Напоминание

Роль школьного музея в изучении предметов регионального компонента


Автор: Умнова Лариса Юрьевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: Вяжлинский филиал МБОУ Устьинской сош
Населённый пункт: п. Вяжли Моршанского района Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: Роль школьного музея в изучении предметов регионального компонента
Раздел: дополнительное образование





Назад





Роль школьного музея Истории леса в изучении предметов регионального

компонента/ «Историческое краеведение»/
Умнова Лариса Юрьевна, учитель истории Вяжлинского филиала МБОУ Устьинской СОШ В последнее время большое внимание уделяется краеведению в стране и в школе в частности. Хотелось бы надеяться, что это не случайно. «Человек меняется, и, чтобы представить себе логику поступков людей прошлого, надо представить себе, как они жили, какой мир их окружал, каковы были их общие представления и представления нравственные их служебные обязанности, обычаи, одежда; почему они поступали так, а не иначе»,- писал Ю.М.Лотман, следовательно, изучение истории родного края поможет людям лучше представит себе его прошлое, выяснить, почему мы сегодня живем так. Интерес к местной истории был всегда. Однако в 20-е -30 –е годы оно подверглось разгрому. «В результате этого разгрома мы, граждане своей страны, потеряли очень многое, прежде всего свою генеалогию, знания своей родословной»- писал академик, профессор, председатель Союза краеведов России С.О.Шмидт. Историческое краеведение сегодня - это сложное самостоятельное направление науки в нашей стране. Изучение прошлого конкретного региона заключается в описании событий, происходящих на его территории. Благодаря краеведческой работе обнаруживаются малоизвестные документы, сохранившиеся в местных архивах. Включение в содержание школьного исторического образования регионального компонента потребовало от педагогов дополнительных усилий по разработке новых форм, методов и приемов работы с учащимися по формированию интереса и положительной мотивации к прошлому своего родного края, путем ознакомления с историческими событиями древнейшей истории Тамбовского края до 18 века, воспитанию чувства патриотизма и национальной гордости за прошлое нашего края. Активным участником в решении этих задач является школьный музей, который возложил на себя важнейшую миссию, содействовать духовно-нравственному воспитанию, привитию понимания общечеловеческих ценностей и национальных традиций, тем самым, формируя нравственность, гражданскую позицию, чувства патриотизма нового поколения граждан России. Материалы школьного музея позволяют рассмотреть многие вопросы по курсу «Историческое краеведение», предметы, представленные в нем могут быть своеобразным портретом своего хозяина, свидетелем многих событий. 1 декабря 2005 года в Вяжлинской школе совместно с ФГУ «Моршанский лесхоз» был открыт музей Истории леса. Главное направление работы музея - содействие распространение знаний о лесе, его пошлом, настоящим и будущем, а также утверждение чувства национальной ответственности за сохранение, восстановление лесов и рациональное использование их ресурсов. Рассказать об истории лесного хозяйства, людях, чья жизнь связана с лесом, сегодняшнем дне лесоводов - задача музея. Узнавая историю своей семьи, дети знакомятся с историей своей страны. В музее представлены следующие разделы экспозиции:
1.История лесного хозяйства.

-
Страницы истории -«Государево око» - Ученые- лесоводы - Лесное образование-
- В.И.Вернадский и Тамбовский край.
2. « Русь деревянная»

3. « Вторая жизнь дерева»

4.Сплав леса в Тамбовской области и Моршанском районе.

5.История Моршанского лесхоза.
- Моршанский лесхоз в 30-50 годы. - Моршанский лесхоз в 50-90 годы - Моршанский лесхоз сегодня.
6. Лесничества Моршанского лесхоза.
- Вяжлинское лесничество. - Моршанское лесничество. - Сокольниковское лесничество. - Парлинское лесничество.
8. Заслуженные лесоводы РФ Моршанского лесхоза.

9. Охрана и защита леса.

10. Лесовосстановление.

11. Памятник природы- « Киселевские культуры»

12. Школьное лесничество
Музей рассказывает об известных людях Моршанского лесхоза и нашего поселка. Среди них заслуженные лесоводы: Няхин А.П., Черемухин Г.П., Вольных В.Н., Шульчев Ю.В., Климова В.Ф.- лауреат Государственной премии СССР. В музее есть сборник стихов нашего земляка-поэта В.Дворянкин, подаренный его другом. Стихи проникнуты любовью к родной природе и людям, чья жизнь связана с родным краем. В разделе музея «История Моршанского лесхоза» помещены самые ценные экспонаты, датируемые 1916-1940 годами. Особая гордость- экспозиция «Школьное лесничество», история которого начинается в 1970 году. За годы его существования выросло ни одно поколение лесоводов, наших выпускников. Среди них, главный лесничий Моршанского лесхоза Ершов М.А., лесничий Вяжлинского лесничества Мотричкин А.И., помощник Вяжлинского лесничества Богодаев С.М. и др. В 2004 году учащиеся нашей школы были участниками Всеорссийского съезда школьных лесничеств в г. Москве. В разделе « Вторая жизнь дерева» находятся экспонаты, сделанные руками наших ребят на занятиях кружка «Резьба по дереву». Дерево всегда было спутником жизни жителей нашего края, поэтому неслучайно в музее появление раздела «Русь деревянная», где вы найдете предметы быта, сделанные из дерева. Много интересного могут рассказать материалы, представленные в разделе «История лесного хозяйства». Лесное дело интересовало многих русских царей. Алексея Михайловича, Петра Великого, Екатерину Великую, Павла 1, Александра 2. Большой вклад в развитие лесного хозяйства внесли ученые- лесоводы, среди них создатель знаменитых «киселевских культур» П.Д. Киселев. Они расположены на территории Моршанского лесхоза, в четырех километрах от нашего поселка. Учащиеся школы провели исследования этого памятника природы. В музее имеется материалы о П.Д. Киселеве и его знаменитых посадках сосны. Используя материалы нашего музея, учащиеся с интересом осваивают программу курса «Историческое краеведение» Так при изучении темы «Древняя мордва», «Экономическое развитие края в 17 начале 18 века», «Культура и быт 17-18 вв.» используются материалы раздела «Русь деревянная» и «Страницы истории»
Раздел музея «История лесного хозяйства»- / «Государево око»/ помогает в изучении темы «Петровские преобразования и Тамбовский край». Здесь помещен материал о роли Петра Великого для охраны «лесных угодий» в нашем крае /Указы об охране лесов и поставки тамбовского леса для российского флота/ Материалы музея используются и при изучении предметов регионального компонента «Географическое краеведение», «Экология растений», «Литературное краеведение», «Геоэкология». В настоящее время накоплен большой опыт в использовании форм, методов и приемов работы по изучению истории своего края с использованием школьных музеев. Обратимся к некоторым из них. Урок можно провести в форме: - экскурсии; - экскурсии- игры; - викторины – - урок - исторический портрет /Петр Великий/; - урок - работа с музейными предметами /предметы быта, фотографии, механизмы, применяемые в лесном хозяйстве и т.д./ - час подлинника /письма, статьи, фотографии, грамоты/ - урок- встреча / поэт-земляк В.Дворянкин/ - фольклорный праздник / традиции жителей нашего края/ - выставка семейных реликвий. - выставка работ учащихся/ резьба по дереву/ Используя материалы музея, обучающиеся школы написали ряд творческих работ: «Промыслы жителей нашего края», «Деревянное строительство на Тамбовщине», «Как одевались жители нашего края» и т.д. Дети с интересом составляют кроссворды, сочиняют сказки, загадки, рисуют рисунки, участвуют в районных и областных историко-краеведческих конкурсах./ Областные конкурсы: школьных музеев, посвященный 370-летию Тамбова, «Жизнь леса – судьбы людей», посвященный 180-летию Департамента лесного хозяйства, Отечество2007(номинация - «Земляки» и «Школьный музей»), «Лес и человек» на областной конкурс реферативных работ «В.И. Вернадский и 21 век» и др. Процессы, разворачивающиеся в пределах отдельных территорий, раскрывают проблемы всего государства. Таким образом, региональную историю можно и нужно рассматривать в совокупности с историей всей страны. Доступный местный материал, интерес к истории малой родины, к деталям бытовой жизни ее населения могут быть полезны не только как иллюстрация. Учащиеся обретают определенный набор знаний, умений и навыков, которые пригодятся ему в будущей взрослой жизни.


В раздел образования