Автор: Миненко Галина Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Луховицкая СОШ №9" Населённый пункт: город Луховицы Наименование материала: методическая разработка Тема: Экологическая конференция Раздел: начальное образование
Цели : сформировать первоначальные представления детей об экологии, и её
роли в жизни людей, об охране природы.
Задачи:
- обучать правильному поведению в природе,
- расширять знания учащихся об экологических проблемах,
развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы,
воспитывать экологическую культуру, активность, самостоятельность.
Формируемые УУД:
Регулятивные УУД:
- Принимать и сохранять учебную задачу.
- Планировать необходимые действия.
- Принимать и сохранять учебную задачу.
- Оценивать результат своих действий.
Познавательные УУД:
- Учить учащихся задумываться о необходимости сохранения природы.
- Дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об
окружающем мире.
Коммуникативные УУД:
- Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
- Слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку
зрения.
- Осуществлять совместную деятельность в группе.
Личностные УУД:
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.
- Формирование мотивации к познавательной деятельности.
- Осознание ответственности за общее благополучие.
- формирование у учащихся активной жизненной позиции.
- Умение ориентироваться в межличностных отношениях при работе в
группе.
- Осознание себя жителем планеты Земля, чувства ответственности за
сохранение ее природы.
Ход мероприятия
Просмотр видеоролика «Моя Земля»
Учитель:На сегодняшней конференции мы обсудим вопросы экологии,
охраны окружающей среды, сохранения природы.
Ученик:
Есть просто храм,
Есть храм науки, а есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Учитель: Все мы должны помнить об ответственности любого из нас за
сохранение природы нашей удивительной планеты.
Ученик:
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю, берегите…
(Появляются дети в стилизованных костюмах Леса и Степи).
Лес: Я нужен людям. Я даю кислород, очищаю атмосферу от вредных
веществ. Я даю приют своим многочисленным жителям: медведям, кабанам,
лисицам, лосям, зайцам, белкам. Но в последнее время мне стало трудно.
Люди вырубают мои деревья, жгут костры, прокладывают дороги,
отстреливают животных, рвут цветы. А еще меня мучают лесные насекомые-
вредители. Я болею, а люди лечат меня разными химическими средствами.
Но от таких лекарств мне еще хуже. Ведь когда меня опрыскивают, то гибнут
не только вредители, но и мои защитники- муравьи, птицы. А если бы меня
не загрязняли, не разрушали муравейники, правильно вырубали деревья, я
бы сам восстанавливался и защищался от вредителей.
Степь: Меня редко вы можете видеть. Хотя раньше я занимала большую
часть территории нашей страны. Но сейчас меня почти полностью распахали.
В результате утрачено около 25 процентов плодородных земель. Почти
исчезли многочисленные виды степных растений и животных. Не выдержу я
такой жизни. Погибну! Помогите мне, люди!
Учитель: Тяжело оставаться равнодушными к таким словам. Необходим
целый комплекс мероприятий по сохранению природы нашей страны.
Для этого создаются особо охраняемые природные территории (ООПТ).
Различаются следующие категории особо охраняемых природных
территорий: государственные природные заповедники, национальные
парки, природные парки, памятники природы, государственные природные
заказники, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-
оздоровительные местности и курорты.
Одним из способов бережливого отношения к природе является создание
заповедников. (Просмотр презентации «Общие сведения о заповедниках»)
Ученик:
Заповедник – это слово
Всем и каждому знакомо.
В нем животных охраняют,
Кормят и оберегают.
Запрещают здесь охоту.
Проявляют здесь заботу
О растениях лесных,
Луговых и полевых,
Водоемов и болот.
Вся природа здесь живет
Под охраной человека.
Учитель: Далее пойдёт речь о заповедниках.
Первое слово предоставляется профессору русского языка.
Профессор: Мы сегодня услышим много новых слов. Их значение мы можем
найти в экологическом словаре.
1.
Экология – наука об отношениях растений и животных и сообществ,
которые образуются между ними и окружающей средой.
2. Красная книга. Эта книга называется так потому, что красный цвет -
сигнал опасности. В нее занесены животные и растения, которые
находятся под угрозой уничтожения или стали редкими.
2.
Заповедник – участок земли или водной поверхности, который
находится под особой охраной государства. Там проводятся научные
исследования.
3.
Заказники. Охраняется не вся природа, а только ее часть. Например,
редкие растения и животные, болото, озеро. Деятельность человека не
запрещена полностью, а только ограничена.
4.
Национальные парки. Это большие охраняемые участки. Они
отличаются тем, что заповедники закрыты для туристов, а
национальные парки всегда рады посетителям.
5.
Флора – все растения на определенной территории.
6.
Фауна – все животные, обитающие на определенной территории.
7.
Памятники природы – природные объекты, имеющие научные,
исторические культурные значения, охраняются государством.
8.
Эндемики – растения, являющиеся местными жителями.
9.
Реликты – растения, пришедшие к нам из глубокой древности,
выжившие и сохранившиеся.
10.Экзоты – растения иностранного происхождения.
Учитель: Далее слово предоставляется известному историку.
Историк: Для чего нужен заповедник?
Никому уже не надо доказывать, как губительно воздействует современный
человек на живую природу. Все меньше и меньше остается нетронутых
уголков природы. Каждый год Красная книга пополняется исчезающими
представителями животного и растительного мира.
Слова “заповедник” и “заповедовать” известны давно. Летописи времен
княгини Ольги уже упоминают о наличии таких территорий в Киевском
княжестве. Их можно найти в Своде законов князя Ярослава Мудрого. Уже в
старину люди стали задумываться о том, что необходимо защищать природу
от самих себя.
Именно благодаря мудрости наших предков некоторые земли сохранились в
почти нетронутом состоянии. Этим было положено начало заповедникам и
заказникам.
Почему человек в давние времена сохранял природу? Именно этого
требовали религиозные обычаи. Ведь у многих народов есть почитаемые
святые земли. И некоторые современные заповедники возникли на месте
бывших монастырей.
Учитель: Спасибо за ваше интересное сообщение. Слово предоставляется
представителям Международной ассоциации заповедников, которые
расскажут о самых известных заповедниках нашей страны.
1-й представитель: Следует отметить, что значение заповедников очень
велико. Заповедники стали местом обитания редких животных и растений.
Высоко влияние заповедников на окружающий мир. Например, заповедные
леса – это “фабрики” кислорода, который необходим всему живому на
Земле. Заповедники, созданные вблизи истоков рек, призваны спасти их от
гибели.
Заповедники играют важную эстетическую роль в жизни людей. Благодаря
им люди приобщаются к красоте природы, любуются тем, чего не найдешь
больше нигде на планете. (Просмотр презентации «Ценность заповедников»)
Ученик:
Охраняется в заповедниках
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле.
Исчерпаемы все океаны,
Исчерпаемо все на Земле.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид,
А себя мы прощаем, и себе мы прощаем,
А грядущее нас не простит.
Учитель: На нашей конференции объявляется небольшой перерыв.
Физкультминутка «Песня о земной красоте»
Под сопровождение ролика «Песня о земной красоте» дети выполняют
движения.
Опять черёмуха в цвету,
Сбежались ландыши гурьбою.
Свою земную красоту
Природа дарит нам с тобою.
Ты оглянись, ты окунись
В её рассветы и закаты,
В её лесные ароматы
И до земли ей поклонись.
И до земли ей поклонись.
Лишь только солнышко весной
Лучи рассыплет над полями,
Уже ручей звенит струной,
Уже гроза гремит громами.
А там лесные соловьи
Опять засвищут до восхода.
Ты слышишь, дарит нам природа
Напевы лучшие свои.
Напевы лучшие свои.
Учитель: Представители Международной ассоциации заповедников
продолжают свои рассказы.
Рассказы детей о заповедниках с просмотром презентаций.
Ученик:
Заповедная природа,
Заповедный дивный край,
Радуга под небосводом —
Цвет любимый выбирай!
Эти чистые озёра,
Лес и реки, и луга
Под защитой государства —
Заповедны берега.
Здесь животные и птицы
По полям без страха бродят.
Сохраним эти крупицы,
Сохраним нашу природу!
Учитель: Охранять природу можно не только в заповеднике. Это можно
делать и в своем городе: озеленил пришкольный участок, проявил заботу о
зверях и птицах зимой, повесил кормушку в парке, на своем балконе, окне –
это и будет твой посильный вклад в дело сохранения окружающей живой
природы. (Просмотр презентации «Посадка деревьев у школы» )
Учитель: На территории Луховицкого района также существует несколько
особо оберегаемых природных объектов (государственные природные
заказники, государственный охотничий заказник, памятники природы, шесть
заповедных лесных участков). В окрестностях поселка Белоомут, рядом с
озером Сосновым (старица реки Оки) встречались занесенные в Красную
книгу растения, разнообразные типы сосновых лесов, липняков, дубрав.
(Просмотр презентации «Луховицкий край»)
Учитель: Прекрасен мир, который нас окружает, прекрасна природа в любой
точке нашего земного шара, несмотря на то, что она очень непохожа и
разнообразна. Человек издавна восхищался твореньями, которые создала
матушка природа: удивительными растениями и животными. Мы с вами
знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из
окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для
промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не
всегда задумывается о бережном отношении к природе.
Ученик:
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!
Учитель: Ребята, вы знаете, что существуют государственные и религиозные
праздники, но еще есть и экологические даты в календаре.
2005-2015 годы – десятилетие объявлено Международным десятилетием
действий «Вода для жизни».
2016 год объявлен годом особо охраняемых территорий.
А 11 января отмечается День заповедников и национальных парков.
Этот праздник стал отмечаться с 1997 года по инициативе Центра охраны
дикой природы и Всемирного фонда дикой природы. (Просмотр презентации
«Экологический календарь»)
Игра «Экологическая пословица». (работа в группах)
Учитель: Общаясь с природой, люди издавна наблюдали за ней. Так
появились экологические пословицы и поговорки, загадки.
1 задание для разминки: каждой группе предлагается отгадать по одной
загадке.
Эта наука природу изучит —
Живую и нет различать научит.
Рассмотрит их во взаимоотношениях,
Она в переводе «о доме учение».
Ну, что за наука, скажите скорей!
Зовется она... (экологией)
На этой территории животные живут,
Они здесь не боятся, что люди их убьют.
Пространство охраняется, и безопасно тут
Скажите же, ребята, как те места зовут? (Заповедники)
Могут исчезнуть цветы и зверята,
Люди в их гибели виноваты.
Редкие виды не следует рвать,
Животных и птиц ни к чему убивать.
Чтобы погибло все, хватит и мига...
Читайте, ребята,... (Красную книгу)
2 задание:подобрать вторую часть поговорки и объяснить ее смысл.
Пословицы:
Одно дерево срубил – посади сорок.
Взгляни на цветок и, он согреет твоё сердце.
Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.
Кто землю лелеет – того земля жалеет.
Без хозяина земля круглая сирота.
Убил бобра, а не нашёл добра.
Убить лебедя – быть беде.
Журавля убьёшь – счастья не будет
Где много пташек, там нет букашек.
Сломать дерево - секунда, вырастить – года.
Лес и вода – краса природы.
Растение – земли украшение.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Учитель:Наша конференция подходит к концу. Время подвести итоги.
- Чему была посвящена наша конференция?
- Какие опасности подстерегают нашу планету?
- Что мы с вами можем сделать для охраны окружающей среды?
Ученик:
Есть одна планета-сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету!
Как хорошо, что есть места на планете,
Которые радуют душу взрослым и детям,
Где играют зверушки без всяких невзгод,
Где о них заботятся круглый год.
Так давайте поддержим в столь радостный день
Каждый листочек, цветочек, тигренка,
Кролика, зайца, слоненка и львенка,
Всех обитателей заповедных лесов,
Зелёных парков и прекрасных садов.
Учитель: Слово предоставляется секретарю для оглашения резолюции.
Секретарь: Что же мы можем сделать, чтобы сохранить нашу природу,
нашу планету?
- Не ломать, не рубить деревья.
- Не разорять птичьи гнёзда.
- Не мусорить.
- Не разжигать костров.
- Бережно относиться к животным.
- Не уничтожать растения, цветы.
- Государство создает Красную книгу, организует заказники, охотничьи угодья,
заповедники.
Учитель: Кто согласен с резолюцией, прошу поднять зелёный листок, кто с
чем-то не согласен – красный, кто воздержался – жёлтый.
Просмотр видеоролика «Сохраним природу»