Единственное и множественное число имён существительных.
Автор: Емельянова Елена Леонидовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №89 Населённый пункт: Челябинск Наименование материала: технологическая карта урока Тема: Единственное и множественное число имён существительных. Раздел: начальное образование
Предмет: русский язык Класс: 2 Тип урока: изучение нового
Тема
Единственное и множественное число имён существительных.
Цель
Формировать умение употреблять в речи формы единственного и множественного числа, определять число имён
существительных; дать понятие об именах существительных, не изменяющихся по числам; развивать,
наблюдательность, речь, коммуникативные способности.
Планируемый
результат
Предметные умения
УУД
Учащиеся научатся определять
грамматический признак имён
существительных – число, изменять
имена существительные по числам;
познакомятся с именами
существительными, которые не
изменяются по числам.
Личностные УУД:
способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла
учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных
мотивов.
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную
значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;
Регулятивные УУД:
осознавать границы собственных знаний; на основе созданных в учебнике
ситуаций «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной
работы;
выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными
способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими,
вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои
действия;
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
построение логической цепи рассуждений;
установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
вступать
в
учебное
сотрудничество
с
учителем
и
одноклассниками,
осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы
взаимной помощи партнёру по общению.
Межпредметные связи
Ресурсы:
для учителя
для учащихся
Карточки с именами существительными, иллюстрации предметов, карточки со
словами для работы в группах.
Технология проведения
Задания для учащихся
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
I. Мотивация к учебной
деятельности
На доске слова: врач, пальто, сани, Россия.
-Какой признак объединяет слова?
-Вспомните, что знаете об имени
существительном?
(работа в парах)
На доске слова: книги, ученики, ножницы, шорты
тетрадь, овощ, железо, молоко
-Можно ли эти слова назвать именами
существительными? Попробуйте образовать от
существительных 1 столбика форму
единственного числа, а от существительных 2
столбика форму множественного числа.
-Что заметили удивительного?
Мотивирует
к
учебной
деятельности
Создание проблемной
ситуации.
Объясняют, почему слова
можно
назвать
именами
существительными,
вспоминают
все,
что
знают об этой части речи.
Ф о р м и р у ю т
н а в ы к
работы в парах.
Учащиеся пробуют
образовать формы ед.ч. и
мн.ч. Не со всеми сущ.
удаётся выполнить
задание.
II.
Ф о р м у л и р о в а н и е
темы урока, постановка
цели
-С какими существительными мы познакомимся
на уроке?
Помогает
определить
тему урока, цель
Пробуют
сформулировать
тему
урока, цель.
III. Изучение нового
Работа в группах
-Подумайте,
почему
не
получается
изменить
форму числа некоторых имён существительных?
Сравнить своё мнение с правилом в учебнике, С. 64
Раздать карточки со словами
- П о п р о б у й т е
р а с п р е д е л и т ь
п о д о б н ы е
существительные в 2 группы. В 1 группу запишите
существительные, имеющие форму только ед.ч., а
во 2 группу запишите существительные, имеющие
форму только мн.ч.
Проверка выполненной работы
Наблюдает за работой в
группах
Наблюдает за работой в
группах, иногда
направляя на верный
путь решения (есть
«ловушка»)
Учащие ся
п ы т а ю т с я
сформулировать ответ на
вопрос
Пробуют распределить
слова в 2 группы
Сталкиваются с
«ловушкой», пытаются с
ней справиться
IV. Закрепление нового
Выполнение упражнения с.64 упр.111
Контролирует
работу
учащихся, помогает, если
возникает проблема
Выполняют
упражнение,
опираясь на полученные
на уроке знания.
V.
Ко н т р о л и р у ю щ е е
задание
-На
доске
иллюстрации.
Назовите
предметы,
изображённые на них.
-Какой частью речи являются слова, которые вы
назвали? Докажите.
-Попробуйте
догадаться,
по
какому
признаку
можно разбить эти существительные на 2 группы,
опираясь на тему урока?
Запишите
существительные
в
2
столбика
самостоятельно.
Проверка
Объясняет, какое задание
необходимо выполнить
В ы п ол н я ю т
з а д а н и е
согласно требованиям
VII.
Рефлексия
учебной
деятельности на уроке
-Что интересного вы узнали на уроке об именах
существительных?
-Какое задание было интересно выполнять?
Подводит итог урока
Систематизируют
полученные знания