Напоминание

Развитие коммуникативных способностей в связи с требованиями ФГОС


Автор: Синчугова Лариса Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ г. Омска "СОШ N 45"
Населённый пункт: Омск, Омская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие коммуникативных способностей в связи с требованиями ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад





Развитие коммуникативных способностей обучающихся в связи с требованиями

ФГОС
Одной из ключевых компетентностей, которой должен овладеть обучающийся в условиях ФГОС является коммуникативная, включающая в себя:  определение цели коммуникации;  оценка ситуации;  учет намерений и способов коммуникации партнера;  выбор адекватной стратегии коммуникации.
Проблема
Неготовность обучающихся вступить в контакт, раскрыть свой потенциал в различных ситуациях общения на иностранном языке; Недостаточно разработанная база методов, приемов и упражнений, направленных на развитие способностей к общению обучающихся на иностранном языке Психологические средства – это изначальные и прижизненно формирующиеся психические функции и образования, служащие организации оптимального поведения по осуществлению потребностей, желаний и целей личности живого существа. Психологические средства включают в себя сознание; познавательные процессы и образования; психомоторные процессы и схемы действий; речь – процессы ее восприятия и артикуляции. Сквозь призму названных психических процессов покажем взаимосвязь этих понятий с процессом изучения иностранного языка и определим роль этих понятий как психологических средств развития коммуникативных способностей в процессе изучения иностранного языка.
Коммуникация (общение) – это процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Вне коммуникации невозможна человеческая деятельность. Согласно одной из точек зрения, коммуникация имеет структуру, где находятся компоненты: коммуникативный (обмен информацией между общающимися индивидами); интерактивный (организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями); перцептивный (процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания). Согласно второй точке зрения, в структуре коммуникации (общения) выделяют: информационно-коммуникативный (приём и передача информации); регуляционно-коммуникативный (взаимокорректировка действий в совместной деятельности); аффективно-коммуникативный блоки. В нашем исследовании мы придерживаемся первой точки зрения. Обратимся к познавательным процессам как к средствам развития коммуникации. Познавательные процессы – это процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Познавательные процессы (ощущение; восприятие; мышление; внимание; память; воображение; речь) как психологические средства для развития коммуникации очень важны в том смысле, что данные процессы находятся во взаимосвязи с развитием речи и, прежде всего, речи на иностранном языке. Рассматривая каждый познавательный процесс отдельно и в совокупности с выделенной нами структурой коммуникации (общения),
можно сказать, что каждый из них играет важную роль в развитии коммуникации посредством речи на иностранном языке. Так, к коммуникативной стороне общения можно отнести мышление, внимание, память, речь и воображение. Именно развитие этих познавательных процессов направлено на то, чтобы четко излагать мысли, анализировать высказывания собеседника и аргументировать свою точку зрения. К перцептивной стороне общения можно отнести такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, внимание, память. Именно эти процессы развивают умение человека осознанно сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, понять его чувства и переживания. К интерактивной стороне общения, то есть к умению взаимодействовать с другими людьми в процессе коммуникации, относятся все познавательные процессы, так как к интерактивной аспекту коммуникации относятся такие умения как соотношение рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях. Таким образом, все отмеченное нами по поводу познавательных процессов как психологического средства развития коммуникации может относиться и к коммуникации на иностранном языке. Можно прийти к выводу, что познавательные процессы, являясь психологическим средством развития коммуникации, влияют и на развитие коммуникации на иностранном языке.
Ещё одним из видов психологических средств является речь. Речь на иностранном языке предполагает формирование новой языковой картины мира, нешаблонное восприятие иных речевых моделей и образцов поведения. Можно прийти к выводу, что в данном аспекте речь на иностранном языке развивает не только познавательные процессы, но и навыки коммуникации. Речь на иностранном языке, являясь психологическим средством, развивает навыки выражения своих чувств, мыслей и переживаний вербальными средствами. В данном аспекте задействуется группа механизмов, связанных с построением грамматической структуры высказывания, поиском нужных слов по семантическим признакам, выбором определённой звуковой (при устной речи) или графической системы (при письменной речи). Таким образом, задействуется и развивается коммуникативная сторона общения, которая предполагает не только общение между людьми, но и умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания. Во взаимосвязи с коммуникацией (общением) это значит, что в процессе использования иностранной речи (в любом из её видов деятельности), развивается перцептивная сторона общения. Человек, который является субъектом коммуникативной деятельности, развивает свои эмпатические умения: сопереживание, умение выслушать, понять, оценить эмоциональное состояние собеседника и т.д. Третья сторона общения – интерактивная развивается посредством речи на иностранном языке, так как субъект коммуникативной деятельности часто нуждается в том, чтобы установить и наладить контакт с собеседником, взаимодействовать с ним в различных ситуациях общения. Результативность
общения в данном интерактивном аспекте коммуникации во многом определяется вербальными и невербальными способностями субъекта, его активностью в процессе коммуникативной деятельности. Успешность общения на иностранном языке в интерактивном аспекте общения, таким образом, связана с необходимым наличием словарного запаса, социокультурных знаний и общего кругозора человека.


В раздел образования