Адаптированная рабочая программа по физической культуре 8 вида для 1 класса
Автор: Пшеницына Елена Алексеевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Новопокровская СОШ" Населённый пункт: Тамбовская обл.Мордовский район р.п.Новопокровка Наименование материала: методическая разработка Тема: Адаптированная рабочая программа по физической культуре 8 вида для 1 класса Раздел: начальное образование
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе следующих нормативных документов и
методических рекомендаций:
1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
2. Конституция Российской Федерации (1993 года).
3 . Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.
(с изменениями от 22.12.2008 г.).
5. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,
раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г.
№1662-р).
6. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 года № 373).
7. ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью (проект).
8.
Письмо
Минобразования
РФ
«О
специфике
деятельности
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
9.
Инструктивное
письмо
Минобразования
РФ
от
26.12.2000
№3
«О
дополнении
инструктивного
письма
Минобразования России от 04.09.1999 № 48».
10. Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями
здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.
11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
12. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», которые введены в действия 29 декабря 2010 года
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года.
13. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г.
№ 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
14. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
-
образовательным
программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.
15.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ», принятый Госдумой 13.01.1999 г.
16. Приказ МЗ РФ от 21.03.2003 г. № 113 «Об утверждении концепции охраны здоровья здоровых в Российской
Федерации»,
1 7 .
П р и к а з
М З
Р Ф
о т
2 4 . 1 0 . 2 0 0 3
г .
№
5 0 6 / 9 2
« О б
у т в е р ж д е н и и
п р о г р а м м ы
«О мерах по улучшению состояния здоровья детей РФ на 2004—2010 гг.»
18. Межведомственная программа «О мерах по улучшению здоровья детей РФ на 2003—2010 гг.».
19. Приказ Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, Президиума РАО от 16.02.2002 г. №
2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ».
20. Приказ Минздрава России и Минобразования России от 04.04.2003 г. № 139 «Об утверждении инструкции по
внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений».
21. «Инструкция по комплексной оценке состояния здоровья детей», утвержденная приказом Минздрава РФ от
30.12.2003 г. №621
22. Устав ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10 VIII вида».
23.
Учебный
план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (1–4 классы) ГКС(К)ОУ
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида» на 2014-2015 учебный год.
24.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов,
(допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации) под редакцией В.В. Воронковой, авторы В.М.
Белов, В.С. Кувшинов, В.М. Мозговой, Москва, «Просвещение», 2010г.
Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по физической культуре в 1 классе.
Настоящая Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений
VIII
вида Подготовительный класс 1-4 классы,
(допущенной Министерством образования и науки
Российской Федерации) под редакцией В.В. Воронковой, авторы В.М. Белов, В.С. Кувшинов, В.М. Мозговой, Москва,
«Просвещение», 2010г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и
развития,
обучающихся
средствами
учебного
предмета
в
соответствии
с
целями
изучения
предмета
«Физическая
культура», который определен стандартом.
Структурно и содержательнопрограмма для 1 класса рассчитана на 9 часов в год, по 0,25 часа в неделю.
Адресат:
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 1 класса специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Физическая культура» - 1 учебный год.
Соответствие Государственному образовательному стандарту:
рабочая
программа по предмету «Физическая
культура» детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области
«Физическая
культура»,
проекта
ФГОС
для
ОВЗ
(вариант C)
в
образовательной
области
«Физическая
культура»,
определяет
общую
стратегию
обучения,
воспитания
и
развития
обучающихся
средствами
учебного
предмета,
в
соответствии с целями изучения предмета «Физическая культура».
Цели: сообщать знания по физической культуре, формировать двигательные навыки и умения, содействовать
коррекции недостатков физического развития и моторики обучающихся, а также их воспитанию.
Задачи предмета:
- преодолевать нарушения физического развития и моторики, пространственной организации движений;
- укреплять и развивать сердечнососудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарата;
- содействовать формированию у обучающихся правильной осанки;
- готовить обучающихся к выполнению легкоатлетических и гимнастических упражнений и играм;
- учить основным видам двигательных действий и выполнению их в различных по сложности условиях, развивать
необходимые для этого двигательные качества;
- воспитывать нравственные качества, волю, дисциплинированность, организованность и самостоятельность;
Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности
каждого урока.
Основополагающие принципы.
- учет индивидуальных особенностей каждого ученика (морфофункциональное развитие, состояние сохранных
функций, медицинские противопоказания, состояние двигательных функций и координационных способностей, уровень
физической подготовленности, способность к обучению движениям, отношение к занятиям физическими упражнениями:
интересы, мотивы);
- адекватность средств, методов и методических приемов обучения двигательным действиям, развитие физических
качеств, коррекция психомоторных нарушений и физической подготовки, оптимизация нагрузки, сообщение новых
знаний;
- эмоциональность занятий (музыка, игровые методы, нетрадиционное оборудование и пр.);
- создание условий для реального выполнения заданий, оказание помощи, обеспечение безопасности;
- поощрение, одобрение, похвала за малейшие успехи;
-
контроль
за
динамикой
результатов
учебно-познавательного
процесса
и
функциональным
состоянием
зани-
мающихся.
К психологическим принципам относятся :
- создание комфортного психологического климата на уроках (позитивный настрой, положительная мотивация,
поддержание эмоций и ощущений радости, бодрости, оптимизма, комфорта), влияющего на проявление и развитие
своего «Я»;
- стиль общения (равный статус, доброжелательность, доверие, авторитет и личный пример учителя, его открытость,
выраженное внимание к каждому ученику);
- примирительные акты в случае конфликтов (исключение ощущений дискомфорта, неуверенности, агрессии,
враждебности, гнева, которые могут наступить вследствие неустойчивого психического самочувствия, перенапряже ния,
боли, неудачи, вербальных или невербальных разногласий, эмоционального неудовлетворения, отсутствия внимания и
др.),
концентрация
внимания
обучающихся
на
положительном,
позитивном,
переориентировка
внимания
на
саморегуляцию,
самоконтроль,
установление
равновесия
между
внешними
влияниями,
внутренним
состоянием
и
формами поведения.
Педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности: название движений,
запоминание комбинаций движений по темпу, объему, усилию, плавности. На уроках широко применяются упражнения,
которые требуют четкой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов движений. При планировании
занятий учитываются возможности проведения их на свежем воздухе.
На всех уроках предпринимаются меры для предупреждения несчастных случаев, проводится инструктаж по
Технике безопасности.
Чтобы обучающиеся усвоили алгоритм выполнения упражнений и инструкции педагога, требуется многократное
повторение, сочетающееся с правильным показом. Упражнения, подвижные игры, игры с элементами спорта подби-
раются
таким
образом,
чтобы
они
состояли
из
простых
элементарных
движений.
Характерной
особенностью
обучающихся с умственной отсталостью является инертность нервных процессов, их стереотипность и обусловленные
этим трудности переключения с одного действия на другое. Попадая в непривычную для них обстановку, обучающиеся
не могут воспроизвести даже хорошо знакомые физические упражнения. Поэтому при планировании уроков необходимо
предусмотреть разучивание одних и тех же упражнений в различных условиях.
Поскольку
обучающиеся
этой
категории
с
большим
трудом
воспринимают
словесную
инструкцию,
даже
в
сочетании с показом, для усвоения ими упражнений требуется систематическая помощь педагога.
Обучение предмету «Физическая культура» тесно связано с решением задач нравственного, умственного, речевого,
трудового, эстетического и физического воспитания обучающихся.
Одним из ведущих требований к проведению уроков физической культуры в начальных классах является широкое
использование дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся.
Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не
освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.
Все уроки по физической культуре должны проводиться в спортивных залах, приспособленных помещениях, на
свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
Особенности организации учебной деятельности обучающихся по предмету «Физическая культура» в 1 классе.
Организационная структура: основной формой работы по физической культуре является урок.
Принципы планирования урока физической культуры:
-постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце урока;
- чередование различных видов упражнений;
- подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию обучающихся.
Методы:
Метод имитации.
Методы стимулирования интереса к учёбе.
Методы поощрения и порицания.
Методы контроля и самоконтроля.
Методы, используемые для приобретения новых знаний, их закрепления и выработки умений и навыков.
Используются ТСО: музыкальные композиции (Ноутбук).
Типы уроков:
- актуализация знаний и умений урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
- комплексное применение знаний и умений урок закрепления знаний, умений, навыков;
- выработка практических умений;
- обобщение и систематизация знаний и умений;
- контроль и коррекция знаний и умений;
- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
- комбинированный урок;
- игровой;
- нестандартные уроки (урок-путешествие)
Содержание программы.
Урок физической культуры включает следующие разделы.
I. Теоретические основы знаний:
Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке; значение спортивной формы и подготовка к
уроку; правила личной гигиены; название спортивных снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной
осанке,
ходьбе,
беге,
метании,
прыжках;
значение
утренней
зарядки;
правила
безопасности
при
занятиях
физическими
упражнениями.
II. Практическое овладение двигательными умениями и навыками.
Программный материал по физической культуре состоит из следующих разделов: легкая атлетика, гимнастика,
акробатика (элементы), общая физическая подготовка, подвижные игры.
В
каждый
раздел
программы
включены
коррекционные
игры,
которые
подбираются
так,
чтобы
они
могли
способствовать
усвоению
учебного
материала,
содействовали
развитию
нравственных
качеств,
а
также
служили
средством коррекции различных моторных нарушений.
Объем каждого раздела программы рассчитан на то, чтобы за отведенное количество часов обучающиеся могли
овладеть основой двигательных навыков и умений.
Содержание программного материала по предмету в 1 классе.
Основы знаний.
Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке.
Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание.
Название снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках.
Значение утренней зарядки.
Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Гимнастика.
Основная стойка.
Строевые упражнения.
Равнение по разметке.
Повороты по ориентирам.
Выполнение команд: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!».
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении.
Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук.
Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки.
Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами.
Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами.
Элементы акробатических упражнений.
Группировка лежа на спине, в упоре стоя на коленях. Перекаты в положении лежа в разные стороны.
Лазанье.
Передвижение на четвереньках по гимнастической скамейке.
Произвольное лазанье по гимнастической стенке, не пропуская реек.
Подлезание под препятствие и перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку.
Висы.
Упор в положении присев и лежа на матах.
Равновесие.
Стойка на носках (3—4 с). Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. Кружение на месте и
в движении.
Ходьба.
Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе. Ходьба с сохранением правильной осанки, на носках, на
пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба в чередовании с бегом.
Бег.
Медленный бег с сохранением осанки, в колонне за учителем с изменением направлений.
Прыжки.
Прыжки в длину с места (с широким использованием подводящих, различных по форме прыжков).
Метание.
Подготовка кистей рук к метанию. Упражнения на правильный захват мяча, своевременное освобождение (выпуск)
его. Броски и ловля мячей. Метание малого мяча с места правой и левой рукой.
Общая физическая подготовка.
Специальные и коррекционные упражнения, направленные на формирование правильной осанки, профилактику
нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения, на развитие физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, гибкости, координации).
Упражненияобщей физической направленности на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости).
Занятия на тренажерах.
Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений).
Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах).
Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами.
Ходьба по ориентирам, начертанным на полу.
Прыжок в длину с места в ориентир.
Подвижные и коррекционные игры.
«Слушай сигнал», «Космонавты», «Запомни порядок», «Летает — не летает», «Вот так позы!», «Слушай сигнал»,
«Удочка», «Прыгающие воробушки», «Метко в цель», «Догони мяч», Снайпер», «К Деду Морозу в гости».
Планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Физическая культура» в 1 классе.
Обучающиеся к концу 1 класса должны знать и уметь:
- знать правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке;
- знать понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках;
- выполнять повороты по ориентирам;
- выполнять команды: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!»;
- выполнять комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений с предметами и без предметов;
- выполнять группировку лежа на спине и стоя на коленях;
- выполнять упражнения в равновесии (ходьба , стойка на носках);
- ходить по заданным направлениям с сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутренней и
внешней стороне стопы, чередуя ходьбу с бегом до 30м;
- медленно бегать с сохранением осанки;
-
выполнять броски и ловлю мячей;
-
выполнять метание малого мяча с места правой и левой рукой;
- выполнять прыжок в длину с места в ориентир;
- выполнять с
пециальные и коррекционные упражнения, направленные на формирование правильной осанки,
профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения, на развитие физических качеств (силы,
быстроты, выносливости, гибкости, координации);
- выполнять упражнения общей физической направленности на развитие физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, координации, гибкости).
Главными
требованиями
при
оценивании
умений
и
навыков
является
создание
благоприятных
условий
для
выполнения изучаемых упражнений и их качественное выполнение:
- как ученик овладел основами двигательных навыков;
- как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
- как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
- как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество
выполнения;
- как понимает объяснение учителя, спортивную терминологию;
- как относится к урокам;
- каков его внешний вид;
- соблюдает ли дисциплину.
Отметки в 1 классе не выставляются. Отслеживается продвижение обучающихся относительно самих себя, без
сравнения результатов со сверстниками.
Уровень
Критерии оценивания
I уровень
(высокий)
Самостоятельно выполняют упражнения, умело пользуются приёмами, выполняют
правильную
последовательность
при
выполнении
упражнений.
Умеют
пользоваться навыками на практике.
II уровень
(средний)
Выполняют
упражнения
в
целом
соответствующей
с
высоким
уровнем,
но
нарушают правильную последовательность при выполнении упражнений и при
помощи учителя (по наводящим вопросам) восстанавливают последовательность
выполнения
упражнений.
Имеют
место
случаи
неправильного
выполнения
приёмов на практике.
III уровень
(ниже
среднего)
Выполняют
нормативы
в
соответствии
ниже
среднему
уровню.
Не
умеют
пользоваться навыками на практике, выполняют упражнения по подражанию.
Выполняют
упражнения
с
помощью
учителя.
Нарушают
правильную
последовательность при выполнении упражнений.
Перечень учебно-методического, материально-технического обеспечения программы по предмету «Физическая
культура» в 1 классе.
1. Спортивное оборудование.
1.
Скамейка гимнастическая
2.
Стенка гимнастическая для лазания
3.
Мячи
4.
Скакалки
5.
Флажки
2. Литература для учителя.
1.
Аксенова О. Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев// Под общей
редакцией С. П. Евсеева, СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СП. 2003.
2.
Андрющенко Н. В.Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. — СПб.: Речь, 2010.
3.
Баряева Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Спб ЦДК. 2011.
4.
Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: КАРО, 2007.
5.
Горская и. Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта. Учебное пособие / И. Ю. Горская,
Т. В. Синельникова.- Омск, Сиб ГАФК, 1999
6.
Григорьев Д. В.Совершенствование двигательных способностей школьников в условиях общеобразовательной школы. —
СПб.: Наука-Питер, 2005.
7.
Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.
Заведений/ А. А. Дмитриев.- М.: Академия, 2002
8.
Евсеев С.ТТ., Шапкова Л. В.Адаптивная физическая культура. — М.: Советский спорт, 2000.
9.
Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 1. — С. 49-53.
10.
Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями развития/ Под общей редакцией проф. Л. В.
Шапковой, М.: Советский спорт, 2002
11.
Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб.: Союз художников, 2007.
12.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М.
Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
13.
Основные направления и содержание обучения детей и подростком с особыми образовательными потребностями в ЛПЦ
г. Пскова / Под ред. С. В. Андреевой. — Псков, 2000.
Календарно-тематическое планирование
№
п/
п
Тема урока
Коли
честв
о
часов
Дата проведения
Виды, формы
контроля
Требования к
уровню усвоения
программы
Коррекционная
работа
По
плану
Факт.
1
Техника безопасности на уроках физкультуры.
Медленный бег с сохранением осанки.
Подвижные игры.
1
01.09
Текущий.
Правила поведения на
уроках физкультуры
Коррекция процессов
памяти на основе
упражнений в
запоминании
2
Ходьба с сохранением правильной осанки на
носках, на пятках. Чередование ходьбы и бега.
Подвижные игры.
1
08.09
Текущий.
Комплексное
применение знаний и
умений
Коррекция процессов
памяти на основе
упражнений в
запоминании
3
Прыжки в длину с места. Повороты по ориентирам.
Подвижные игры.
1
15.09
Текущий.
Комплексное
применение знаний и
умений
Коррекция глазомера
на основе упражнений
на ориентировку в
пространстве
4
Выполнение команд «Встать», «Сесть», «Пошли»,
«Побежали». Бег 30 метров. Подвижные игры с
мячом.
1
22.09
Текущий.
Знать понятие
перестроение
Коррекция внимания
на основе упражнений
на сравнение
5
Равновесие на гимнастической скамейке.
Упражнения с м/мячами.
1
29.09
Текущий.
Знать понятие
равновесие
Коррекция
пространственных
отношений на основе
упражнений в
координации движений
6
Прыжки со скакалкой. Подвижные игры с бегом.
1
06.10
Текущий
Знать понятие
скорость
Коррекция образной
памяти на основе
упражнений в
установлении
логических связей
7
Стойка на носках (3-4с). Произвольное лазанье по
скамейке.
1
13.10
Текущий
Обобщение и
систематизация
знаний и умений
Коррекция памяти на
основе упражнений в
воспроизведении
8
Учить метанию м/мяча. Прыжки в длину с места.
1
20.10
Текущий
Знать понятие
зоркость
Коррекция памяти на
основе упражнений в
запоминании
9
Подвижные игры с мячом.
1
27.10
Текущий
Знать понятие
скорость
Коррекция глазомера на
основе упражнений на
ориентировку в
пространстве