Напоминание

Языковая и лингвистическая компетенция как важное условие повышения эффективности обучения в условиях ФГОС.


Автор: Алексеева Анна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная школа №33"
Населённый пункт: г. Киселёвск
Наименование материала: Статья
Тема: Языковая и лингвистическая компетенция как важное условие повышения эффективности обучения в условиях ФГОС.
Раздел: начальное образование





Назад





Языковая и лингвистическая компетенция как важное условие

повышения эффективности обучения в условиях ФГОС
. Актуальность данной темы обусловлена сохранением орфографических ошибок в работах учащихся, а также требованиями ФГОС начального общего образования, где в содержательной линии раздела «Орфография и пунктуация» говорится, чему должен и может научиться выпускник начальной школы в свете исследуемой проблемы. — осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; — подбирать примеры с определённой орфограммой; — при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; — при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. Чтобы сократить количество допущенных ошибок, учитель должен усилить мотивацию орфографической работы, то есть развивать языковую и лингвистическую компетенцию. Поэтому учитель должен создать условия, которые помогут обрести эти умения и навыки. С 1 сентября 2011 года в школах Российской Федерации введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей. Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения: Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание, а Стандарты второго поколения ориентированы на результат. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. ФГОС НОО перед учителем ставит конкретную задачу научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное, т.е. решать орфографическую задачу. Поэтому главная задача учителя — научить видеть орфограмму, научить думать при письме. В основе ФГОС заложен системно - деятельностный подход. Деятельность – это особая система, включающая компоненты: мотивы, цели, действия. Практика показала, что механизм обучения не передача знаний, а управление учебной деятельностью. В методике обучения детей грамотному письму по - разному решался вопрос о путях формирования орфографического навыка. Работа должна быть
построена так, чтобы ученик задавал себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать. От того, насколько прочно будут сформированы орфографические навыки на начальной ступени обучения, зависят дальнейшее обучение, способность усваивать программу по русскому языку в последующих классах. Языковая лингвистическая компетенция развивается постепенно. В процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования языковой компетенции. Прежде всего, необходимо научить слышать звуки.Сначала под руководством учителя, а на последующих уроках, работая в паре и самостоятельно, дети учатся определять их количество в слогах, а затем в словах, систематически отрабатывать умение различать согласные и гласные, мягкие и твёрдые, ударные и безударные (на основе их характеристики, сравнения, группировки). Этому способствует ряд упражнений. Например: 1.Найди одинаковый звук в словах: ужи, стрижи, ежи, снежинка, жук, лыжи; 2.Хлопайте в ладоши каждый раз, когда будете слышать звук [ж] в словах: кошка, ножницы, чемодан, щётка, замок, вешалка, ужи, ёжик. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии обучающиеся будут писать без пропусков букв. Следующий этап работы – выработка орфографической зоркости. Ребёнок, направляемый учителем, должен видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий. И третье, что необходимо для достижения грамотного письма – это научить детей самоконтролю, т. е. ученик должен уметь контролировать себя во время проверки своей работы. Ещё в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать определённой буквой, появляются первые орфограммы, а значит, и необходимость развивать орфографическую зоркость и способность к самоконтролю. Если познакомить первоклассников с опознавательными признаками этих орфограмм, то они смогут научиться ставить перед собой орфографические задачи задолго до изучения соответствующих правил. Важное место занимают упражнения, направленные на выявление в слове орфограммы. Если на первом этапе поиск проверочных слов осуществляется на фонетическом уровне ( «слабый» звук проверяю «сильным»), то на втором выявляются местоположение орфограммы в
слове и приёмы её проверки или путём изменения формы слова, или путём подбора однокоренных слов с ударным гласным в слове. В основе работы по формированию языковойи лингвистической компетенции лежат следующие виды заданий:  Списывание правильно записанных текстов;  Списывание слов и предложений с пропущенными буквами;  Исправление ошибок, отмеченных в предлагаемом тексте и объяснение причин этих ошибок;  Поиск и исправление неправильно записанных слов в тексте;  Группировка слов, объединенных одной орфограммой Все виды упражнений решают задачу личностно-ориентированного обучения, увеличивая качество и объём работы, развивает элементарную культуру деятельности, умение принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку, самооценку. Это ведёт к достижению одной из центральных целей обучения – формирование языковой и лингвистической компетенции младших школьников. Трудно перечислить все приёмы работы. Этот процесс творческий, трудоёмкий, отнимающий много времени. Но главное условие, все они должны быть реализованы в комплексе. Только в этом случае можно добиться высоких результатов в развитии языковой компетенции. Такой труд педагога окупается более высокой грамотностью его учеников.
Литература
1. Трушин, С. В. Как эффективно тренировать орфографическую зоркость / С.В. Трушин // Начальная школа . – 2005. – № 3. – С. 27–31. 2. Кубасов, О. В. Русский язык в начальных классах.- М.: Педагогика 1990 3. Русский язык в начальных классах/ Под ред. М.С. Соловейчик и др. – М.: Академия, 1997.


В раздел образования