Напоминание

Урок на тему "Что такое семья"


Автор: Заика Антонина Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Матрёногезовская средняя общеобразовательная школа Алексеевского района Белгородской области
Населённый пункт: село Матёно-Гезово
Наименование материала: разработка урока по окружающему миру
Тема: Урок на тему "Что такое семья"
Раздел: начальное образование





Назад




Окружающий мир 2 класс Дата____________
Урок 16

Тема: Что такое семья

Цели:
обеспечение понимания понятия «семья»
Задачи:

Обучающие
: создать условия для усвоения понятий “поколение”, “домочадцы”, “старшее поколение”, “младшее поколение”; уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;
Развивающие:
создать условия для обогащения лексического запаса слов; способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления; путём постановки и решения учебной задачи продолжать учить учащихся самостоятельности в суждениях, в целом в речевой деятельности;
Воспитывающие:
воспитывать любовь и уважения к близким людям, стремление помогать им. 
обеспечить формирование УУД:
1. Регулятивных – учить оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы; подводить итоги своей учебной деятельности. 2.Познавательных – развивать способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации, рассматривать иллюстрации и слушать учителя, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, понимать информацию, представленную в изобразительной форме. 3. Коммуникативных – учить вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. 4. Личностных – способствовать осознанию учащимися границ собственных знаний и умений, воспитывать любовь к музыке, окружающему миру, чувство прекрасного, бережное отношение учащихся к своему здоровью,
Оборудование:
учебник «Окружающий мир» 2 класс 1 часть Н.Ф.Виноградовой, тетрадь «Окружающий мир», проектор, компьютер, презентация,
Наглядный материал:
 На доске – картина с изображением семьи и слово “Семья”, три круга разного размера (красный, зеленый и желтый), наложенные друг на друга (маленький сверху).  Карточки с названием членов семьи.
Ход урока

I.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Сегодня мы начинаем знакомство с новым блоком
(на доске
“КТО ЖИВЁТ РЯДОМ С ТОБОЙ”). - Что бы вы хотели узнать нового в этом блоке?
-
А зачем нам это знать?
II. Актуализация и пробное учебное действие.
Разгадайте ребус 7я Что такое семья? Кого мы называем своей семьёй?
III. Выявление места и причины затруднения.
В чём испытали затруднения?

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? - Почему вы так решили? – Какие задания вы хотели бы выполнять на нашем уроке сегодня? - Какие задания вы могли бы предложить своим товарищам на урок, чтобы всем было интересно и, чтобы вы могли все научиться чему-то новому?
V. Реализация построенного проекта.
-Ребята, у всех у вас есть семья, в которой вы живёте. Неважно, большая она или маленькая, но она есть! Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Семья – людей святой оплот Надежду жить она даёт. Даёт простор, даёт тепло Проблемам и беде назло. Семья даёт поддержку нам. С ней всё по силам, по зубам. Всё по плечу и по судьбе, Семья – святой поклон тебе. Пусть будут мама и отец, Тепло родных вокруг сердец. Дед, прадед, бабушка и брат Сестра. Я буду очень рад.
Задание 1.Подберите слова, которые характеризуют семью.
(Дружная, большая, трудолюбивая, любящая, заботливая, и др.) Семья – часть общества. Характеристика семьи как коллектива: совместное пребывание, ведение общего хозяйства, проведение досуга, добрые взаимоотношения.
-
А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями? - До сих пор так никто и не знает, как, и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на “семья” в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже тогда матери заботились о своём потомстве. “Семья согревалась теплом костра, огонь в котором поддерживался благодаря общим усилиям, и с помощью простейшего оружия защищалось от нападения диких зверей. В судьбе человека семейный образ жизни играет куда более важную роль, чем у других живых существ. - Как вы думаете. Почему? Потому что на свете не найдёшь более беспомощного существа чем человеческий младенец. Потомство большинства других развитых живых существ, сразу после рождения может не только передвигаться, но добывать себе пропитание. А детёныша человека родители должны не только кормить, но и защищать. Получается, что семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге
Учебный диалог: «Семья-коллектив близких людей».

Работа по учебнику: с 72 – Чтение и обсуждение текста.
А что объединяет членов семьи? Работа с рисунком

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

2) Работа над усвоением понятий.
Прочитайте, пожалуйста, это слово. Дети хором читают слово “Семья”. В этом слове есть небольшой секрет. Убирается часть слова “Я”.
.
Правильно, семь. Раньше семьи всегда были большими. И сейчас есть семьи большие, есть и маленькие. А у вас семья большая? Дети считают и отвечают: “В моей семье…”. Перечислите всех членов семьи. Сколько в вашей семье поколений? - А вы знаете, кто кому кем приходиться? Сейчас проверим. Взялись за руки, друзья. (по группам) Ты и он, она и я! Справа – друг, и слева – друг. Вместе мы – веселый круг. Поиграем мы немножко. Крепко сжали все ладошки. Кто так делает, друзья? Это я! Это я! Мы прижали локоток, Станет тесным наш кружок! Кто так делает, друзья? Это я! Это я! Дети выполняют движения в соответствии с текстом сидя на стульях. Какой у нас получился круг, маленький или большой? Маленький. Сейчас я уберу самый маленький кружок. Учитель убирает самый маленький кружок. Какая буква спряталась под ним? Я! Эй, ребята не сидите. Снова за руки беритесь. Поскорее встань, дружок, Стал побольше наш кружок. Для начала мы с тобою Крутим только головою. Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно сможем. Дети встают около парт, держась за руки, и выполняют движения. Каким стал круг. Больше или меньше? Больше. Учитель убирает следующий круг. Какие буквы появились? Прочитайте. Что они обозначают? Буквы П, М, с и б. Мы будем говорить о папах, мамах, братьях и сестрах. Какой круг у нас остался? Большой. Открываю большой круг. Какие буквы вы видите.
Б и Д. О бабушках и дедушках Как вы думаете, почему я не объединила в один круг всю семью Потому что это разные поколения. (открывается табличка
“поколение”)
Ребята, скажите, мама, папа, дедушка, бабушка, вы. – это одно поколение? А как по-другому мы можем назвать старшее поколение
(предки)
- А младшее
(потомки)
Прочтите слова, которые мы с вами открыли сегодня.
Работа по учебнику с 73. Чтение и обсуждение текста.

Рассказ-описание по рисункам: «Семья Саши Соловьёва».

Парная работа:
Выполнение заданий с 74
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в п/т-№1 с32

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Работа с текстом с 75 «Кто кому кто?»

Групповая работа- Соберите пословицы.
 “В семье и каша гуще”  “Вся семья вместе, так и душа на месте”  “На что клад, коли в семье лад”
Игра «Родственники»

Работа со стихотворениями(по выбору)

Проверка

Учитель.
В давние времена бабушки и дедушки жили со своими внуками. А теперь очень часто они живут отдельно. Но для того, чтобы ваши дедушки и бабушки не чувствовали себя одинокими что нужно сделать? . Чтобы ваши бабушки и дедушки знали о вас все и участвовали в вашей жизни, нужно звонить и писать письма.Сегодня мы вспомнили все и не забыли никого. Каждая семья интересна. В ней есть чему поучиться. Семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас всех она есть.
IX. Информация по д/заданию
Выполнить задания на с 76-77, принести семейные фотографии
X.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
- Вот и подошёл к концу наш урок Сегодня мы говорили с вами о самом главном, что есть в жизни у каждого человека. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Что вспомнили?
-
Подводя итог нашего урока, я предлагаю вам написать мини-сочинение. (по желанию)
“Семья это…..”

“Семья нужна человеку….”



В раздел образования