Автор: Кудинова Оксана Анатольевна Должность: учитель начальных классов, заместитель директора Учебное заведение: МБОУ СОШ № 32 с углубленным изучением предметов эстетического цикла Населённый пункт: г.Уссурийск Приморского края Наименование материала: методическая разработка Тема: Мониторинг учебных достижений младших школьников Раздел: начальное образование
МБОУ «Средняя школа № 32 с углубленным изучением предметов
эстетического цикла» г.Уссурийска
МОНИТОРИНГ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: учитель начальных классов, заместитель директора по УВР
Кудинова Оксана Анатольевна
2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Ӏ. Мониторинг учебных достижений младших школьников как
средство повышения качества начального образования
ӀӀ. Педагогическая диагностика
ӀӀӀ. Диагностические карты, карты индивидуальных достижений
учащихся
ӀṾ. Примеры диагностических работ
Ṿ. Заключение
ṾӀ. Библиографический список
Ӏ. МОНИТОРИНГ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательные стандарты второго поколения ориентированы на достижение планируемых
результатов образования, при этом особое значение имеет оценка - она выступает одновременно
в качестве цели, элемента содержания и средства обучения и учения.
Налаженная система
контроля и оценки помогает школьнику стать равноправным
участником
процесса
обучения.
В
такой
ситуации
он
готов и стремится к проверке своих знаний, чтобы выяснить, чего он
достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.
Контрольно-оценочная
деятельность
обучающегося
является
универсальным
учебным
действием,
самостоятельным
элементом
содержания
образования,
который
необходимо
формировать и развивать.
Приоритетная цель осуществления контроля и оценки – повышение
качества образования в целом и уровня учебных достижений каждого ученика
Особое значение повышения качества образования имеет в начальной школе, которая
закладывает основы функциональной грамотности обучающихся, вооружает их основными
умениями и навыками общения и учебного труда, приобщает к отечественной и мировой
культуре, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ
основной школы.
Однако создание системы непрерывного отслеживания состояния качества образования
младших школьников требует решения целого ряда сложных научных и организационных
вопросов, в числе которых создание инструментария диагностики, позволяющего отследить
динамику
учебных
достижений
учащихся.
При
этом
все
составляющие
диагностики
необходимо
задать
в
системе
объективных
инструментальных
показателей,
допускающих
однозначную интерпретацию, понятную всем субъектам образовательного процесса.
Повышение качества начального образования средствами мониторинга учебных достижений
младших школьников обеспечивается благодаря следующим педагогическим условиям:
включение в структуру компонентов качества начального образования показателей учебных
достижений
младших
школьников,
позволяющее
установить
их
взаимосвязь
и
взаимообусловленность;
разработка
и
реализация
на
практике
теоретической
модели
мониторинга
учебных
достижений младших школьников, обеспечивающего измерение уровней сформированности:
ключевых компетенций младших школьников (математическая, языковая, естественнонаучная
грамотность и грамотность чтения), ценностных ориентаций, мотивации достижения успеха и
творческой познавательной активности младших школьников;
систематическое
и
поэтапное
измерение
прочности
образовательных
результатов
школьников при переходе из начальной в основную школу.
Практическая значимость данных условий заключается:
в
реализации
педагогических
условий
повышения
качества
начального
образования
средствами мониторинга учебных достижений младших школьников;
во
внедрении
в
практику
теоретической
модели
мониторинга
учебных
достижений
младших школьников, ориентированной на повышение качества начального образования;
в
разработке
комплекса
тестов,
диагностических
работ
по
определению
уровня
сформированности ключевых
компетенций
младших
школьников
(по
русскому
языку,
математике, естествознанию и литературному чтению), который позволяет учителям начальных
классов
и
руководителям
образовательных
учреждений
оптимизировать
процесс
сбора,
хранения,
обработки
и
использования
информации
об
учебных
достижениях
младших
школьников.
Особенность организации мониторинга достижений младшими школьниками планируемых
результатов освоения ООП заключается в том, что в проектировании диагностических работ
принимают участие учителя начальных классов , заместители директора по УВР. В ходе
совместной деятельности по разработке контрольно-измерительных материалов педагоги
получили возможность повысить уровень компетентности в организации учебного процесса в
соответствии с требованиями ФГОС.
Технологию организации мониторинга в школе можно описать через представление этапов
педагогической диагностики, примеры диагностических работ, фиксацию результатов
диагностики в диагностические карты, листы оценки достижений учащихся.
Внутренняя оценка
Внешняя оценка
Компоненты системы контроля и оценки образовательных
достижений младших школьников
Контрольно-
оценочная
деятельность
педагога
(микродиагности
ка,
педагогическая
диагностика,
текущий и
итоговый
контроль)
Контрольно-
оценочная
деятельность
самих учащихся
(контроль и
оценка,
самоконтроль,
самооценка)
Мониторинговые
исследования
разных уровней
(международные,
федеральные,
региональные и
т.д.)
ӀӀ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и
систематизированных заданий, которые позволяют:
– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
установить уровень овладения учебной деятельностью;
оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Педагогическая диагностика позволяет установить уровень овладения учебной деятельностью,
это общий способ получения информации о протекании и результатах учебно - воспитательного
процесса.
Задачи школьной диагностики:
- анализ процессов и результатов обучения (готовность к школьному образованию, темпы
созревания психических функций, достигнутых сдвигов);
- анализ процессов и результатов обучения (объём и глубина обученности, умение использовать
накопленные знания, навыки, уровень сформированности основных приёмов мышления,
владение способами творческой деятельности);
- анализ процессов и достигнутых результатов воспитания (уровень воспитанности, глубина и
сила нравственных убеждений, сформированность нравственного поведения и т. д.).
Педагогическая
диагностика
позволяет
оценить изменения,
происходящие
в
развитии
учащихся. Выполнение заданий педагогической диагностики позволяет судить о шаблонности
или оригинальности, о гибкости мышления учащихся. Часть заданий связана с определением
уровня ряда мыслительных операций, таких как классификация, группировка, с проведением
сравнения, обобщения, с поиском нескольких возможных способов решения, с распознаванием
задачи, не имеющей решения.
Систематически
проводимая
педагогическая
диагностика,
постоянное
обращение
к
ее
результатам позволяют учителю знать, над чем и в каком направлении нужно работать с
каждым учеником.
Обладая
реальным
инструментарием
для
определения
как
динамики
усвоения
учащимися класса знаний, умений и навыков, так и динамики их продвижения в учебной
деятельности, в математическом и языковом развитии, учитель не действует наугад, выбор
дифференцированных заданий для каждого ученика не носит случайного характера, обусловлен
реальными
знаниями
ребенка,
особенностями
восприятия
им
учебной
задачи,
его
мыслительными особенностями.
Диагностика рассматривает результат вместе с процессом: труд ученика она не отделяет от
труда учителя; процесс учения школьника рассматривается вместе с его возможностями,
способностями, склонностями. Главное, что необходимо узнать, какие результаты достигнуты,
насколько эффективным был процесс, что можно считать уже сформированным, а что придётся
совершенствовать повторно. Для выяснения этого используется диагностика.
В диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку
знаний и умений. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их
достижения, выявляет тенденции, динамику формирования знаний, умений и навыков.
Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических
данных, их анализ, динамику, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития событий.
В диагностике используются многие методы и методики. Наряду с традиционными методами
контроля, проверки, оценки, учёта знаний и умений, применяется тетстирование обученности и
воспитанности школьников, исследование потенциальных возможностей учеников
(обучаемость), проектирование индивидуального и личностно ориентированного учебно -
воспитательного процесса.
Сформированная учебная деятельность проявляется в использовании наиболее эффективных
учебных действий, в умении ставить перед собой вопросы в ходе выполнения того или иного
задания, проверять и обосновывать каждый выполняемый шаг решения, выбирать данные,
необходимые для выполнения действия, объяснять, на каком основании выполнено то или иное
действие.
Диагностические
работы
позволяют
определить
уровень
самоконтроля
(планирующего,
пошагового,
итогового)
и
самооценки,
какие
компоненты
учебной
деятельности сформированы, а какие требуют дополнительной работы.
Педагогическая диагностика предметных результатов первоклассников.
В
начале
учебного
года
администрация
школы
разработала
комплекс
примерных
контрольных заданий для каждого планируемого результата и технологическую матрицу. Такая
матрица
позволит
учителю
успешнее
управлять
образовательным
процессом.
Также
были разработаны средства фиксации и учета результатов контроля и оценки Для
отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности мы ввели оценочные
листы индивидуальных достижений, где фиксируется самооценка учащегося и оценка учителя и
г д е
к а ж д ы й
р е б е н о к
о т с л е ж и в а е т
с в о ю
д и н а м и к у
о б у ч е н н о с т и .
В
общеклассных
оценочных
листах
мы
можем
проследить
динамику
образовательных
достижений не только одного ученика, но также и динамику всего класса по умениям, линиям
развития, а также адекватность самооценки. (оценка фиксируется в начале года и в конце,
наблюдение родителями усвоения предмета ребенком).Такая работа позволила нам не только
выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и увидеть процесс формирования
этого
знания
у
учащихся
и
организовать
коррекционно-дифференцированную
работу.
Следующим этапом педагогической диагностики стал анализ результатов контроля и оценки
достижений учащихся.
Диагностика предметных результатов первоклассников подразделяется на:
-входную диагностику
- текущую диагностику
-итоговую диагностику
Особенностью входной
диагностики в
первом
классе
являлось:
определение
сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой, которые составляют
основу усвоения этих предметов (уровень развития устной речи, состояние словарного запаса,
моторики и зрительно-моторных координаций и т.д.); анализ каждого нарушения в развитии в
сопоставлении с нормой и построение на этой основе прогноза его коррекции; использование
полученных данных для осуществления индивидуального и дифференцированного подходов в
обучении первоклассников.
З а д ач а м и текущей
диагностики
являлись
систематический
анализ
процесса
формирования
ключевых
компетенций
младших
школьников,
стимулирование
их
учебного
труда и своевременное устранение трудностей в освоении учебного материала. Для текущего
диагностирования были использованы тесты, задания в рабочих тетрадях на печатной основе,
предусмотренные
программами
начального
образования.
Результаты
выполнения
работ
фиксировались
в
специальной
«Карте
индивидуального
развития»
(индивидуальных
достижений), которая заполнялась ежемесячно. Начиная со второго класса, с целью повышения
мотивации достижения успеха каждый школьник ведет личный «Дневник достижений».
Оценивание учебных достижений младших школьников проводилось на основе анализа
результатов
выполнения
ими
диагностических
работ
с
применением
квалиметрической
(описательной,
уровневой)
оценки.
По
результатам
выполнения
работы
успехи
ребенка
относили к одному из 3 уровней: высокий, средний, низкий.
В качестве диагностических работ были использованы диктанты, контрольные, проверочные
работы
(с
учетом
специфики
предмета),
комплексные
работы,
тесты
разных
видов:
с
выбором
ответа,
на
поиск
ошибки,
со
свободным
ответом
и
др.,позволяющие выявлять
умения школьников понимать и воспроизводить изученное, применять знания.
Целью
итоговой
диагностики
было
выявление
уровня
сформированности
ключевых
компетенций
младших
школьников
в
соответствии
с
требованиями
к
уровню
подготовки
обучающихся. Формой проведения являлись комплексные контрольные работы, предметные
контрольные
работы
по
математике,
русскому
языку
(контрольное
списывание,
диктант),
проверка
сформированности
навыка
чтения,
тесты
(окружающий
мир).
Результаты
также
фиксировались в «Карте индивидуального развития».
Мониторинг учебных достижений младших школьников с целью повышения
качества начального образования
Задачи :
регулярное изучение динамики сформированности ключевых компетенций младших школьников;
изучение
и
оценка
уровня
сформированности
мотивации
достижения
успеха,
ценностных
ориентаций и творческой познавательной активности младших школьников;
измерение прочности образовательных результатов при переходе из начальной школы в основную
.
Принципы мониторинга учебных достижений:
целенаправленности;
непрерывности;
целостности и разносторонности;
согласованности действий;
адресности и гласности.
Функции мониторинга учебных достижений:
информационная;
аналитико-оценочная;
стимулирующе-мотивационная;
контролирующая;
прогностическая;
корректирующая.
Этапы мониторинга учебных достижений младших школьников
Подготовительный
Постановка цели,
определение объекта,
установка сроков,
разработка
инструментария.
Основной
Осуществление сбора
информации, ее обработка,
систематизация, анализ и
оценка.
Заключительный
Интерпретация
информации,
формулировка выводов
,
рекомендательные меры.
Педагогические условия повышения качества начального образования средствами мониторинга
учебных достижений:
включение в структуру компонентов качества начального образования учебных достижений младших
школьников;
разработка и реализация в практике теоретической модели мониторинга учебных достижений младших
школьников;
систематичное и поэтапное измерение
прочности образовательных результатов школьников при переходе
из начальной в основную школу.
Результат – повышение качества начального образования, обеспечение преемственности
начальной школы и основной
Оценка качества начального образования посредством мониторинга учебных достижений
младших школьников
Компоненты качества
начального образования:
социальный;
личностный
Критерии качества
начального образования:
социальный;
функциональный;
мотивационно-ценностный
Средства измерения
качества начального
образования:
Тесты, диагностики
ключевых компетенций
обучающихся, мотивации
достижения успеха и др.
Карта индивидуального лингвистического развития обучающегося 1-го класса
Педагогическая диагностика готовности к школе
Развитие фонематического слуха
Развитие:
•
внимания
• памяти
• слуха
• зрительной памяти
•
творческого
воображения
Умение классифицировать предметы
Ориентировка в направлениях
Речевое развитие:
• словарный запас
• отвечает на поставленный вопрос
•
пересказывает
прочитанное
•
составляет
предложение
по
иллюстра-
циям
Чтение
Знает все буквы
Читает:
• по буквам
• слогам
• слогами и словами
• словами
•
предложениями
Читает текст
Читает без ошибок
Постановка ударения
Выразительность чтения:
•
четкое
проговаривание
• соблюдение интонации
Понимание прочитанного:
•
восстановление
пропущенного
слова,
предложения в тексте
• пересказ с опорой на помощь учителя
•
ответ
на
прямой
вопрос
учителя по
прочитанному
• словесное рисование картин
•
построение
плана
текста
с
помощью
иллюстраций
Чтение наизусть
Составление собственного рассказа:
• по иллюстрации
• наблюдению
Прочитывает количество слов в минуту (в конце учебного года)
Навыки письма
Развитие мелкой моторики
Владеет звуковым анализом слога, слова с опорой
на схему
Пишет отдельные слова
Пишет (печатает) отдельные буквы
При письме соблюдает:
• высоту букв
• расстояние между элементами букв, словами
• наклон
• форму буквы
• аккуратность
Умеет списывать:
• с печатного текста
• рукописного
• слова без ошибок
Допускает ошибки:
• искажает буквы
• пропускает буквы
• нет заглавной буквы в начале предложения
•
нет
заглавной
буквы
в
именах
людей и
кличках животных
• нет точки в конце предложения и др. знаков
препинания
. в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
• в парных согласных в конце и середине слова
•
в
безударных
гласных
в
корне
слова
(проверяемых, непроверяемых)
«Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман).
«Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).
Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой (личностные УУД).
«Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д. Данилов и др.). и другие.
«Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.).
«Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).
«Индивидуально-ориентированные эталоны оценки» (Г.Ю. Ксензова).
«Оценка уровня сформированности учебной деятельности» (Г.В. Репкина, Е.В. Заика).
«Учимся учиться и действовать»: мониторинг метапредметных универсальных учебных
действий (М.Р. Битянова, Т.В. Беглова, Т.В. Меркулова, А.Г.Теплицкая).
Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн.
«Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман).
«Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).
Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой (личностные УУД).
«Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д. Данилов и др.). и другие.
ӀӀӀ. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КАРТЫ, ЛИСТЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ
УЧАЩИХСЯ
Одним из элементов безотметочного обучения являются диагностические карты. Они
выступают в качестве способа оценивания учебных достижений младших школьников.
Диагностическая карта состоит из бланка и тематического приложения. В бланк заносятся
результаты диагностики в процентах (отношение правильно выполненного объёма работы к
общему объёму учебных знаний и умений). В тематическом приложении определена тема и
ключевые знания, умения и навыки, формируемые по данной теме.
Диагностические карты используются учителями в процессе оценивания учебных достижений
младших школьников с целью отслеживания объективности оценки, формирования самооценки.
Педагог соблюдает все три основных принципа диагностирования и контролирования
обученности, а именно: объективность, систематичность и наглядность. Систематическое
заполнение диагностических листов избавит педагога от затруднений в определении
направления работы как индивидуальной, так и коллективной. Это позволяет иметь полную
картину успеваемости класса, поможет дать обоснованные объяснения работы педагога при
внутришкольном или административном контроле. Учащиеся наглядно видят своё
продвижение в учёбе, легче адаптируются к новым условиям школьного обучения.
Использование диагностических карт способствует эффективному обучению младших
школьников.
В ФГОС и примерной ООП требования к метапредметным результатам представлены на
конец обучения в начальной школе. Для успешного достижения планируемых результатов
важно дифференцировать их по годам обучения, для этого можно разработать листы оценки
достижения младшими школьниками предметных и метапредметных результатов обучения на
конец каждого класса начальной школы. Некоторые формулировки критериев оценки
конкретизируются и наполняются новыми аспектами от года к году, с каждым новым учебным
годом появляются и новые критерии. Школьнику с каждым годом требуется
продемонстрировать владение все более сложными учебными действиями.
При разработке листа оценки метапредметных результатов нужно учитывать требования
программы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования.
Лист оценки необходим для обучения школьников самооценке достижений, рефлексии и
прогнозированию результатов своей работы. В течение учебного года важно использовать листы
оценки достижений на этапах целеполагания и рефлексии. Можно включить работу с листом
оценки достижений в ход каждого урока, тогда учащиеся получают возможность осмыслить и
понять конечный результат обучения за определенный период.
Листы оценки достижений могут быть включены в портфолио учащегося, т. к. они позволяют
отслеживать динамику его достижений.
Диагностическая карта "Уровень развития личностных, метапредметных результатов
Регулятивные УУД
Ставить учебную задачу
Понимать последовательность действий
Сравнивать
полученные
результаты
с
учебной задачей
Оценивать свою деятельность и деятель-
ность других
Познавательные УУД
Работать с учебником и дополнительной
литературой
Различать
повествование,
описание,
рассуждение
Составлять на основании текста таблицы,
схемы, графики
Осуществлять наблюдения за объектом в
соответствии с алгоритмом
Владеть различными видами пересказа
Регулятивные УУД
Выделять главное
Составлять простой план
Сравнивать факты, явления, события по
заданным критериям
Давать
определение
по
существенным
признакам
Высказывать суждения, подтверждать их
фактами
Обобщать информацию
Коммуникативные УУД
Высказывать суждения
Задавать уточняющие вопросы
Слушать друг друга
Распределять
работу
при
совместной
деятельности
Участвовать в учебном диалоге
Организовывать работу в группе
Всего
Примерный лист оценки
метапредметных результатов обучения в 1-м классе
Ф. И. ученика: ________________________________________________________.
Класс: _________________.
Самооценка ученика осуществляется с помощью следующих символов: "+" – "Я знаю и умею",
"-" – "Пока не знаю, не умею", "?" – "Я знаю, но не уверен".
Критерий
оценивания
Примерное задание
Самооценка
ученика
Оценка
учителя
Регулятивные УУД
Умение
п р и н и м ат ь
учебную цель
Расскажи,
какую
цель
урока
мы
сегодня
достигаем, что мы узнаем нового?
Примечание: задание
дается
непосредственно
на
уроке, в ходе разных этапов
Ум е н и е
с л е д о в а т ь
инструкции учителя
Выполни
задание
по
указанию
учителя:
открой
учебник
на
странице
___,
найди
второ е
предложение, прочитай его и запиши в тетрадь.
Примечание: дается устная инструкция из 3–4-х
шагов
Умение
осуществлять
действия по образцу
Выполни задание так, как показано на рисунке
Умение
оценить
свой
результат
по
одному
критерию
Оцени
свою
работу
на
волшебной
линеечке.
Объясни, почему так себя оценил.
Примечание: линеечки
представляют
соб ой
вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек.
При выполнении любых заданий ученик рисует 3–
4 вертикальные линеечки, выбирает, за что будет
оцениваться
эта
работа,
и
отдельными
буквами
озаглавливает
линеечки:
К
–
красота,
П
–
правильность, С – старание, А – аккуратность и
т. д.
Озаглавив
работу,
ученик
ставит
крестик:
вверху,
если
работа
выполнена
правильно
и
красиво,
или
внизу,
если
неправильно.
Обводя
крестики, учитель соглашается с учеником, если
не
соглашается
–
ставит
крестики
на
другом
уровне
Познавательные УУД
Умение читать простые
м о д е л и
и
с х е м ы ,
дополнять их
Расскажи, что изображает модель? 1.
В парке посадили еще 2 2. дерева. Дорисуй их на
модели.
Примечание: м о д е л ь
п р е д с т а в л я е т
собой символическое
описание
растений:
их
количества, расположения. Задание дается после
прочтения текста о растениях
Ум е н и е
п о н и м а т ь
простейшие
о т н о ш е н и я
м е ж д у
понятиями, событиями
Какое время года наступает после осени? Почему
тает снег? Кто старше? Почему?
Умение
ориентироваться
в
пространстве
Расскажи
про
свой
путь
домой
из
школы,
используя слова: вправо, влево, прямо
Умение
сравнивать
и
г р у п п и р о в а т ь
п о
одному критерию
Сравни
объекты
по
величине,
распредели
их
в
группы.
Примечание: объекты
могут
быть
описаны
в
научно-популярном
тексте,
представлены
на
иллюстрации, рисунке
Чтение: работа с информацией
Ум е н и е
н а х о д и т ь
явную
информацию
в
тексте
Выпиши из текста имена главных героев
Умение
ориентироваться
в
тексте учебной книги
Найди страницу ___. 1.
Посмотри, что изображено в верхнем левом углу
страницы? 2.
Найди номер страницы, где начинается рассказ о
…… 3.
Умение
находить
1–2
существенных
п р и з н а к а
я в л е н и я
Расскажи (напиши) почему белочка не замерзает
зимой?
(события,
понятия)
на
о с н о в е
п р о ч т е н и я
текста
Коммуникативные УУД
Ум е н и е
з а д а в а т ь
вопросы
Сформулируй два вопроса к тексту
Умение работать в паре
Выполните
задание
в
паре,
следуя
инструкции
учителя
У м е н и е
с т р о и т ь
монологическое
высказывание
Составь краткий рассказ по иллюстрации
Умение
контролировать
свои
действия
Понаблюдай за собой: получается ли у тебя не
перебивать других, не говорить обидные слова?
ӀṾ. ПРИМЕРЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РАБОТ
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового
поколения в практику работы начальной школы введен новый вид диагностических работ-
комплексная контрольная работа.
Итоговая комплексная работа - это система заданий по чтению, русскому языку, математике
и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на
выявление уровня сформированности универсальных учебных действий младшего школьника,
позволяют выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов
обучения,
так
и
компетентность
ребенка
в
решении
разнообразных
проблем.
Проведение
комплексной письменной контрольной работы полезно еще и потому, что именно в такой форме
предполагается осуществлять оценку успешности и эффективности деятельности не только
отдельного педагога, но и общеобразовательного учреждения.
В нашей школе итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной
школы. Также составлены критерии оценивания комплексных работ, схема анализа работы для
учителя. Администрацией школы проводится подробный анализ комплексной работы с целью
диагностики уровня освоения учащимися ключевыми компетенциями. В 1 классе проводятся 2
комплексные
работы:
за
1
полугодие
и
итоговая.
Во
2-4-х
классах
комплексная
работа
проводится в конце учебного года. Все работы имеют схожую структуру и строятся на основе
несплошного ( с иллюстрациями) текста, к которому дается ряд заданий по русскому языку,
чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы – установить уровень
овладения
ключевыми
умениями
(
сформированность
навыков
чтения,
умение
работать
с
текстом, понимать и выполнять инструкцию), позволяющими успешно продвигаться в освоении
учебного материала на следующем этапе обучения. Использование итоговых комплексных
работ
дает
возможность
проследить
динамику
формирования
ряда
предметных
навыков,
имеющих большое значение для всего процесса обучения. Кроме того, комплексные работы
дают
возможность
собрать
дополнительные
данные
для
оценки
таких
важнейших
универсальных
действий,
как
рефлексия,
способность
к
саморегуляции,
самоконтролю,
самокоррекции.
При проведении работы желательно придерживаться следующих правил:
1.Выполнение работы должно протекать в доброжелательной, спокойной обстановке.
2.Все
учащиеся должны выполнить задания основной части работы. Время выполнения
основной части- 25 минут. Только после выполнения основной части, по желанию дети могут
приступить к выполнению дополнительной части.
3.Учитель вправе отвечать на вопросы учащихся, оказывать помощь ученикам, испытывающим
затруднения, помочь обнаружить сделанную ошибку или восстановить ход рассуждений.
Описание структуры диагностических работ
Диагностические работы, направленные на мониторинг достижения планируемых результатов
освоения ООП, состоят из двух частей - основной и дополнительной. Задания ориентированы
на проверку сформированности универсальных и специфических для каждого учебного
предмета способов действий.
В основной части работ - 5 заданий базового уровня. Они направлены на оценку
сформированности учебных действий и представлений, которые служат опорой в дальнейшем
обучении. Выполнение этих заданий обязательно для всех младших школьников, а полученные
результаты можно рассматривать как показатель успешности обучения.
В отличие от заданий основной части три задания дополнительной части имеют более высокую
сложность. Выполнение этих заданий для ребенка не обязательно - они выполняются только на
добровольной основе.
Развернутое описание диагностической работы включает в себя:
1.
задания;
2.
перечень результатов, на получение которых они направлены;
3.
описание умений, характеризующих достижение этого результата;
4.
образец правильного ответа;
5.
перечень критериев достижения планируемого результата. Рассмотрим некоторые
задания основной части диагностической работы для обучающихся 1-го класса в 3-й
четверти.
Пример. Задание 1: Дополни рисунки так, чтобы на каждой полоске было 10 фигур. Для
каждой полоски составь и запиши суммы. Вычисли и запиши их значения.
Планируемый результат: составлять числовые выражения и вычислять их значения.
Умения, характеризующие достижение результата:
1.
принимать и сохранять учебную задачу;
2.
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием
реализации;
3.
контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания.
Образец правильного ответа:
Критерий достижения результата: составлено верное числовое выражение, осуществлен
контроль, правильно выполнена графическая модель. Задание 2: Запиши в один столбик суммы,
а в другой - разности. Вычисли их значения: 7 + 2, 10 - 4, 10 + 5, 9 - 3.
Планируемые результаты:
классифицировать математические выражения по виду арифметических действий;
выполнять арифметические действия.
Умения, характеризующие достижение результата:
понимать смысл арифметических действий (сложения, вычитания);
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свою деятельность по ходу и по результатам выполнения задания.
Образец правильного ответа:
7 + 2 = 9
9 - 3 = 6
10 + 5 = 15
10 - 4 = 6
Критерий достижения результата: правильно записаны два столбика выражений с разными
арифметическими действиями.
Оценочные листы заполняются в строгом соответствии с критериями оценки по всем классам,
в которых проводилась работа. Протокол затруднений состоит из двух частей: затруднения
обучающихся при выполнении работы и затруднения педагогов при проверке работы. В
протоколе затруднений обучающихся при выполнении диагностической работы фиксируются:
все вопросы, которые задавали обучающиеся; трудности, которые испытывали обучающиеся, в
порядке их возникновения; номера заданий, выполнение которых вызвало затруднение.
В протоколе затруднений педагога при проверке диагностической работы фиксируются: все
вопросы, которые возникли у учителя, в порядке их появления; номера заданий, позиции
оценивания, при работе с которыми возникли затруднения.
Развернутое описание диагностической работы
для обучающихся 1-го класса по итогам обучения в 1-й четверти
Задания базового уровня
Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается следующим образом: 1
балл - указан верный ответ; 0 баллов - указан неверный ответ, ответ отсутствует.
Задание 1: Раздели звуки на две группы, для этого соедини их с нужной моделью*.
Планируемый результат: различать гласные и согласные звуки. Умения, характеризующие
достижение результата:
1.
принимать и сохранять учебную задачу;
2.
классифицировать звуки русского языка;
3.
использовать наглядные модели для обозначения гласных и согласных звуков.
Образец правильного ответа:
Критерий достижения результата: правильно определены гласные и согласные звуки, правильно
выбрана модель.
* Для выполнения задания необходимо использовать знаково-символические модели обозначения
гласных и согласных звуков в соответствии с конкретным УМК. - Примеч. авт.
Задание 2: Обведи и допиши слоги. Подчеркни слоги, которые наиболее похожи на образец*.
Планируемый результат: воспроизводить правильное написание соединений буквы "р" с
другими буквами.
Умения, характеризующие достижение результата: принимать и сохранять учебную задачу;
писать буквосочетания в соответствии с нормами каллиграфии; осуществлять самоконтроль по
образцу.
Образец правильного ответа:
Критерий достижения результата: правильно воспроизведены буквосочетания, правильно
выбран вариант их написания.
Задание 3: Установи соответствие между группами предметов и числами, которые обозначают
количество предметов (соедини линией).
Планируемый результат: считать количество объектов в заданном множестве, обозначать
количество объектов числом.
Умение, характеризующее достижение результата: устанавливать соответствие между группой
предметов и их числовым обозначением.
Образец правильного ответа:
Критерий достижения результата: правильно установлены соответствия между группами
предметов и числами.
* Педагог может заменить образцы записи слогов в соответствии с изученным материалом.
Примеч. авт.
Задание 4: Дорисуй столько кругов, чтобы большой круг стал четвертым по счету справа
налево.
Планируемый результат: различать число как результат счета (количество) и числительное как
обозначение порядка следования предметов.
Умения, характеризующие достижение результата: учитывать ориентиры действия, заданные в
учебной задаче; устанавливать соответствие между группой предметов и обозначением числа.
Образец правильного ответа:
Критерий достижения результата: дорисован еще один круг так, что большой круг становится
четвертым, если считать справа налево.
Задание 5: Рассмотри рисунки. Отметь значком в кружочке те рисунки, на которых ученик
находится в школе и ведет себя правильно.
Планируемый результат: ориентация на содержательные моменты школьной действительности,
адекватное, осознанное представление о качествах хорошего ученика.
Умения, характеризующие достижение результата: принимать и сохранять учебную задачу;
различать формы поведения, допустимые или не допустимые в школе.
Образец правильного ответа: должны быть отмечены первый и четвертый рисунок. Критерий
достижения результата: правильное определение школьных ситуаций, ориентация на
выполнение правил поведения в школе.
Задания повышенного уровня
Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности оценивается следующим
образом:
2 балла - приведен полный верный ответ;
1 балл - приведен частично верный ответ;
0 баллов - указан неверный ответ, ответ отсутствует.
Задание 6: Отметь в пустом квадрате галочкой схему, которая соответствует предложению: "Как
тебя зовут?".
Планируемый результат: выделять предложение на слух по интонации, по цели высказывания и
по количеству слов.
Умение, характеризующее достижение результата: соотносить предложение со схемой по
количеству слов и знаку препинания в конце предложения.
Образец правильного ответа:
Критерий достижения результата: Выбрана схема с соответствующим количеством слов и
знаком препинания.
Задание 7: Разгадай правило, по которому расположены фигуры в ряду. Дорисуй еще две
фигуры.
Планируемый результат: устанавливать закономерность - правило, по которому составлена
последовательность фигур.
Умения, характеризующие достижение результата: уметь выбирать основания для установления
закономерности; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;
принимать и сохранять учебную задачу.
Образец правильного ответа:
Критерий достижения результата: правильно продолжена последовательность на основе
установленной закономерности (последовательного изменения размера, формы фигур).
Задание 8: На рисунке изображено дерево. Нарисуй вверху от него солнце, внизу - траву, слева
-цветок, справа - гриб.
Планируемый результат: учитывать выделенные ориентиры действия, заданные в учебной
задаче.
Умения, характеризующие достижение результата: принимать и сохранять учебную задачу;
следовать инструкциям; определять положение предметов на плоскости; строить схемы,
модели.
Образец правильного ответа: представлен на рисунке справа. Критерий достижения результата:
понимание заданных ориентиров ("справа", "слева", "вверх", "вниз") и четкое следование им.
Диагностическая работа
для обучающихся 1-го класса по темам периода обучения грамоте
Цель работы
Реализация основных линий курса в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение»,
«Текст»
Достижение планируемых (предметных, метапредметных-УУД, личностных)
результатов:
-различать звуки и буквы;
-давать характеристику звукам, из которых состоит слово (гласный, согласный, глухой,
звонкий, твердый, мягкий);
-делить слово на слоги, ставить ударение;
-определять роль гласных букв;
-обозначать мягкость согласных звуков на письме;
-определять количество звуков и букв в слове;
-писать большую букву в начале предложения, именах собственных;
-ставить пунктуационные знаки в конце предложения;
-определять лексическое значение слова, уметь подбирать синонимы, антонимы;
-определять цель своих действий;
-уметь определять последовательность своей работы;
-уметь давать самооценку своей работе.
Порядок проведения работы
Работа проводится в форме теста. Учащимся предлагается 17 заданий по основным
разделам
курса
тем
«Слово»,
«Предложение»,
«Текст».
В
заданиях
предлагается
3
варианта ответов, из которых дети должны выбрать 1 верный, а также самим дать верный
ответ без заранее заготовленных ответов.
По
окончании
выполнения
работы
учащимся
предлагается
оценить
свою
работу,
используя трехцветные значки: красный, желтый, зеленый.
Оценивание работы
Работы оцениваются по балльной системе, в зависимости от допущенных ошибок:
17 баллов- работа выполнена без ошибок
14-16 баллов- допущено 3 ошибки
10-13 баллов- допущено 7 ошибок
9 баллов и меньше- обучающийся не усвоил основные разделы курса
Анализ диагностической работы
В
анализе
указывается
количество
и
%
учащихся,
выполнивших
задание
без
ошибок,
количество и процент учащихся, набравших определенное количество баллов, подсчитывается
% успеваемости ( т.е. освоивших базовый уровень), степень обученности, % качества знаний и
средний
балл.
В
анализе
указывается
количество
и
%
учащихся,
допустивших
ошибки
в
заданиях, указывая классификацию ошибок.
Классификация ошибок
Предметные, метапредметные,
личностные результаты
Задания
работы
Количество, % учащихся,
допустивших ошибки
Звуковой состав слова
1
Деление слова на слоги, определение
количества слогов
2,3
Ударение
4
Характеристика согласных, гласных
звуков
5,6,7,8,16,17
Написание заглавной буквы в именах
собственных
9
Схема предложения
11
Пунктуационные знаки в конце
предложения
12
Определение количества звуков и букв в
словах ( в том числе с ь знаком и
йотированными гласными)
10,13
Определение лексического значения
слова, подбор антонимов
14
Определение функции ь знака:
показатель мягкости, разделительный
15
Итоговая комплексная работа
1 класс
Итоговая комплексная работа состоит из двух частей- основной и дополнительной
В основной части работы 6 заданий. Они направлены на оценку сформированности таких
способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. В работу входят
задания по русскому языку, чтению, математике. Содержание и уровень сложности заданий
основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов
обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно».выполнение заданий
основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать
как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований.
Задания дополнительной части имеют более высокую сложность; их выполнение может
потребовать самостоятельного «рождения» ребенком нового знания или умений
непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта.
Успешное выполнение этих заданий рассматривается как показатель достижения учеником
повышенного уровня требований.
Задания как основной так и дополнительной части строятся на основе текста, по которму
предлагаются варианты работы. Первый и второй варианты равноценны и могут быть
предложены всем учащимся.
Характеристика заданий итоговой комплексной работы
Номер
задания
Учебный предмет,
раздел\тема
Проверяемые
умения и учебный
материал
Уровень
сложности
задания
Макси
мальны
й балл
Основная часть
1
Чтение, навыки
чтения
Скорость чтения
несплошного текста
про себя или
шепотом
базовый
Не
оценива
ется
2
Русский язык,
правописание
Умение правильно,
без ошибок,
пропусков,
искажения букв
списать предложение
базовый
1
3
Чтение, осознанность
чтения
Умение на основе
сопоставления
текста и
формулировки
задания
восстановить
содержание или
событийный ряд
базовый
1
4
Математика, числа и
величины
Умение сравнивать
числа и величины,
заданные в неявной
форме, и высказать
суждение
базовый
1
5 (1)
Математика, числа и
величины
Умение пересчитать
предметы (в
пределах 10) и
записать результат с
помощью цифр
базовый
1
5 (2)
Математика, числа и
величины
Умение выявить,
установить и
продолжить
закономерность в
ряду чисел
базовый
1
6 (1)
Русский язык,
фонетика
Умение выделить
буквы мягких
согласных звуков в
простых случаях
базовый
1
6 (2)
Русский язык,
фонетика
Умение соотнести и
определить
количество звуков и
букв в слове
базовый
1
Всего: 6 заданий базового уровня, максимальный балл- 7 баллов
В анализе указывается количество , % учащихся,
Выполнивших задания базового уровня без ошибок и набравших максимальное
количество баллов
Набравших от 6 - 4баллов
Набравших менее 4 баллов
В анализе указывается количество и % учащихся, допустивших ошибки в каждом задании по
указанным критериям, а также количество и % УЧАЩИХСЯ, ВЫПОЛНИВШИХ ЗАДАНИЯ
(ПО КАЖДОМУ КРИТЕРИЮ) БЕЗ ОШИБОК
Номер
Учебный предмет,
Проверяемые
Уровень
Макси
задания
раздел\тема
умения и учебный
материал
сложности
задания
мальны
й балл
Дополнительная часть
7
Окружающий мир,
природные объекты
Наличие
первоначальных
представлений о
природных объектах,
умение
проанализировать
предложенные
ответы, используя
выявленные в
формулировке
задания критерии
повышенный
1
8 (1)
Окружающий мир,
природные объекты
Умение читать
информацию,
предложенную в
виде схемы;
приводить свои
примеры объектов
повышенный
1
8 (2)
Окружающий мир,
природные объекты
Умение читать
информацию,
представленную в
виде схемы;
дифференцировать
природные объекты
и то, что сделано
человеком; умение
классифицировать
объекты природы
повышенный
1
9
Математика, числа и
величины
Умение перевести
текст на язык
математики и
выполнить
необходимые
вычисления
повышенный
1
10
Русский язык\чтение,
высказывание,
осознанность чтения
Умение дать ответ в
виде комментария по
прочитанному тексту
или в виде формы
речевого этикета;
умение записать
ответ в свободной
форме (1-2
предложения)
повышенный
1
11
Русский язык, лексика
Умение объяснить
значение слова
повышенный
1
Всего: 5 заданий повышенного уровня, максимальный балл- 6 баллов
Дополнительная часть анализируется аналогично основной
В анализе указывается количество , % учащихся,
Выполнивших задания повышенного уровня без ошибок и набравших максимальное
количество баллов
Набравших от 5 – 3 баллов
Набравших менее 3 баллов
В анализе указывается количество и % учащихся, допустивших ошибки в каждом задании по
указанным критериям, а также количество и % учащихся, выполнивших задания (по каждому
критерию) без ошибок
Вся работа в целом
Максимальный балл за всю работу- 13 баллов
Указать количество и % учащихся,
набравших 13 баллов за всю работу
набравших 12-10 баллов за всю работы
набравших 9-6 баллов за всю работу
набравших менее 6 баллов за всю работу
указать количество и % учащихся, объективно оценивших свою работу, допустивших
занижение\завышение самооценки
Ṿ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Новизна подхода к организации мониторинга достижений младшими школьниками
планируемых результатов освоения ООП состоит в следующем:
1.
изменились
целевые
установки
контроля
(задания
ориентированы
на
проверку
сформированности
универсальных
и
специфических
для
каждого
учебного
предмета
способов действий);
2.
появилась
необходимость
в
использовании
критериального
подхода
при
разработке
заданий. Основными критериями оценивания при этом выступают планируемые результаты
освоения ООП;
3.
предметом диагностики выступают как достигаемые образовательные результаты, так и
процесс их достижения;
4.
изменилась
роль
учителя
при
проведении
работ
(активный
участник,
рефлексивная
позиция при анализе и коррекции, наблюдатель при проведении).
Именно
такой
подход
обеспечивает
педагогам
возможность
в
деятельностном
режиме
осваивать новые способы организации оценочной деятельности.
Проведенная образовательным учреждением
работа по повышению качества образования
позволяет сделать вывод: построенная система контроля и оценки соответствует требованиям
ФГОС НОО и более эффективна по сравнению с традиционной.
Важнейшими компонентами разработанной системы являются:
• выделение предметно-деятельностных (содержательных) линий;
• ориентированность на способы предметных действий;
• разноуровневость заданий;
• деятельностная направленность контрольных заданий;
• организация и самооценка учащихся.
Введение в образовательный процесс такой системы контроля и оценки приводит к более
объективной и качественной обратной связи, эффективно включит учащихся в контрольно-
оценочную деятельность, поддерживает и стимулирует их, позволяет отслеживать
индивидуальный прогресс.
Считаю, что проведенная работа положительно влияет на достижения учащимися всех трех
составляющих планируемых результатов.
Практическая значимость состоит в возможности использования построенной системы
оценивания и контроля учебных достижений в практике работы учителей ОУ. Результаты
данной работы озвучиваются и анализируются на ШМО учителей начального и среднего звена,
на педагогических советах.
ṾӀ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
•
Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. ФГОС второго
поколения./под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой./.
• Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой,О.Б.
Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.
• Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилов.
• Хасан Б.И., Эльконин Б.Д., Нежнов П.Г.. Мониторинг индивидуального прогресса учащихся –
новый подход к диагностике достижений