2 класс.Литературное чтение.Л.Н. Толстой "Стрекоза и Муравей"
Автор: Савицкая Татьяна Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Ракитовская СОШ" Населённый пункт: Алтайский край Михайловский район Наименование материала: технологическая карта урока Тема: 2 класс.Литературное чтение.Л.Н. Толстой "Стрекоза и Муравей" Раздел: начальное образование
Цель :
Формирование восприятия басни как особого литературного жанра с ярко выраженной спецификой художественного
видения её автором явлений реальной действительности.
Задачи:
-
Выделить важнейшие характеристики басни, доступные для восприятия младших школьников, вызвать желание
читать басни.
-
Продолжить развитие общего и литературного образования обучающихся через чтение басен.
-
Продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление сходства
и отличия басен и сказок.
-
Продолжить развитие культуры речи.
-
Продолжить воспитание сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные;
-
Проявление творческого отношения к процессу обучения.
-
Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев басни.
Познавательные;
-Умение находить сходство и различие между героями басни.
-Умение перерабатывать и обобщать информацию, полученную из разных источников.
-Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Умение давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Регулятивные;
-Умение ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику и того, что ещё неизвестно.
-Умение составлять совместно с учителем план действий.
-Умение контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.
Коммуникативные;
-Умение
оформлять
свою
мысль
в
устной
речи,
высказывать
свою
точку
зрения,
грамотно
формулировать
высказывание.
-Умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим
ход своей работы и её результат, слушать мнение других.
Предметные;
-Умение правильно, осознанно, выразительно читать, читать по ролям.
-Умение различать речь автора и героев басни.
-Умение использовать в рассуждении термины «басня», «мораль басни», «автор».
-Умение выделять признаки басни, сравнивать басню со сказкой.
Оборудование:
Портрет И.А.Крылова, выставка книг баснописца, серия иллюстраций к басни, компьютер, мультимедийный проектор.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I.
А к т у а л и з а ц и я
знаний учащихся.
-Эмоциональный
настрой.
-Артикуляционная
гимнастика.
-Здравствуйте, ребята! К нам на урок пришли
гости. Давайте их поприветствуем
(поворачиваются к гостям).
Пусть этот урок принесет нам радость общения
и наполнит наши души самыми прекрасными
чувствами.
Начнём урок со звуковой разминки
Изобразите звуками как:
- шипит воздух, когда выходит из лопнувшего
шарика
(ш-ш-ш);
- жужжит жук (ж-ж-ж);
- стрекочут кузнечики (ч-ч-ч);
- шипит разогретое на сковороде масло (щ-щ-щ).
Д е т и
п р о и з н о с я т
з ву к и ,
от в еч а ют
н а
вопросы.Произнесённые вами звуки гласные или
согласные?
- Согласные.
- Почему?
Умение со стороны учащихся
зафиксировать
затруднение
или удивление, выразить их в
р е ч и ,
с а м о с т о я т е л ь н о
сформулировать тему урока.
Дети
произносят
з ву к и ,
ч и т а ю т
ч и с т о г о в о р к у,
о т р а б а т ы в а я
у м е н и я
произносить шипящие звуки
Личностные:
проявление
интереса
к
жанру басни.
Регулятивные:
умение учиться работать
п о
п р е д л о ж е н н о м у
у ч и т е л е м
п л а н у ,
проговаривать
последовательность
действий на уроке.
Познавательные:
у м е н и е
у ч и т ь с я
перерабатывать
полученную
информацию
из
одной
формы в другую.
Коммуникативные:
у м е н и е
у ч и т ь с я
оформлять свою мысль в
устной речи, высказывать
свою точку зрения.
-При произношении звуков выдыхаемый воздух
встречает преграду.
- Что ещё можете сказать об этих звуках?
-Эти звуки шипящие.
- Прочитаем чистоговорки с этими звуками.
(Дети читают чистоговорки, отрабатывая умение
правильно произносить шипящие звуки.)
-Жа-жа-жа-есть иголки у ежа.
-Ши-ши-ши-сидят дома малыши.
- Чу-чу-чу-молоточком я стучу.
- Ща-ща-ща-я поймал леща.
-Что мы сейчас с вами сделали?
- С какой целью? (
Оцените свою работу.
Учитель
выбирает
способ
подстановки
темы,
проблемы
урока.
Организовывает
подготовку
учащихся к чтению басни, прогнозирование его
содержания и тематической эмоциональности в
соответствии с возрастом учащегося.
Принятие
целей
у р о к а ,
готовно сть
к
чтению
и
обсуждению
басни.
Дети
обсуждают вопросы учителя,
высказывают
возможные
ответы.
Учатся
работать
по
п р а ву,
п р е д л о ж е н н о м у
учителем.
-Выполняли разминку.
-Чтобы легче было читать на
уроке.
Отрабатывали
правильное
произношение звуков.
-Д е т и
о це нива ют
с в о ю
р а б о т у
с
п о м о щ ь ю
смайликов.
-
Ребята, тему
урока мы определим вместе с
вами.
(На
экране
фотография
памятника
И.А.Крылову).
–
Посмотрите
на
памятник
человеку,
очень
известному
в
русской
литературе.
Памятник
находится в Летнем саду в Санкт-Петербурге, на
детской площадке. Статуя высокая – 3 метра, а
пьедестал не велик. С четырех сторон на нем
размещены
бронзовые
фигуры
различных
животных.
Как вы думаете, кто этот человек?
Почему скульптор изобразил его в окружении
животных?
- О чем же говорят его звери? Что скрыто за
ними?
- На эти вопросы мы будем находить ответы,
читая басню «Стрекоза и Муравей».
- Скажите ребята, в каких еще
произведениях
героями являются животные?
- Произведения этих жанров так не похожи друг
на
друга.
Любой
грамотный
читатель
должен
уметь отличить их.
-Вспомните,что такое басня? С какой целью
Умение со стороны учащихся
зафиксировать
затруднение
или удивление, выразить их в
р е ч и ,
с а м о с т о я т е л ь н о
сформулировать тему урока.
-
Рассматривая
бронзовый
зве р и н е ц ,
д е т и
у з н а ю т
баснописца
И.А.
Крылова,
вс п омн а ют
зн а комы е
с
детства басни.
-Ответы детей.
Басня
содержит
мораль.
Автор
высмеивает
пороки
людей .
2. Целеполагание.
Постановка
учебной
задачи.
Работа в группе.
пишет её автор?
-Сейчас вы сами определите тему нашего урока.
Но для этого нужно будет выполнить ряд
заданий.
1 группа. Здесь зашифрованы загадочные
животные. Расшифруйте их названия:
А Р Т О К Е З С
В А Й Р У Е М
2 группа.- Дети соедините карточки попарно.
Карточка, которая останется одна будет
сегодняшней нашей темой урока.
Лев и медведь
Звери
Воробей и голубь
Птицы
Окунь и карась
Рыбы
Стрекоза и муравей
Дети
делятся
на
3
группы.
Каждая
группа
получает
задание.
Дети
отгадывают
слова,
получается
«Стрекоза
и
муравей».
К а р т о ч к а
« С т р е ко з а
и
муравей» останется одна.
РУУД:
Ставить учебную задачу
на основе соотнесения
того, что уже известно и
усвоено и того, что еще
неизвестно.
Осуществлять
пошаговый контроль.
3 группа. Карточка: Ребята, внимательно
прочитайте загадки и отгадайте название басни,
которую мы будем сегодня читать.
Две горошины – глаза,
Ножки-грабелькой,
Хвостик -сабелькой,
Крылья-бантиком.
В лесу у пня беготня, суетня,
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе дом строит.
(Муравьи)
(Стрекоза)
-Кто назовёт тему урока?
- Оцени себя.
Стрекоза и муравей»
Дети оценивают себя.
3.Изучение
нового
С л у ш а ю т
б а с н ю
в
Личностные:
3.Создание
проблемной
ситуации.
-Первичное
восприятие текста.
-Формулирование
проблемы.
-
Давайте
попробуем
предсказать,
какие
характеры будут у героев басни?
о
стрекозе:
красавица,
беззаботная,
легкомысленная, веселая и т.д.,
о муравье: труженик, коллективист, умный
и т.д.
-Давайте проверим наши предсказания и
прослушаем
текст
басни,
которую
исполнит артист театра и кино
-Каковы
ваши
впечатления
от
прослушанной
басни?
–
Понравилась ли вам басня?
-
В о
в с е м
л и
с о в п а л и
н а ш и
предположения?
Такой ли предстала перед нами стрекоза,
как
мы
видели
из
представления?
А
муравей?
(муравей
проявил
жестокость,
стрекоза выглядит жалко).
-Значит,
мы
с
вами
ошиблись
и
в
этой
Дети слушают аудиозапись.
Выслушиваются
р а з н ы е
мнения детей.
Коммуникативные:
Потребность в общении с
учителем. Умение
слушать и вступать в
диалог
басне Муравей – отрицательный герой и
симпатии
автора
на
стороне
стрекозы?
(разные мнения детей выслушиваются)
Затруднение:
-Давайте попробуем в этом разобраться?
-
Прочтите басню вполголоса самостоятельно.
- Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.
- Как изменилась жизнь стрекозы с
наступлением зимы?
- К кому пошла Стрекоза за помощью?
- С какой просьбой обратилась Стрекоза к
Муравью?( Пустить к себе перезимовать.)
-
Выполнил
ли
Муравей
п р о с ь бу
Стрекозы? (Нет.)
(Жестокость или справедливость)
- Как бы вы поступили на месте Муравья?
Почему?
- В чём смысл басни?
(Нужно готовиться к зиме заранее. Нужно
не только веселиться, но и работать.
Люди иногда поступают так же бездумно,
как и Стрекоза в этой басне.)
«жужжащее» чтение басни
Дети
высказывают
своё
мнение.
4.Физминутка.
5.Закрепление.
-Работа в группах.
-Оцените свою работу
Фонограмма “Звуки леса”.
Игра: “Что я делаю, скажи, точно
также покажи ”.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
- О б ъ е д и н и т е с ь
в
г р у п п ы .
–
Установите
последовательность
иллюстраций и подберите фрагменты из
басни.
-Оцените работу других групп.
Оценивают себя с помощью
смайликов.
Дети
выполняют
движения
под музыку.
Оценивают
с
п ом о щ ь ю
смайликов.
КУУД:
Контролировать действия
партнера.
-Словарная работа.
-Работа в парах.
- Что необходимо выяснить для успешного
усвоения содержания басни?
- Значение непонятных слов, выражений.
- Назовите главных героев басни.
-
Подберите
характеристики
для
наших
героев.
(1вариан-
охарактеризует
Стрекозу,
2
вариант- Муравья:)
Слова
для
справок:
трудолюбивый,
весёлый,
злой,
справедливый,
жадный,
ленивый,
беспечный,
не с ерьёзный,
бесшабашный, хитрый, запасливый. (слова
для справок напечатаны на карточках (на
каждую парту).
- Проверим вашу работу.
–
Что вы можете сказать о Муравье?
Охарактеризуйте его.
У ч а щ и е с я
д а ю т
характеристику
героям
басни.
Дети
защищают
свои
ответы.
Л контроль в форме
с л и ч е н и я
с п о с о б а
действия и его результата
Чтение по ролям.
-Творческое задание.
– Какой представляете Стрекозу?
– Жалко ли вам Стрекозу?
– Правильно ли поступил Муравей?
-
Кто
из
них
вам
понравился
больше?
Почему?
-Оцените свою работу.
Учитель задает вопросы.
- Сколько действующих лиц в басне ?
- Найди слова автора, прочитай их.
-Найди слова Стрекозы, прочитай их.
-Найди слова Муравья, прочитай их .
- Как надо читать слова Стрекозы и
Муравья, чтобы всем было понятно, что
хотел сказать автор?
Дается задание.
Придумать окончание басни.
-Представьте, если бы Муравей пустил бы
Стрекозу перезимовать.
-Как она жила бы?
Чтение по ролям.
КУУД:
Контролировать действия
Р Использование знаний
в новых условиях
6.Домашнее задание.
7..Организация
оценочной
деятельности.
8.Рефлексия.
-Что делала?
Выучить басню наизусть.
По желанию детей:
1. прочитать другие басни И.А. Крылова.
2. найти интересные библиографические
данные о И.А. Крылове.
– С каким произведением мы сегодня
познакомились?
– Кто написал эту басню?
– Чем мы занимались сегодня на уроке?
– Какое задание вам понравилось больше?
– Как вы оцениваете свою работу на
уроке?
–
Что нового и интересного открыли вы для себя
на этом уроке?
–
Кто из героев басни вам понравился больше?
–
Пригодятся ли в жизни вам знания басен
Оценивают свою работу с
помощью смайликов.
Крылова? Где?
–
Чему научила вас эта басня?