Напоминание

"Ценностные приоритеты нравственно-этического воспитания обучающихся в школе-интернате"


Автор: Хайдарова Луиза Фирдависовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ школа-интернат г. Белебея
Населённый пункт: город Белебей, Республика Башкортостан
Наименование материала: доклад
Тема: "Ценностные приоритеты нравственно-этического воспитания обучающихся в школе-интернате"
Раздел: начальное образование





Назад





Доклад «Ценностные приоритеты нравственно-этического воспитания

обучающихся в школе-интернате»
"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". Свадковский И.Ф. Одним из ведущих видов деятельности для обучающихся в школе- интернате являются занятия, направленные на понятия нравственности и этической культуры. Это одна из форм организации воспитательного процесса. Нравственно-этическое воспитание обучающихся позволяет решить ряд задач: -различение хороших и плохих поступков; -представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; -уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; -установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; бережное, гуманное отношение ко всему живому; -знание правил вежливого поведения, культуры речи; -отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости и т.д. Исходя из задач можно определить ценностные приоритеты нравственно- этического воспитания: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. Опыт показывает, что формирование у обучающихся этических представлений во многом определяет развитие их чувства и поведения. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо разъяснить ребенку, что от него ждут, каким хотят видеть его. Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания этической культуры. Необходимо воспитателю прежде всего выяснить, что знают дети об этике отношений между детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятие «доброта», «честность», «справедливость». С помощью метода разъяснения ребятам разъясняются нормы поведения в школе, дома, на улице, в отношениях в людьми, в отношениях к своим обязанностям. Рассказ взрослых, как и разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом обучающиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Чтобы у детей укрепились данные понятия, в школе-интернате проводятся этические беседы, классные часы по нравственному воспитанию. Действенным методом воспитания этической культуры обучающихся является убеждение примером. Действие этого метода основано на том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. Склонность к подражанию основано на том, что у ребят нет ещё своего жизненного опыта, нет устойчивых привычек поведения. Поэтому это сказывается и на формировании понятий этической культуры. Первые книги, которые познают дети – это сказки. В них ребёнок впервые знакомится с понятиями добра и зла. Целесообразно также использовать произведения художественной литературы. В которой не только описаны
конфликтные ситуации, не только даны противоположности добра и зла, их понятие, но даны положительные стороны событий. Наиболее распространенным средством воспитания этической культуры является одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребенка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует делать также. Важным средством воспитания этической культуры является похвала, выражающая удовлетворение определенными действиями, поступками детей: мальчик стал лучше учиться, просматривая дневник, нужно сказать: «Вижу, что стал стараться. Я довольна тобой, молодец». Похвала, как и одобрение, способствует воспитанию у ребенка веры в свои силы и возможности. Хорошим средством воспитания этической культуры является доброжелательные отношения друг к другу, к взрослым. Система таких отношений между детьми и взрослыми предполагает уважение к личности ребенка, заинтересованность в его успехах, помощь в преодолении трудностей, веру в ребенка, доверие к нему. Важным средством в воспитании этической культуры является поощрение. Очень важное средство в воспитании этической культуры младших школьников является - лишение удовольствия и развлечений, лишение доверия. Таким образом, все описанные средства и методы воспитания этической культуры обучающихся закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения.


В раздел образования