Автор: Савицкая Татьяна Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Ракитовская СОШ" Населённый пункт: Алтайский край Михайловский район Наименование материала: технологическая карта урока Тема: 2 класс. Родственные слова. Раздел: начальное образование
Цели урока : Познакомить с понятием родственные слова; с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять
словарный запас учащихся
Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.
Планируемые результаты:
Универсальные учебные действия
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено
учащимся,
и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного
отношения к учению.
Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталонно
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы: словесный, игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод
взаимодействия и самоконтроля.
Приемы: рассуждение
Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.
Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения
Этапы урока
Содержание
Деятельность
учащихся
Деятельность
учителя
УУД
(метапредметные
результаты)
1
Организационный
момент
Мотивационный
- Здравствуйте, ребята!
Ну - ка, проверим, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Мотивация на
урок.
Мотивация на
урок.
Подготовка
учащихся к
работе,
эмоциональный
настрой.
РУУД
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения к
- Я улыбнусь вам , а вы мне, я помогу
вам, а вы поможете мне?
Пожелаю вам удачи-
За работу, в добрый час.
Откройте тетради и запишите число,
классная работа.
учению
2 Актуализация
знаний.
Минутка
чистописания.
Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Букву к букве по линейке
Аккуратно вывожу.
Вм он ля ле (анализ ошибок)
Выполняют
задание.
Самооценка.
Предлагает
задания.
Включает
у ч а щ и х с я
в
контрольно-
оценочную
деятельность.
Учить
правильному
соединению
букв, устранение
ошибок
Л контроль в
форме сличения
способа действия
и его результата
написания.
3 Целеполагание.
Постановка
учебной задачи
Актуализация
знаний.
Повторение
На поляне знаний стоят два домика.
Что вас ждет в каждом из домиков?
В какой
домик
вы
хотели
бы
заглянуть? Почему?
Большинство из вас выбрали домик, в
котором будет что-то новое,
незнакомое.
- Каждый ученик заходя в этот домик
должен:
1 Понять, что неизвестно.
2 Самим построить способ
действия.
В первом домике всё ,что нам
известно о слове.
- Что такое слово?
- Что в слове главное?
В одном, то, что
нам знакомо, в
другом, то, что
нам неизвестно.
2-ой домик.
Интереснее, там,
где еще
незнакомо.
Единица речи
Предлагает
задания.
Учит ставить
учебную задачу
на основе
соотнесения
того, что уже
известно и
усвоено и того,
что еще
неизвестно.
Предлагает
задания
РУУД Осознанное
и произвольное
построение
речевого
высказывания в
устной форме.
пройденного.
Яблоко (Г.Сапгир)
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только Конь сказал,
Что низко,
А мышонок -
Высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко.
А Теленок озабочен,
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыпленок - тем
Что очень
Велико и тяжело.
А Котенку все равно:
-Кислое - зачем оно?
-Что вы?-
Шепчет Червячок, -
Сладкий у него бочок.
Назовите из стихотворения слова
антонимы:
Лексическое
значение
Высоко – низко
Близко – далеко
РУУД:
Ставить учебную
задачу на основе
соотнесения того,
что уже известно и
усвоено и того, что
еще неизвестно.
Осуществлять
пошаговый
контроль.
Велико – мало
Сладкое – кислое
Словарная работа
- С какими словами из словаря
встретились?
Вдруг ветер – озорник пробежал по
верхушкам деревьев. И посмотрите,
что он сделал. В словарных словах
все гласные буквы унёс с собой.
- Запишите, поставьте знак ударения и
Ябл…к.., в…р…
бей.
Предлагает
задания
Л контроль в
форме сличения
способа действия
и его результата
вставить пропущенные безударные
гласные.
Физминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре тихо села.
Отдыхают,
настраиваются на
предстоящую
работу.
Оздоровительная
, дать
возможность
детям отдохнуть,
настроится на
предстоящую
работу.
Самоопределение
к деятельности
Изучение нового
материала
Давайте заглянём в другой домик. В
нём то, что нам незнакомо.
Каждый ученик заходя в этот домик
должен:
1 Понять, что неизвестно.
2 Самим построить способ
действия.
Прослушайте текст и попытайтесь
сформулировать тему урока.
Принимает
ответы и
подводит к
выделения
признаков
родственных
слов
ПУУД:
Осуществлять
анализ объектов с
выделением
существенных и
несущественных
признаков.
Коммуникативные:
Потребность в
общении с
учителем. Умение
слушать и вступать
в диалог
(Учитель читает текст)
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята.
Навстречу им ползет гусеница.
- О! Здравствуйте! Вы кто?
- Я гусь, это гусыня, а это наши
гусята. А вы кто?
А я ваша родственница – гусеница.
-Ребята, кого называют
родственниками? Родственники – это
родные люди, у них есть много
общего: общие родители, бабушки,
дедушки. Они часто похожи внешне.
-Ребята, а как вы думаете права ли
гусеница, которая считает себя
родственницей гусей? Почему?
Среди слов тоже есть родственники.
Кто назовёт тему урока?
Что вы бы хотели узнать о
родственных словах?
Тех, кто живет
вместе, одна
семья.
Нет. Гусь- ….,
гусеница –…..
Родственные
слова.
1.Познакомиться с
родственными
словами.
Осуществлять
синтез как
составление
целого из частей.
Выявим признаки родственных слов.
Что в них интересного?
– Ребята, давайте составим сейчас
памятку, с помощью которой вы
сможете определить родственные
слова.
2.Узнать каковы
их признаки?
3.Находить
родственные
слова в тексте и
среди других слов.
4.Подбирать
родственные
слова к данному
слову и выделять
корень.
Близки по смыслу.
Одинаковая часть.
Близки по смыслу.
Одинаковая часть.
Вывод: Родственные слова -слова
близкие по смыслу и имеют
одинаковая часть.
Пр с 58
Обобщают
полученные
знания
Физминутка
Игра «Лишнее
слово»
Если родственные слова –
хлопните, если нет – топните.
Лиса, лисица, лист.
Сыр, сырость, сырок.
Лес , лесник, лестница, лесной.
Отдыхают,
настраиваются на
предстоящую
работу.
Оздоровительная
Дать
возможность
детям отдохнуть,
настроится на
предстоящую
работу.
Р Использование
знаний в новых
условиях
Самостоятельная
работа
Найти родственные слова.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
Почему?
Ёж, ёжик, ежиха,
ежата
Ёж, ёжик, ежиха,
ежата – животные
Ежевика – ягода.
Включает
у ч а щ и х с я
в
контрольно-
оценочную
деятельность.
Предлагает
задания,
помогает сделать
вывод.
Л контроль в
форме сличения
способа действия
и его результата
Коммуникативные:
Потребность в
общении с
учителем. Умение
слушать и вступать
в диалог
Работа в паре
Воспитательный
момент
К слову гриб подберите родственные
слова
Виды грибов, их польза, правила
Гриб, грибница,
грибник, грибок,
грибной
Наблюдает за
работой групп,
организует
КУУД:
Контролировать
действия партнера.
сбора
- Какие бывают грибы?
- Какие грибы съедобные?
Несъедобные?
- Какую пользу приносят грибы?
- Как правильно собирать грибы?
общеклассную
дискуссию,
помогает
заметить границу
между знанием и
незнанием.
Предлагает
задания,
помогает сделать
вывод.
Самостоятельная
работа
Выборочное
письмо
Упр 83
Выполняют
задание
Включает
у ч а щ и х с я
в
контрольно-
оценочную
деятельность.
КУУД:
Контролировать
действия партнера.
Тест
1 Проведи стрелку к признакам
родственных слов.
2 Подчеркни родственные слова
3 Верно ли утверждение, что это
родственные слова:
Летчик – пилот родственные
Выполняют
задание
Включает
у ч а щ и х с я
в
контрольно-
оценочную
деятельность.
Предлагает
задания,
помогает сделать
вывод.
КУУД:
Контролировать
действия
Р Использование
знаний в новых
условиях
Итог урока
Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
– Кому было интересно?
Подводят итог
Включает
у ч а щ и х с я
в
контрольно-
оценочную
КУУД:
Контролировать
действия
– За что ты можешь себя похвалить?
(Помогал товарищу!)
деятельность.
Д / З
Учитель ненавязчиво ошибается
назвав родственные слова
однокоренными, детям предлагается
подумать ошибся учитель или нет,
свои предположения приготовить к
следующему уроку.
Дает дом задание
Включает
у ч а щ и х с я
в
контрольно-
оценочную
деятельность
своих
возможностей,
привитие
желания
с п р а в и т ь с я
с
более
т рудной
задачей.
КУУД:
Контролировать
действия