Языковая и лингвистическая компетенция как важное условие повышения эффективности обучения в условиях ФГОС.
Автор: Алексеева Анна Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная школа №33" Населённый пункт: г. Киселёвск Наименование материала: Статья Тема: Языковая и лингвистическая компетенция как важное условие повышения эффективности обучения в условиях ФГОС. Раздел: начальное образование
Языковая и лингвистическая компетенция как важное условие
повышения эффективности обучения в условиях ФГОС
.
Актуальность данной темы обусловлена сохранением орфографических
ошибок в работах учащихся, а также требованиями ФГОС начального
общего образования, где в содержательной линии раздела «Орфография
и пунктуация» говорится, чему должен и может научиться выпускник
начальной школы в свете исследуемой проблемы. — осознавать место
возможного возникновения орфографической ошибки; — подбирать
примеры с определённой орфограммой; — при составлении
собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать
орфографических и пунктуационных ошибок; — при работе над
ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающих предотвратить её в последующих
письменных работах. Чтобы сократить количество допущенных ошибок,
учитель должен усилить мотивацию орфографической работы, то есть
развивать языковую и лингвистическую компетенцию. Поэтому учитель
должен создать условия, которые помогут обрести эти умения и
навыки. С 1 сентября 2011 года в школах Российской Федерации введён
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования второго поколения, где на первый план
выдвигается развивающая функция обучения, способствующая
становлению личности младшего школьника и обеспечивающая
раскрытие его индивидуальных способностей. Одно из главных отличий
Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения:
Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на
содержание, а Стандарты второго поколения ориентированы на
результат. Под результатами понимаются не только предметные
знания, но и умение применять эти знания в практической
деятельности. ФГОС НОО перед учителем ставит конкретную задачу
научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из
проявлений собственного уровня культуры, применять
орфографические правила при записи собственных и предложенных
текстов, овладеть умением проверять написанное, т.е. решать
орфографическую задачу. Поэтому главная задача учителя —
научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
В основе ФГОС заложен системно - деятельностный подход.
Деятельность – это особая система, включающая компоненты: мотивы,
цели, действия. Практика показала, что механизм обучения не передача
знаний, а управление учебной деятельностью. В методике обучения
детей грамотному письму по - разному решался вопрос о путях
формирования орфографического навыка. Работа должна быть
построена так, чтобы ученик задавал себе вопрос: какое значение и
какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать. От
того, насколько прочно будут сформированы орфографические навыки
на начальной ступени обучения, зависят дальнейшее обучение,
способность усваивать программу по русскому языку в последующих
классах. Языковая лингвистическая компетенция развивается
постепенно. В процессе выполнения разнообразных упражнений,
обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное
восприятие и запоминание орфографического материала, что является
необходимым условием формирования языковой компетенции.
Прежде всего, необходимо научить слышать звуки.Сначала под
руководством учителя, а на последующих уроках, работая в паре и
самостоятельно, дети учатся определять их количество в слогах, а затем
в словах, систематически отрабатывать умение различать согласные и
гласные, мягкие и твёрдые, ударные и безударные (на основе их
характеристики, сравнения, группировки). Этому способствует ряд
упражнений. Например:
1.Найди одинаковый звук в словах: ужи, стрижи, ежи, снежинка, жук,
лыжи;
2.Хлопайте в ладоши каждый раз, когда будете слышать звук [ж] в
словах: кошка, ножницы, чемодан, щётка, замок, вешалка, ужи, ёжик.
Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии обучающиеся
будут писать без пропусков букв.
Следующий этап работы – выработка орфографической зоркости.
Ребёнок, направляемый учителем, должен видеть и узнавать
орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является
результатом многократных действий.
И третье, что необходимо для достижения грамотного письма – это
научить детей самоконтролю, т. е. ученик должен уметь контролировать
себя во время проверки своей работы. Ещё в период обучения грамоте,
когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать
определённой буквой, появляются первые орфограммы, а значит, и
необходимость развивать орфографическую зоркость и способность к
самоконтролю.
Если познакомить первоклассников с опознавательными признаками
этих орфограмм, то они смогут научиться ставить перед собой
орфографические задачи задолго до изучения соответствующих правил.
Важное место занимают упражнения, направленные на выявление в
слове орфограммы. Если на первом этапе поиск проверочных слов
осуществляется на фонетическом уровне ( «слабый» звук проверяю
«сильным»), то на втором выявляются местоположение орфограммы в
слове и приёмы её проверки или путём изменения формы слова, или
путём подбора однокоренных слов с ударным гласным в слове.
В основе работы по формированию языковойи лингвистической
компетенции лежат следующие виды заданий:
Списывание правильно записанных текстов;
Списывание слов и предложений с пропущенными буквами;
Исправление ошибок, отмеченных в предлагаемом тексте и
объяснение причин этих ошибок;
Поиск и исправление неправильно записанных слов в тексте;
Группировка слов, объединенных одной орфограммой
Все виды упражнений решают задачу личностно-ориентированного
обучения, увеличивая качество и объём работы, развивает элементарную
культуру деятельности, умение принимать учебную задачу, определять
учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку,
самооценку. Это ведёт к достижению одной из центральных целей
обучения – формирование языковой и лингвистической компетенции
младших школьников.
Трудно перечислить все приёмы работы. Этот процесс творческий,
трудоёмкий, отнимающий много времени. Но главное условие, все они
должны быть реализованы в комплексе. Только в этом случае можно
добиться высоких результатов в развитии языковой компетенции. Такой
труд педагога окупается более высокой грамотностью его учеников.
Литература
1.
Трушин, С. В. Как эффективно тренировать орфографическую зоркость
/ С.В. Трушин // Начальная школа . – 2005. – № 3. – С. 27–31.
2.
Кубасов, О. В. Русский язык в начальных классах.- М.: Педагогика 1990
3.
Русский язык в начальных классах/ Под ред. М.С. Соловейчик и др. –
М.: Академия, 1997.