Напоминание

Развитие творческой активности младших школьников


Автор: Рыбакова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ ЯНАО "Окружная санаторно - лесная школа"
Населённый пункт: г.Салехард
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческой активности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад





5. Обогащение опыта детей непосредственными наблюдениями за природой: подбор слов, фраз, образов. 1. Целенаправленная работа над загадками, которые являются метафорами или построены на основе сравнения. 2. Знакомство с построением стиха. На этом этапе так же стоит задача научить чувствовать ритм, рифму стихов, передавать в стихах свое настроение, свои представления об окружающем мире. Сначала можно сочинять
чистоговорки
, проговаривать их, изменять, дополнять до стихотворения. Чу-чу-чу- на Луну я полечу. Га-га-га- съем кусочек пирога. Когда дети начинают чувствовать ритм стиха, затем учатся подбирать рифму к словам. Можно провести следующие игры:
Игра «Кто больше подберет рифм»
косы-росы-покосы снежок-лужок-прыжок- рожок синичка- водичка-птичка-певичка Когда дети научатся рифмовать, можно с помощью рифмы научить своих учеников правописанию трудных слов. Для облегчения их можно срифмовать, расположить ритмически, например:
Тема «Двойные согласные»
Элла, Нонна, ванна, класс, Ссора, теннис и рассказ, Пассажир, шоссе, программа, Группа, касса, телеграмма. Даю детям следующие слова: Эмма, телеграмма, Инна, класс, касса, русский, группа, пассажир, колонна, шоссе. Нужно расставить эти слова, чтобы была рифма и чувствовался ритм -как в стихотворении.
Тема «Безударная гласная О»
Восток, горит, пожар, костер, Вокзал, комар, портрет, шофер, Шоссе, ворона, хорошо, Горох, мотор и молоко. Расставить слова, чтобы была рифма: котлета, копейка, шофер, колесо, вокзал, солома, морковь, огород, корова, колобок, горох, корыто, корзина. Необходимо формировать у детей умения передавать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях, видеть окружающий мир в разных красках. Я это делаю, предлагая учащимся сочинения о временах года. Представляю вашему вниманию несколько тем
сочинений:
Весенние ручейки. В замке Снежной королевы. Сон деревьев. О чем плачет сосулька? Золотой ковер осени. Что такое снег? Проказы старухи зимы.
Можно предложить ребятам
необычные
темы сочинений. Например
, сочинения по

названию предмета: почему его так
назвали? Сочинение может быть рассказом, или описанием, или сказкой.
Незабудка. Не забудь меня!

Астра. По латыни –звезда.

Рябина: листья у нее рябые.

Нарцисс- есть легенда о юноше, который был красив и настолько любовался собой,

что превратился в цветок.
Следует отметить, что ребята с удовольствием вовлекаются в процесс творчества по
замене слов, более точными и красивыми. Вот как происходит замена слов.
Я ШЕЛ ПО ЛЕСНОЙ ДОРОЖКЕ. ПОД НОГАМИ ТИХО ТРЕЩАЛИ ОПАВШИЕ ЛИСТЬЯ,
Размышляем:
Опавшие листья трещали…Трещат не листья, а сухие ветки. Надо заменить: шуршали опавшие листья. Приведу следующий вид творческой работы, которую провожу на уроках русского языка.
Это игры с перестановками букв
. Например: С буквой К иду на покос, А без К тебя ужалю в нос. КОСА-ОСА
Игра «Замени букву»
С К- в полях меня найдете, С Г- частушку запоете, С В-мне нужен гребешок. КОЛОС-ГОЛОС-ВОЛОС
Игра «Переставь буквы»
Воздух в шину я вдуваю, Помогаю колесу, Если слоги мы смешаем, Буду деревом в лесу. (Насос-сосна)
Игра «Раздели слова»
Нужно разделить слово, чтобы из каждого получилось по два: горизонт, полоса, столица, часто
Игра «Отними букву-получи новое слово»
устроить-с= утроить гордиться-р= годиться Приведу пример еще одного вида творческих работ. Можно составить словарь-шутку
«Голоса неживых предметов
» Каждый составляет словарь сам, потому что только он один может услышать голоса вещей по-своему. Например, Как скрипит старая дверь? Как тикают у вас часы? Как звенит звонок у вас в квартире? Как свистит чайник? Как трещит сук, на котором я сижу? Время не позволяет привести примеры всех
творческих работ,
используемых на уроках русского языка, поэтому в заключении хочется сказать, что детское
творчество
неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Но следует помнить: оно нуждается в помощи чуткого, доброжелательного, тактичного,
понимающего учителя
. Главное в детском творчестве
- это огромная радость, которую оно несет и учителю, и ученику.


В раздел образования