Автор: Ускова Татьяна Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат № 71 г.о. Самара Населённый пункт: Самара Наименование материала: Конспект Тема: Зимние забавы детей Раздел: начальное образование
«Школа-интернат №71 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
г.о. Самара»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
2 класс
Тема: «Зимние забавы детей».
Учитель: Ускова Т.В.
2016/2017 у. г.
Тема: Зимние забавы детей.
Цель: Обобщение и систематизация знания детей по теме.
Задачи:
1)
Коррекционно-образовательные:
Закрепление умения называть существенные признаки зимы;
Закрепление представления детей о зимних играх;
Создание условий для речевого общения учащихся;
Формирование умения произносить четко звуки в словах;
Закрепление умения дифференцировать цвета (белый, синий, зелёный);
Закрепление умения выполнять действия, соотнося их со словами.
2) Коррекционно-развивающие:
Развитие зрительного, слухового внимания. (концентрация, переключение);
Развитие зрительной, слуховой памяти (долговременной, кратковременной);
Развитие мыслительных операций (анализ, синтез);
Развитие слухового восприятия.
3) Коррекционно-воспитательные:
Воспитание умения правильно сидеть на своем рабочем месте;
Воспитание умения не перебивать, отвечать после того как учитель дал
разрешение.
I.
Организационная часть
Здравствуйте, ребята!
Начинаем наш урок. Прошу всех садиться.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Ребята, отгадайте загадку.
После осени пришла.
И сугробы намела...(зима)
Зима- это что? (зима – это время года)
Сколько всего времен года? (четыре)
А теперь назовите все четыре времени года. (зима, весна, лето, осень)
На каком уроке мы говорим о временах года? (на уроке развития речи)
Какой у нас сейчас урок? (Сейчас урок развития речи)
Чему учимся на уроке развития речи? (На уроке развития речи мы учимся правильно
говорить).
Игра «4 лишний».
Посмотрите внимательно на доску. Выберите картинку, которая соответствует времени
года, которое сейчас идет.
(выбирают картинку с изображением зимы)
Почему вы выбрали эту картинку?
(потому что на картинке снег, деревья стоят голые - это признаки зимы)
Повторяем приметы зимы.
(Стало холодно, деревья потеряли свой наряд, идёт снег, небо чаще покрыто
облаками, дни становятся короче, а ночи длиннее).
Соберите на парте слово «Зи-ма».
II.Основная часть.
Сегодня мы будем много говорить, а для этого подготовим наши губы и язык к работе.
1.Артикуляционная гимнастика
1)
«Улыбка-трубочка» (улыбнуться, так чтобы были видны зубки (5 сек.), затем
вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой» (5 сек.);
2)
«Лопаточка» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить край языка на нижнюю губу (5
сек.);
3)
«Часики» (Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык вперед и передвигать его
вправо, потом влево. Передвигаем язык так, чтобы он не касался нижней губы.
Челюсть неподвижна).
2.Развитие речевого дыхания и голоса.
А теперь сделаем дыхательную гимнастику.
Представим, что мы в зимнем лесу. Давайте подышим свежим воздухом. Делаем
глубокий вдох и выдох. (Несколько раз).
Упражнение "Греем ручки".
Быстро тереть ладони одна о другую, а затем поднести их к лицу и подышать на ладони
со звуком "Х".
- Согрелись ручки?
Упражнение "Ветерок".
Поднести ладонь к губам, и, широко улыбнувшись, длительно произнести звук "С"
(ладонь ощутит холодную струю воздуха).
Упражнение " Вьюга ".
Вьюга воет: «З-з-з-з-з» (с усилением звука)
Застонал лес от вьюги: «В-в-в-в-в-в»
Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м»
Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш»
Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с» (с ослаблением звука)
3.Чистоговорка про зиму.
- Ребята, а теперь давайте хором повторим чистоговорку о зиме.
Ма – ма – ма – наступила зима.
Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.
Ме – ме – ме – готовы мы к зиме.
Итак, какое сейчас время года? (зима)
Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, какой месяц сейчас идёт.
Все подарки получают!
Он любимый! И не зря -
Ну, а что еще бывает
Веселее … (Января)
А какие еще зимние месяцы вы знаете?
Какой же первый зимний месяц? (Декабрь.)
Какой второй зимний месяц? (Январь.)
Какой месяц заканчивает зиму? (Февраль.)
Давайте назовем сегодняшнее число, месяц и день недели.
(26 января, вторник)
4.Введение в тему.
Ребята, к нам пришёл гость. Отгадайте, кто это?
Меня не растили –
Из снега слепили.
И вставили ловко
Мне в носик морковку.
(снеговик)
– Как догадались, что это снеговик? (слепили из снега, нос-морковка)
– За каждый правильный ответ я буду давать вам вот такие жетоны со снеговиком.
– Давайте поиграем со словом “снеговик”.
Игра называется “Закончи предложение”.
Мы решили слепить….(снеговика).
Мы приделали нос морковку нашему…. (снеговику).
Мы показали соседям нашего….(снеговика).
Мы играли со …(снеговиком).
Мы всем рассказали о….(снеговике).
– Молодцы, ребята, вы правильно использовали слово “снеговик”.
5. Определение темы урока.
Словарная работа.
Послушайте стихотворение.
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы.
Мы любим забавы холодной поры.
Как вы понимаете слово “забавы” (это игры, развлечения).
А как вы понимаете выражение “холодная пора? (когда на улице холодно)
В какое время года мы едем на лыжах, мчимся с горы? (зимой)
Значит это стихотворение о зимних играх и развлечениях.
Работа с плакатом «Зимние забавы».
Посмотрите, пожалуйста, на плакат, и скажите, какие игры – забавы, связанные со снегом
вы знаете? (Играть в снежки, лепить снеговиков, строить снежные крепости, горки).
А на чем мы можем кататься зимой? (кататься на лыжах, коньках, санках)
- Поднимите руки, кто катался на лыжах, санках, коньках?
Сейчас мы это проверим, проведём шуточную физкультминутку.
Физ.минутка.
Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
(дети изображают ходьбу на лыжах)
А потом – на коньках,
(изображают бег на коньках)
Но упали мы. Ах!
(падают)
А потом снежки лепили,
(стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями)
А потом снежки катили,
(катят воображаемый комок)
А потом без сил упали
(падают)
И домой мы побежали.
(бегут на месте)
Отдохнули. Тихо сели.
4. Сообщение темы урока.
- Ребята, вы поняли, о чём пойдёт речь на уроке?
- Тема нашего урока сегодня: «Зимние забавы детей».
- Сегодня мы будем говорить о погоде зимой и зимних забавах детей. И вы покажете свои
знания.
Наш весёлый снеговик зовёт нас на прогулку. Но сначала нам придётся выполнить
следующее задание.
Посмотрите на картинки и скажите, что нам необходимо для прогулки
Игра «Четвертый лишний».
Ребята, сейчас я посмотрю, какие вы внимательные, поиграем в игру «Четвертый
лишний». Вы помните, что три картинки можно объединить в одну группу, а одна
картинка будет лишней. Посмотрите на экран. Какая картинка лишняя?»
Санки, зонтик, лыжи, коньки.
Почему именно зонтик лишний? Правильно, потому что он нам нужен осенью, а все
остальное - зимой. Зимних предметов много, а осенний – один.
Платье, сандали, валенки, панама.
Почему валенки лишние? Потому что их мы носим зимой, а все остальное – летом.
Летних вещей много, а зимние валенки – одни. Они нам скоро пригодятся и поэтому мы
их оставляем».
Снеговик, вам приготовил задания.
Сюжетная картинка о снеговике.
– Кто нарисован на картине? (на картинке нарисован снеговик)
– Что делают дети?(лепят снеговика)
– Какой получился снеговик? (большой, снежный, красивый)
– Кто прилетел посмотреть на снеговика? (ворона)
Отгадайте загадку.
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставим две ноги
И по большим снегам беги.
– Правильно, это лыжи.
– Посмотрите на эту картину.
– Кто нарисован на картине?
– Как одеты ребята?
– Что делают ребята?
Ребята надели спортивную одежду, чтобы удобно было кататься на лыжах.
Есть, ребята, у меня
Два конечка, два конька.
Спят все лето напролет.
Любят кони только лед.
– Посмотрите на большую картину.
– Кого вы видите на картине?
– Как одеты ребята?
– Что делают дети?
– Чтобы кататься на коньках, нужна специальная площадка. Чем должна быть покрыта
эта площадка?
– Кого вы видите на этой картине?
– Как одеты мальчики?
– Как называется игра, в которую играют мальчики?
– Что у мальчиков в руках?
– Кто стоит на воротах?
– Зачем нужен вратарь?
А на горку всегда
Сам пешком я хожу.
И коня своего
За веревку вожу.
– Посмотрите на картину.
– Что делают ребята?
– С горы на санках надо осторожно кататься, чтобы не упасть, как эта девочка и ничего
себе не повредить.
– Сегодня мы с вами познакомились с зимними играми и развлечениями. Посмотрите в
окно. Как много на улице снега. Снег лежит на земле, на деревьях, на крышах домов.
Коллективное составление рассказа.
– Ребята, посмотрите, сколько у нас картин о зимних забавах. Получилась картинная
галерея. В настоящей картинной галерее висит много картин на стенах, у нас маленькая
картинная галерея.
Вы знаете, а ведь в настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно
рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать
экскурсоводом, составить и рассказать рассказ по этой картине? (Да)
Итак…
Наступила зима. На улице выпало много снега. Снег лежит на земле, на деревьях, на
крышах домов. У ребят появилось много интересных игр и развлечений.
– Кто дальше будет составлять рассказ? (По каждой картине дети говорят несколько
предложений.)
– А закончить рассказ нужно описанием настроения детей, сказать, почему у них такое
настроение.
9) Самостоятельное рассказывание по картине.
Дети по желанию самостоятельно рассказывают о зимних забавах и играх.
5.Зрительная гимнастика:
Мы с вами много работали глазками, теперь давайте отдохнем.
Положили локти на парту, скрестили пальчики в замок, положили подбородок на руки,
головой не двигаем, двигаем только глазами. Так как зимой солнышко мало нас радует,
сейчас мы будим на него любоваться. ( Игрушка солнышко. Я перемещаю солнышко в
различных направлениях).
10. Развитие слухового внимания. Игра «Правильно - неправильно».
Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, прыгают через
скакалку, играют в хоккей, в снежки, купаются, загорают.
11. Развитие зрительного внимания, наглядно-зрительного мышления.
Игра «Что нужно зимой?»
Посмотри на картинку, на ней изображены разные предметы. Обведи в кружок те,
которые понадобятся на улице зимой.
12.Образование множественного числа им. сущ.
Горка – горки, снеговик – снеговики, каток – катки, снежинка – снежинки, клюшка –
клюшки, шайба - шайбы.
7.Работа с учебником:
- Откройте свои учебники на странице 52.
-Найдите задание №1 и поставьте туда пальчик, а я посмотрю все ли правильно
нашли.
-Посмотри на рисунки и назови ошибки художника.
Молодцы, вот мы и справились с заданиями.
III. Итог урока:
Ура!
У меня все
получалось!
Мне было
интересно.
Я сегодня
не достаточно
хорошо работал.
Какой сейчас был урок? Чему мы учимся на уроке развития речи?
- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? (Говорили о зиме, о признаках зимы,
читали стихи, отгадывали загадки, играли).
- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
- Какие признаки зимы вам известны? (Стало холодно, деревья потеряли наряд, часто
идёт снег).
Рефлексия.
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
Посмотрите на этих снеговиков и выберите тот, который соответствует вашему
настроению и состоянию.
- Ребята, вы все хорошо работали, принимали активное участие на уроке, всем вам
спасибо.
Домашнее задание.
Раскрасить картинку «На горке».
У меня всё было
хорошо.