"Обеспечение преемственности образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ"
Автор: Осипова Людмила Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ СОШ №75 с углублённым изучением немецкого языка Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Статья Тема: "Обеспечение преемственности образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ" Раздел: начальное образование
"Обеспечение преемственности образования в условиях
реализации ФГОС НОО и ФГТ"
Д.Б. Эльконин. Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха
человеческого развития, именуемая “детством”. Воспитатель и учитель
начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее
родовое имя – педагог.
Вопрос обеспечения преемственности между дошкольным и начальным
образованием был актуален всегда. Федеральный государственный
образовательный стандарт направлен на обеспечение преемственности
основных образовательных программ дошкольного и начального общего
образования.
.
Так же сегодня важнейшим приоритетом образования в России является
обеспечение качества образования. Чтобы достичь качества, должны быть
созданы условия. Приоритетным условием достижения такого качества
является обеспечение непрерывности образования.
Три
основных
направления обеспечения
преемственности
между
дошкольным и школьным образованием.
-Методическая работа с педагогами
-Работа с детьми
-Работа с родителями
1.
Методическая работа
осуществляется через ознакомление педагогов с требованиями ФГОС,
ознакомление
с
программами
,формами
и
методами
работы
воспитателями
и
учителями
,
проведение
семинаров-практикумов,
бесед, методических встреч и педагогических советов для учителей и
воспитателей школы и детского сада по темам:
- Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе.
- Психологическая готовность ребёнка к школе.
- Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.
2.Работа с детьми
-проводится в виде экскурсий по
школе,занятий в школьном помещении,
различных совместных праздников
3.Работа с родителями
-общие родительские собрания, которые ставят своей целью познакомить
родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию
проводимой
работы
дома,
сообщение
основных
положений
концепции
развития личности
- проведение родительских собраний по темам:
-готовность детей к школе
-получение информации о школе,где будут учится их дети
-психологическая готовность ребёнка к школе
Такое
понимание
преемственности
позволяет
реально
осуществлять
непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:
-координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы
организации образовательных процессов детского сада и школы;
-обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья,
эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого
ребёнка.
Как правило, все дети поступая в школу ,хотят хорошо учиться и никто не
хочет быть неуспевающим учеником. Однако, разная степень готовности
к школьному обучению, обусловленная различным уровнем развития
детей, не позволяет всем учащимся сразу же успешно овладевать школьной
программой.
Причин много.
Первое:
--появление множества программ в дошкольных учреждениях
и начальной школе..
Второе :
-положительные результаты адаптации детей к ш
коле и учению есть
там, где налажены тесные контакты учителей и воспитателей,
организован обмен опытом., Посещение занятий и уроков. наблюдение за
выпускниками дошкольных учреждений во время игры и праздников,
постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень
развития их способностей. Беседы с родителями .
Третье:
-когда ребёнок в дошкольном возрасте не приучен ограничивать свои
желания, преодолевать трудности и у него не сформировалась
своеобразная установка на « отказ от усилия» Поскольку школа требует от
ребёнка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает
активное противодействие учению
Четвёртое :
-активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома
сформировали страх перед школой «Вот пойдёшь в школу, там тебе
покажут! »
Пятое:
-и у тех детей ,которым, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие
успехи ребёнка) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих
случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребёнка
возникает резкое отрицательное отношение к школе. Наиболее сложными
при этом являются такие случаи,когда нежелание учиться возникает на фоне
общей педагогической запущенности ребёнка.
Все эти случаи требуют индивидуального анализа и не только
педагогической но и психологической коррекционной работы
Поступление в школу – переломный м омент в жизни ребенка . Как же
сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно?
Большую помощь может оказать тесная связь дошкольного и школьного
образования. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность
ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности,
состояние речи и особенности их социального развития.
Таким образом, преемственность дошкольного и начального общего
образования может быть обеспечена только
при тесном взаимодействии
дошкольного и начального обучения .
Используемая литература:
1.Закон об Образовании
2.Федеральный государственный стандарт начального образования
3.Журнал»Начальная школа»
4.Рабочая книга школьного психолога под редакцией доктора
психологических наук И.В.Дубровиной