Напоминание

Экологическая конференция


Автор: Миненко Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Луховицкая СОШ №9"
Населённый пункт: город Луховицы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологическая конференция
Раздел: начальное образование





Назад





Экологическая конференция

Цели
: сформировать первоначальные представления детей об экологии, и её роли в жизни людей, об охране природы.
Задачи:
- обучать правильному поведению в природе, - расширять знания учащихся об экологических проблемах, развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы, воспитывать экологическую культуру, активность, самостоятельность.
Формируемые УУД:
Регулятивные УУД: - Принимать и сохранять учебную задачу. - Планировать необходимые действия. - Принимать и сохранять учебную задачу. - Оценивать результат своих действий. Познавательные УУД:
-
Учить учащихся задумываться о необходимости сохранения природы. - Дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире. Коммуникативные УУД: - Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. - Слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения. - Осуществлять совместную деятельность в группе. Личностные УУД: - Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. - Формирование мотивации к познавательной деятельности. - Осознание ответственности за общее благополучие. - формирование у учащихся активной жизненной позиции. - Умение ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
- Осознание себя жителем планеты Земля, чувства ответственности за сохранение ее природы.
Ход мероприятия

Просмотр видеоролика «Моя Земля»
Учитель:На сегодняшней конференции мы обсудим вопросы экологии, охраны окружающей среды, сохранения природы. Ученик: Есть просто храм, Есть храм науки, а есть еще природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам, Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. Учитель: Все мы должны помнить об ответственности любого из нас за сохранение природы нашей удивительной планеты. Ученик: Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на стеблях повилики, На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба. Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите, Берегите Землю, берегите… (Появляются дети в стилизованных костюмах Леса и Степи). Лес: Я нужен людям. Я даю кислород, очищаю атмосферу от вредных веществ. Я даю приют своим многочисленным жителям: медведям, кабанам, лисицам, лосям, зайцам, белкам. Но в последнее время мне стало трудно. Люди вырубают мои деревья, жгут костры, прокладывают дороги, отстреливают животных, рвут цветы. А еще меня мучают лесные насекомые- вредители. Я болею, а люди лечат меня разными химическими средствами. Но от таких лекарств мне еще хуже. Ведь когда меня опрыскивают, то гибнут не только вредители, но и мои защитники- муравьи, птицы. А если бы меня не загрязняли, не разрушали муравейники, правильно вырубали деревья, я бы сам восстанавливался и защищался от вредителей.
Степь: Меня редко вы можете видеть. Хотя раньше я занимала большую часть территории нашей страны. Но сейчас меня почти полностью распахали. В результате утрачено около 25 процентов плодородных земель. Почти исчезли многочисленные виды степных растений и животных. Не выдержу я такой жизни. Погибну! Помогите мне, люди! Учитель: Тяжело оставаться равнодушными к таким словам. Необходим целый комплекс мероприятий по сохранению природы нашей страны. Для этого создаются особо охраняемые природные территории (ООПТ). Различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, памятники природы, государственные природные заказники, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно- оздоровительные местности и курорты. Одним из способов бережливого отношения к природе является создание заповедников. (Просмотр презентации «Общие сведения о заповедниках») Ученик: Заповедник – это слово Всем и каждому знакомо. В нем животных охраняют, Кормят и оберегают. Запрещают здесь охоту. Проявляют здесь заботу О растениях лесных, Луговых и полевых, Водоемов и болот. Вся природа здесь живет Под охраной человека. Учитель: Далее пойдёт речь о заповедниках. Первое слово предоставляется профессору русского языка. Профессор: Мы сегодня услышим много новых слов. Их значение мы можем найти в экологическом словаре. 1. Экология – наука об отношениях растений и животных и сообществ, которые образуются между ними и окружающей средой. 2. Красная книга. Эта книга называется так потому, что красный цвет - сигнал опасности. В нее занесены животные и растения, которые находятся под угрозой уничтожения или стали редкими. 2. Заповедник – участок земли или водной поверхности, который находится под особой охраной государства. Там проводятся научные исследования.
3. Заказники. Охраняется не вся природа, а только ее часть. Например, редкие растения и животные, болото, озеро. Деятельность человека не запрещена полностью, а только ограничена. 4. Национальные парки. Это большие охраняемые участки. Они отличаются тем, что заповедники закрыты для туристов, а национальные парки всегда рады посетителям. 5. Флора – все растения на определенной территории. 6. Фауна – все животные, обитающие на определенной территории. 7. Памятники природы – природные объекты, имеющие научные, исторические культурные значения, охраняются государством. 8. Эндемики – растения, являющиеся местными жителями. 9. Реликты – растения, пришедшие к нам из глубокой древности, выжившие и сохранившиеся. 10.Экзоты – растения иностранного происхождения. Учитель: Далее слово предоставляется известному историку. Историк: Для чего нужен заповедник? Никому уже не надо доказывать, как губительно воздействует современный человек на живую природу. Все меньше и меньше остается нетронутых уголков природы. Каждый год Красная книга пополняется исчезающими представителями животного и растительного мира. Слова “заповедник” и “заповедовать” известны давно. Летописи времен княгини Ольги уже упоминают о наличии таких территорий в Киевском княжестве. Их можно найти в Своде законов князя Ярослава Мудрого. Уже в старину люди стали задумываться о том, что необходимо защищать природу от самих себя. Именно благодаря мудрости наших предков некоторые земли сохранились в почти нетронутом состоянии. Этим было положено начало заповедникам и заказникам. Почему человек в давние времена сохранял природу? Именно этого требовали религиозные обычаи. Ведь у многих народов есть почитаемые святые земли. И некоторые современные заповедники возникли на месте бывших монастырей. Учитель: Спасибо за ваше интересное сообщение. Слово предоставляется представителям Международной ассоциации заповедников, которые расскажут о самых известных заповедниках нашей страны. 1-й представитель: Следует отметить, что значение заповедников очень велико. Заповедники стали местом обитания редких животных и растений. Высоко влияние заповедников на окружающий мир. Например, заповедные леса – это “фабрики” кислорода, который необходим всему живому на Земле. Заповедники, созданные вблизи истоков рек, призваны спасти их от гибели.
Заповедники играют важную эстетическую роль в жизни людей. Благодаря им люди приобщаются к красоте природы, любуются тем, чего не найдешь больше нигде на планете. (Просмотр презентации «Ценность заповедников») Ученик: Охраняется в заповедниках Столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц. Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, охраняются змеи, Охраняются даже цветы. И тревога за жизнь неустанна, Чтоб не сгинуть в космической мгле. Исчерпаемы все океаны, Исчерпаемо все на Земле. Мы леса и поля обижаем, Стонут реки от горьких обид, А себя мы прощаем, и себе мы прощаем, А грядущее нас не простит. Учитель: На нашей конференции объявляется небольшой перерыв.
Физкультминутка «Песня о земной красоте»
Под сопровождение ролика «Песня о земной красоте» дети выполняют движения. Опять черёмуха в цвету, Сбежались ландыши гурьбою. Свою земную красоту Природа дарит нам с тобою. Ты оглянись, ты окунись В её рассветы и закаты, В её лесные ароматы И до земли ей поклонись. И до земли ей поклонись. Лишь только солнышко весной Лучи рассыплет над полями, Уже ручей звенит струной, Уже гроза гремит громами. А там лесные соловьи
Опять засвищут до восхода. Ты слышишь, дарит нам природа Напевы лучшие свои. Напевы лучшие свои. Учитель: Представители Международной ассоциации заповедников продолжают свои рассказы.
Рассказы детей о заповедниках с просмотром презентаций.
Ученик: Заповедная природа, Заповедный дивный край, Радуга под небосводом — Цвет любимый выбирай! Эти чистые озёра, Лес и реки, и луга Под защитой государства — Заповедны берега. Здесь животные и птицы По полям без страха бродят. Сохраним эти крупицы, Сохраним нашу природу! Учитель: Охранять природу можно не только в заповеднике. Это можно делать и в своем городе: озеленил пришкольный участок, проявил заботу о зверях и птицах зимой, повесил кормушку в парке, на своем балконе, окне – это и будет твой посильный вклад в дело сохранения окружающей живой природы. (Просмотр презентации «Посадка деревьев у школы» ) Учитель: На территории Луховицкого района также существует несколько особо оберегаемых природных объектов (государственные природные заказники, государственный охотничий заказник, памятники природы, шесть заповедных лесных участков). В окрестностях поселка Белоомут, рядом с озером Сосновым (старица реки Оки) встречались занесенные в Красную книгу растения, разнообразные типы сосновых лесов, липняков, дубрав. (Просмотр презентации «Луховицкий край») Учитель: Прекрасен мир, который нас окружает, прекрасна природа в любой точке нашего земного шара, несмотря на то, что она очень непохожа и
разнообразна. Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе. Ученик: Смотрю на глобус – шар земной, И вдруг вздохнул он, как живой, И шепчут мне материки: Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза! И тихо просят родники: Ты береги нас, береги! Грустит глубокая река, Свои, теряя берега, И слышу голос я реки: Ты береги нас, береги! Остановил олень свой бег: Будь человеком, человек! В тебя мы верим – не солги, Ты береги нас, береги! Смотрю на глобус – шар земной, Такой прекрасный и родной! И шепчут губы на ветру: Я сберегу вас, сберегу! Учитель: Ребята, вы знаете, что существуют государственные и религиозные праздники, но еще есть и экологические даты в календаре. 2005-2015 годы – десятилетие объявлено Международным десятилетием действий «Вода для жизни». 2016 год объявлен годом особо охраняемых территорий. А 11 января отмечается День заповедников и национальных парков. Этот праздник стал отмечаться с
1997 года
по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы. (Просмотр презентации «Экологический календарь»)

Игра «Экологическая пословица».
(работа в группах) Учитель: Общаясь с природой, люди издавна наблюдали за ней. Так появились экологические пословицы и поговорки, загадки. 1 задание для разминки: каждой группе предлагается отгадать по одной загадке. Эта наука природу изучит — Живую и нет различать научит. Рассмотрит их во взаимоотношениях, Она в переводе «о доме учение». Ну, что за наука, скажите скорей! Зовется она... (экологией) На этой территории животные живут, Они здесь не боятся, что люди их убьют. Пространство охраняется, и безопасно тут Скажите же, ребята, как те места зовут? (Заповедники) Могут исчезнуть цветы и зверята, Люди в их гибели виноваты. Редкие виды не следует рвать, Животных и птиц ни к чему убивать. Чтобы погибло все, хватит и мига... Читайте, ребята,... (Красную книгу) 2 задание:подобрать вторую часть поговорки и объяснить ее смысл. Пословицы: Одно дерево срубил – посади сорок. Взгляни на цветок и, он согреет твоё сердце. Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться. Кто землю лелеет – того земля жалеет. Без хозяина земля круглая сирота. Убил бобра, а не нашёл добра. Убить лебедя – быть беде. Журавля убьёшь – счастья не будет Где много пташек, там нет букашек. Сломать дерево - секунда, вырастить – года. Лес и вода – краса природы. Растение – земли украшение.


Заключительная часть. Подведение итогов.

Учитель:Наша конференция подходит к концу. Время подвести итоги.
-
Чему была посвящена наша конференция?
-
Какие опасности подстерегают нашу планету?
-
Что мы с вами можем сделать для охраны окружающей среды? Ученик: Есть одна планета-сад в этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно. Береги свою планету, ведь другой на свете нету! Как хорошо, что есть места на планете, Которые радуют душу взрослым и детям, Где играют зверушки без всяких невзгод, Где о них заботятся круглый год. Так давайте поддержим в столь радостный день Каждый листочек, цветочек, тигренка, Кролика, зайца, слоненка и львенка, Всех обитателей заповедных лесов, Зелёных парков и прекрасных садов. Учитель: Слово предоставляется секретарю для оглашения резолюции. Секретарь: Что же мы можем сделать, чтобы сохранить нашу природу, нашу планету? - Не ломать, не рубить деревья. - Не разорять птичьи гнёзда. - Не мусорить. - Не разжигать костров. - Бережно относиться к животным. - Не уничтожать растения, цветы. - Государство создает Красную книгу, организует заказники, охотничьи угодья, заповедники. Учитель: Кто согласен с резолюцией, прошу поднять зелёный листок, кто с чем-то не согласен – красный, кто воздержался – жёлтый.
Просмотр видеоролика «Сохраним природу»


В раздел образования