Напоминание

2 класс.Литературное чтение.Л.Н. Толстой "Стрекоза и Муравей"


Автор: Савицкая Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Ракитовская СОШ"
Населённый пункт: Алтайский край Михайловский район
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: 2 класс.Литературное чтение.Л.Н. Толстой "Стрекоза и Муравей"
Раздел: начальное образование





Назад





Технологическая карта демонстрационного урока

Литературное чтение во 2 классе по теме

И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Составитель: Савицкая Т. Н.


Цель
: Формирование восприятия басни как особого литературного жанра с ярко выраженной спецификой художественного видения её автором явлений реальной действительности.
Задачи:
- Выделить важнейшие характеристики басни, доступные для восприятия младших школьников, вызвать желание читать басни. - Продолжить развитие общего и литературного образования обучающихся через чтение басен. - Продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление сходства и отличия басен и сказок. - Продолжить развитие культуры речи. - Продолжить воспитание сотрудничества.
Планируемые результаты:

Личностные;

-
Проявление творческого отношения к процессу обучения.
-
Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев басни.
Познавательные;
-Умение находить сходство и различие между героями басни. -Умение перерабатывать и обобщать информацию, полученную из разных источников. -Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - Умение давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Регулятивные;
-Умение ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику и того, что ещё неизвестно. -Умение составлять совместно с учителем план действий.
-Умение контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.
Коммуникативные;
-Умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание. -Умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнение других.
Предметные;
-Умение правильно, осознанно, выразительно читать, читать по ролям. -Умение различать речь автора и героев басни. -Умение использовать в рассуждении термины «басня», «мораль басни», «автор». -Умение выделять признаки басни, сравнивать басню со сказкой.
Оборудование:
Портрет И.А.Крылова, выставка книг баснописца, серия иллюстраций к басни, компьютер, мультимедийный проектор.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД I. А к т у а л и з а ц и я знаний учащихся. -Эмоциональный настрой. -Артикуляционная гимнастика. -Здравствуйте, ребята! К нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем (поворачиваются к гостям). Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души самыми прекрасными чувствами. Начнём урок со звуковой разминки Изобразите звуками как: - шипит воздух, когда выходит из лопнувшего шарика (ш-ш-ш); - жужжит жук (ж-ж-ж); - стрекочут кузнечики (ч-ч-ч); - шипит разогретое на сковороде масло (щ-щ-щ). Д е т и п р о и з н о с я т з ву к и , от в еч а ют н а вопросы.Произнесённые вами звуки гласные или согласные? - Согласные. - Почему? Умение со стороны учащихся зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в р е ч и , с а м о с т о я т е л ь н о сформулировать тему урока. Дети произносят з ву к и , ч и т а ю т ч и с т о г о в о р к у, о т р а б а т ы в а я у м е н и я произносить шипящие звуки Личностные: проявление интереса к жанру басни. Регулятивные: умение учиться работать п о п р е д л о ж е н н о м у у ч и т е л е м п л а н у , проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: у м е н и е у ч и т ь с я перерабатывать полученную информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: у м е н и е у ч и т ь с я оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения.
-При произношении звуков выдыхаемый воздух встречает преграду. - Что ещё можете сказать об этих звуках? -Эти звуки шипящие. - Прочитаем чистоговорки с этими звуками. (Дети читают чистоговорки, отрабатывая умение правильно произносить шипящие звуки.) -Жа-жа-жа-есть иголки у ежа. -Ши-ши-ши-сидят дома малыши. - Чу-чу-чу-молоточком я стучу. - Ща-ща-ща-я поймал леща. -Что мы сейчас с вами сделали? - С какой целью? ( Оцените свою работу. Учитель выбирает способ подстановки темы, проблемы урока. Организовывает подготовку учащихся к чтению басни, прогнозирование его содержания и тематической эмоциональности в соответствии с возрастом учащегося. Принятие целей у р о к а , готовно сть к чтению и обсуждению басни. Дети обсуждают вопросы учителя, высказывают возможные ответы. Учатся работать по п р а ву, п р е д л о ж е н н о м у учителем. -Выполняли разминку. -Чтобы легче было читать на уроке. Отрабатывали правильное произношение звуков. -Д е т и о це нива ют с в о ю р а б о т у с п о м о щ ь ю смайликов.
- Ребята, тему урока мы определим вместе с вами. (На экране фотография памятника И.А.Крылову). – Посмотрите на памятник человеку, очень известному в русской литературе. Памятник находится в Летнем саду в Санкт-Петербурге, на детской площадке. Статуя высокая – 3 метра, а пьедестал не велик. С четырех сторон на нем размещены бронзовые фигуры различных животных. Как вы думаете, кто этот человек? Почему скульптор изобразил его в окружении животных? - О чем же говорят его звери? Что скрыто за ними? - На эти вопросы мы будем находить ответы, читая басню «Стрекоза и Муравей». - Скажите ребята, в каких еще произведениях героями являются животные? - Произведения этих жанров так не похожи друг на друга. Любой грамотный читатель должен уметь отличить их. -Вспомните,что такое басня? С какой целью Умение со стороны учащихся зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в р е ч и , с а м о с т о я т е л ь н о сформулировать тему урока. - Рассматривая бронзовый зве р и н е ц , д е т и у з н а ю т баснописца И.А. Крылова, вс п омн а ют зн а комы е с детства басни. -Ответы детей. Басня содержит мораль. Автор высмеивает пороки людей .
2. Целеполагание. Постановка учебной задачи. Работа в группе. пишет её автор? -Сейчас вы сами определите тему нашего урока. Но для этого нужно будет выполнить ряд заданий. 1 группа. Здесь зашифрованы загадочные животные. Расшифруйте их названия: А Р Т О К Е З С В А Й Р У Е М 2 группа.- Дети соедините карточки попарно. Карточка, которая останется одна будет сегодняшней нашей темой урока. Лев и медведь Звери Воробей и голубь Птицы Окунь и карась Рыбы Стрекоза и муравей Дети делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание. Дети отгадывают слова, получается «Стрекоза и муравей». К а р т о ч к а « С т р е ко з а и муравей» останется одна. РУУД: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. Осуществлять пошаговый контроль.
3 группа. Карточка: Ребята, внимательно прочитайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать. Две горошины – глаза, Ножки-грабелькой, Хвостик -сабелькой, Крылья-бантиком. В лесу у пня беготня, суетня, Народ рабочий весь день хлопочет, Себе дом строит. (Муравьи) (Стрекоза) -Кто назовёт тему урока? - Оцени себя. Стрекоза и муравей» Дети оценивают себя.
3.Изучение нового С л у ш а ю т б а с н ю в Личностные: 3.Создание проблемной ситуации. -Первичное восприятие текста. -Формулирование проблемы. - Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни? о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д., о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д. -Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист театра и кино -Каковы ваши впечатления от прослушанной басни? – Понравилась ли вам басня? - В о в с е м л и с о в п а л и н а ш и предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко). -Значит, мы с вами ошиблись и в этой Дети слушают аудиозапись. Выслушиваются р а з н ы е мнения детей. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог
басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)
Затруднение:
-Давайте попробуем в этом разобраться?
-
Прочтите басню вполголоса самостоятельно. - Как жила Стрекоза летом? Прочитайте. - Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы? - К кому пошла Стрекоза за помощью? - С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью?( Пустить к себе перезимовать.) - Выполнил ли Муравей п р о с ь бу Стрекозы? (Нет.) (Жестокость или справедливость) - Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему? - В чём смысл басни? (Нужно готовиться к зиме заранее. Нужно не только веселиться, но и работать. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.) «жужжащее» чтение басни Дети высказывают своё мнение.
4.Физминутка. 5.Закрепление. -Работа в группах. -Оцените свою работу
Фонограмма “Звуки леса”.

Игра: “Что я делаю, скажи, точно

также покажи ”.
Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась, Раз – росой умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела, У реки остановилась, Над водою закружилась. - О б ъ е д и н и т е с ь в г р у п п ы . – Установите последовательность иллюстраций и подберите фрагменты из басни. -Оцените работу других групп. Оценивают себя с помощью смайликов. Дети выполняют движения под музыку. Оценивают с п ом о щ ь ю смайликов. КУУД: Контролировать действия партнера.
-Словарная работа. -Работа в парах. - Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни? - Значение непонятных слов, выражений. - Назовите главных героев басни. - Подберите характеристики для наших героев. (1вариан- охарактеризует Стрекозу, 2 вариант- Муравья:) Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливый, жадный, ленивый, беспечный, не с ерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. (слова для справок напечатаны на карточках (на каждую парту).
-
Проверим вашу работу. – Что вы можете сказать о Муравье? Охарактеризуйте его. У ч а щ и е с я д а ю т характеристику героям басни. Дети защищают свои ответы. Л контроль в форме с л и ч е н и я с п о с о б а действия и его результата
Чтение по ролям. -Творческое задание. – Какой представляете Стрекозу? – Жалко ли вам Стрекозу? – Правильно ли поступил Муравей? - Кто из них вам понравился больше? Почему? -Оцените свою работу. Учитель задает вопросы. - Сколько действующих лиц в басне
?

-
Найди слова автора, прочитай их. -Найди слова Стрекозы, прочитай их. -Найди слова Муравья, прочитай их
.

-
Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы всем было понятно, что хотел сказать автор? Дается задание. Придумать окончание басни. -Представьте, если бы Муравей пустил бы Стрекозу перезимовать. -Как она жила бы? Чтение по ролям. КУУД: Контролировать действия Р Использование знаний в новых условиях
6.Домашнее задание. 7..Организация оценочной деятельности. 8.Рефлексия. -Что делала? Выучить басню наизусть. По желанию детей: 1. прочитать другие басни И.А. Крылова. 2. найти интересные библиографические данные о И.А. Крылове. – С каким произведением мы сегодня познакомились? – Кто написал эту басню? – Чем мы занимались сегодня на уроке? – Какое задание вам понравилось больше? –
Как вы оцениваете свою работу на

уроке?
– Что нового и интересного открыли вы для себя на этом уроке? – Кто из героев басни вам понравился больше? – Пригодятся ли в жизни вам знания басен Оценивают свою работу с помощью смайликов.
Крылова? Где? – Чему научила вас эта басня?


В раздел образования