Формы совместной деятельности школы и семьи по эстетическому воспитанию младших школьников
Автор: Кулева Ольга Григорьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Мбоусош№9 Населённый пункт: город Абакан Наименование материала: статья Тема: Формы совместной деятельности школы и семьи по эстетическому воспитанию младших школьников Раздел: начальное образование
Формы совместной деятельности школы и семьи по эстетическому
воспитанию младших школьников
Как уже говорилось, эстетическое воспитание начинается с момента
рождения. В данном параграфе мы раскроем те факторы, которые оказывают
на воспитательный процесс огромное влияние.
Все
окружение,
начиная
с
убранства
помещения
и
заканчивая
формами
личных
отношений
и
условиями
труда,
имеет
воспитательное
значение.
Оказывает
психическое
воздействие,
способно
либо
усилить
воспитательный эффект, либо свести его к минимуму.
Помимо
всего
перечисленного,
целенаправленно
эстетическое
воспитание
осуществляется
только
в
школе,
источник
эстетического
воспитания ─ внеклассная работа и внешкольная работа. Эти направления
осуществляют
творческое
развитие
личности,
реализует
потребности
общения.
Многие педагоги, писатели и деятели культуры выделяют этот возраст
как самый сензитивный для становления и развития личности, исходя из
психологических особенностей детей. Первые школьные годы подходящий
период для заложения основ эстетической культуры детей, отсюда следует,
что педагоги и родители не должны упускать этот благоприятный период.
В
настоящее
время
существует
множество
учебных
программ
эстетической направленности. Школьная программа увеличивает количество
часов,
отводимых
на
изучение
предметов
гуманитарного
профиля,
появляются
школы
и
классы
с
эстетическим
уклоном,
организуются
всевозможные
кружки,
студии,
творческие
коллективы.
Одну
из
важных
ролей в эстетическом воспитании играет семья. Состояние эстетического
вкуса, склонностей изменяется под влиянием семьи, развивается интерес к
различным
видам
искусства.
Эстетика
быта,
круг
духовных
ценностей,
потребностей, вкусы родителей — вот среда, где формируется нравственно-
эстетический идеал, где могут быть созданы все необходимые условия для
раскрытия и развития творческих способностей детей.
Успех ребенка в эстетическом воспитании зависит не от возможности
семьи,
количества
литературы
или
музыкальных
инструментов,
а
от
заинтересованности родителей, от атмосферы, царящей в семье.
Эффективность
эстетико-воспитательной
работы
с
младшими
школьниками зависит во многом от единства действий педагогов и родителей.
Это
позволяет
умножить
усилия
тех
и
других
для
создания
условий,
способствующих эстетическому развитию ребенка. Каждый из нас по-своему
участвует в этом процессе, у каждого есть свои преимущества в способах
эстетического воздействия на ребенка.
Античные
философы
утверждали,
что
человек
рождается
дважды
первый раз ─ физически, второй раз ─ духовно. Второе рождение человека
процесс очень сложный, мучительный и длительный. Высокая духовность и
культура ─ суждения очень близкие, не существующие друг без друга.
Воспитание же их связано с той базовой культурой личности, которая
закладывается в школе и семье.
С тех пор как существует семья, главной заботой человека является
воспитание детей. Семья меняется вместе с развитием общества.
История семьи доказала: чем совершение общество, тем более высокой
культуры
оно
требует.
Чем
выше
уровень
образования,
общая
культура
родителей, тем больше у них возможности правильно воспитывать своих
детей.
Большая часть родителей имеет достаточный уровень общей культуры,
чтобы помогать учителю в руководстве эстетическим развитием младших
школьников. И все же далеко не всегда они уделяют этой работе должное
внимание. Не все из родителей проводят досуг вместе с детьми, устраивают
семейные праздники, приобщают детей к искусству.
Часто родители равнодушны к эстетической стороне воспитания, это
часто зависит от позиции самого педагога. Беседы учителя с родителями
часто затрагивают успехи и трудности в обучении, режим дня, контроль
выполнения
домашних
заданий,
поручениях
в
классном
самоуправлении,
трудовой деятельности школьника.
Посещение семьи учителем осуществляется с целью ознакомления с ее
традициями
и
бытом,
наблюдения
за
отношениями
между
взрослыми
членами семьи, выяснения интереса и склонностей ребенка, его увлечений.
Наличие собственной комнаты, места для выполнения домашнего задания,
библиотеки для духовного развития ребенка. Беседа с родителями помогают
прочувствовать общий культурный уровень семьи, условиях существования,
занятости родителей.
Чтобы сделать родителей союзниками, необходимо организовать их
эстетическое
просвещение.
На
родительских
собраниях
целесообразно
систематически проводить с родителями беседы на эстетико-педагогические
темы,
например:
«
Формирование
и
развитие
способностей
младших
школьников », « Руководство детским чтением », « В семье талантливый
ребенок », « Воспитание бережного отношения к природе у детей
« Коллекция и дети», « Музыкальное воспитание в семье », « Эстетика
поведения и быта школьников », « Организация семейных праздников »,
« Эстетика семейных отношений », « Роль кино и телевидения в воспитании
младших школьников ». Родительские собрания можно посвятить проблемам
эстетического воспитания ребенка в семье. Родители имеют возможность
поделиться
опытом
воспитания,
учитель
сообщает
об
успехах
детей
по
предметам
эстетического
цикла.
Уместно,
показывать
отрывки
уроков,
записанные на камеру с целью знакомства с методами и приемами работы
учителя. Учитель совместно с детьми организует выставки детских поделок,
рисунков. Родителям предлагается литература об эстетическом воспитании
детей в семье.
Часто классные руководители приглашают на родительские собрания
преподавателей изобразительного искусства, музыки, деятелей культуры и
искусства.
Учитель
-
библиотекарь
или
руководители
кружков
имеют
возможность
приобщить
детей
к
иным
видам
искусства
в
домашних
условиях.
Так,
учитель
изобразительного
искусства
даст
советы
о
том,
как
организовать дома детскую изобразительную деятельность, не требующую
обилия материалов. Учитель музыки расскажет на собрании, как в домашних
условиях проводить « Музыкальную гостиную », в которой будут выступать с
музыкальными номерами и дети, и их родители.
Важным стимулом в эстетическом творчестве младших школьников
является активное участие родителей в праздниках, конкурсах, концертах.
Одни родители выступают в качестве актеров, другие являются членами
жюри, помогают в изготовлении костюмов, в оформлении класса. Очень
важно со всеми родителями и детьми сообща обсудить эскизы оформления
будущей классной комнаты. Они же украшают класс: приносят комнатные
цветы, шьют красивые занавески, помогают в оформлении стендов. Для
уроков рисования, труда изготовляют специальные папки, шьют фартучки,
косынки для девочек, клеенки и салфетки на столы. Замечательной формой
совместной
работы
класса
и
родителей
является
выставка
“Мир
наших
увлечений”,
на
которую
дети,
мамы
и
папы,
бабушки
и
дедушки
представляют свои коллекции марок, значков, монет, открыток, фотографий,
продукцию самодеятельного художественного творчества: чеканку, вышивку,
вязание, макраме, керамику и т.п. С помощью родителей собирается классная
библиотечка по внеклассному чтению, видеотека, организуются выезды в лес,
экскурсии в музеи, коллективные выходы в кино, театр и т.д.
Можно
предложить
родителям
проводить
классные
кружки
или
театрализованные
представления
вместе
с
детьми,
организовать
студию
художественного мастерства или театр кукол. Совместная работа школы и
родителей
несут
за
собой
положительное
влияние
на
эстетическое
воспитание младших школьников и отношение родителей к школе.
Здесь
всем
найдется
дело
по
душе
-
от
актерской
игры
до
технического
исполнителя. Можно привлечь руководителей других кружков.
Контакт со взрослыми людьми, учителями и родителями многому учит
детей.
Это
еще
раз
напоминает
нам
о
том,
что
ребенку
свойственно
подражание.
Он
копирует
речь,
манеры
поведения,
вкусы,
привычки
взрослых. Если и в классе, и дома ученик будет находиться в атмосфере
красоты, добропорядочности, творческой увлеченности, у него сформируется
потребность
действовать
“по
законам
красоты”,
вносить
красоту
в
повседневную жизнь.
Вся полученная теоретическая информация позволяет сделать вывод о
том,
что
правильно
организованная
работа
с
семьей
ребенка
дает
возможность
полноценно
раскрыть
эстетические
способности
младших
школьников.
При
этом
педагогу
и
родителям
следует
понимать,
что
воспитание и развитие ребенка происходит в быстром темпе и важно не
упустить
подходящий
момент
для
эффективного
воспитания.
Совместная
работа педагога и родителей будет эффективной,
если она будет носить
партнерский характер.
Также
в
качестве
одного
из
выводов
теоретической
части
работы
можно считать положение о том, что эстетическое воспитание младших
школьников ─ одна из важнейших задач современной начальной школы.
В
ее
решении
актуализируется
значимость
совместной
работы
школы
и
семьи.