соль--посолим мы фасоль. Ля--полянка и земля. Си--спроси-переспроси Вот и к До вернулся ты. Чтобы запомнить звукоряд, полезно его проговаривать от всех белых кла- виш. В диалоговой форме можно прочитать следующие стихи (дома педагога заменяет родитель)
2. Стихи про звукоряд
До, ре, ми, фа, соль, ля, си – (ученик) Кошка ехала в такси (педагог). Ре, ми, фа, соль, ля, си, до – А собака на метро. Ми, фа, соль, ля, си, до, ре – Кто-то ходит во дворе. Фа, соль, ля, си, до, ре, ми – Это лошади мои. Соль, ля, си, до, ре, ми, фа – Их кормить уже пока. Ля, си, до, ре, ми, фа, соль – Съели всю уже фасоль. Си, до, ре, ми, фа, соль, ля – Не идёт уже мысля. До, ре, ми, фа, соль, ля, си – Вот и все мои стихи. Очень полезно называть ноты через одну клавишу, затем через два. Проверка знаний происходит ввиде

музыкальных загадок. Она больше похо- жа на развлечение и с удовольствием принимается родителями.
3. Музыкальные загадки
Нота говорит : «Мерси», Ездит только на такси, Обожает мокасины, Силачей и апельсины. ~ 10 ~
Эта нота, там где дождик, сладости и подорожник, С ней и радость, и задор, С ней добрее командор. Знает нота, что она Населяет мир одна. Эта нота в каждом доме, В каждой будочке живет. То лежит она в ладони, То на лодочке плывет. Нота водится в камине, Ест миндаль и ходит в мини, Может мину заложить И в милиции служить. Облачившись в сарафаны И фату из целлофана, Нота-фараон опять Всаркофаг ложится спать. Эта нота есть в гуляке, И в каляке, и в маляке, В землянике на полянке А еще в стеклянной банке.
4. Доскажи словечко
Села утка на гнездо Это будет нота ... Спит собачка во дворе Это будет нота ... Кошку с дерева сними Это будет нота ... По степи бежит дрофа Это будет нота ... А в шкафу летает моль Это будет нота ... В небе вижу журавля Это будет нота ... В море блещут караси Это будет нота ... Ми и до собрали вместе В огороде ....(помидоры) Обычно у некоторых детей пробуждается фантазия--можно предложить со- чинить песенку на заданный стишок.
5. Игры-загадки.
-Педагог “берёт” любую клавишу, а ребёнок называет её, пользуясь приоб- ретёнными знаниями. -Педагог называет любую нотку и регистр, а ребёнок должен найти клавишу, соответствующую данной ноте, в заданном регистре. Педагог и ребёнок могут меняться ролями. Форма игры могут варьироваться. ~ 11 ~

6. «Сказка о семи матрешках»--
найти и подчеркнуть в рассказе ноты. Придумать самим предложение, а то и маленький рассказ применяя слова, которые содержат ноты. Например: Вот ДОмик нотки ДО, РЕчка бежит Мимо, ФА-СОЛЬ растёт, поЛЯ на цветёт, краСИ во! Использование подобных игр, загадок и ребусов приведет к значительному оживлению и увлеченности учеников, повышению их интереса к музыкаль- ным занятиям, пробуждению их внутренней активности, продуцированию ка- чественно новых идей и образцов, к умению заниматься самоанализом, повы- шать свой внутренний мир, свое «Я», пониманию их значимости в развитии человека, развитию творческого начала, интереса к предложенной теме заня- тия.
4.Заключение
Я хотела написать работу просто и доходчиво, именно так как сама хоте- ла найти материал в одном «собрании». После долгого поиска на просторах интернета, собрала на мой взгляд интересные выдержки, добавила кое-что свое (музыкальные попевки, иллюстрации) и получилось то, что получилось.

Тайна педагогического мастерства заключается в том, чтобы каждый смог развить свою индивидуальность, поднятую до уровня творчества. У каждого свой «потолок» и не важно выйдет из этого ребенка музыкант или нет, важно попробовать---сыграть, спеть, станцевать, не стоять в углу и завидовать дру- гим, потому что все в мире взаимосвязано и однажды этот «тихий», замкну- тый ребенок повзрослев может натворить такие дела... Не надо требовать с педагогов воспитывать «классных» исполнителей. Дет- сво это такая страна, где каждый может, хочет и должен играть, петь, танце- вать. Выйти на сцену это отдельная «наука», стресс и адреналин. Кто-то го- тов, а кому-то достаточно в классе «излить душу» через музыку. Ноты давно придуманы, и ничего гениальнее, чем пять линеек и черно-белая клавиатура еще не придумано. Велосипед изобретать я не собираюсь, все дав- но сказано и пересказано. Важно подобрать тон урока, слова к новому мате- риалу, объяснить просто и легко-- так, как хотелось бы что б тебе объяснили. Не надо придумывать “заумных” слов, их и так хватает в музыке. Педагог обречен на неудачу, если он не испытывает глубокой симпатии и ин- тереса к ребенку. Принцип психологической совместимости--один из важ- нейших в обучении. В любом случае надо искать максимальный контакт с учеником и взаимность. И лишь когда ученик «заряжается» настоящей и без- граничной любовью к педагогу, можно надеяться на успех в творчестве. ~ 12 ~

5. Список литературы
1. Артоболевская А. Д. «Первая встреча с музыкой» 2. Баренбойм Л., Перунова Н. «Путь к музыке» 3. Юдовина-Гальперина Т. «За роялем без слез, или я - детский педагог» 4. Шишкина И. В. Первое знакомство с фортепиано 5. Грач Б. Я. Основные методические положения начального обучения игре на фортепиано. ~ 13 ~


В раздел образования