Развитие коммуникативных способностей в связи с требованиями ФГОС
Автор: Синчугова Лариса Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: БОУ г. Омска "СОШ N 45" Населённый пункт: Омск, Омская область Наименование материала: Статья Тема: Развитие коммуникативных способностей в связи с требованиями ФГОС Раздел: начальное образование
Развитие коммуникативных способностей обучающихся в связи с требованиями
ФГОС
Одной из ключевых компетентностей, которой должен овладеть обучающийся в
условиях ФГОС является коммуникативная, включающая в себя:
определение цели коммуникации;
оценка ситуации;
учет намерений и способов коммуникации партнера;
выбор адекватной стратегии коммуникации.
Проблема
Неготовность обучающихся вступить в контакт, раскрыть свой потенциал в
различных ситуациях общения на иностранном языке;
Недостаточно разработанная база методов, приемов и упражнений,
направленных на развитие способностей к общению обучающихся на
иностранном языке
Психологические средства – это изначальные и прижизненно
формирующиеся
психические
функции
и
образования,
служащие
организации
оптимального
поведения
по
осуществлению
потребностей,
желаний и целей личности живого существа.
Психологические средства
включают
в
себя
сознание;
познавательные
процессы
и
образования;
психомоторные
процессы
и
схемы
действий;
речь
–
процессы
ее
восприятия и артикуляции.
Сквозь призму названных психических процессов покажем взаимосвязь
этих понятий с процессом изучения иностранного языка и определим роль
этих
понятий
как
психологических
средств
развития
коммуникативных
способностей в процессе изучения иностранного языка.
Коммуникация (общение) – это процесс установления и развития
контактов
между
живыми
организмами,
порождаемый
потребностями
совместной
деятельности,
включающий
в
себя
обмен
информацией,
обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Вне коммуникации невозможна человеческая деятельность.
Согласно одной из точек зрения, коммуникация имеет структуру, где
находятся
компоненты:
коммуникативный
(обмен
информацией
между
общающимися индивидами); интерактивный (организация взаимодействия
между
общающимися
индивидами
(обмен
действиями);
перцептивный
(процесс
восприятия
и
познания
друг
друга
партнерами
по
общению
и
установления на этой основе взаимопонимания).
Согласно второй точке зрения, в структуре коммуникации (общения)
выделяют:
информационно-коммуникативный
(приём
и
передача
информации);
регуляционно-коммуникативный
(взаимокорректировка
действий в совместной деятельности); аффективно-коммуникативный блоки.
В нашем исследовании мы придерживаемся первой точки зрения.
Обратимся
к
познавательным
процессам
как
к
средствам
развития
коммуникации.
Познавательные
процессы
–
это
процессы,
условно
выделенные
в
целостной
структуре психики.
Познавательные
процессы
(ощущение; восприятие; мышление; внимание; память; воображение; речь)
как психологические средства для развития коммуникации очень важны в
том смысле, что данные процессы находятся во взаимосвязи с развитием
речи и, прежде всего, речи на иностранном языке.
Рассматривая каждый познавательный процесс отдельно и в
совокупности с выделенной нами
структурой коммуникации (общения),
можно
сказать,
что
каждый
из
них
играет
важную
роль
в
развитии
коммуникации посредством речи на иностранном языке.
Так, к коммуникативной стороне общения можно отнести мышление,
внимание,
память,
речь
и
воображение.
Именно
развитие
этих
познавательных процессов направлено на то, чтобы четко излагать мысли,
анализировать
высказывания
собеседника
и
аргументировать
свою
точку
зрения.
К перцептивной стороне общения можно отнести такие познавательные
процессы,
как
ощущение,
восприятие,
внимание,
память.
Именно
эти
процессы
развивают умение человека осознанно сопереживать текущему
эмоциональному
состоянию
другого
человека,
понять
его
чувства
и
переживания.
К интерактивной стороне общения, то есть к умению взаимодействовать
с другими людьми в процессе коммуникации, относятся все познавательные
процессы, так как к интерактивной аспекту коммуникации относятся такие
умения
как соотношение
рационального и эмоционального факторов в
общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание,
увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать,
общаться в конфликтных ситуациях.
Таким образом, все отмеченное нами по поводу познавательных
процессов
как
психологического
средства
развития
коммуникации
может
относиться и к коммуникации на иностранном языке.
Можно прийти к выводу, что познавательные процессы, являясь
психологическим средством развития коммуникации, влияют и на развитие
коммуникации на иностранном языке.
Ещё одним из видов психологических средств является речь. Речь на
иностранном языке предполагает формирование новой языковой картины
мира,
нешаблонное
восприятие
иных
речевых
моделей
и
образцов
поведения.
Можно
прийти
к
выводу,
что
в
данном
аспекте
речь
на
иностранном языке развивает не только познавательные процессы, но и
навыки коммуникации.
Речь на иностранном языке, являясь психологическим средством,
развивает
навыки
выражения
своих
чувств,
мыслей
и
переживаний
вербальными
средствами.
В
данном
аспекте
задействуется
группа
механизмов,
связанных
с
построением
грамматической
структуры
высказывания, поиском нужных слов по семантическим признакам, выбором
определённой звуковой
(при устной речи) или графической системы (при
письменной речи).
Таким образом, задействуется и развивается коммуникативная сторона
общения, которая предполагает
не только общение между людьми, но и
умения
четко
излагать
мысли,
аргументировать,
анализировать
высказывания.
Во взаимосвязи с коммуникацией (общением) это значит, что в процессе
использования
иностранной
речи
(в
любом
из
её
видов
деятельности),
развивается
перцептивная
сторона
общения.
Человек,
который
является
субъектом
коммуникативной
деятельности,
развивает
свои
эмпатические
умения: сопереживание, умение выслушать, понять, оценить эмоциональное
состояние собеседника и т.д.
Третья сторона общения – интерактивная развивается посредством
речи на иностранном языке, так как субъект коммуникативной деятельности
часто нуждается в том, чтобы установить и наладить контакт с собеседником,
взаимодействовать с ним в различных ситуациях общения. Результативность
общения
в
данном
интерактивном
аспекте
коммуникации
во
многом
определяется вербальными и невербальными способностями субъекта, его
активностью
в
процессе
коммуникативной
деятельности.
Успешность
общения на иностранном языке в интерактивном аспекте общения, таким
образом,
связана
с
необходимым
наличием
словарного
запаса,
социокультурных знаний и общего кругозора человека.