Автор: Рыбакова Ирина Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГКОУ ЯНАО "Окружная санаторно - лесная школа" Населённый пункт: г.Салехард Наименование материала: статья Тема: Развитие творческой активности младших школьников Раздел: начальное образование
5. Обогащение опыта детей непосредственными наблюдениями за природой: подбор
слов, фраз, образов.
1.
Целенаправленная работа над загадками, которые являются метафорами или
построены на основе сравнения.
2.
Знакомство с построением стиха. На этом этапе так же стоит задача научить
чувствовать ритм, рифму стихов, передавать в стихах свое настроение, свои
представления об окружающем мире.
Сначала можно сочинять чистоговорки , проговаривать их, изменять, дополнять до
стихотворения.
Чу-чу-чу- на Луну я полечу.
Га-га-га- съем кусочек пирога.
Когда дети начинают чувствовать ритм стиха, затем учатся подбирать рифму к словам.
Можно провести следующие игры:
Игра «Кто больше подберет рифм»
косы-росы-покосы
снежок-лужок-прыжок- рожок
синичка- водичка-птичка-певичка
Когда дети научатся рифмовать, можно с помощью рифмы научить своих учеников
правописанию трудных слов. Для облегчения их можно срифмовать, расположить
ритмически, например:
Тема «Двойные согласные»
Элла, Нонна, ванна, класс,
Ссора, теннис и рассказ,
Пассажир, шоссе, программа,
Группа, касса, телеграмма.
Даю детям следующие слова: Эмма, телеграмма, Инна, класс, касса, русский, группа,
пассажир, колонна, шоссе. Нужно расставить эти слова, чтобы была рифма и чувствовался
ритм -как в стихотворении.
Тема «Безударная гласная О»
Восток, горит, пожар, костер,
Вокзал, комар, портрет, шофер,
Шоссе, ворона, хорошо,
Горох, мотор и молоко.
Расставить слова, чтобы была рифма: котлета, копейка, шофер, колесо, вокзал, солома,
морковь, огород, корова, колобок, горох, корыто, корзина.
Необходимо формировать у детей умения передавать эмоциональное состояние человека в
разных ситуациях, видеть окружающий мир в разных красках. Я это делаю, предлагая
учащимся сочинения о временах года. Представляю вашему вниманию несколько тем
сочинений:
Весенние ручейки. В замке Снежной королевы. Сон деревьев. О чем плачет сосулька?
Золотой ковер осени. Что такое снег? Проказы старухи зимы.
Можно предложить ребятам необычные темы сочинений. Например , сочинения по
названию предмета: почему его так назвали?
Сочинение может быть рассказом, или описанием, или сказкой.
Незабудка. Не забудь меня!
Астра. По латыни –звезда.
Рябина: листья у нее рябые.
Нарцисс- есть легенда о юноше, который был красив и настолько любовался собой,
что превратился в цветок.
Следует отметить, что ребята с удовольствием вовлекаются в процесс творчества по
замене слов, более точными и красивыми. Вот как происходит замена слов.
Я ШЕЛ ПО ЛЕСНОЙ ДОРОЖКЕ. ПОД НОГАМИ ТИХО ТРЕЩАЛИ ОПАВШИЕ ЛИСТЬЯ,
Размышляем: Опавшие листья трещали…Трещат не листья, а сухие ветки. Надо
заменить: шуршали опавшие листья.
Приведу следующий вид творческой работы, которую провожу на уроках русского языка.
Это игры с перестановками букв . Например:
С буквой К иду на покос,
А без К тебя ужалю в нос. КОСА-ОСА
Игра «Замени букву»
С К- в полях меня найдете, С Г- частушку запоете,
С В-мне нужен гребешок. КОЛОС-ГОЛОС-ВОЛОС
Игра «Переставь буквы»
Воздух в шину я вдуваю,
Помогаю колесу,
Если слоги мы смешаем,
Буду деревом в лесу. (Насос-сосна)
Игра «Раздели слова»
Нужно разделить слово, чтобы из каждого получилось по два:
горизонт, полоса, столица, часто
Игра «Отними букву-получи новое слово»
устроить-с= утроить
гордиться-р= годиться
Приведу пример еще одного вида творческих работ. Можно составить словарь-шутку
«Голоса неживых предметов »
Каждый составляет словарь сам, потому что только он один может услышать голоса вещей
по-своему. Например, Как скрипит старая дверь?
Как тикают у вас часы?
Как звенит звонок у вас в квартире?
Как свистит чайник?
Как трещит сук, на котором я сижу?
Время не позволяет привести примеры всех творческих работ, используемых на уроках
русского языка, поэтому в заключении хочется сказать, что детское творчество
неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте
и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Но
следует помнить: оно нуждается в помощи чуткого, доброжелательного, тактичного,
понимающего учителя . Главное в детском творчестве - это огромная радость, которую
оно несет и учителю, и ученику.