Напоминание

Формы совместной деятельности школы и семьи по эстетическому воспитанию младших школьников


Автор: Кулева Ольга Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Мбоусош№9
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Формы совместной деятельности школы и семьи по эстетическому воспитанию младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад





Формы совместной деятельности школы и семьи по эстетическому

воспитанию младших школьников
Как уже говорилось, эстетическое воспитание начинается с момента рождения. В данном параграфе мы раскроем те факторы, которые оказывают на воспитательный процесс огромное влияние. Все окружение, начиная с убранства помещения и заканчивая формами личных отношений и условиями труда, имеет воспитательное значение. Оказывает психическое воздействие, способно либо усилить воспитательный эффект, либо свести его к минимуму. Помимо всего перечисленного, целенаправленно эстетическое воспитание осуществляется только в школе, источник эстетического воспитания ─ внеклассная работа и внешкольная работа. Эти направления осуществляют творческое развитие личности, реализует потребности общения. Многие педагоги, писатели и деятели культуры выделяют этот возраст как самый сензитивный для становления и развития личности, исходя из психологических особенностей детей. Первые школьные годы подходящий период для заложения основ эстетической культуры детей, отсюда следует, что педагоги и родители не должны упускать этот благоприятный период. В настоящее время существует множество учебных программ эстетической направленности. Школьная программа увеличивает количество часов, отводимых на изучение предметов гуманитарного профиля, появляются школы и классы с эстетическим уклоном, организуются всевозможные кружки, студии, творческие коллективы. Одну из важных ролей в эстетическом воспитании играет семья. Состояние эстетического вкуса, склонностей изменяется под влиянием семьи, развивается интерес к различным видам искусства. Эстетика быта, круг духовных ценностей, потребностей, вкусы родителей — вот среда, где формируется нравственно- эстетический идеал, где могут быть созданы все необходимые условия для
раскрытия и развития творческих способностей детей. Успех ребенка в эстетическом воспитании зависит не от возможности семьи, количества литературы или музыкальных инструментов, а от заинтересованности родителей, от атмосферы, царящей в семье. Эффективность эстетико-воспитательной работы с младшими школьниками зависит во многом от единства действий педагогов и родителей. Это позволяет умножить усилия тех и других для создания условий, способствующих эстетическому развитию ребенка. Каждый из нас по-своему участвует в этом процессе, у каждого есть свои преимущества в способах эстетического воздействия на ребенка. Античные философы утверждали, что человек рождается дважды первый раз ─ физически, второй раз ─ духовно. Второе рождение человека процесс очень сложный, мучительный и длительный. Высокая духовность и культура ─ суждения очень близкие, не существующие друг без друга. Воспитание же их связано с той базовой культурой личности, которая закладывается в школе и семье. С тех пор как существует семья, главной заботой человека является воспитание детей. Семья меняется вместе с развитием общества. История семьи доказала: чем совершение общество, тем более высокой культуры оно требует. Чем выше уровень образования, общая культура родителей, тем больше у них возможности правильно воспитывать своих детей. Большая часть родителей имеет достаточный уровень общей культуры, чтобы помогать учителю в руководстве эстетическим развитием младших школьников. И все же далеко не всегда они уделяют этой работе должное внимание. Не все из родителей проводят досуг вместе с детьми, устраивают семейные праздники, приобщают детей к искусству. Часто родители равнодушны к эстетической стороне воспитания, это часто зависит от позиции самого педагога. Беседы учителя с родителями часто затрагивают успехи и трудности в обучении, режим дня, контроль
выполнения домашних заданий, поручениях в классном самоуправлении, трудовой деятельности школьника. Посещение семьи учителем осуществляется с целью ознакомления с ее традициями и бытом, наблюдения за отношениями между взрослыми членами семьи, выяснения интереса и склонностей ребенка, его увлечений. Наличие собственной комнаты, места для выполнения домашнего задания, библиотеки для духовного развития ребенка. Беседа с родителями помогают прочувствовать общий культурный уровень семьи, условиях существования, занятости родителей. Чтобы сделать родителей союзниками, необходимо организовать их эстетическое просвещение. На родительских собраниях целесообразно систематически проводить с родителями беседы на эстетико-педагогические темы, например: « Формирование и развитие способностей младших школьников », « Руководство детским чтением », « В семье талантливый ребенок », « Воспитание бережного отношения к природе у детей « Коллекция и дети», « Музыкальное воспитание в семье », « Эстетика поведения и быта школьников », « Организация семейных праздников », « Эстетика семейных отношений », « Роль кино и телевидения в воспитании младших школьников ». Родительские собрания можно посвятить проблемам эстетического воспитания ребенка в семье. Родители имеют возможность поделиться опытом воспитания, учитель сообщает об успехах детей по предметам эстетического цикла. Уместно, показывать отрывки уроков, записанные на камеру с целью знакомства с методами и приемами работы учителя. Учитель совместно с детьми организует выставки детских поделок, рисунков. Родителям предлагается литература об эстетическом воспитании детей в семье. Часто классные руководители приглашают на родительские собрания преподавателей изобразительного искусства, музыки, деятелей культуры и искусства. Учитель - библиотекарь или руководители кружков имеют возможность приобщить детей к иным видам искусства в домашних
условиях. Так, учитель изобразительного искусства даст советы о том, как организовать дома детскую изобразительную деятельность, не требующую обилия материалов. Учитель музыки расскажет на собрании, как в домашних условиях проводить « Музыкальную гостиную », в которой будут выступать с музыкальными номерами и дети, и их родители. Важным стимулом в эстетическом творчестве младших школьников является активное участие родителей в праздниках, конкурсах, концертах. Одни родители выступают в качестве актеров, другие являются членами жюри, помогают в изготовлении костюмов, в оформлении класса. Очень важно со всеми родителями и детьми сообща обсудить эскизы оформления будущей классной комнаты. Они же украшают класс: приносят комнатные цветы, шьют красивые занавески, помогают в оформлении стендов. Для уроков рисования, труда изготовляют специальные папки, шьют фартучки, косынки для девочек, клеенки и салфетки на столы. Замечательной формой совместной работы класса и родителей является выставка “Мир наших увлечений”, на которую дети, мамы и папы, бабушки и дедушки представляют свои коллекции марок, значков, монет, открыток, фотографий, продукцию самодеятельного художественного творчества: чеканку, вышивку, вязание, макраме, керамику и т.п. С помощью родителей собирается классная библиотечка по внеклассному чтению, видеотека, организуются выезды в лес, экскурсии в музеи, коллективные выходы в кино, театр и т.д. Можно предложить родителям проводить классные кружки или театрализованные представления вместе с детьми, организовать студию художественного мастерства или театр кукол. Совместная работа школы и родителей несут за собой положительное влияние на эстетическое воспитание младших школьников и отношение родителей к школе. Здесь всем найдется дело по душе - от актерской игры до технического исполнителя. Можно привлечь руководителей других кружков. Контакт со взрослыми людьми, учителями и родителями многому учит
детей. Это еще раз напоминает нам о том, что ребенку свойственно подражание. Он копирует речь, манеры поведения, вкусы, привычки взрослых. Если и в классе, и дома ученик будет находиться в атмосфере красоты, добропорядочности, творческой увлеченности, у него сформируется потребность действовать “по законам красоты”, вносить красоту в повседневную жизнь. Вся полученная теоретическая информация позволяет сделать вывод о том, что правильно организованная работа с семьей ребенка дает возможность полноценно раскрыть эстетические способности младших школьников. При этом педагогу и родителям следует понимать, что воспитание и развитие ребенка происходит в быстром темпе и важно не упустить подходящий момент для эффективного воспитания. Совместная работа педагога и родителей будет эффективной, если она будет носить партнерский характер. Также в качестве одного из выводов теоретической части работы можно считать положение о том, что эстетическое воспитание младших школьников ─ одна из важнейших задач современной начальной школы. В ее решении актуализируется значимость совместной работы школы и семьи.


В раздел образования